Методология формирования операционных бюджетов предприятия; пути оптимизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:58, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсовой работы является рассмотреть сущность и значение системы бюджетного планирования в организации, обратить внимание на принципы составления и формирования операционного бюджета предприятия

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджетирования…………………………………………...5
Глава 2. Экономическая сущность бюджета. Классификация видов бюджета …………………………………………………………………………….8
Глава 3. методология формирования операционного бюджета …………...13
Глава 4. Контроль выполнения бюджета предприятия …………………….19
Практическая часть …………………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………28
Список литературы …………………………………………………………...30

Вложенные файлы: 1 файл

КУРС РАБОТА.doc

— 460.50 Кб (Скачать файл)

,

- общий объем текущих затрат  по конкретному подразделению  организации;

- запланированный объем постоянных статей бюджета;

- установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;

- показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерениях.

С помощью этой формулы, связывающей затраты и объем  производства, можно разрабатывать  планы для различных уровней деловой активности. Например, переменные затраты могут быть установлены в определенном процентном соотношении от уровня деловой активности организации. На основе таких норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня деловой активности структурного подразделения ( ).

Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых (контролируемых) затрат, а также для центров доходов, так как он показывает, каким образом руководитель, меняя объем производства, может воздействовать на затраты или выручку (доход). По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др.

Использование на практике гибких бюджетов позволяет составлять бюджеты, которые более точно отражают задачи и финансовое положение организации. Несомненно, без соответствующего компьютерного обеспечения данного процесса формирование гибкого бюджета просто нереально.

Ряд организаций формируют  так называемые обновляемые бюджеты. Изменения вносятся раз в полугодие или квартал. Создается прогноз доходов и расходов коммерческой организации на четыре квартала вперед и годовой бюджет на основе этих прогнозов. Ежемесячно аналитики осуществляют высокоточные оценки, с тем чтобы удостовериться, что бюджет соответствует реальным доходам и расходам.

Другие организации  пользуются бюджетом, который составляется раз в год. Но они применяют программное обеспечение для сбора информации о реальных затратах и доходах, прогноза изменения этих показателей на остаток года и их сопоставления с цифрами, заложенными в бюджете.

Все виды бюджетов применяемые в финансовом планировании можно разделить на следующие основные группы:

Операционный  бюджет:

- бюджет продаж;

- производственный бюджет;

- бюджет прямых затрат на материалы;

- бюджет прямых затрат на оплату труда;

- бюджет общепроизводственных накладных расходов;

- бюджет коммерческих расходов;

- бюджет управленческих расходов;

Финансовый  бюджет:

- инвестиционный бюджет;

- бюджет движения денежных средств;

- прогноз баланса.

Основными бюджетами:

- прогноз баланса (или бюджет по балансовому листу);

- бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках);

- бюджет движения денежных средств.

Вспомогательные бюджеты:

- План капитальных затрат

- Кредитный или инвестиционный план

Дополнительные  или специальные бюджеты:

- Бюджет распределения прибыли

- Бюджет отдельных проектов и программ

 

 

 

 

Глава 3. Методология  формирования операционного бюджета.

Назначение операционного  бюджета - увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Состав операционного бюджета определяет руководство организации (бюджетный комитет), прежде всего исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса, степени методической, организационной и технической готовности предприятия.

В процессе разработки операционного  бюджета определяются форматы бюджетных  документов, разрабатывается аналитика  и постатейный регламент бюджетов, устанавливаются процедуры подготовки и принятия бюджетов.

Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:

Бюджет  продаж:

Бюджет продаж является основополагающим при определении  ожидаемых денежных поступлений. В  условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга.

При подготовке бюджета продаж необходимо учитывать  уровни объёма продаж за предыдущие периоды  и проанализировать ряд макроэкономических факторов, каждый из которых может  оказать существенное влияние на объём продаж и его зависимость от прибыльности продукции.

Надёжность прогноза продаж повышается в результате использования  комбинаций экспертных и статистических методов.

Составление бюджета продаж:

  • Бюджет продаж - важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты.
  • Бюджет продаж отражает месячный или квартальный объём продаж в натуральных и в стоимостных показателях.
  • Бюджет продаж составляется с учётом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.
  • Бюджет продаж включает в себя ожидаемый денежный поток от продаж, который в дальнейшем будет включён и в доходную часть бюджета потока денежных средств.
  • Для прогноза денежных поступлений от продаж необходимо учитывать коэффициенты инкассации, которые показывают, какая часть отгруженной продукции будет оплачена в первый месяц (месяц отгрузки), во второй и т.д., с учётом корректировки на безнадёжные долги.

 

Бюджет  производства.

Производственный бюджет - это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.

  • Бюджет производства - это план выпуска продукции в натуральных показателях
  • Бюджет производства составляется исходя из бюджета продаж; он учитывает производственные мощности, увеличение или уменьшение запасов (бюджет производственных запасов), а также величину внешних закупок.
  • Необходимый объём выпуска продукции определяется как предполагаемый запас готовой продукции на конец периода плюс объём продаж за данный период и минус запас готовой продукции на начало периода.

 

Бюджет  прямых затрат на материалы:

Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.

На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы:

- нормативный метод;

-  аналитический метод.

Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный период.

Практика показывает, что на малых предприятиях, как  правило, отсутствует система нормирования материалов. В данном случае возможно использование аналитического метода. По сравнению с нормативным методом он гораздо проще в практическом применении, однако дает более грубую оценку потребности в материальных затратах. Суть данного метода заключается в том, что на основе фактических данных производства и сбыта продукции за базовый (отчетный) год и общих расходов материалов рассчитывается средневзвешенная, принимаемая за норму расхода на планируемый бюджетный период. Затем эти нормы расхода применяются к плановым объемам продаж и выпуска для определения потребностей в материалах.

После определения количества сырья и материалов, требуемого для  производства продукции, следующим  этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья и материалов). Потребность в сырье и материалах в каждом периоде может быть определена по следующей формуле:

Объём закупок = объём использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода

Данные о запасах  сырья и материалов автоматически  поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.

Бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.

 

 Бюджет прямых затрат на оплату труда

Отражает затраты на заработную плату основного производственного  персонала на протяжении бюджетного периода в расчете на единицу  готовой продукции по видам продукции и в целом по компании в натуральных и стоимостных показателях, т. е. с учетом затрат рабочего времени в человеко-часах и тарифных ставок.                                                   

Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.

В бюджете заработной платы основного производственного  персонала необходимо выделять две составные части:

>  фиксированную  (постоянную) часть оплаты труда;

>  сдельную (переменную) часть оплаты труда. Переменная  часть оплаты труда включает оплату операций и работ по сдельным нормам и расценкам, тарифным ставкам или в процентах от выручки в соответствии с принятыми в организациях формами и системами оплаты труда.

Если к моменту  составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график её погашения.

 

 

 

 

Бюджет  общепроизводственных расходов.

Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.

Производственные накладные  расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.

 

Бюджет  коммерческих расходов.

  • В бюджете коммерческих расходов учитываются все расходы связанные со сбытом, продвижением и хранением товара.
  • Бюджет коммерческих расходов формируется с учетом бюджета переменных общепроизводственных расходов, рекламного бюджета и других постоянных коммерческих расходов.
  • Переменные коммерческие расходы (комиссионные вознаграждения, затраты на упаковку, складскую обработку, транспортировку товаров заказчикам) зависят от объёма продаж и закупок и переносятся из бюджета переменных общепроизводственных расходов.
  • Коммерческие расходы группируются по критериям, основными из которых являются: виды продукции, категории покупателей.
  • При составлении бюджета коммерческих расходов в отдельную группу выделяются постоянные затраты: расходы на рекламу и маркетинг и расходы на хранение товаров на складе. Величина эти расходов планируется на основе статистических данных (расходы предшествующего периода с учетом сезонности) и решений менеджмента. Например, может быть принято решение об изменении местонахождения склада или площади арендуемых помещений, о пересмотре сумм страховых покрытий товарных запасов и другое.

 

Бюджет  общих и административных расходов.

  • Бюджет показывает все расходы, не связанные с коммерческой деятельностью предприятия, а именно: затраты на содержание офиса, расходы на содержание персонала, освещение и отопление сооружений непроизводственного назначения, командировки, услуги связи, налоги и проценты за кредиты, относящиеся на себестоимость и т.д.
  • Общие и административные расходы носят постоянный характер.
  • Бюджет общих и административных расходов составляется на основе бюджетов подготовленных центрами ответственности.

 

Составив описанные  выше предварительные бюджеты, можно  приступать к формирования основного  финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.

Прогнозный отчет  о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.

Информация о работе Методология формирования операционных бюджетов предприятия; пути оптимизации