Система социального страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2014 в 00:05, дипломная работа

Краткое описание

Целью дипломной работы является исследование специфики деятельности Фонда социального страхования на примере Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике.
В соответствии с намеченной целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:
- исследована отечественная система социального страхования;
- рассмотрена деятельность Фонда социального страхования;
- проведен анализ источников финансирования и использования средств в региональном отделении Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике;
- проанализированы статьи расходов регионального отделения за отдельные периоды;
- обозначены основные проблемы формирования доходной части бюджета Фонда и использования средств Фонда;
- выявлены перспективы развития Фонда социального страхования.

Содержание

Введение 3
1. Система социального страхования Российской Федерации 5
1.1. Сущность системы социального страхования РФ 5
1.2. Исторический опыт развития системы социального обеспечения 8
1.3. Зарубежный опыт развития системы социального обеспечения 13
1.4. Развитие системы социального страхования 19
2. Общая характеристика объекта исследования 31
2.1. Региональное отделение Фонда социального страхования по УР как объект исследования 31
2.2. Историческая справка об организации регионального отделения Фонда социального страхования по УР 33
2.3. Состав и структура регионального отделения Фонда социального страхования по УР 36
2.4. Организация работы регионального отделения ФСС по УР 38
2.5. Кадровый состав регионального отделения ФСС по УР 44
3. Анализ источников финансирования и использования средств на выплату пособий 49
3.1. Общая характеристика источников финансирования 49
3.2. Анализ использования средств на выплату пособий 53
3.3. Проблемы формирования доходной части бюджета регионального отделения ФСС по УР 63
3.4. Перспективы развития и предложения по совершенствованию деятельности РО ФСС по УР 70
Заключение 79
Список литературы 85

Вложенные файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 47.50 Кб (Скачать файл)

Введение                                                                                                                                             3

1. Система социального страхования  Российской Федерации                                                   5

1.1. Сущность системы социального  страхования РФ                                                                5

1.2. Исторический опыт развития системы  социального обеспечения                                    8

1.3. Зарубежный опыт развития системы  социального обеспечения                                      13

1.4. Развитие системы социального  страхования                                                                       19

2. Общая характеристика объекта  исследования                                                                       31

2.1. Региональное отделение Фонда  социального страхования по УР  как объект исследования         31

2.2. Историческая справка об организации  регионального отделения Фонда  социального страхования по УР                                                                                                                                                       33

2.3. Состав и структура регионального  отделения Фонда социального  страхования по УР 36

2.4. Организация работы регионального отделения ФСС по УР                                             38

2.5. Кадровый состав регионального  отделения ФСС по УР                                                  44

3. Анализ источников финансирования  и использования средств на  выплату пособий       49

3.1. Общая характеристика источников  финансирования                                                          49

3.2. Анализ использования средств  на выплату пособий                                                           53

3.3. Проблемы формирования доходной части бюджета регионального  отделения ФСС по УР        63

3.4. Перспективы развития и предложения  по совершенствованию  деятельности РО ФСС по УР     70

Заключение                                                                                                                                       79

Список литературы                                                                                                                          85

 

Изучение основных организационно-экономических вопросов деятельности отделения Фонда социального страхования по Удмуртской Республике является проблемой данного исследования, которая и определяет актуальность темы дипломной работы.

Теоретической и методологической основой работы явились современные теоретические разработки отечественных и иностранных ученых по вопросам развития социального страхования (Ветрова Н.М., Гришин В.В., Когаловская Э.Т., Кричагин В.И., Миронов А.А., Решетников А.В., Семенов В.И., Таранов A.M., Чейда А.А., Шейман И.М., Delmo L.K., Enthoven A., Glaser W., Robinson M.).

Быстро развивающиеся рыночные отношения в России принесли  с собой  изменения в структуре промышленных отраслей, номенклатуре выпускаемой продукции, ломке многолетних хозяйственных связей.  Такие изменения не обошли и социальную сферу.  Дифференциация доходов населения повлекла за собой расслоение общества   в  зависимости   от  получаемых  доходов, что привело к социальной нестабильности. Государство должно было найти меры, способствующие сглаживанию сложившихся противоречий,  укреплено  социальной защиты населения.

Важнейшим механизмом обеспечения социальных гарантий является социальное страхование.  Еще в начале 1990-х годов в СССР было принято решение о разделении единой системы государственного социального страхования на две независимые составляющие: систему пенсионного страхования и систему социального страхования в узком смысле.

В России в ходе начатых реформ были образованы относительно независимые «финансово-кредитные учреждения» системы социального страхования – государственные внебюджетные социальные фонды, средства которых обособлены от государственного бюджета. Их активная деятельность способствовала смягчению социальных последствий в первые годы реформ.

В 90-х годах ХХ столетия созданы новые государственные  формы  социальных институтов Пенсионный фонд России, Государственный фонд  занятости  населения, Фонд обязательного медицинского  страхования. Существенные преобразования   коснулись  и  Фонда социального  страхования.  В связи с этим возникли практические вопросы постановки бухгалтерского учета и отчетности во вновь созданном Фонде социального страхования. К ним, прежде всего  можно  отнести  учет доходов и расходов.

Целью  дипломной  работы является  исследование  специфики деятельности Фонда социального страхования  на примере  Регионального отделения Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике.

В соответствии с намеченной целью в дипломной работе поставлены и решены следующие задачи:

-   исследована отечественная  система  социального страхования;

-   рассмотрена  деятельность Фонда социального страхования;

-   проведен анализ источников финансирования и использования средств в региональном отделении Фонда социального страхования РФ по Удмуртской республике;

-   проанализированы  статьи расходов  регионального отделения  за отдельные  периоды;

-   обозначены основные проблемы формирования доходной части бюджета Фонда и использования средств Фонда;

-   выявлены перспективы развития Фонда социального страхования.

 

1. Система социального страхования Российской Федерации

 

1.1. Сущность системы  социального страхования РФ

 

Из основополагающих международно-правовых документов термины "социальное обеспечение", "социальная защита", "социальное страхование", "социальная помощь" и т.п. прочно вошли в обиход сегодняшней российской действительности. Развитие законодательства о социальном обеспечении требует разграничения и легального определения этих основополагающих понятий, поскольку в настоящее время они размыты, в них зачастую вкладывается разный смысл, в том числе и законодателем, что вызывает сложности в законотворчестве и в правоприменительной практике, а также в теоретической разработке проблем социального обеспечения. Произвести с должной степенью определенности разграничение этих понятий, а также установить их соотношение друг с другом - задача весьма непростая.

Если исходить из анализа конституционных норм, социальная защита - более широкое понятие, чем социальное обеспечение, и полностью включает в себя последнее (см. пункт "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации). Согласно статье 7 Конституции социальная защита охватывает охрану труда и здоровья людей, установление гарантированного минимума оплаты труда, государственную поддержку семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, систему социальных служб и др. Еще более широко как в отношении различных категорий населения, так и в отношении мер их поддержки используется это понятие в текущем законодательстве. Законодатель говорит о социальной защите применительно к определенным социальным группам, нуждающимся в его повышенном внимании в силу причин самого разного плана. К ним отнесены не только граждане, традиционно охватываемые сферой социального обеспечения, например, инвалиды и лица пенсионного возраста, но и другие категории населения, в том числе полностью трудоспособные и имеющие доходы от своей профессиональной деятельности, например, военнослужащие, сотрудники правоохранительных органов, судьи, участники войн, ликвидации последствий стихийных или техногенных катастроф и лица, пострадавшие от таких событий, беженцы, жертвы насилия в семье и др.

Поскольку регулирование отношений по предоставлению социальной защиты является предметом разных отраслей законодательства, представляется неправомерным применительно к законодательству о социальном обеспечении использовать понятие социальной защиты как равнозначное ему. В свое время только переименование Министерства социального обеспечения в Министерство социальной защиты населения привело, с одной стороны, к размыванию понятия и границ социального обеспечения, а с другой - к снижению внимания к тем компонентам социальной защиты граждан, которые не связаны напрямую с социальным обеспечением, например, к профилактике детской безнадзорности и преступности.

Понятие "социальное обеспечение" включает, прежде всего, выплаты, услуги либо натуральные блага, предоставляемые при наступлении (или наличии) определенных социальных рисков, связанных с невозможностью граждан своими силами обеспечить себя или нетрудоспособных членов своей семьи достаточными средствами к жизни. Согласно Конвенции МОТ "О минимальных нормах социального обеспечения" 1952 г. N 102 - это медицинская помощь и пособие по болезни, денежные выплаты (пенсии или пособия) в случаях безработицы, старости, инвалидности, потери кормильца, трудового увечья или профессионального заболевания, беременности и родов, а также семейные пособия.

Неотъемлемой частью социального обеспечения является предоставление нетрудоспособным, нуждающимся в этом гражданам, социальных услуг взамен либо в дополнение к денежным выплатам (например, услуг домов-интернатов и других социальных учреждений), а также разного рода льгот и преимуществ (например, по оплате лекарств, по бесплатному протезированию и др.).

Чтобы располагать необходимыми денежными средствами для финансирования социального обеспечения работников и их семей, государство традиционно использует институт социального страхования - основной подсистемы в системе социального обеспечения. Как показывают зарубежный опыт и практика Российской Федерации, это наиболее рациональная и оптимальная форма социального обеспечения работников при наступлении социальных страховых рисков, поскольку, с одной стороны, позволяет не включать необходимые для этого средства в состав текущей заработной платы, а с другой - дает возможность распределять собранные средства между теми застрахованными, кому они необходимы сегодня, причем своевременно и в достаточном объеме.

В социальном обеспечении нуждаются также и не работавшие ранее граждане, лишившиеся способности к труду или потерявшие кормильца вследствие войн и военных конфликтов, природных, техногенных (в том числе радиационных) катастроф, незаконных политических репрессий. Материальная поддержка необходима детям, в том числе лишенным попечения родителей, малообеспеченным семьям и лицам, одиноким нетрудоспособным гражданам, которые не были застрахованы. Поэтому параллельно с системой социального страхования развивалась и та часть социального обеспечения, которая финансируется непосредственно из государственного бюджета. В теоретическом и практическом плане эту часть социального обеспечения можно разделить на несколько подсистем:

-   обеспечение лиц из числа военнослужащих, некоторых других категорий граждан, подлежавших в период своей деятельности обязательному социальному страхованию (и их семей);

-   обеспечение жертв социальных и техногенных катастроф;

-   обеспечение детей и семей с детьми;

-   социальная помощь (попечительство, вспомоществование) лицам, впавшим в нужду, безотносительно к их прошлой занятости.

1.2. Исторический  опыт развития системы социального  обеспечения

 

Специфика отношений по социальному страхованию, ранее входивших в предмет трудового права, а также по социальному обеспечению лиц, не подлежащих социальному страхованию, включавшихся в свое время в предмет административного права, привела в свое время к осознанию социального обеспечения как самостоятельной отрасли законодательства. В 60-70-х годах в СССР была обоснована теоретически и признана законодателем соответствующая новая отрасль - законодательство о социальном обеспечении. Анализ положений действующей Конституции, а также текущего законодательства России свидетельствует о том, что в системе российского законодательства эта самостоятельная отрасль сохраняется.

Право на социальное обеспечение - одно из основных конституционных прав граждан. В главе 2 Конституции Российской Федерации, посвященной правам и свободам человека и гражданина, ему отведена специальная норма - статья 39, согласно которой каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Там же предусмотрено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом, поощряются добровольное социальное страхование/создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

 


Информация о работе Система социального страхования Российской Федерации