Организационно-правовые основы формирования Фонда социального страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

В 1999–2000 годах в действующем законодательстве Российской Федерации, регулирующем вопросы социального страхования, произошли существенные изменения. В силу изменения политических и экономических реалий государство усиливало вмешательство в управление социальным страхованием. Шло дальнейшее огосударствление системы социального страхования, причем в условиях перехода к рынку оно воспринималось как объективно необходимый процесс, позволяющий обеспечить соблюдение конституционных гарантий социальных прав граждан Российской Федерации.

Очередной нормативный скачок в становлении системы государственного социального страхования произошел в конце прошлого – начале нынешнего столетий. Так, 16 июня 1999 года был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». А с 18 августа 1999 года вступил в силу Федеральный закон от 09.07.1999 г. «О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации», наделивший ФСС и его исполнительные органы полномочиями налоговых органов в пределах компетенции и изменивший срок подачи заявления о регистрации в Фонде социального страхования Российской Федерации. Впервые эта норма была практически реализована в январе 2000 года с вступлением в силу Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год», в котором как действующие нормы были включены изменения в сроке подачи заявления о регистрации в качестве страхователя. Этим же законом также впервые было подтверждено право исполнительных органов Фонда социального страхования применять в отношении страхователей финансовые санкции за нарушения в области социального страхования в соответствии с частью первой Налогового кодекса Российской Федерации. С 07.01.2000 г. вступил в силу и федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний». Этим законом в Российской Федерации вводился новый самостоятельный вид социального страхования. Страховщиком по данному виду страхования был признан Фонд социального страхования Российской Федерации. С вступлением в силу данного закона был запущен механизм регистрации и уплата страховых взносов и выплат по новому виду страхования – обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В то же время в других видах социального страхования произошла замена страховых принципов финансирования доходной части бюджета на налоговые. С 1 января 2001 года, в связи с принятием и введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, контроль поступления страховых взносов по государственному социальному страхованию (в виде единого социального налога) стали осуществлять налоговые органы, а контроль за расходованием этих средств продолжает осуществлять ФСС.

С начала 2001 года Фонд социального страхования и его исполнительные органы осуществляют страхование по двум видам:

-       по государственному социальному страхованию;

-      по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.        

С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части II Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) ФСС и его исполнительные органы осуществляют регистрацию только по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По государственному социальному страхованию (страховые взносы вошли составной частью в единый социальный налог) Фонд и его исполнительные органы осуществляли до января 2010 года лишь контроль расходования и целевого использования средств социального страхования (ст. 9 Федерального закона «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 05.08.2000г.).

С 1 января 2001 года по 1 января 2010 года доходная часть бюджета Фонда социального страхования формировалась путем сбора единого социального налога (ЕСН), которым законодатель заменил страховые взносы, ранее уплачивавшиеся страхователями в органы ФСС. При переходе к ЕСН произошло и снижение тарифа – с 5,4 (сохранялся неизменным с 1991 до 2001 г.) до 2,9% от фонда оплаты труда (ФОТ), на который производилось начисление налога. Администрирование платежей в связи с изменением их природы со страховой на налоговую было передано от органов Фонда к органам федеральной налоговой службы. От перехода к ЕСН ожидались массовый вывод заработных плат и других облагаемых доходов населения в «белую зону», увеличение налогооблагаемой базы и, как результат этого, существенный рост доходов государственных внебюджетных фондов, в том числе и ФСС. Однако результат «десятилетия ЕСН» оказался прямо противоположным – бюджеты фондов стали испытывать трудности с формированием доходной части и, как следствие, исполнялись с нарастающим дефицитом. В частности, бюджет ФСС в 2009 году (даже с учетом многократного увеличения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита доходов Фонда) имел дефицит в размере 73,0 млрд. рублей.          Возвращение с 1 января 2010 года к уплате страховых взносов призвано не только восстановить утраченную за предшествующий период сбалансированность бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе и ФСС, но и укрепить, усилить страховую природу системы социального страхования, создав предпосылки для ее дальнейшей модернизации. Целью принятия закона № 212-ФЗ, которым это возвращение было законодательно реализовано, было обеспечение нормативного и методологического единства функционирования системы обязательного социального страхования, увеличение сбора средств на социальные выплаты гражданам России. При переходе с 1 января 2010 года к сбору страховых взносов была сохранена ранее действовавшая ставка платежа в рамках ЕСН на нужды социального страхования – 2,9%. При этом в отличие от налогооблагаемой базы в 2009 году (где «отсечка» вводилась, начиная с 600 тыс. руб.) совокупный размер заработка, на который производится начисление страховых взносов, с 1 января 2010 года устанавливается в размере до 415 тыс. руб. в год. Она включает в себя все суммы выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком страховых взносов за отчетный период (календарный год) в пользу застрахованного лица нарастающим итогом с начала года. Все доходы, превышающие 415 тыс. руб. в год, от обложения страховыми взносами были освобождены. Порядок осуществления платежа не изменен: он должен производиться страхователем не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, на соответствующие счета Федерального казначейства. Платежи производятся платежными поручениями страхователей с указанием соответствующих кодов отчетности и заносятся в сводный реестр поступления и выбытия за операционный день. При возвращении к страховым взносам в качестве источника формирования доходной части бюджета ФСС было принято решение о поэтапном отказе от льготных режимов обложения, которыми до 2011 года пользуются некоторые категории плательщиков (в 2010 г. ставки тарифов для них не изменялись). Однако начиная уже с 2011 года ставки тарифов для тех, кто был освобожден от платежей или платил меньше 2,9%, будут поэтапно изменяться. Так, сельхозпроизводители будут платить страховые взносы в размере 1,9% от облагаемой базы до 31 декабря 2012 года. На переходный период – 2013-2014 годы – размер тарифной ставки платежа для них установлен законодателем в размере 2,4%. А уже с 2015 года – в размере 2,9%. С начала 2011 года практически все организации, ранее освобожденные в 2010 году от взносов по соцстраху, будут выплачивать их в размере 1,9% от облагаемой базы. Исключение составят только организации, применяющие единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности и упрощенную систему налогообложения. Для них уже с 2011 года предусмотрен размер страхового платежа 2,9%. Для остальных же законодателем предусмотрено поэтапное повышение тарифных ставок от 1,9 до 2,9%. Ставка 1,9% будет действовать в 2011-2012 годах для организаций:1) имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны;2) использующих труд инвалидов; 3) уплачивающих единый сельскохозяйственный налог.          В 2013-2014 годах ставка страхового платежа для них составит 2,4%. А с 2015 года будет введена общая ставка – 2,9%.В связи с возвращением к страховым платежам Фонду социального страхования была возвращена и функция администрирования страховых платежей. Впрочем, по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Фонд выполнял функции администрирования платежей и на протяжении всего «десятилетия ЕСН». Основанием для этого был Федеральный закона от 14.07.1998г. № 125-ФЗ, который выделил данный вид страхования в особое направление деятельности Фонда, сохранив в качестве источника его финансирования страховые платежи в размере от 0,2 до 8,5% (ранее – 10,7%) от ФОТ в зависимости от класса профессионального риска производства. Что же касается остальных направлений деятельности Фонда, то функции администрирования страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возложены на ФСС РФ и его территориальные органы с 1 января 2010 года, в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ.

Таким образом, рассмотрим основные законодательные акты регулирующие деятельность Фонда социального страхования:

Формирование бюджета Фонда социального страхования РФ основано на положениях Федерального закона от 2 декабря 2013 г. № 322-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»

Основными положениями, прописанными в ФЗ№ 322 являются:

      1. Установленные нормативы доходов и расходов бюджета ФСС, а так же норматив возможного дефицита средств, восполняемых федеральным бюджетом.
      2. Установленные нормативы расходов бюджетных средств на обеспечение функций (направлений расходов) ФСС, а так же главных распорядителей бюджетных средств.

Данный закон устанавливается на 3 года и имеет своей целью реализацию прогнозной и нормативной функции управления в сфере реализации социального страхования населения.

Тарифы выплат в фонд социального страхования установлены согласно Письмам, разъясняющим применение тарифов, а именно:

- письмо ПФ РФ от 30.12.2013 N НП-30-26/20622 «О дополнительных тарифах страховых взносов»;

- информация ПФ РФ об изменениях  для плательщиков страховых взносов  в 2014 году;

- информация ПФ РФ «Выбор вариантов пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования»;

- информация ПФ РФ «Вопросы и ответы о выборе варианта пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования в 2014 - 2015 годах».

Все тарифные планы и их изменение и применение прописаны в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

Таким образом, основными нормативно правовыми актами регулирующими деятельность государственного учреждения Фонда социального страхования являются:

1. Федеральный закон 02.12.2013 г. №322-Ф3 «0 бюджете Фонда социального  страхования Российской Федерации  на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

Как было сказано выше, данный закон регулирует объем дохода и расхода бюджетных средств ФСС, а так же направления социального обеспечения населения.

2.   Трудовой кодекс Российской Федерации.

Трудовой кодекс РФ регулирует направление социального обеспечения, касающееся работников организаций, а именно:

- обеспечение безопасности труда  – отсюда исходят нормативы определения ущерба и возмещения потерпевших в результате несчастных случаев на производстве;

- обеспечение дополнительными оплачиваемыми выходными днями родителей детей-инвалидов, а так же одиноких родителей.

Таким образом, Трудовой кодекс является правоустанавливающим документом регулирующим взаимоотношения работников и работодателей.

3.Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ  «О страховых взносах в Пенсионный  фонд Российской Федерации, Фонд  социального страхования Российской  Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

ФЗ №212 определяет размер уплаты страховых взносов в ПФ (пенсионный фонд), ФСС (фонд социального страхования), ФОМС (фонд медицинского страхования) и ответственность в случае нарушения. Так же данный закон регулирует порядок их уплаты, и нормирует льготные условия для некоторых категорий работодателей.

4.Федеральный закон от 24.07.1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном  страховании от несчастных случаев  на производстве и профессиональных  заболеваний» (в редакции Федерального закона от 08.12.2010 г. № 348-ФЗ).

ФЗ№125 устанавливает правовые, организационные и экономические факторы обоснования обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так же определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.

Таким образом, ФЗ№125 является дополняющим нормативн6ым документом к положениям Трудового кодекса.

  1. Положение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2006 г. №286.

Положение №286 формирует методику расчета и обоснование сумм при определении необходимости дополнительных выплат на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованных лиц, получивших повреждение здоровья вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Подробное описание нормативно-правовых актов расходов представлены в таблице 2 (см. приложение).

Вывод по материалу главы 1:

Исходя из рассмотренного материала выделим основные тезисы:

Фонд социального страхования является управляющей организацией, регулирующей формирование и развитие системы социального страхования населения.

Основной функцией создания и развития системы социального страхования являются – обеспечение социально-экономической поддержкой населения.

 

 

 

 

2.Анализ доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

2.1. Состав и структура доходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации

 

Запланированный и фактический объем доходов ФСС в ч 2009 по 2015 годы представим на рис.1.

Рис. 1 – Объем доходов ФСС 2009 – 2015

Рассмотрим подробнее структуру доходов ФСС

Структура доходов согласно кодам бюджетной классификации представлена в приложении.

Проанализируем динамику структуры доходов за 2008 – 2013 годы (рис. 2)

Данные представлены согласно таблице 2.

Таблица 2 – Данные по динамике структуры доходов фонда социального страхования


 

2008

2009

2010

2011

2012

2013

налоги, страховые взносы

292021

291579

316979

390364

426221

826461

из федерального бюджета

49850

131099

109082

145910

180660

130554

Средств ФОМС

16661

17000

17500

18000

17639

19030


 

Таким образом, можно отметить рост налоговых поступлений, как основного источника доходов фонда социального страхования.

Проект бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации сформирован по доходам:

- в 2011 году в сумме – 458 819 504,7 тыс. рублей, или 107,8% к уровню2010 года;

- в 2012 году – 500 984 772,1 тыс. рублей, или 109,2% к уровню 2011 года;

Информация о работе Организационно-правовые основы формирования Фонда социального страхования Российской Федерации