Организация и совершенствование кадровой политики предприятия на примере ООО «СоюзКонтракт»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2013 в 15:20, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность темы обусловлена возрастающим влиянием проводимой предприятием кадровой политики на его эффективную деятельность.
Объектом исследования является ООО «СоюзКонтракт».
Предметом исследования выступает кадровая политика предприятия ООО «СоюзКонтракт».
Общая цель конкретизируется в следующих задачах исследования:
- конкретизировать сущность и типы кадровой политики предприятия;
- раскрыть взаимосвязь кадровой политики предприятия с общей стратегией предприятия;
- выявить условия разработки кадровой политики;
- провести экономическую оценку деятельности ООО «СоюзКонтракт»;

Содержание

оглавление

3
Глава 1 ОБЩАЯ Характеристика ООО «СОЮЗКОНТРАКТ»

1.1 История создания, цели и задачи предприятия

1.2 Организационная структура предприятия и функции управления

1.3 Внешняя среда предприятия

1.4 Характеристика персонала предприятия

Глава 2 АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «СОЮЗКОНТРАКТ»

2.1 Анализ основных технико-экономических показателей

2.2 Анализ основных и оборотных средств предприятия

2.3 Анализ финансового состояния предприятия

2.4 Анализ финансового результата деятельности предприятия и пути его улучшения

Глава 3 Анализ состояния и пути совершенствования кадровоЙ политики на предприятии

3.1 Теоретические основы кадровой политики

3.2 Организация и планирование кадровой политики на предприятии

3.2.1 Этапы проектирования кадровой политики

3.2.2 Кадровые мероприятия и кадровая стратегия

3.3 Анализ кадровой политики ООО «СоюзКонтракт»

3.4 Разработка рекомендаций и оценка эффективности мероприятий по совершенствованию кадровой политики ООО «СоюзКонтракт»

Заключение

Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Вложенные файлы: 1 файл

полный готовый диплом.doc

— 841.50 Кб (Скачать файл)

В зависимости от того, насколько  организация адаптивна к изменениям в окружении, выделяется два типа управления организацией [10, с.78]:

  1. Механистический тип управления.
  2. Органический тип управления.

Механистический тип  управления организацией характеризуется  набором следующих характеристик:

    • четко определенные, стандартизированные и устойчивые задачи подразделений;
    • власть проистекает из иерархических уровней в организации и из позиции в организации;
    • иерархическая система контроля;
    • командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз;
    • содержанием коммуникаций преимущественно являются распоряжения, инструкции и принятые руководством решения;
    • консервативная, негибкая организационная структура.

Для органического типе управления организацией характерны:

    • гибкая структура;
    • динамичные, но конкретные задачи подразделений;
    • готовность к изменениям;
    • власть базируется на знании и опыте;
    • самоконтроль и контроль коллег;
    • многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные, диагональные и др.);
    • содержанием коммуникаций является информация и советы.

В настоящее время в ООО «СоюзКонтракт» используется механистический стиль управления, что обусловлено выходом ее из структуры крупной компании (практически все руководители ранее работали в ОАО «Удмуртнефть» и сохранили принятые там методы работы). Пока организация работает на достаточно стабильном, не динамичном рынке с заранее известным кругом потенциальных потребителей и их требованиями, такой стиль управления позволяет обеспечить приемлемый уровень управляемости организацией. В то же время необходимо отметить, что при активизации конкуренции на данном рынке, а также при расширении спектра оказываемых услуг и выходе ООО «СоюзКонтракт» на другие рынки (например, выполнение строительно-монтажных работ для предприятий промышленности), механический стиль управления может негативно повлиять на эффективность функционирования организации. В стабильных условиях консервативность и иерархичность организационной структуры содействуют снижению издержек организации. В динамично меняющихся условиях внешней среды консервативность фактически означает сопротивление изменениям. Соответственно, руководство предприятия должно всерьез подходить к вопросу выбора стиля управления. В перспективе для обеспечения активного расширения объемов деятельности организации целесообразно будет перейти к органическому стилю управления и, возможно, изменить структуру управления предприятия на дивизиональную. В последнем случае основным производственным подразделениям предприятия должна быть предоставлена возможность самостоятельной работы на рынке (поиск и получение заказов, самостоятельный контроль качества оказываемых услуг и т.д.). Еще раз подчеркнем, что изменение стиля и структуру управления целесообразны в перспективе, при условии ужесточения конкурентной среды на рынках, где будет функционировать ООО «СоюзКонтракт».

В настоящее  же время целесообразно внедрение  ряда организационно-технических мероприятий, способных обеспечить устранить недостатки существующей структуры управления и повысить эффективность функционирования организации.

Характеризуя  систему управления в целом, можно  отметить, что в организации отсутствует  отдел маркетинга. Таким образом, отсутствует одно из самых главных в рыночной экономике подразделение.

Как известно, маркетинговая деятельность подразумевает под собой выявление потребностей клиентов организации и их удовлетворение посредством обеспечения соответствия создаваемого организацией продукта (оказываемых услуг) запросам клиентов. Таким образом, концепция маркетинга строится на утверждении, что фирма должна выявить с помощью исследований нужды и запросы точно очерченного целевого рынка и обеспечить их желаемое удовлетворение.

Для этого организация должна на регулярной основе осуществлять следующие  процессы:

    • изучение рынков, на которых может функционировать или уже функционирует организация;
    • разработка методов ценообразования на продукты (услуги) организации;
    • рекламная деятельность;
    • организация системы сбыта.

В настоящее время в ООО «СоюзКонтракт» функции отдела маркетинга (анализ потребностей рынка, исследование емкости рынка, продвижение на рынке услуг организации и т.д.) фактически возложены на топ-менеджеров организации, которые осуществляют их параллельно с выполнением своих основных обязанностей. Отсутствие специалистов в области маркетинга негативно сказывается на результатах деятельности организации, что выражается, в первую очередь, в небольшом количестве новых заказчиков и низком эффекте рекламной деятельности.

Основными направлениями работы в  области рекламы оказываемых  ООО «СоюзКонтракт» услуг являются участие предприятия в специализированных выставках, публикации в соответствующих печатных изданиях, переписка с потенциальными потребителями. Так, в течение последних 7 лет предприятие принимало активное участие в выставках «Нефть. Химия. Машиностроение», которые проводились в различных городах России, а также в выставке «Ресурсы и энергосберегающие технологии», проводимой в октябре в г. Чебоксары. Отметим, что в настоящее время не проводится никаких исследований потенциальной емкости рынка предлагаемых услуг в Удмуртской республике и близлежащих регионах, также как не осуществляется и анализ деятельности основных конкурентов.

Создание на предприятии отдела маркетинга способно существенно улучшить функционирование предприятия. Во-первых, предоставление руководителям предприятия  информации о требованиях потенциальных  потребителей способно повысить обоснованность принимаемых решений. Во-вторых, активизация рекламной деятельности должна способствовать увеличению объемов оказываемых услуг.

К существенным недостаткам  деятельности ООО «СоюзКонтракт» можно отнести низкий уровень автоматизации труда инженерно-технического персонала. В частности, на предприятии не существует подразделения или конкретного человека, ответственного за нормальное функционирование компьютерной техники и программного обеспечения. Таким образом, в настоящее время на предприятии полностью отсутствует какая-либо четко сформулированная политика в области информационных технологий

Особенностью функционирования ООО «СоюзКонтракт» является его работа по конкретным заказам, которые могут быть рассмотрены как отдельные проекты. Соответственно, все подразделения предприятия в той или иной степени участвуют в их реализации, направляя свои ресурсы (производственное оборудование, персонал) в соответствующее время. Автоматизация системы распределения ресурсов предприятия между выполняемыми проектами с последующим ведением учета их использования, а также встроенными механизмами контроля за эффективностью использования ресурсов, способна обеспечить оптимальное использование всех имеющихся у организации ресурсов.

Но говоря о автоматизированных системах управления, нельзя не отметить, что полная отдача от таких внедрений в настоящее время не может быть достигнута в связи с низкой квалификацией персонала в области работы на компьютере. Руководству предприятия следует уделять больше внимания подготовке и переподготовке специалистов в области АСУ, так как в настоящее время дорогостоящая компьютерная техника используется не в полном объеме.

Таким образом, на наш  взгляд, целесообразно введение в  структуру предприятия и отдела информационных технологий, основными задачами которого станут упорядочивание и компьютеризация информационных потоков на предприятии и внедрение системы управления проектами. Создание единой локальной сети по всему предприятию, ведение всего документооборота не только в бумажном, но и в электронном виде, разработка и создание единых информационных баз данных предприятия с обеспечением разграниченного доступа к ним сотрудников позволят значительно повысить эффективность деятельности инженерно-технических и административно-управленческих специалистов предприятия.

 

1.3 Внешняя среда предприятия

 

Предпринимательская среда, в которой функционирует организация, во многом определяет основные результаты ее деятельности. По определению Виханского О.С., предпринимательская среда  – сложившаяся определенная социально-экономическая, организационно-правовая и политическая среда, обеспечивающая или тормозящая развитие предприятия. Ее можно подразделить на внешнюю и внутреннюю [11, с.109].

К факторам внешней среды  относятся политическая, макроэкономическая, демографическая, научно-техническая, международная, социально-культурная ситуации, сложившиеся в настоящее время и косвенно воздействующие на работу предприятия.

К непосредственно влияющим на работу предприятиям факторам внешней  среды относятся государственное регулирование, поставщики сырья и материалов, потребители продукции, конкуренты, как существующие, так и потенциальные, банковская система и т.д.

Внутренняя среда представлена силами, имеющими непосредственное отношение  к предприятию и воздействующими  на его возможности устанавливать и поддерживать с целевыми клиентами отношения успешного сотрудничества.

Анализ внешней среды  показывает, что учитывая специфику  деятельности организации, ООО «СоюзКонтракт» существенно зависит от состояния нефтяной отрасли, а следовательно от ряда макроэкономических факторов, в первую очередь, таких как уровень мировых цен на нефть, а также уровня и условий налогообложения нефтяных компаний России.

Роль нефтяной промышленности, на которую ориентируется ООО «СоюзКонтракт», в российской экономике исключительно велика. В нефтяном комплексе работает 542 тыс. человек, из которых 416 тыс. заняты в нефтедобывающей промышленности, 118 тыс. - в нефтеперерабатывающей. На нее приходится только 1 процент всей занятости России, но при этом она обеспечивает 6% объема ВВП, 16% экспорта и 22% налоговых поступлений в бюджет. Нефтяной комплекс России занимает достаточно заметное место в мировом хозяйстве: разведанные запасы нефти Российской Федерации составляют более 12% от мировых, а соответствующий показатель по добыче - 8,6%. В целом, нефтяной комплекс охватывает подготовку запасов, добычу, транспорт, переработку нефти и включает в себя 10 крупных вертикально - интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), добывающих 87,7% нефти, и 113 мелких компаний с объемом добычи 9,2%. Более 3% добычи нефтяного сырья осуществляет ОАО "Газпром"[1, с.5].

При этом состояние основных производственных фондов (ОПФ) нефтяного  комплекса характеризуются большой долей износа, а их технологический уровень является отсталым. В целом, в нефтедобывающей промышленности степень износа ОПФ составляет около 55%, а по отдельным нефтяным компаниям достигла 70% (Башнефть, Татнефть).

Непосредственно на территории Удмуртии в настоящее время открыто 98 месторождений нефти. Общие разведанные ресурсы нефти составляют 366,8 млн. тонн, накопленная добыча на 1 января 2008 года достигла 244,4 млн. тонн. Нефтяная отрасль в Удмуртии активно развивается, так только в течение 2006 года введено в разработку более 150 скважин [3, с.12].

Все указанные факторы позволяют говорить об устойчивом спросе со стороны нефтедобывающих предприятий на услуги по обустройству небольших месторождений, предлагаемые ООО «СоюзКонтракт».

Основную конкуренцию  на рынке придется выдерживать со стороны ЗАО «Удмуртнефть-Бурение», ранее Управление буровых работ (УБР). В настоящее время ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» осуществляет собственными силами весь комплекс работ по строительству скважин - от обустройства площадки бурения до спуска насосного оборудования. В составе управления работают: 21 буровая бригада, 6 бригад по испытанию скважин, вышкомонтажный, автотранспортный и тампонажный цеха, база производственного обслуживания и служба горизонтального бурения.

Таким образом, ЗАО «Удмуртнефть-Бурение» располагает всеми необходимыми производственными мощностями и высокотехнологичным оборудованием для осуществления буровых работ и их инженерно-технологического сопровождения, высококвалифицированными, что свидетельствует о высокой конкурентоспособности предприятия.

Крупными конкурентами ООО «СоюзКонтракт» являются и собственные строительно-монтажные подразделения нефтяных компаний, в первую очередь крупных. Основным преимуществом последних является их непосредственная близость к заказчику, что позволяет им часто получать заказы на обустройство месторождений без участия в тендерах.

Однако потенциально ООО «СоюзКонтракт» имеет ряд конкурентных преимуществ. Во-первых, это узкая специализация, что позволяет предоставлять услуги высочайшего качества благодаря применению современных технологий. Во-вторых, небольшой размер предприятия обеспечивает ему легкую управляемость и высокую мобильность, что чрезвычайно важно в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет предприятию сравнительно легко выйти на рынки других субъектов Российской Федерации. Третьим преимуществом организации, является высококвалифицированный персонал. Все сотрудники организации являются специалистами в данной области, имеющими большой опыт работы на объектах различной сложности. Организация постоянно отслеживает появление новых технологий и методов работы, что позволяет ей успешно конкурировать с другими строительно-монтажными предприятиями, специализирующимися на оказании услуг нефтяным компаниям. Заказчики получают гарантию на все производимые организацией работы, а также послегарантийное обслуживание.

 

1.4 Характеристика персонала предприятия

 

По численности персонала ООО «СоюзКонтракт» относится к средним организациям: среднесписочная численность работников за 2007 год составила 120 чел. (в 2006 г. – 103 чел.).

Информация о работе Организация и совершенствование кадровой политики предприятия на примере ООО «СоюзКонтракт»