Организационно-правовые основы формирования Фонда социального страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Социальное обеспечение населения является одной из важных задач функционирования государства.


Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.

Начиная с последней трети ХIХ века в нашей стране активно шло формирование системы социального страхования, которая, во многом копируя зарубежные образцы, ничуть не уступала им. Процесс этот был прерван социальным переворотом в 1917 году и последующим периодом социальных преобразований, в ходе которых социальное страхование в значительной мере было подменено социальным обеспечением. В этом смысле созидание новой системы социального страхование, которое началось в Российской Федерации с 90-х годов прошлого века, является возвратом к хорошо забытому старому. И вспомнить о нем не мешает хотя бы для того, чтобы не повторять в будущем прежних ошибок.

Система социального страхования, какой сложилась она в современном мире, исторически образовалась вместе с появлением в XIX веке многомиллионных масс наемных работников, или лиц наемного труда. А это, в свою очередь, связано с возникновением капиталистического производства и капиталистического рынка.

Таким образом, основой начала формирования системы социального страхования в России является с понимания необходимости социальной защиты, которое начало четко формироваться, как сказано выше, в начале 19 века.При этом следует иметь в виду, что обязательное социальное страхование рабочих является одной из форм их социальной защиты – наряду с социальной помощью, социальным обеспечением, взаимопомощью и т.д. Эти формы различаются между собой. Социальное страхование, в частности, отличается от других форм социальной защиты следующими отличительными признаками:

- наличием страховщика, через которого осуществляется сбор и расходование средств, и застрахованного;

- зависимостью размера социальных выплат от уровня заработной платы застрахованного (а не от уровня жизни);

- обязательный (принудительный) характер страховых выплат;

- тем, что осуществление выплат производится лишь в связи с наступлением страхового случая.

Таким образом, исходя из столь длительного периода формирования системы социального страхования, для обеспечения понимания будущих ее изменений, необходимо изучить настоящее положение в системе социального страхования.

Таким образом, целью курсовой работы является – изучение современной ситуации в системе социального страхования.

Основным учреждением осуществляющим управление системой социального страхования является – Фонд социального страхования.

Для достижения цели необходимо рассмотреть следующие задачи:

  1. Рассмотреть организационно-правовые основы формирования Фонда социального страхования Российской Федерации,
  2. Провести анализ доходов и расходов бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации
  3. Определить направления совершенствования формирования Фонда социального страхования Российской Федерации.

Объектом исследования являются – нормативно-правовые акты регулирующие систему социального страхования в России.

Предметом исследования является – деятельность Фонда социального страхования РФ.

Методической базой написания курсовой работы являются нормативно-правовые акты РФ, а так же научные труды современных российских ученых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Организационно-правовые основы формирования Фонда социального страхования Российской Федерации

1.1.Необходимость и содержание формирования Фонда социального страхования РФ


 

Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.

Начиная с последней трети ХIХ века в нашей стране активно шло формирование системы социального страхования, которая, во многом копируя зарубежные образцы, ничуть не уступала им. Процесс этот был прерван социальным переворотом в 1917 году и последующим периодом социальных преобразований, в ходе которых социальное страхование в значительной мере было подменено социальным обеспечением. В этом смысле созидание новой системы социального страхование, которое началось в Российской Федерации с 90-х годов прошлого века, является возвратом к хорошо забытому старому. И вспомнить о нем не мешает хотя бы для того, чтобы не повторять в будущем прежних ошибок.

Система социального страхования, какой сложилась она в современном мире, исторически образовалась вместе с появлением в XIX веке многомиллионных масс наемных работников, или лиц наемного труда. А это, в свою очередь, связано с возникновением капиталистического производства и капиталистического рынка.

Подобным же образом и в России система социального страхования начала формироваться только после того, как страна вступила на путь капиталистического развития, или, как сегодня чаще говорят, рыночной экономики. А на этот путь Россия встала только после реформ начала 60-х годов ХIX века, когда с принятием манифеста 19 марта 1861 года наконец-то пало крепостное право и начал формироваться открытый рынок труда. Именно с этого момента можно говорить об истоках обязательного социального страхования рабочих в нашей стране.

При этом следует иметь в виду, что обязательное социальное страхование рабочих является одной из форм их социальной защиты – наряду с социальной помощью, социальным обеспечением, взаимопомощью и т.д. Эти формы различаются между собой. Социальное страхование, в частности, отличается от других форм социальной защиты следующими отличительными признаками:

- наличием страховщика, через которого осуществляется сбор и расходование средств, и застрахованного;

- зависимостью размера социальных выплат от уровня заработной платы застрахованного (а не от уровня жизни);

- обязательный (принудительный) характер страховых выплат;

- тем, что осуществление выплат производится лишь в связи с наступлением страхового случая.

Впервые идея об обязательном страховании рабочих в России начала реализоваться на практике в 1889 году. Тогда в Государственный совет был представлен проект закона об ответственности владельцев промышленных предприятий за увечье и смерть рабочих – первый документ, предполагающий социальную ответственность работодателя и меры по социальному страхованию рабочих. Однако от этой первой попытки до практической реализации идеи социального страхования понадобилось целых 14 лет. Первый общероссийский закон, который фактически вводил в России обязательное страхование рабочих, был принят только 2 июня 1903 года. Он назывался «О вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно членов их семейств, в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности» (далее – Закон). Данный закон вступил в силу с 1 января 1904 года. С этого времени следует вести отсчет истории обязательного страхования рабочих в России.

При этом сам Закон не требовал от работодателя введения на его предприятии обязательного социального страхования – статья 52 давала ему право выбора одного из двух способов обеспечения рабочих: через их обязательное страхование в частных страховых обществах или через прямую ответственность предпринимателей по правилам принятого закона.

Однако дальнейшая практика его реализации показала, что работодатели предпочитали использовать представленную возможность страхования рабочих в частных страховых обществах. Таким образом, социальное страхование было внедрено в трудовые отношения в тогдашней России самой практикой.

Социальное страхование в качестве пути обеспечения социальной защиты работника было признано предпочтительным в силу ряда обстоятельств:

во-первых, при страховании рабочих в частных страховых обществах и учреждениях за увечья, полученные ими на производстве, расчеты производил не сам работодатель, а страховое общество;

во-вторых, значительно сокращались издержки производства, так как в этом случае работодатель уходил от расходов, связанных с устранением причин несчастных случаев и экономил средства на создании безопасных условий труда;

в-третьих, при страховании рабочих в обществах взаимного страхования, если наступал страховой случай, то вместо индивидуального имело место коллективное несение риска работодателями. Для работодателей страхование рабочих в обществах взаимного страхования становилось более предпочтительным, так как в этом случае рабочие предъявляли свои требования уже не к конкретному работодателю, а к обществу взаимного страхования, объединяющему группу работодателей;  

в-четвертых, социальное страхование было привлекательным для работодателей и по чисто экономическим соображениям, так как они заключали при этом соглашения со страховыми организациями об участии в прибыли. При чем работодатели освобождались от выполнения правил закона 1903 года.

В статье 52 Закона говорилось, что владельцы предприятий, страхующие рабочих и служащих от последствий несчастных случаев в действующих в России страховых обществах и учреждениях, освобождаются от возложенных на них данным законом обязанностей. Обязанности эти переносились в таких случаях на страховые общества и учреждения, к которым применялись соответствующие иски. Тем самым в систему обеспечения рабочих фактически вводился новый социальный институт в лице страховщика.

Итак, в 1903 году в России был образован особый фонд для выплат при массовых несчастных случаях. Толчком к созданию такого Фонда послужило издание закона от 2 июня 1903 года, утвердившего «Правила о вознаграждении потерпевших вследствие несчастных случаев рабочих и служащих, а равно их семейств в предприятиях фабрично-заводской, горной и горнозаводской промышленности». 
Инициатива издания такого закона, как ни странно, исходила от Всероссийского торгово-промышленного съезда и общества для содействия русской промышленности и торговли. Вознаграждение должно было производиться за счет предпринимателей. Рабочие формулировали свои требования иначе. Страхование ими признавалось как государственное, при этом «государственное» понималось, как принудительное, обязательное. Выдвигались следующие основные требования в отношении страхования: обеспечение в размере полного заработка за все время болезни, в т.ч. вследствие трудового увечья; ответственность предпринимателей или государства.
Однако требования рабочих рассматривались в течение длительного времени. Так, проект Положения о больничных кассах был разработан в 1904 году, основные положения об обязательном государственном страховании от последствий несчастных случаев, а также на случай старости и инвалидности – в 1905 году. Обсуждения же этих законодательных предложений прошли лишь в декабре 1906 г. и в феврале 1907 года. В начале ХХ века «вспомоществование» (так в то время называлась помощь в виде страхования) рабочим во время болезни из собственных средств работодателей было сравнительно редким явлением в промышленной жизни России и оказывалось незначительным числом промышленных предприятий. Выдавалось по усмотрению заводоуправления в зависимости от продолжительности службы рабочих на предприятии, их исполнительности в работе и т.д. Тем не менее, в 1907 году выдача пособий осуществлялась уже в 51 губернии.
Первое послереволюционное положение о социальном обеспечении трудящихся было принято в 1918 году. Наемным работникам производилась выплата пособий при временной утрате заработка в связи с болезнью, беременностью и родами, увечьем, полученным у работодателя. С 1918 года по 1929 год шли поиски наиболее приемлемых в те годы видов обеспечения по социальному страхованию. Статьей 176 Кодекса законов о труде в 1922 году были предусмотрены виды пособий:
- при временной нетрудоспособности (болезнь, увечье, карантин, беременность, роды, уход за больным членом семьи);
- дополнительные пособия (на кормление ребенка, предметы  ухода, погребение);
- при безработице;
- при инвалидности;

Информация о работе Организационно-правовые основы формирования Фонда социального страхования Российской Федерации