Организационно-правовые основы стандартизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 07:11, реферат

Краткое описание

Начало века и тысячелетия ознаменовано колоссальными переменами в экономической и социальной сферах нашей страны. Россия вступает в новый этап своего развития, перенимая лучшие традиции западных культур ведения производства, распределения и сбыта.
Большинство предпринимателей сегодня отчетливо понимают, что на место ценовой конкуренции приходит совершенно иная форма соревнования – это качество готовой продукции и не просто высокое, а стабильно высокое качество.

Вложенные файлы: 1 файл

Организационно-правовые основы стандартизации в РФ..docx

— 42.39 Кб (Скачать файл)

Введение  
Начало века и тысячелетия ознаменовано колоссальными переменами в экономической и социальной сферах нашей страны. Россия вступает в новый этап своего развития, перенимая лучшие традиции западных культур ведения производства, распределения и сбыта.  
Большинство предпринимателей сегодня отчетливо понимают, что на место ценовой конкуренции приходит совершенно иная форма соревнования – это качество готовой продукции и не просто высокое, а стабильно высокое качество. 
Требования к качеству можно определить как выражение определенных потребностей или их перевод в набор количественно или качественно установленных требований к характеристикам объекта с целью их воплощения в объекте и проверки.  
По мере развития промышленного производства продукция становилась все более сложной, то есть число ее характеристик, а, следовательно, и требований к качеству постоянно растет. Именно поэтому необходимы стандарты, на которые можно было бы ориентироваться для обеспечения стабильности качества продукции предприятия.  
Современная система управления качеством базируется на стандартизации – деятельности по установлению имеющих юридическую силу норм, правил и характеристик, оформленных нормативными документами. Именно этот вопрос рассмотрен в данном реферате.  
Цель исследования состоит в том, чтобы осознать проблемы стандартизации, ее цели, задачи, принципы и методы, разобраться в системе организации работ по стандартизации в РФ, ее нормативно-правовых основах.  
Основные задачи, стоявшие перед автором, это сформировать представление о стандартизации, выявить основные категории стандартов и нормативных документов, сферы их деятельности и ответственность, которую необходимо понести при их нарушение.  
Нельзя обойти вниманием и тот факт, что на смену Закону «О стандартизации» пришел Федеральный закон « О техническом регулировании». Все вопросы в данном реферате рассмотрены с учетом этой особенности.  
Отметим, что стремительное развитие российской экономики с каждым днем приближает момент вступления нашей страны в ВТО. Для многих отечественных производителей этот процесс сопряжен с решением целого ряда проблем, связанных с системой стандартизации и контроля качества сырья, полуфабрикатов и готовой продукции.  
 
Глава 1. Стандартизация в управлении качеством  
1.1. Основные понятия  
Одним из краеугольных камней современного управления качеством является стандартизация. Определение сущности любого явления – сложный процесс. Ученые, работающие в области теории стандартизации, приводят ряд формулировок понятия «стандартизация». По определению Международной организации по стандартизации (International Standard Organization – ISO) стандартизация представляет собой «процесс установления и применения правил с целью упорядочения в данной области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности, для достижения всеобщей максимальной экономии с соблюдением функциональных условий и требований безопасности» [6].  
Таким образом, стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённой области на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении условий эксплуатации и требований безопасности [8]. Стандартизация, основанная на объединённых достижениях науки, техники и передового опыта, определяет основу не только настоящего, но и будущего развития промышленности. Из определения следует, что стандартизация – это плановая деятельность по установлению обязательных правил, норм и требований, выполнение которых обеспечивает экономически оптимальное качество продукции, повышение производительности общественного труда и эффективности использования материальных ценностей при соблюдении требований безопасности [5].  
Существуют две разновидности стандартизации: фактическая и официальная.  
Фактическая стандартизация отражает некоторые исторически сложившиеся особенности и правила жизни общества (календарь, письменность, счет).  
Официальная стандартизация является результатом целенаправленной деятельности и всегда завершается выпуском нормативной документации, составляемой по установленной форме, имеющей определенную сферу и конкретные сроки действия [8].  
Введем еще одно понятие. Стандарт – нормативно-технический документ по стандартизации, устанавливающий комплекс норм, правил, требований к объекту стандартизации и утверждённый компетентным органом [4]. Стандарт, разработанный на основе науки, техники, передового опыта, должен предусматривать оптимальные для общества решения. Стандарты разрабатывают как на материальные предметы (продукцию, эталоны, образцы веществ), так и на нормы, правила, требования к объектам организационно-методического и общетехнического характера. Стандарт – это самое целесообразное решение повторяющейся задачи для достижения определённой цели. Стандарты содержат показатели, которые гарантируют возможность повышения качества продукции и экономичности её производства, а также повышения уровня её взаимозаменяемости.  
Стандартизации весьма динамична, она всегда должна отвечать изменениям, происходящим во всех сферах жизни общества, прежде всего в технике и экономике, стремиться успевать и предвосхищать эти изменения с тем, чтобы нормативные документы (стандарты) способствовали развитию, а не торможению производства и сферы услуг.  
Стандартизация как область практической деятельности также тесно связана с сертификацией. И стандартизация, и сертификация призваны решать одну общую задачу – обеспечить необходимый уровень качества продукции, процессов, услуг.  
Природа стандартизации кроется в массовости, многономенклатурности, многовариантности предметов, явлений и процессов, характерных для современного произ¬водства и реализации товаров и услуг. С неоправданным разнообразием мы каждодневно сталкиваемся на производстве и в быту, стоит только присмотреться. Специалисты и предприниматели сталкиваются с большим числом неувязок, различием российских, европейских и мировых требований к качеству продукции, к упаковке и маркировке ее, методам контроля, оформлению деловой документации и многим другим моментам, сопровождающим международную торговлю, контакты с зарубежными деловыми партнерами.  
Системный подход к анализу места и роли стандартиза¬ции в общественном производстве и управлении, в обеспечении международных экономических и культурных связей приводит к осознанию двух органически присущих ей свойств (признаков, сторон):  
1) способность к упорядочению и к системообразованию, обеспечивающим сокращение и предупреждение неоправданного разнообразия. Находят свое выражение в разработке и установлении норм, правил, требований, характеристик, обеспечивающих оптимальный уровень качества, безопасность и приемлемую цену продукции, процессов, услуг. Как правило, результаты работы по стандартизации оформляются в виде нормативных документов, оговаривающих указанные нормы, правила, требования, а в некоторых областях деятельности (например, в метрологии) в качестве образцов, эталонов;  
2) со¬вместимость (сопряжение) предметов, явлений, процессов, находящихся в прямой или опосредованной связи. Речь идет о соответствии размеров изделий, тары и транспортных средств, о терминах, обеспечивающих взаимопонимание, о совместимости документов и вычислительной техники. Система не может функционировать без стыковки, сопряжения ее элементов [2].  
 
1.2. Принципы, методы и функции стандартизации  
Представление о сущности стандартизации дополним кратким описанием функций, принципов и методов, в которых стандартизация себя проявляет.  
Назовем четыре основные функции: экономическую, информационную, социальную, коммуникативную.  
Экономическая функция выражает себя через вклад стандартизации в научно-технический прогресс, поскольку она оказывает активное влияние на все составляющие производственного процесса, способствует совершенствованию предметов и средств труда, технологии и самого труда. С помощью нормативных документов предупреждается неоправданное разнообразие деталей, изделий, материалов, технологических процессов, устанавливается рациональная их номенклатура, определяются оптимальные параметрические и размерные ряды, обеспечивается высокий уровень взаимозаменяемости, устанавливаются в качестве обязательных оптимальные качественные характеристики. Все это создает предпосылки для специализации, следовательно, для широкого внедрения автоматизации производственных процессов, снижения себестоимости изделий, увеличение прибыли.  
Главная информационная функция стандартизации проявляет себя через создание нормативных документов (стандартов, технических условий), классификаторов и каталогов продукции, эталонов мер, образцов продукции, являющихся носителями ценной технической и экономической информаций для потребителя. Ссылка, например, на стандарт при сертификации продукции или услуги является удобной и экономичной формой информации о качестве товара, услуги.  
Социальная функция стандартизации проявляет себя через включение в нормативные документы (стандарты) и достижение в производстве таких показателей качества продукции и услуг, которые содействовали бы здравоохранению, отвечали бы санитарно-гигиеническим нормам, требованиям безопасности в использовании и возможности экологичной утилизации отходов.  
Коммуникативная функция выражает себя через достижение взаимопонимания в обществе путем обмена информацией. Этому служат стандартизованные термины, трактовки понятий, символы, единые правила оформления деловой конструкторской и технологической документации. Эта функция содействует преодолению барьеров в торговле, обеспечивает сотрудничество в научной деятельности, в экономике и управлении [2].  
Основополагающими принципами стандартизации являются:  
1) комплектность стандартизации;  
2) опережающее развитие стандартизации;  
3) классификация [4].  
Принцип комплектности стандартизации заключается в систематизации и оптимальной увязке комплекса факторов, обеспечивающих требуемый уровень качества продукции, в процессе установления и применения нормативной документации.  
Нормативная документация представляет собой документы, содержащие правила, общие принципы и характеристики, имеющие отношение к определенным видам деятельности или их результатам и доступные широкому кругу пользователей.  
Основным показателем при сопоставлении уровня комплектности стандартизации является коэффициент комплектности стандартизации, который тесно связан с уровнем качества продукции и вычисляется по формуле:  
Ккомп. станд. = пфакт : побщ (1),  
где пфакт – количество фактически разработанной нормативной документации;  
побщ – общее количество нормативной документации, необходимое для выпуска продукции требуемого качества [6].  
Общее количество нормативной документации, необходимое для выпуска продукции требуемого качества, определяется для каждого вида продукции научно-исследовательскими институтами и проходит апробацию в международной практике [5].  
Принцип опережающего развития стандартизации – это развитие стандартизации с учетом изменения во время показателей качества объектов стандартизации.  
Опережающая стандартизация заключается в установлении повышенных по отношению к уже достигнутому на практике уровню норм, требований к объектам стандартизации, которые согласно прогнозам будут оптимальными в последующее время.  
С момента утверждения опережающего стандарта у потребителей появляются юридические права на использование продукции при проектировании новых разработок, а производитель обязан начать выпуск продукции с параметрами, установленными в утвержденном опережающем стандарте.  
Принцип классификации заключается в выведении у объекта стандартизации классификационных признаков и их ранжировании по значимости для определения объекта. При этом различают общую и частную классификации.  
Общая классификация подразумевает выделение основных классификационных признаков объекта и их ранжирование по значимости. Классификация выполняется только в десятичной системе.  
Частная классификация производится на базе общей классификации и, как правило, учитывает функциональные условия при обращении объекта.  
Примерами могут служить: универсальный десятичный классификатор (УДК), классификация промышленной продукции на государственном и отраслевом уровнях (ОКП).  
Характеристики методов стандартизации сведены в таблице 1 [6].  
Таблица 1  
Характеристики методов стандартизации  
№ Название метода Суть метода Примечание  
1 Пассивный Производится стандартизация освоенной продукции на основе достигнутого уровня качества Требования потребителей во внимание не принимаются  
 
Окончание таблицы 1  
№ Название метода Суть метода Примечание  
2 Симплификация (метод ограниче¬ний) Сокращение многообразия продукции до некоторого обоснованного с точки зрения удовлетворения потребностей минимума без технических изменений в продукции Возможности рационального комбинирования марок продукции ограничены  
3 Унификация Рациональное сокращение числа разновидностей (марок, типов, видов) продукции одинакового функционального назначения для взаимозаменяемости видов продукции в потреблении Комбинируя две или более разновидности, можно создавать большую номенклатуру изделий  
4 Типизация Разработка и установление типовых конструктивных или технологических решений, которые содержат общие характеристики Сокращаются затраты времени на проектирование и разработку технологического процесса  
5 Агрегирование Компоновка разнообразной номенклатуры путем применения ограниченного числа стандартизированных машин, агрегатов, технических средств, обладающих функциональной и геометрической взаимозаменяемостью. В технологических процессах может выполняться путем разбиения технологии на отдельные укрупненные блоки Облегчает разработку и монтаж технологической линии и обеспечивает взаимозаменяемость отдельных элементов  
Глава 2. Организационно-правовые основы стандартизации в РФ  
2.1. Правовые основы стандартизации в РФ  
Стандартизация сегодня развивается по следующим основным направлениям:  
1) традиционная (организуется и осуществляется в России в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 71), Федеральным законом «О техническом регулировании» 2002 г. и ГСС РФ);  
2) образовательная (организуется и осуществляется в России в соответствии со ст. 43 Конституции и федеральными законами «Об образовании», «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»);  
3) медицинская (организуется и осуществляется в исполнении федерального закона «О государственной системе здравоохранения»);  
4) социальная (организуется во исполнение Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. № 769 «Об организации подготовки государственных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов») [9].  
Основными терминами и понятиями современной Государственной системы стандартизации Российской Федерации (ГСС РФ) с учетом международной практики стандартизации являются – стандартизация; объект стандартизации; нормативный документ по стандартизации; стандарт; государственный стандарт Российской Федерации (ГОСТ Р); технический регламент и многие другие [4].  
Федеральный закон «О техническом регулировании» устанавливает правовые основы стандартизации в РФ, обязательные для всех государственных органов управления, а также предприятий и предпринимателей, об¬щественных объединений, и определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства посредством разработки и применения нормативных документов по стандартизации.  
Понятие стандартизации Закон толкует как деятельность, направленную на определение норм, правил, требований, характеристик, которые должны обеспечивать без¬опасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, ка¬чество продукций (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса [3].  
Федеральный закон «О техническом регулировании» регламентирует:  
1) организацию работ по стандартизации в РФ;  
2) международное сотрудничество в области стандартизации;  
3) виды и применение нормативных документов по стандартизации;  
4) информационное обеспечение работ по стандартизации, издание и реализацию нормативных документов;  
5) порядок поведения государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов;  
6) финансирование работ по государственной стандартизации, государственному контролю и надзору;  
7) ответственность за нарушение положений Федерального закона «О техническом регулировании»;  
8) экономическое стимулирование применения государственных стандартов [2].  
Положения Закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, общественными объединениями.  
Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разработке, и государственный контроль выполнения обязательных требований стандартов при их применении.  
Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в России регулируются издаваемыми в соответствии с ним актами законодательства РФ. Это связано с последующим пересмотром стандарта, он будет иметь силу лишь после того, как будут внесены изменения в регламент:  
1) ссылка со скользящей идентификацией, то есть стандарт (стандарты) идентифицируются (указываются в регламенте) только с помощью номера. Это дает возможность пересматривать стандарт и вводить его в действие независимо от внесения изменений в регламент;  
2) ссылка общего характера, то есть указание в регламенте всех стандартов, которые действуют в определенной области и (или) приняты конкретным органом. Идентификация каждого стандарта в отдельности отсутствует [8].  
Ответственность существует за нарушение стандарта, на который имеется обязательная ссылка. Эта ссылка указывает, что соблюдение идентифицированных в ней стандартов (стандарта) – единственный путь достижения соответствия товара требованиям технического регламента. 
Технический регламент может включать индикативную ссылку. Этот вид ссылки на стандарт по существу представляет собой форму положения, направленного на достижение соответствия. Другими словами, соблюдение стандартов, содержащихся в этих ссылках, рассматривается как один из путей достижения соответствия требованиям регламента.  
Ответственность за нарушение положений несут юридические и физические лица, органы государственного управления. В соответствии с действующим в России законодательством ответственность носит уголовный, административный либо гражданско-правовой характер. Нарушения выявляются службами государственного контроля и надзора за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов.  
Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке и хранении продукции влечет наложение штрафа в размере от пяти до 100 минимальных размеров оплаты труда. Такое же наказание определено за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора.  
С 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность установлена за обман потребителей в отношении качества товара, установленного договором (в сферах торговли товарами и предоставления услуг), а также за производство и реализацию товаров и услуг, не отвечающих требованиям безопасности [3]. Уголовная ответственность за нарушение требований стандартов по продукции производственного назначения не предусмотрена, а административная ответственность установлена за несоблюдение обязательных требований при ее продаже (поставке), использовании, транспортировке и хранении. Гражданско-правовая ответственность за нарушение требований к качеству определяется на основе положений гражданского законодательства.  
 
2.2. Цели, задачи и принципы стандартизации в РФ  
На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России.  
Принципы стандартизации следующие:  
1) целесообразность разработки стандарта определяется путем анализа его необходимости в социальном, экономическом и техническом аспектах;  
2) добровольность применения стандартов;  
3) стандарты не должны быть техническим барьером в торговле. Для этого необходимо учитывать международные стандарты (и их проекты), правила, нормы международных организаций и национальные стандарты других стран;  
4) разработка стандарта должна быть основана на взаимном согласии заинтересованных и участвующих в ней сторон (консенсусе). При этом должно быть учтено мнение каждого по всем вопросам, представляющим взаимный интерес;  
5) разработчики нормативных документов должны соблюдать: нормы законодательства, правила в области государственного контроля и надзора, взаимосвязанность объектов стандартизации с метрологией и с другими объектами стандартизации; оптимальность требований, норм и характеристик, включаемых в стандарты;  
6) стандарты должны своевременно актуализироваться, чтобы не быть тормозом для научно-технического прогресса в стране;  
7) обеспечения условий для единообразного применения стандартов;  
8) стандарты, применяемые на данных уровнях управления, не должны дублировать друг друга [1].  
Основными целями стандартизации в РФ являются:  
1) защита интересов потребителя и государства в вопросах номенклатуры и качества продукции, услуг и процессов (далее продукция), обеспечивающих их безопасность для жизни, здоровья людей, сохранность имущества и охрану окружающей среды;  
2) повышение качества продукции в соответствии с развитием науки и техники, с потребностями населения и народного хозяйства;  
3) обеспечение совместимости и взаимозаменяемости продукции;  
4) содействие экономии людских и материальных ресурсов, улучшению экономических показателей производства;  
5) устранение технических барьеров в производстве и торговле, обеспечение конкурентоспособности продукции на мировом рынке и эффективного участия государства в межгосударственном и международном разделение труда;  
6) обеспечение безопасности народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций;  
7) повышения уровня технической и информационной совместимости [7].  
Для достижения указанных целей необходимо решить следующие задачи:  
1) установление прогрессивных систем стандартов на основе комплексных целевых программ, определяющих требования к конструкции изделий, технологии их производства, качеству сырья, материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий, а также создающих условия для формирования требуемого качества конечной продукции на стадии её проектирования, серийного производства и эффективного использования;  
2) определение единой системы показателей качества продукции, методов и средств контроля и испытаний, а также необходимого уровня надёжности в зависимости от назначения изделий и условий их эксплуатации;  
3) установление норм, требований и методов в области проектирования и производства продукции с целью обеспечения её оптимального качества и исключения нерационального многообразия видов, марок и типоразмеров продукции;  
4) развитие унификации промышленной продукции и агрегатирования машин как важнейшего средства специализации, повышения экономичности производства, производительности труда, уровня взаимозаменяемости, эффективности эксплуатации и ремонта изделий;  
5) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, создание и совершенствование государственных эталонов единиц физических величин, а также методов и средств измерений высшей точности;  
6) установление единых систем документации, в том числе унифицированных систем документации, используемых в автоматизированных системах управления, установление систем классификации и кодирования технико-экономической информации, форм и систем организации производства и технических средств научной организации труда;  
7) установление единых терминов и обозначений в важнейших областях науки и техники, а также в отраслях народного хозяйства [9].  
Трудности, характерные для переходного периода в России, ставят перед стандартизацией и более узкие, конкретизированные задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребительскими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на российский рынок некачественных импортируемых товаров. В этом направлении необходимо тесное взаимодействие стандартизации и сертификации.  
 
2.3. Категории стандартов и их характеристика  
Нормативный документ по стандартизации – это до¬кумент, устанавливающий правила, принципы, нормы, характеристики, касающиеся объектов стандартизации, различных видов деятельности или их результатов, и доступный широкому кругу пользователей [3].  
К документам в области стандартизации, используемым на территории Российской Федерации, относятся: национальные стандарты, правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации, применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации, стандарты организаций [1].  
В зависимости от объекта стандартизации и уровня утверждения (принятия) документа, стандарты различаются по категориям (рис. 1):  
1) международный (ИСО);  
2) государственный стандарт РФ (ГОСТ Р);  
3) межгосударственный (ГОСТ);  
4) стандарт отрасли (ОСТ);  
5) стандарт научно-технического или инженерного общества (СТО);  
6) стандарт предприятия (СТП);  
7) технические условия (ТУ) [6].  
Международный стандарт – стандарт, принятый какой-либо международной (всемирной) организацией по стандартизации. Такими общепризнанными организациями являются неправительственные организации ИСО (ISO). Статус стандартов, принятых ИСО – рекомендательный, добровольный.  
ГОСТ – государственные стандарты бывшего СССР, действующие в качестве межгосударственных стандартов для стран – бывших республик, входивших в свое время в состав СССР. Применяются без переоформления по постановлениям национальных комитетов по стандартизации. ГОСТ по существу является международным стандартом регионального характера.  
 
Рис. 1. Иерархия стандартов, действующих в РФ.  
ГОСТ Р – стандарт, принимаемый Госстандартом России или Госстроем России (Государственным комитетом РФ по жилищной и строительной политике). Государственные стандарты обязательны для всех предприятий, организаций и учреждений страны в пределах сферы их действия. Государственные стандарты устанавливают требования преимущественно к продукции массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого производства, к изделиям, прошедшим государственную аттестацию, экспортным товарам; они устанавливают также общие нормы, термины. Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации:  
1) общетехнические и организационно-методические правила и нормы;  
2) нормы точных изделий межотраслевого применения;  
3) требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля;  
4) межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии;  
5) научно-технические термины, определения и обозначения;  
6) единицы физических величин;  
7) государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы;  
8) методы и средства поверки средств измерений;  
9) государственные испытания средств измерений;  
10) допускаемые погрешности измерений;  
11) системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и  
ремонтной документации;  
12) системы классификации и кодирования технико-экономической информации [9].  
ОСТ – отраслевые стандарты, устанавливаются на аналогичные с ГОСТ Р и ГОСТ объекты, однако имеющие сугубо отраслевое значение. ОСТ применяют предприятия и организации, подведомственные соответствующему министерству, утвердившему (принявшему) отраслевой стандарт, и все прочие предприятия и организации, применяющие (потребляющие) продукцию данной отрасли. Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации, к технологической оснастке, инструменту, специфическим для отрасли, а также на нормы, правила, термины и обозначения, регламентация которых необходима для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической деятельности предприятий и организаций отрасли и для достижения оптимального уровня качества продукции. Объектами отраслевой стандартизации могут быть машины, оборудование, приборы и другие изделия серийного производства, детали и составные части этих изделий; сырьё, материалы, топливо, полуфабрикаты, применяемые в отрасли; типовые технологические процессы внутриотраслевого применения.  
СТО – стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Объектами СТО являются новые оригинальные виды продукции и услуг, методы испытаний, технологии, новые принципы организации и управления производством.  
СТП – стандарты предприятий, организаций. Разрабатываются и принимаются самим предприятием. Объектами стандартизации на предприятии могут быть детали, узлы и агрегаты изготовляемых (разрабатываемых) изделий, нормы и правила в области организации и управления производством, нормы для разработки продукции предприятия и методы расчета, технологические нормы и требования, типовые технологические процессы, оснастка и инструмент. СТП обязателен для предприятия, принявшего этот стандарт. Но если в договоре на разработку, производство, поставку продукции или предоставление услуг имеется ссылка на стандарт предприятия, он становится обязательным для всех субъектов хозяйственной деятельности – участников договора.  
Технические условия (ТУ) – документ, разрабатываемый предприятиями и организациями в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть пробная продукция или продукция разовой поставки, выпускаемая небольшой партией, а также произведения художественных промыслов.  
Нормативные документы могут содержать обязательные требования, подлежащие безусловному исполнению в соответствии с законодательством РФ и добровольные (альтернативные) требования и положения.  
При сертификации продукции, работ, услуг наиболее широкое использование в качестве ссылочных документов находят государственные стандарты России ГОСТ Р и межгосударственные стандарты ГОСТ. Рассмотрим состав и обязательность требований стандартов данной категории. В числе требований названные стандарты должны содержать:  
1) требования к продукции, работам и услугам по их безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества, требования пожарной безопасности, требования техники безопасности и производственной санитарии;  
2) требования по технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;  
3) основные потребительские (эксплуатационные) характеристики продукции, методы их контроля, требования к упаковке, маркировке, транспортированию, хранению, применению и утилизации продукции;  
4) правила и нормы, обеспечивающие техническое и информационное единство при разработке, производстве, использовании (эксплуатации) продукции, выполнении работ и оказании услуг, в том числе правила оформления технической документации допуски и посадки, общие правила обеспечения качества продукции, работ и услуг, сохранения и рационального использования всех видов ресурсов, термины и их определения, условные обозначения, метрологические и другие общетехнические и организационно-технические правила и нормы [2].  
Создание стандарта от планирования его разработки до издания осуществляется в определенной последовательности, которая предусматривает, как правило, следующие стадии:  
1) организация разработки стандарта и составление технического задания на разработку;  
2) разработка проекта стандарта (первой, при необходимости последующих редакций);  
3) разработка окончательной редакции проекта стандарта и представление его в Госстандарт России для принятия стандарта;  
4) принятие и государственная регистрация (присвоение номера) стандарта;  
5) издание стандарта [2].  
Государственный стандарт в процессе его применения может подвергаться проверке, в необходимых случаях в него вносят изменения, стандарт может быть пересмотрен или отменен, вовсе аннулирован.  
Оценка соответствия продукций и услуг указанным тре¬бованиям стандартов определяется в порядке, установлен¬ном законодательством РФ об обязательной сертификации продукции и услуг.  
К добровольным требованиям ГОСТ и ГОСТ Р относятся требования, характеризующие потребительные и иные свой¬ства продукции и услуг, не оговоренные изложенными выше обязательными требованиями стандартов. Выполнение до¬бровольных требований изготовитель (поставщик) и по¬требитель определяют самостоятельно при заключении до¬говоров на разработку и поставку продукции (оказание ус¬луг, проведение работ).  
Нарушение должностными лицами или гражданами, которые зарегистрированы как индивидуальные предприниматели, обязательных требований государственных стандартов при реализации, эксплуатации, транспортировке, хранении продукции влечет наложение штрафа. Штраф также предусмотрен за уклонение юридических и физических лиц от предъявления продукции, а также сведений о ней и соответствующей документации органам государственного надзора. В связи с принятием нового Уголовного кодекса РФ с 1 января 1997 г. специальная уголовная ответственность устанавливается лишь за обман потребителей относительно потребительских свойств или качества товаров (услуг), определенных условиями договора (в розничной торговле, сфере услуг), а также за выпуск или продажу товаров (работ, услуг), не отвечающих требованиям безопасности [2].  
Уголовная ответственность за нарушение каких-либо требований стандартов на продукцию производственного назначения новым Уголовным кодексом не предусмотрена.  
Нарушение обязательных требований государственных стандартов субъектами хозяйственной деятельности выявляются службами государственного надзора и контроля, входящими в качестве самостоятельных структур в состав Госстандарта России.  
 
 
2.4. Организация работ по стандартизации  
Работа по стандартизации в Российской Федерации организуется и осуществляется системой органов и служб по стандартизации, которую составляют:  
1) Госстандарт России – национальный орган по стандартизации Российской Федерации;  
2) подразделения стандартизации, сертификации, метрологии федеральных министерств и ведомств РФ;  
3) технические комитеты (ТК) по стандартизации, создаваемые на добровольной основе заинтересованными сторонами (предприятиями и организациями);  
4) подразделения стандартизации (отделы, бюро, группы), создаваемые субъектами хозяйственной деятельности (предприятиями и организациями) [3].  
В соответствии с законом Госстандарт России формирует и реализует государственную политику в области стандартизации, осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, представляет РФ в международных организациях по стандартизации и участвует в их работе, организует подготовку и переподготовку кадров по стандартизации, устанавливает правила применения международных стандартов.  
ГСС РФ представляет собой комплекс взаимосвязанных основополагающих государственных стандартов, в состав которого входят следующие нормативные документы:  
1) ГОСТ Р 1.0-92 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения»;  
2) ГОСТ Р 1.2-92 «Государственная система стандартиза¬ции Российской Федерации. Порядок разработки Государственных стандартов»;  
3) ГОСТ Р 1.4-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения»;  
4) ГОСТ Р 1.5-93 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов»;  
5) ПР 50.1.001-93 «Правила согласования и утверждения технических условий»;  
6) ГОСТ Р 1.8-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки и применения межгосударственных стандартов»;  
7) ГОСТ Р 1.9-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок маркирования продукции и услуг знаком соответствия государственным стандартам»;  
8) ГОСТ Р 1.10-95 «Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки, принятия, регистрации правил и рекомендаций по стандартизации, метрологии, сертификации, аккредитации и информации о них. Взамен РД 50-113-83 (на территории РФ) [2].  
Как видно из названий документов, перечисленные стандарты ГСС РФ определяют основные стороны практической деятельности по стандартизации в масштабах страны. Стандарты устанавливают цели и задачи стандартизации, организационные вопросы и методику выполнения работ по стандартизации, категории и виды нормативных документов, объекты стандартизации, порядок разработки, внедрения, обращение стандартов и других нормативных документов по стандартизации, проведением аннулирования и корректировку, единые правила построения, изложения и оформления стандартов.  
Для решения возложенных задач Госстандарт России законодательно наделен правом разработки и утверждения государственных стандартов, оговаривающих единые для всей страны организационно-технические правила прове¬дения всех видов робот по стандартизации в любых сферах деятельности и на всех уровнях управления, а также форм и методов взаимодействия при этом субъектов хозяйственной деятельности друг с другом и с органами управления.  
Такая своеобразная форма правового регулирования вопросов стандартизации, включавшая в себя целый комплекс взаимосвязанных государственных стандартов, впервые по¬явилась в СССР еще в 1968 г. под названием Государственная система стандартизации. В связи с распадом СССР в 1993 г. была принята новая редакция комплекса основополагающих стандартов «Государственная система стандар¬тизации РФ». Изменения и дополнения к ней по сравнению с аналогичным комплексом стандартов СССР в большей степени приближают организацию стандартизации в РФ к международным правилам и учитывают реалии рыночной экономики [2].  
Одной из основных задач Госстандарта является разработка мер по  
повышению эффективности стандартизации в улучшении качества выпускаемой продукции и экономичности её производства путём внедрения систем стандартов при комплексной и опережающей стандартизации, развития межотраслевой унификации, создания общетехнических систем стандартов, обеспечения единства и достоверности измерений в стране.  
Главная цель Государственной системы стандартизации (ГСС) – с помощью стандартов, устанавливающих показатели, нормы и требования, соответствующие передовому уровню отечественной и зарубежной науки, техники и производства, содействовать обеспечению пропорционального развития всех отраслей народного хозяйства страны. Эта система имеет также следующие цели:  
1) улучшение качества работы, качества продукции и обеспечение его оптимального уровня;  
2) обеспечение условий для развития специализации в области проектирования и производства продукции, снижения её трудоёмкости, металлоёмкости и улучшения других показателей;  
3) обеспечение увязки требований продукции с потребностями обороны страны;  
4) обеспечение условий для широкого развития экспорта товаров высокого качества, отвечающих требованиям мирового рынка;  
5) рациональное использование производственных фондов и экономия материальных и трудовых ресурсов;  
6) развитие международного экономического и технического сотрудничества;  
7) обеспечение охраны здоровья населения, безопасности труда рабочих, охраны природы и улучшения использования природных ресурсов [8].  
В число важнейших функций Госстандарта России в области стандартизации входят следующие:  
1) осуществление роли заказчика и участие в разработке государственных стандартов, устанавливающих основопо¬лагающие, общетехнические и обязательные требования;  
2) рассмотрение, принятие и регистрация государственных стандартов, а также других нормативных документов межотраслевого значения. Гармонизация отечественных стандартов с международными стандартами;  
3) организация работы по прямому использованию международных стандартов в качестве государственных стандартов РФ;  
4) осуществление руководства и участие в работах по совершенствованию систем стандартизации, метрологии и сертификации в стране;  
5) обеспечение единства и достоверности измерений в стране, укрепление и развитие государственной метрологичес¬кой службы;  
6) проведение государственного надзора за состоянием и применением измерительной техники;  
7) участие в работах по международному сотрудничеству в области стандартизации;  
8) издание и распространение государственных стандартов и другой нормативной документации, информационное обеспечение работ по стандартизации, метрологии, сертификации [4].  
Госстандарт осуществляет свои функции непосредственно и через созданные им органы (рис. 2) [6].  
 
Рис. 2. Система Госстандарта России.  
Подразделения стандартизации, метрологии, сертификации федеральных министерств и других органов государственного управления организуют, координируют и участвуют в работах по стандартизации на подведомственных предприятиях и в организациях, выделяя из них головные организации по стандартизации по определенным направ¬лениям деятельности.  
Подразделения (службы) стандартизации предприятий, организаций (научно-исследовательский отдел, конструкторско-технологический отдел, лаборатория, бюро), создаваемые на предприятиях и в организациях, выполняют научно-исследовательские, опытно-конструкторские и другие работы по стандартизации, участвуют в выполнении работ по стандартизации, проводимых другими подразделениями, а также осуществляют организационно-методическое и научно-техническое руководство этими работами, выполняют нормоконтроль разрабатываемой на предприятии технической документации.  
 
Заключение  
Каждая потребность выражается рядом требований, которые участвуют в формировании отношений пригодности объекта для целей потребителя, служат для оценки соответствия объекта его назначению и, следовательно, очерчивают границу качества объекта.  
В условиях перехода к рыночной экономике все большее значение приобретает стандартизация, создающая уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям.  
Данный реферат был посвящен изучению основных понятий стандартизации.  
В 1 главе подробно рассмотрена сущность понятия «стандартизация». Дано определения, представлены основные разновидности стандартизации и понятия связанные с данным вопросом. Представление о сущности стандартизации было дополнено кратким описанием функций, принципов и методов. Среди основных функций были перечислены экономическая, информационная, социальная и коммуникативная функция. Характеристика методов стандартизации была представлена в табличной форме для большей наглядности.  
Во 2 главе уделено внимание нормативно-правовым основам стандартизации в РФ. Перечислены требования, предъявляемые к качеству продукции (услуг), устанавливаемые нормативно-техническими документами, которые называются стандартами. Также рассмотрена система государственного управления стандартизацией в РФ, которая осуществляется Государственным Комитетов РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России).  
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что экспорт продукции во многом зависит от уровня стандартизации изделий. Товаропроизводители, стремясь к обеспечению высокой конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынках, используют в своей деятельности государственные и международные стандарты, что в немалой степени способствует повышению качества продукции.  
 
 
Список литературы  
1) Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;  
2) Гоголев, Ю. А. Товароведение, экспертиза и стандартизация [Текст]: Учеб. пособие / Ю. А. Гоголев, В. Н. Челомин, О. А. Табекина. –  
Н. Новгород: ННГАСУ, 2003;  
3) Крылова, Г. Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии [Текст]: Учеб. для студентов вузов / Г. Д. Крылова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001;  
4) Лифиц, И. М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации [Текст]: Учеб. для студентов вузов по спец. «Коммерция», «Маркетинг», «Товароведение и экспертиза товаров» / И. М. Лифиц. – М.: Юрайт, 1999;  
5) Регак, Ш. Стандартизация и качество продукции [Текст]: Пер. со словац. / Ш. Регак. – М.: Изд-во стандартов, 1988;  
6) Розова, Н. К. Управление качеством. Краткий курс [Текст] / Н. К. Розова. – СПб.: ПИТЕР, 2002;  
7) Сизенко, Е. О реализации федерального закона «О техническом регулировании» и продовольственной безопасности [Текст] / Е. Сизенко, А. Лисицын, П. Веселова // Экономист. – 2005. – № 2;  
8) http://edu-zone.net/show/33402.html;  
9) http://www.xumuk.ru/ssm/5.html


Информация о работе Организационно-правовые основы стандартизации