Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 23:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотреть сущность и значение системы бюджетного планирования в организации, обратить внимание на принципы составления и формирования операционного бюджета предприятия
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие бюджетирования…………………………………………...5
Глава 2. Экономическая сущность бюджета. Классификация видов бюджета …………………………………………………………………………….8
Глава 3. методология формирования операционного бюджета …………...13
Глава 4. Контроль выполнения бюджета предприятия …………………….19
Практическая часть …………………………………………………………...21
Заключение ……………………………………………………………………28
Список литературы …………………………………………………………...30
- общий объем текущих затрат по конкретному подразделению организации;
- запланированный объем постоянных статей бюджета;
- установленный норматив переменных затрат бюджета на единицу продукции;
- показатель, характеризующий деловую активность организации (объем производства продукции, работ, услуг и др.) в натуральных единицах измерениях.
С помощью этой формулы, связывающей затраты и объем производства, можно разрабатывать планы для различных уровней деловой активности. Например, переменные затраты могут быть установлены в определенном процентном соотношении от уровня деловой активности организации. На основе таких норм в гибком бюджете определяют общую сумму переменных затрат в зависимости от уровня деловой активности структурного подразделения ( ).
Гибкий бюджет наилучшим образом подходит для центров полностью регулируемых (контролируемых) затрат, а также для центров доходов, так как он показывает, каким образом руководитель, меняя объем производства, может воздействовать на затраты или выручку (доход). По принципу гибкого бюджета планируют выручку, затраты на основные материалы, сдельную зарплату и др.
Использование на практике гибких бюджетов позволяет составлять бюджеты, которые более точно отражают задачи и финансовое положение организации. Несомненно, без соответствующего компьютерного обеспечения данного процесса формирование гибкого бюджета просто нереально.
Ряд организаций формируют так называемые обновляемые бюджеты. Изменения вносятся раз в полугодие или квартал. Создается прогноз доходов и расходов коммерческой организации на четыре квартала вперед и годовой бюджет на основе этих прогнозов. Ежемесячно аналитики осуществляют высокоточные оценки, с тем чтобы удостовериться, что бюджет соответствует реальным доходам и расходам.
Другие организации пользуются бюджетом, который составляется раз в год. Но они применяют программное обеспечение для сбора информации о реальных затратах и доходах, прогноза изменения этих показателей на остаток года и их сопоставления с цифрами, заложенными в бюджете.
Все виды бюджетов применяемые в финансовом планировании можно разделить на следующие основные группы:
Операционный бюджет:
- бюджет продаж;
- производственный бюджет;
- бюджет прямых затрат на материалы;
- бюджет прямых затрат на оплату труда;
- бюджет общепроизводственных накладных расходов;
- бюджет коммерческих расходов;
- бюджет управленческих расходов;
Финансовый бюджет:
- инвестиционный бюджет;
- бюджет движения денежных средств;
- прогноз баланса.
Основными бюджетами:
- прогноз баланса (или бюджет по балансовому листу);
- бюджет доходов и расходов (или прогноз отчета о прибылях и убытках);
- бюджет движения денежных средств.
Вспомогательные бюджеты:
- План капитальных затрат
- Кредитный или инвестиционный план
Дополнительные или специальные бюджеты:
- Бюджет распределения прибыли
- Бюджет отдельных проектов и программ
Глава 3. Методология формирования операционного бюджета.
Назначение операционного бюджета - увязка натуральных показателей планирования со стоимостными; определение наиболее важных пропорций, ограничений и допущений, которые следует учитывать при составлении основных бюджетов. Состав операционного бюджета определяет руководство организации (бюджетный комитет), прежде всего исходя из характера целей, стоящих перед организацией, специфики бизнеса, степени методической, организационной и технической готовности предприятия.
В процессе разработки операционного бюджета определяются форматы бюджетных документов, разрабатывается аналитика и постатейный регламент бюджетов, устанавливаются процедуры подготовки и принятия бюджетов.
Среди операционных бюджетов обычно принято выделять следующие:
Бюджет продаж:
Бюджет продаж является основополагающим при определении ожидаемых денежных поступлений. В условиях рыночной экономики он должен быть предельно точным и обоснованным, максимально учитывать рекомендации службы маркетинга.
При подготовке бюджета продаж необходимо учитывать уровни объёма продаж за предыдущие периоды и проанализировать ряд макроэкономических факторов, каждый из которых может оказать существенное влияние на объём продаж и его зависимость от прибыльности продукции.
Надёжность прогноза продаж повышается в результате использования комбинаций экспертных и статистических методов.
Составление бюджета продаж:
Бюджет производства.
Производственный бюджет - это план производства продукции. В нем конкретизируется бюджет продаж, а также для каждого периода планирования (месяца, квартала) устанавливается количество готовой продукции, которое необходимо произвести.
Бюджет прямых затрат на материалы:
Назначение бюджета прямых затрат на материалы в том, чтобы определить затраты сырья, основных материалов, полуфабрикатов, комплектующих, необходимых для производства готовой продукции.
На отечественных предприятиях существуют два основных метода составления бюджета прямых затрат на материалы:
- нормативный метод;
- аналитический метод.
Нормативный метод является наиболее точным, обоснованным, но вместе с тем довольно трудоемким. Суть данного метода заключается в том, что затраты на материальные оборотные средства (сырье, материалы, комплектующие) определяются исходя из установленных норм расхода. Большинство крупных и средних промышленных предприятий составляют плановую калькуляцию на единицу продукции, в которой установлены удельные нормы расхода по видам сырья и материалов. Таким образом, на основе установленных норм (стандартов) расходов материалов и данных производственного бюджета рассчитывают потребность на бюджетный период.
Практика показывает,
что на малых предприятиях, как
правило, отсутствует система
После определения количества сырья и материалов, требуемого для производства продукции, следующим этапом является расчет необходимого количества закупок (по видам сырья и материалов). Потребность в сырье и материалах в каждом периоде может быть определена по следующей формуле:
Объём закупок = объём использования + запасы на конец периода - запасы на начало периода
Данные о запасах сырья и материалов автоматически поступают из бюджета производственных запасов. Запас материалов на начало периода равен запасу в предшествующем периоде. В случае если изменяется бюджет продаж или бюджет производства, должен быть оперативно изменен и план закупок материалов.
Бюджет затрат на материалы составляется с учетом сроков и порядка погашения кредиторской задолженности за материалы.
Бюджет прямых затрат на оплату труда
Отражает затраты на
заработную плату основного
Бюджет прямых затрат на оплату труда подготавливается исходя из бюджета производства (количество единиц продукции, подлежащих изготовлению), данных производительности труда и ставок оплаты труда основного производственного персонала, занятого непосредственно изготовлением продукции.
В бюджете заработной
платы основного
> фиксированную (постоянную) часть оплаты труда;
> сдельную (переменную)
часть оплаты труда.
Если к моменту составления бюджета накопилась значительная кредиторская задолженность по выплате заработной платы, то необходимо предусмотреть график её погашения.
Бюджет общепроизводственных расходов.
Бюджет производственных накладных затрат – это количественное выражение планов относительно всех затрат компании, связанных с производством продукции за исключением прямых затрат на материалы и оплату труда.
Производственные накладные расходы включают в себя постоянную и переменную части. Постоянная часть (амортизация, текущий ремонт и т.д.) планируется в зависимости от реальных потребностей производства, а переменная часть использует подход, основанный на нормативах. Под нормативом понимается сумма затрат на единицу базового показателя. Для оценки нормативов затрат используют различные базовые показатели. Расчет нормативов производится на основе данных предшествующих периодов с возможными корректировками на инфляцию и некоторые конъюнктурные факторы.
Бюджет коммерческих расходов.
Бюджет общих и административных расходов.
Составив описанные выше предварительные бюджеты, можно приступать к формирования основного финансового бюджета, которое начинается с формирования прогнозного отчета о прибылях и убытках компании.
Прогнозный отчет о прибылях и убытках – это форма финансовой отчетности, составленная до начала планового периода, которая отражает результаты планируемой деятельности. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется для того, чтобы определить и учесть выплату налога на прибыль в оттоке денежных средств в бюджете денежных средств. Прогнозный отчет о прибылях и убытках составляется на основе данных, содержащихся в бюджетах продаж, себестоимости реализованной продукции и текущих расходов. При этом добавляется информация о прочих прибылях, прочих расходах и величине налога на прибыль.
Информация о работе Методология формирования операционных бюджетов предприятия; пути оптимизации