Организационно-правовые основы формирования Фонда социального страхования Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 22:23, курсовая работа

Краткое описание

Возвращение системы социального страхования от налоговых принципов к страховым, отказ от единого социального налога и восстановление роли и значения страховых платежей в качестве источника финансирования системы социального страхования в стране повысили интерес и внимание к истории российского социального страхования. Тем более что эта история обременена многими мифами. Один из них – представление о том, будто в России никогда не было настоящей системы социального страхования. И хотя так считает, как свидетельствуют данные социологических опросов, большинство современных россиян, подобные представления не имеют ничего общего с историей.

Вложенные файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 532.50 Кб (Скачать файл)
- членам семейств трудящихся  по найму в случае смерти  или безвестного отсутствия их кормильца;
- оказание лечебной  помощи. 
С переходом СССР к НЭПу в системе социального страхования значительное внимание стали уделять санаторно-курортному лечению и отдыху застрахованных. 19 декабря 1924 года Наркомтруда СССР (НКТ) принял Циркуляр, который определял порядок расходования средств на организацию домов отдыха и санаторно-курортной помощи. 15 марта 1925 года была утверждена инструкция Центрального управления соцстраха Наркомтруда СССР «Об отборе и направлении больных в санатории Цусстраха на курортах».
До 1929 года существовали губернские фонды социального страхования. Остатки средств, не использованные в губерниях, перечислялись на «Текущий счет бронированных средств Главсоцстраха РСФСР». Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929 года «О едином бюджете социального страхования СССР» был введен единый бюджет социального страхования СССР, который включал в себя:
- бюджеты социального  страхования по отдельным союзным  республикам;
- бюджет социального  страхования на железнодорожном  и водном транспорте;
-смету Центрального  управления социального страхования  НКТ СССР.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 23 мая 1930 года «О едином финансовом плане» предусматривалось сведение в общий баланс государственного бюджета, финансового плана промышленности, кредитные планы и поступления по государственному социальному страхованию, таким образом, средства социального страхования влились в государственный финансовый план.
Постановлением ЦИК и Совнаркома СССР от 23 июня 1931 года «О социальном страховании» отмечалось скопление огромных средств социального страхования. 8 июля 1931 года в развитие указанного постановления было утверждено «Положение об органах социального страхования», которым предусматривались следующие органы социального страхования:
- выплатные пункты касс социального страхования;
- территориальные кассы  социального страхования (районные, городские, областные, краевые, республиканские  в союзных республиках);
- отраслевые кассы социального  страхования (также по территориям);
Центральное управление социального страхования (Цусстрах) и Союзный совет социального страхования (СССС). 
В 1933 году произошла реорганизация управления средствами социального страхования. Наркомтруда СССР был ликвидирован, его функции были переданы Всесоюзному Центральному Совету профессиональных союзов (ВЦСПС).С 1933 года средства социального страхования в СССР находились под управлением советских профсоюзов. В ВЦСПС организацией управления средствами социального страхования занимался отдел по государственному социальному страхованию, который был подотчетен Президиуму ВЦСПС.
В краях, областях, автономных республиках СССР были созданы аналогичные структуры управления: при областных и краевых советах профсоюзов также работали отделы по государственному социальному страхованию, которыми управляли областные, краевые советы профсоюзов. 
В 1971 году введено социальное страхование колхозников, для чего был создан Централизованный Фонд социального страхования колхозников наряду с бюджетом государственного социального страхования рабочих и служащих. Страховой тариф был установлен в размере 2,4% от начисленной оплаты труда.
С введением социального страхования колхозников государство завершило свои конституционные обязанности по выполнению социальных обязательств для всех категорий трудящихся страны, уравняв тружеников села с рабочими и служащими.
20 лет просуществовала  эта система, претерпевая значительные  изменения, и в 1991 г. слилась с  системой государственного социального  страхования рабочих и служащих.
Совместным Постановлением Совета Министров РСФСР и Федерации независимых профсоюзов РСФСР от 25.12.1990 года № 600 «О совершенствовании управления и порядка финансирования расходов на социальное страхование трудящихся РСФСР» с 1 января 1991 года был образован Фонд социального страхования Российской Федерации. Управление Фондом было возложено на Совет Федерации независимых профсоюзов РСФСР (ФНПР).
Этим же постановлением Совету Федерации независимых профсоюзов РСФСР предлагалось в 2-х недельный срок разработать и утвердить Положение о Фонде социального страхования РСФСР. 
Однако только 29.05.1991 года совместным постановлением СФНПР, согласованным с Минфином РСФСР и Министерством юстиции РСФСР, были утверждены «Временное положение о Фонде социального страхования РСФСР» и «Временная Инструкция о порядке начисления, уплаты и расходования средств Фонда социального страхования РСФСР».
Была создана структура управления Фондом. Высшим органом стало Правление Фонда в составе 150 представителей Центральных и региональных отраслевых комитетов профсоюзов и Исполнительная дирекция, подотчетная Совету Федерации независимых профсоюзов России.
В конце 1990-х г.г. взамен ранее существовавших гражданско-правовых институтов возмещения ущерба, причиненного жизни и здоровью работника, которые не гарантировали возмещение вреда пострадавшим в случае тяжелого финансового положения работодателя или его ликвидации, была создана новая система обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Работа по введению обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний началась еще в 1996г. в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 18.07.1996г. № 1149-р. Указанным распоряжением был утвержден план подготовительной работы по введению данного вида страхования, а также определено, что ответственным за разработку федерального закона «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» является Фонд социального страхования РФ. Фонд начал работу по сбору и анализу полученной от работодателей информации о числе пострадавших и затратах на возмещение им вреда, чтобы получить необходимые данные для установления размера страховых тарифов; проводил работу по предварительной регистрации страхователей, учету лиц, которым должно быть предоставлено право на получение обеспечения по страхованию.
С 2000 года Фонд социального страхования РФ осуществляет в соответствии с Федеральным законом от 24.07.1998г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Согласно указанному закону в случае утраты застрахованным профессиональной трудоспособности, Фондом ему предоставляются такие виды обеспечения, как единовременная страховая выплата, ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией.
В 2005 году на Фонд социального страхования РФ возложена работа по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями, а также по санаторно-курортному лечению льготных категорий граждан.
С 1 января 2006 года Фонду социального страхования переданы дополнительные функции по ведению женщин в период беременности государственными и муниципальными учреждениями в виде выдачи родового сертификата в рамках Национального проекта «Здоровье».
С 1 января 2007 года Фонд социального страхования финансирует пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет неработающим гражданам.
Как государственное социальное внебюджетное учреждение, Оренбургское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в 2011 году на территории области осуществляет два вида страхования:

 

 - обязательное социальное  страхования на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством;

 

 - обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

С 1 января 2010 года за Фондом социального страхования закреплены функции по администрированию страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Функции по администрированию страховых взносов по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний Фонд исполнял и ранее.

 

 Выполняет обязательства государства в области социального обеспечения отдельных категорий граждан в части санаторно-курортного лечения и обеспечения техническими средствами реабилитации.

Основные функции Фонда социального страхования составляют организации системы аккумуляции денежных поступлений в фонд и распределение их согласно социальной политики государства.

Формирование доходов ФСС осуществляется за счет платежей организаций, осуществляющих выплату работников и добровольные взносы физических лиц. Структура доходов и расходов ФСС представлена в таблице 1.

Таблица 1 – Структура доходов и расходов ФСС

ДОХОДЫ

РАСХОДЫ

Страховые взносы от несчастных случаев на производстве   

Пособие при временной нетрудоспособности

Страховые взносы на обязательное социальное страхование   

Дополнительные пособия (на кормление ребенка, предметы ухода, погребение)

Прочие доходы  

Оказание лечебной помощи инвалидам и пособие по инвалидности

Средства Федерального бюджета   

 

Средства ФОМС 

 

 

Таким образом, отметим, что большого различия в функциях учреждений, выполняющих работу по социальному страхованию, на протяжении рассмотренного периода (1903 – 2014 г.) нет. Но наблюдается развитие в организационной структуре деятельности учреждения Фонда социального страхования.

      1. Нормативно-правовое регулирование деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации

 

Действия органов государственной власти с целью решения проблем системы социального страхования в 1992–1993 годах все отчетливее были связаны с отказом от наследия ранее действовавшей советской системы государственного социального страхования. В итоге наметилась выраженная тенденция придания государственным внебюджетным социальным фондам, в том числе и Фонду социального страхования, статуса государственных учреждений. В целях обеспечения государственных гарантий в системе социального страхования и повышения контроля за правильным и эффективным расходованием средств социального страхования Указом Президента от 07.08.1992г. №822 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (который должен был действовать до принятия так и не принятого Закона «О социальном страховании граждан в Российской Федерации») Фонд позиционировался как самостоятельное государственное финансово-кредитное учреждение. Указом было подчеркнуто, что денежные средства Фонда не входят в состав республиканского и местных бюджетов, бюджетов других фондов и изъятию не подлежат. При этом было подчеркнуто, что средства Фонда – финансовые средства – являются государственной собственностью и лишь находятся в оперативном управлении Фонда. Были изменены подведомственность Фонда и порядок формирования его руководящих органов. Данным Указом управление Фондом было возложено на Правительство при участии общероссийских объединений профсоюзов.

Принятый в 1995 году в трех чтениях Государственной Думой, но отклоненный Советом Федерации Федеральный закон «О государственном социальном страховании в Российской Федерации» так и не вступил в силу из-за того, что по его принципиальным положениям не было достигнуто согласие между Правительством и профсоюзами. Функции данного закона фактически исполняло принятое на время его подготовки постановление Правительства Российской Федерации от 12.02.1994г. №101, которым утверждалось Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации. Это Положение стало основным нормативным документом, определяющем организационную структуру Фонда и основные направления его деятельности. В Положение о Фонде несколько раз вносились дополнения и изменения: 24 июля 1995 года, 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 года, 22 ноября 1997 года, 23 декабря 1999 года, 19 июля 2002 года и т.д. 

Информация о работе Организационно-правовые основы формирования Фонда социального страхования Российской Федерации