Виды бюджетов предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 12:44, курсовая работа

Краткое описание

Бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т. е. бюджет создается ДО выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия. Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации. Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность , ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.

Содержание

ведение………………………………………………...….………………………………..3
1.1 Виды бюджетов предприятия …….....................................................………………....5
1.2 Структура и принципы составления бюджетов ..…………………...…....…………...8
1.3 Основные принципы и сущность бюджетирования ………………..…….…....…....12
1.4 Организация бюджетирования …….…………..……………………....................…...15

Вложенные файлы: 1 файл

бюджет предприятия структура и принципы составления.docx

— 32.79 Кб (Скачать файл)

ведение………………………………………………...….………………………………..3

 

1.1 Виды бюджетов предприятия  …….....................................................………………....5

 

1.2 Структура и принципы  составления бюджетов ..…………………...…....…………...8

 

1.3 Основные принципы и  сущность бюджетирования ………………..…….…....…....12

 

1.4 Организация бюджетирования …….…………..……………………....................…...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

          Введение

В настоящее время в  экономике действуют наряду с неплатежеспособными и вполне благополучные, финансово состоятельные предприятия, которые смогли прогрессивно воспринять перемены, направленные на многоукладность экономики, широкий спектр форм собственности, неизбежность опережающего наращивания качества и номенклатуры товаров для широкого потребительского спроса. Шансы предприятия на успех резко возрастают, если оно использует грамотную политику управления внутренними ресурсами. Каждое предприятие обладает определенным капиталом, за счет которого оно и получает основную долю прибыли. Ошибки, связанные с вложением капитала неизбежно приводят к потере финансовой устойчивости и даже банкротству. Процесс бюджетирования на предприятии объединяет работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей. 

Бюджет — это количественное воплощение плана, характеризующее  доходы и расходы на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют  будущие финансовые операции, т. е. бюджет создается ДО выполнения предполагаемых действий. Это и определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.  Бюджеты имеют множество  видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие промежуточные  операции (закупка сырья и материалов, бюджет производства и т. п.), могут  нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.  Основные требования к информации, содержащейся в бюджете, следующие: достаточность, неизбыточность , ясность и доступность. Конкретные формы составления бюджета каждое предприятие выбирает самостоятельно.   Бюджетный период, как правило, охватывает краткосрочный аспект планирования (год, квартал), однако, бюджеты, связанные с капитальными вложениями, составляются и на более длительный период — пять, десять лет.     Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуются функциями бюджета: 

Планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации.

Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

Коммуникация и координация  различных подразделений предприятия  и видов деятельности, подразумевающие  согласование интересов отдельных  работников и групп в целом  по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению  слабых звеньев в организационной  структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности  между исполнителями. Ориентация руководителей  всех рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности. Контроль текущей деятельности, обеспечение  плановой дисциплины.  Бюджет представляет собой выраженные в конкретных показателях цели, альтернативы достижения целей, последствия возникновения альтернатив на цели, фактические результаты реализации управленческий решений и отклонения от запланированных результатов. Его так же можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает целесообразность притока и оттока активов.

Цель данной курсовой работы состоит в выявлении особенностей бюджета предприятия, его структуры и принципов составления, анализе финансового состояния и формировании бюджета предприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1 Виды бюджетов предприятия

 

Бюджет – это финансовый документ, созданный для выполнения предполагаемых действий в виде прогноза будущих финансовых операций. Бюджет является количественным выражением планов деятельности и развития организации, координирующим и конкретизирующим в цифрах проекты руководителей. Бюджет является составной частью контроля, создаёт объективную основу оценки результатов деятельности организации. Система бюджетов позволяет руководителю заранее оценить эффективность  управленческих решений, оптимальным  образом распределить ресурсы между  подразделениями, наметить пути развития персонала и избежать кризисной  ситуации. Наряду с понятием «разработка  бюджетов» на многих отечественных  предприятиях используется термин «бюджетирование».

В зависимости от поставленных задач различают бюджеты:

 

·        генеральный  и частный;

 

·        гибкий и статический.

 

Бюджет, охватывающий общую  деятельность предприятия называется генеральным. Планы отдельных подразделений организации называют частными бюджетами.

Генеральный (общий) бюджет предприятия  – это скоординированный по всем подразделениям, департаментам и  функциям план работы предприятия в  целом. Он объединяет блоки отдельных  бюджетов и характеризует информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области  финансового планирования. Генеральный  бюджет является обобщением используемых ресурсов. С помощью данного бюджета  можно определить потенциальные  прибыли и убытки предприятия  на плановый период.

Гибкий бюджет хорош тем, что позволяет более адекватно  оценить эффективность работы подразделений, не обеспечивающих продажи, а играющих по отношению к ним поддерживающую роль.

Процесс составления гибкого  бюджета:

 

·        изначально он разрабатывается для ожидаемого уровня производства;

 

·        в  конце периода бюджетированные затраты пересчитываются пропорционально фактическому объему реализации услуг, прежде чем происходит сопоставление плановых и фактических объемов затрат [13, с. 126].

 

В зависимости от того, как  меняются бюджеты в результате изменения  ожиданий, бюджеты бывают:

 

1) периодические (periodioc budgets);

 

2) скользящие (rolling budgets).

 

Периодический бюджет составляется обычно на один год; после того, как  был принят бюджет, его не корректируют.

Скользящий бюджет – это  бюджет, который постоянно обновляется  путем добавления к нему следующего финансового периода (например, месяца или квартала) по мере того, как завершается  очередной финансовый период. Цель данного вида бюджета: осуществлять тщательный контроль за деятельностью  предприятия и всегда предоставлять  максимально точную плановую информацию на ближайшие 12 месяцев.

В зависимости от идеологического  типа бюджеты можно классифицировать на построенные по принципу:

 

·        "снизу  вверх"

 

·        "сверху вниз".

 

         Первый вариант предусматривает сбор и фильтрацию бюджетной информации от исполнителей к руководителям нижнего уровня и далее к руководству организации. При таком подходе много сил и времени уходит на согласование бюджетов отдельных структурных единиц.

        Второй подход требует от руководства организации четкого понимания основных особенностей организации и способности сформировать реалистичный прогноз хотя бы на рассматриваемый период. Бюджетирование "сверху вниз" обеспечивает согласованность бюджетов отдельных подразделений и позволяет задавать контрольные показатели по продажам, расходам и т.п. для оценки эффективности работы центров ответственности

Есть еще несколько  вариантов классификации бюджетов:

 

·        Долгосрочные и краткосрочные бюджеты;

 

Долгосрочным бюджетом считается  бюджет, составленный на срок 2 года и  более, а краткосрочным – на период не более 1 года. Зачастую долгосрочное и краткосрочное бюджетирование объединяются в единый процесс. В этом случае краткосрочный бюджет составляется в рамках разработанного долгосрочного и поддерживает его, а долгосрочный уточняется по прошествии каждого периода краткосрочного планирования и "прокатывается" вперед еще на один период.

 

·        Постатейные бюджеты (line-item budgets);

Постатейный бюджет предусматривает  жесткое ограничение суммы по каждой отдельной статье расходов без  возможности переноса в другую статью.

 

·        Бюджеты  с временным периодом;

Этот термин означает систему  бюджетирования, в которой неизрасходованный на конец периода остаток средств не переносится на следующий период. Эта разновидность бюджета используется в большинстве организаций, т.к. позволяет более четко контролировать деятельность менеджеров и расход ресурсов.      К недостаткам такого метода относится неравномерность расходования бюджетных средств, когда в конце периода менеджеры начинают в срочном порядке тратить остаток средств на ненужные расходы или просто неоптимальным образом, опасаясь, что в случае "недорасхода" бюджет на следующий период будет урезан на соответствующую сумму. Кроме того, в конце периода довольно много сил тратится на инвентаризацию и отчетность.

·        Преемственные  бюджеты и бюджеты с нулевым  уровнем;

Бюджет с нулевым уровнем  – это бюджет, который каждый раз составляется заново, "с нуля". В противоположность ему, у преемственного бюджета есть нечто вроде шаблона, в который при очередном бюджетировании лишь вносятся коррективы, отражающие текущие изменения по сравнению с устоявшимся процессом [8, с. 237].

       1.2 Структура и принципы составления бюджетов

С точки зрения последовательности подготовки документов для составления  общего бюджета выделяют две составных  части бюджетирования, каждая из которых является законченным этапом планирования:

 

1. Подготовка операционного  (текущего) бюджета; 

 

2. Подготовка финансового  бюджета.

 

Операционный (текущий) бюджет представляет собой совокупность бюджетов, характеризующих доходы и расходы  по операциям, планируемым на предстоящий  период для сегмента или отдельной  функции предприятия. В структуре  общего бюджета предприятия операционный бюджет является доминирующим. В ходе его составления формируются  бюджеты различных расходов: на закупку  сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т.д.

1. Бюджет продаж

Объединяет информацию об объёмах реализации продукции, ценах, и соответственно, о выручке от реализации. Цель данного бюджета - рассчитать прогноз объёма продаж в  целом. Исходя из стратегии развития предприятия, его производственных мощностей и, главное, прогнозов  в отношении ёмкости рынка  сбыта, определяется количество потенциально реализуемой продукции (в натуральных  единицах). Прогнозные отпускные цены используются для оценки объема продаж в стоимостном выражении. Сложность  окончательного расчета бюджета  продаж связана с тем, что объём  реализации определяется не только производственными  возможностями предприятия, но и  факторами рыночной конъюнктуры. К  таким факторам относят:

 

·        деятельность конкурентов;

 

·        общее  положение на национальном и мировом  рынках;

 

·        политика ценообразования в сфере деятельности и на конкретном предприятии;

 

·        сезонные колебания спроса;

 

·        эффективность  рекламной политики;

 

·        качество продукции и т.д.

 

Расчёт объёма реализации продукции на предприятиях осуществляется на основе статистических методов, а  также на основе экспертных оценок.

Бюджет продаж обычно строится дифференцированно и содержит информацию о прогнозируемых объемах продаж по каждому продукту, а также ожидаемую  цену единицы каждого продукта. Для  предприятия, занимающегося, например, тремя различными направлениями, –  это расчет объема продаж по каждому  направлению.

 

2. Производственный бюджет, или  бюджет производства 

 

Бюджет производства показывает, сколько единиц продукции или  услуг необходимо произвести, чтобы  обеспечить запланированные продажи  и требуемый уровень запасов.

 

3. Бюджет прямых затрат 

 

Данные об объемах производства, содержащиеся в бюджете производства, вместе с данными о прямых материальных затратах составляют смету прямых материальных затрат. Если продукт является «скоропортящимся»  товаром, его производство и предоставление должны быть хорошо спланированы. В  противном случае каждый невостребованный продукт принесет потери фирме в  размере совокупной стоимости элементов.

 

4. Бюджет накладных расходов 

 

Представляет собой совокупность всех общих расходов за исключением  прямых затрат на материалы и оплату труда. Сюда относятся амортизационные  отчисления, арендные платежи, налог  на имущество и т.д.

 

5. Бюджет текущих затрат 

 

Данный бюджет отражает ожидаемые  расходы по реализации, а также  общие и административные расходы. Он включает в себя остальные расходы, которые не были включены ни в один другой бюджет, например, такие как: расходы по страхованию, юридические  расходы, расходы на аудит, на оплату директоров, бумагу для печатающих устройств, почтовые расходы и телефонные счета и т.д.

 

В содержательную часть бюджета  текущих затрат включены затраты  понесенные в процессе реализации продукции  и организации бизнеса.

 

6. Бюджет кадровых затрат предприятия 

 

При составлении этого  вида бюджета определяют требуемое  количество персонала (кадровый ресурс), необходимого для производства продукции  по объему представленному в бюджете продаж. Выбранный алгоритм расчета здесь зависит от многих факторов, в том числе и от системы нормирования труда и оплаты работников.

Информация о работе Виды бюджетов предприятия