Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода Кыргызской Республики к рыночной экономике одним из определяющих факторов ее развития становится привлечение иностранных инвестиций как составной части либерализации внешнеэкономических отношений Кыргызстана. Это непосредственно связано как со структурными изменениями в экономике, так и с кризисами воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики, дефицитом внутренних финансовых и материальных ресурсов для инвестирования. Приток иностранного капитала рассматривается как одно из важных условий динамичного развития экономики и включения в систему современных мирохозяйственных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_final_4.6.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

Рис.  1.  Структура основных доноров  программной помощи Кыргызской Республики. По данным Министерства Финансов Кыргызской Республики. Отчёт об официальной внешней помощи3.

Донором, который  предоставил наибольший вклад  республике (37%) является, конечно же, АБР (Азиатский  Банк Развития)   развивающий в  стране такие программы как: - «Региональная  Программа Содействия Торговле и  Таможенного Сотрудничества», - «Корпоративное развитие и реформа предприятий-2».

Вторым по величине донором республики является  «Всемирный Банк» - «World Bank» или просто «WB». Доля его составляет 31%. Его помощь оказывается республике в сфере усовершенствования государственного управления, Программы структурных преобразований предприятий и т.д.

На этом можно  остановиться, ведь больше никаких  кредитных соглашений Кыргызская Республика не подписывала. Далее речь пойдёт об организациях  предоставивших грантовую  помощь. Самую большую роль здесь играет Комиссия Европейского сообщества, так как эта организация на протяжении последних лет стабильно выделяла гранты на структурные преобразования в области обеспечения продовольственной безопасности. Её доля составляет 26% в общей совокупности.

Не частыми  грантами балуют нас правительства  таких стран как Швейцария  и Нидерланды. Их доля соответственно  4% и 2%. В частности Швейцария выделила последний  грант, как и Нидерланды для  реализации  программы экономической  стабилизации и структурной реформы относительно управления налоговой системой и доходами, предпринимательской среды, реформ инфраструктурных отраслей и социальной защиты. Сумма гранта отличается   только лишь размерами.

Техническая помощь в 2008-2012 годах 

Получаемая Кыргызской Республикой техническая помощь предоставляется донорами в следующих формах:

-        Техническая помощь, направляемая для подготовки инвестиционных проектов и программных займов, которая включает в себя проведение различных исследований, финансового и экономического анализа, инструменты реализации проекта, подготовку технико-экономического обоснования;

-        Техническая помощь, предоставляемая министерствам и ведомствам в виде консультационных услуг в различных областях экономики и управления для институционального усиления их потенциала;

-        Техническая помощь, направленная на обучение и подготовку специалистов,  повышение их профессионального уровня;

-        Техническая помощь в виде оборудования, технического оснащения, товаров и т.п.

В таблице 4. представлены объемы внешней технической помощи Кыргызской Республике.

Таблица 4. Объем внешней технической помощи

 

2008

2009

2010

2011

2012

Объём технической  помощи млн. длр

41,23

36,63

48,97

58,43

10,4


 

 

 Проекты технической помощи поддерживали реформы в таких секторах государственного управления как судебная система, изменение законодательства направленных на упрощение налоговой системы, обеспечение прозрачности и системы отчетности в государственных предприятиях, усовершенствование управления государственными расходами.

Основными целями проектов технической помощи  доноров  являлись создание и укрепление кадрового  потенциала правительства и государственных  служащих в планировании и разработке соответствующих мероприятий, направленных на рационализацию функций и структуры правительства. Так, в целом в рамках Программы были проведены функциональные анализы следующих министерств и ведомств: Министерства образования и культуры, здравоохранения, юстиции, транспорта и коммуникации, экологии и чрезвычайных ситуаций, внешней торговли и промышленности; государственного комитета по управлению государственным имуществом и привлечению иностранных инвестиций и государственного комитета по туризму, спорту и молодежной политике.

Проведение  функционального анализа, усиление потенциала министерств и ведомств, проведение структурных реформ – все это является основой для создания эффективной и открытой системы государственного управления.  

В целом проекты  технической помощи осуществлялись в разных секторах экономики таких как: социальный сектор, транспорт и коммуникации, сельское хозяйство, промышленность, развитие человеческих ресурсов. Основными задачами во всех проектах технической помощи было оказание воздействия на потенциал и повышение способностей бенефициарами проектов в проведении структурных преобразований в различных сферах социально-экономической жизни республики. Это, безусловно, сказалось на успешности реализации непосредственно самих программ, которые также поддерживались донорами, и были направлены на проведение структурных преобразований в стране.

Снижение объема технической помощи в последние  годы обусловлено тем, что в  2012 году зафиксировано меньше всего  соглашений по предоставлении внешней  помощи. Графически эту тенденцию  можно представить на рис. 2.

 

 

 

 

 

 

 

 
 
 
 
Рис. 2. Распределение  технической помощи Кыргызской Республике.

 
На рис. 2. представлено распределение технической помощи по донорам. Большую долю (около 23%) занимает Юсаид. Это вполне объяснимо, так  как Американское Агентство по международному Сотрудничеству предоставило технической помощи на  сумму 37,9млн. длр. Со своей долей в 20% после ЮСАИД идет правительство Швейцарии. За ними следуют ТАСИС и ДИФИД с соответственно  14% и 12%. Как известно ТАСИС обеспечивает проекты по продовольственной безопасности, а  ДИФИД содействует проектам в рамках ПГИ.

Что касается КНР то, его  техническая помощь касается  строительства Кыргызско-Китайской  бумажной фабрики и т.д. Данные, по которым был построен рис. 2.3 представляющие структуру  доноров, так называемых «основных партнёров» предоставивших техническую помощь представлены в табл. 5.

Подводя итог технической помощи  можно сказать, что суммарный вклад  из четырнадцати доноров оценивается в 248млн. 30 тысяч 216 долларов в период с 2008 по 2012 годы.

 

Таблица 5  Структура доноров 

 

Донор

Сумма технической помощи Млн. длр

Азиатский Банк Развития (АБР)

35,33

Всемирный Банк (ВБ)

24,35

Германское  общество технического сотрудничества (ГТЦ)

17,42

Департамент международного развития Великобритании (ДИФИД)

18,73

Европейский Банк Развития и Реконструкции (ЕБРР)

5,74

Европейская Комиссия (ТАСИС)

16,38

Исламский Банк Развития (ИБР)

0,57

Правительство Ирана

5,79

Правительство КНР

17,25

Организации ООН

8,55

Правительство Швейцарии

35,72

Американское  агентство по международному сотрудничеству (ЮСАИД)

57,92

Правительство Японии

2,07

Турецкое агентство  международного сотрудничества (ТИКА)

0,986

Итого

248 030 216


 

По данным Министерства Финансов выходит, что  наибольшее количество соглашений по предоставлению  внешней помощи было заключено в 2008 году- 53% от общего количества, другие годы (2009,2010,2011гг.) – приблизительно 20%, а в 2012 только лишь 7%. Соглашения подписаны на общую сумму в 132,53 миллионов долларов. В детальном разрезе это выглядит на таблице 6.

  Таблица 6.  Внешняя программная  помощь,  полученная Кыргызской  Республикой, млн. дол.

 

2008

2009

2010

2011

2012

Гранты

3,5

8,1

19,28

15,78

13,37

Кредиты

12,2

35

15

5,15

5,15


 

Для наглядного представления  динамики привлечения кредитов и грантов  давайте обратимся к рис. 2.3. Анализируя данный рисунок, приходится констатировать, что  2009 год стал для республики тем годом, когда было  взято кредитов на сумму, превышающую по другим отдельно взятым годам суммы кредитов. Это ознаменовано тем, что были взяты кредиты АБР и Всемирного Банка. Эти кредиты были направлены: в частности Программа Всемирного Банка «Консолидированный кредит под структурные преобразования» (CSAC). В рамках Программы CSAC были приняты следующие Законы Кыргызской Республики в секторе энергетики: «Об энергетике», «Об электроэнергетике», «Об энергосбережении»; был создан регулятивный орган в лице Государственного агентства по энергетике и разработана и утверждена Программа разгосударствления и приватизации АО «Кыргызэнерго».

Программный займ АБР «Корпоративное развитие и  реформа предприятий-2.  В рамках этого займа были приняты поправки к Закону «Об акционерных обществах». При этом принятый Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон  Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» позволяет устранить противоречия между законами «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционных фондах» и «Об акционерных обществах», в части применения положений Закона «Об акционерных обществах» в регулировании деятельности коммерческих банков,  страховых компаний и инвестиционных фондов.

В рамках реализации Программы «Корпоративное управление и реформа предприятий-2», при  финансовой поддержке АБР были приобретены  права на использование Международных  стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита. В развитие этого, были приняты законы «О бухгалтерском учете» и «Об аудиторской деятельности», а также проведено обучение хозяйствующих субъектов и налоговых органов по всем регионам республики. Также была разработана Система стандартов оценки имущества, которые определяют полностью рыночные подходы в оценке бизнеса, машин и оборудования, интеллектуальной собственности и т.д.

В рамках Программы  «Корпоративное управление и реформа  предприятий-2» был принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».

Донором, который  предоставил наибольший вклад  республике (37%) является, конечно же, АБР (Азиатский  Банк Развития)   развивающий в стране такие программы как: - «Региональная Программа Содействия Торговле и Таможенного Сотрудничества», - «Корпоративное развитие и реформа предприятий-2».

Вторым по величине донором республики является  «Всемирный Банк» - «World Bank» или просто «WB». Доля его составляет 31%. Его помощь оказывается республике в сфере усовершенствования государственного управления, Программы структурных преобразований предприятий и т.д.

На этом можно  остановиться, ведь больше никаких  кредитных соглашений Кыргызская Республика не подписывала. Далее речь пойдёт об организациях  предоставивших грантовую помощь. Самую большую роль здесь играет Комиссия Европейского сообщества, так как эта организация на протяжении последних лет стабильно выделяла гранты на структурные преобразования в области обеспечения продовольственной безопасности. Её доля составляет 26% в общей совокупности.

Не частыми  грантами балуют нас правительства  таких стран как Швейцария  и Нидерланды. Их доля соответственно  4% и 2%. В частности Швейцария выделила последний  грант, как и Нидерланды для  реализации  программы экономической стабилизации и структурной реформы относительно управления налоговой системой и доходами, предпринимательской среды, реформ инфраструктурных отраслей и социальной защиты. Сумма гранта отличается   только лишь размерами.  

Получаемая Кыргызской Республикой техническая помощь предоставляется донорами в следующих  формах:

-        Техническая помощь, направляемая для подготовки инвестиционных проектов и программных займов, которая включает в себя проведение различных исследований, финансового и экономического анализа, инструменты реализации проекта, подготовку технико-экономического обоснования;

-        Техническая помощь, предоставляемая министерствам и ведомствам в виде консультационных услуг в различных областях экономики и управления для институционального усиления их потенциала;

-        Техническая помощь, направленная на обучение и подготовку специалистов,  повышение их профессионального уровня;

-        Техническая помощь в виде оборудования, технического оснащения, товаров и т.п.

Подводя итог технической помощи  можно сказать, что суммарный вклад  из четырнадцати доноров оценивается в 248млн. 30 тысяч 216 долларов в период с 2008 по 2012 годы.

Информация о работе Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики