Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода Кыргызской Республики к рыночной экономике одним из определяющих факторов ее развития становится привлечение иностранных инвестиций как составной части либерализации внешнеэкономических отношений Кыргызстана. Это непосредственно связано как со структурными изменениями в экономике, так и с кризисами воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики, дефицитом внутренних финансовых и материальных ресурсов для инвестирования. Приток иностранного капитала рассматривается как одно из важных условий динамичного развития экономики и включения в систему современных мирохозяйственных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_final_4.6.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы  видно, что приток иностранных инвестиций (без учета оттока) в экономику  республики в  2012г. составил 3572,4 млн. долларов США, сократившись в сравнении с  2011г. на 21,7 процента, а по сравнению с  2008г. их объем увеличился в 1,4 раза. В структуре иностранных инвестиций доля других инвестиций составила 75,3 процента, прямых иностранных инвестиций - 18,6, грантов и технической помощи - 6,1 процента.Объемы поступления прямых иностранных инвестиций (без учета оттока) в  2012 г. составили 666,1 млн. долларов США и увеличились по сравнению с  2008 г. - в 2 раза. За весь рассматриваемый период в удельном весе ПИИ преобладают инвестиции из стран дальнего зарубежья ( табл. 2).

 

Таблица 2.  
Поступление прямых иностранных инвестиций в КР млн. долл. США

Показатели

2008г.

2009г.

2010г .

2011г.

2012г.

Всего поступлений

335,6

436,8

866,2

660,9

666,1

в том числе:

         

из стран  вне СНГ

178,4

238,5

461,3

402,1

527,3

%

53,2

54,6

53,3

60,8

79,1

из стран  СНГ

157,1

198,3

404,9

258,8

138,8

%

46,8

45,4

46,7

39,2

20,9


 

Объемы поступления  прямых иностранных инвестиций из стран  вне СНГ в  2012г. в сравнении  с  2011г. увеличились на 31,1 процента. Основными странами-инвесторами являлись Канада, Китай и Великобритания. Инвестиции из Канады направлялись в сферу обрабатывающей промышленности, в частности, в металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, Китая - в геологоразведку (51,4 процента), торговлю, ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования (23,1 процента) и сферу деятельности транспорта и связи (17,0 процента), Великобритании - в геологоразведку (92,1 процента).

По сравнению  с  2011г. возросли поступления прямых инвестиций из Канады - в 2,5 раза, Китая - на 37,5 процента, в то время как из Великобритании их объем сократился на 33,3 процента, в основном, за счет снижения объемов инвестиций, направленных в сферу финансовой деятельности. За счет поступивших инвестиций в течение 2012г. велось строительство и реконструкция автодорог «Ош-Сарыташ-Иркештам», «Южного транспортного коридора», «Ош-Иркештам», «Ош-Исфана», «Тараз-Талас-Суусамыр», «Бишкек-Нарын-Торугарт», «Тюп-Кеген», а также реабилитация дорог по проекту «Улучшение регионального дорожного коридора» и др.

В ходе исследования выявлено насколько эффективно, использованы ПИИ для развития экономики страны. Так, в 1995-1998 гг. с их помощью были реконструированы система центрального отопления и ТЭЦ-1 г. Бишкек, освоено золоторудное месторождение «Кумтор», построен сыроварный завод в г. Каракол, проведена электрификация областей, развивалась легкая промышленность. В период с 2003 по  2011 годы ПИИ в основном направлялись на развитие жилищно-коммунального хозяйства, торговли, электроэнергетики, сельского хозяйства, образования, телекоммуникации, финансово-кредитной сферы, горнодобывающей промышленности и т.д. В г.Бишкек создана в 1996 г. СЭЗ «Бишкек», на территории которой действует 169 иностранных предприятий. Следует отметить, что возрастает удельный вес инвестиций из стран-участниц ШОС. Это свидетельствует о развитии многостороннего сотрудничества между странами и формировании благоприятного инвестиционного климата в Кыргызской Республике.

Наиболее привлекательными отраслями для иностранного капитала являются финансовая сфера, коммерческая деятельность, общественное питание, топливная и пищевая промышленность. Основная доля иностранных инвестиций приходилась на Бишкек и Чуйскую область (табл. 3). Однако сейчас ситуация изменилась, в последние годы приоритет в распределении инвестиционных потоков получили южные территории республики.

 

Таблица 3.  
Инвестиции в основной капитал по территории КР (млн.сомов)

 

2008

%

2009

%

2010

%

2011

%

2012

%

Кыргызская

Республика

18 771,3

100

24 087,5

100

32 535,0

100

42 496,9

100

44 333,3

100

Баткенская  область

408,8

2,2

628,8

2,6

2 625,0

8,1

3 407,1

8,1

1 400,0

3,2

Джалал-Абадская

область

1 951,6

10,4

2 317,7

9,6

3 969,9

12,2

8 590,8

20,1

8 364,1

18,9

Иссык-Кульская

область

4 283,5

22,9

5 293,5

22

5 261,2

16,2

5 792,7

13,6

10 951,4

24,7

Нарынская область

273,3

1,5

1 014,5

4,2

341,6

1,1

621,9

1,5

963,1

2,2

Ошская область

1 283,2

6,9

1 306,5

5,4

2 433,5

7,5

6 027,8

14,2

3 951,5

8,9

Талаская область

406,3

2,1

897,4

3,7

1 870,2

5,8

1 238,7

3

942,6

2,1

Чуйская область

1 603,6

8,5

2 744,0

11,4

3 267,8

10

3 643,5

8,6

4 697,0

10,5

г. Бишкек

8 225,4

43,8

9 463,6

39,3

12 146,4

37,3

11 991,4

28,2

11 738,6

26,5

г. Ош

335,6

1,7

420,1

1,8

619,4

1,8

1 183,0

2,7

1 325,0

3


 

Относительно  внутреннего инвестиционного потенциала отметим следующее. В противовес общепринятым точкам зрения на отсутствие в стране внутренних источников инвестирования, необходимо выделить тенденции, которые необходимо принимать в расчет для реальной оценки внутренних инвестиционных возможностей.

  • Средства теневого бизнеса (по разным оценкам, оборот которых около 50% ВВП). Из данной сферы не поступают налоги, она служит главным источником нелегального накопления и вывоза капитала. Средства теневого бизнеса могут быть одним из источников роста инвестиций при проведении соответствующей политики, обеспечении законодательноправового регулирования в результате легализации теневой экономики.
  • Валютные накопления населения, сберегаемые вне кредитнофинансовой системы. Для целей инвестирования возможно привлечь довольно приличную сумму на основе обеспечения инвесторам государственных гарантий и сохранения политической стабильности в стране.
  • Мощным фактором инвестиционного роста является также экономически обоснованное увеличение денежной массы в обращении, которая, на наш взгляд, сильно занижена. Ориентир по приросту сомовой денежной массы на 2012 год - 20% (выполним при условии сохранения принципов формирования и использования бюджета).

У Кыргызстана  существуют возможности накопления капитала для развития реального сектора экономики, проведения активной инвестиционной политики, которая включает следующие направления деятельности:

  • совершенствование и развитие институциональной системы, обеспечивающей направление инвестиционных потоков на внутренний рынок капитала в КР;

-создание  предпосылок для реализации систем  инновационной стратегии экономического  роста и социально ориентированного  научно-технологического развития страны;

  • разработка, внедрение прогрессивных технологий и создание технических новинок для задела в будущем выпуска ряда новых материалов и потребительских товаров и услуг;
  • составление программ научно-технического и социально-экономического развития.

Из общей  суммы предоставленной финансовой помощи: 50,26% направлены  на реализацию инвестиционных проектов (инвестиционная помощь); 49,74% направлены на поддержку бюджета и платежного баланса, стабилизацию национальной валюты и укрепление международных валютных резервов (программная помощь).

  Данные  отражают активность доноров по секторам экономики. Активными, для  которых стали: Сельское хозяйство, транспорт и коммуникации Энергетика, Социальный сектор, Оборонный и другие отмеченные «Х» в таблице. Наиболее активными донорами являются:  Всемирный Банк, Азиатский Банк Развития, правительство Японии, ОПЕК, МСФК, Китай.  Здесь специально приводится перечисление этих доноров в таком порядке, потому как хотел подчеркнуть их активность по мере её снижения от самого активного до донора который минимально участвует во внешней помощи республики.

Поступление кредитов и грантов неравномерно в разные годы, так как это связано  с тем, как и с какой периодичностью заключаются  соответствующие соглашения. Так, например, у  каждого донора в рамках финансового и технического сотрудничества имеются свои особенности работы. Большая часть доноров в целях согласования приоритетных направлений сотрудничества и бюджета финансирования проектов на определенный срок, проводят двусторонние переговоры с различной периодичностью, по итогам которых подписывается итоговый документ в виде меморандума или протокола.

Так, межправительственные переговоры по финансовому и техническому сотрудничеству между Кыргызской Республикой  и Германией проводятся один раз  в два года. В целях конструктивного  диалога в ходе переговоров, на ежегодной основе проводятся межправительственные консультации. По итогам межправительственных консультаций и переговоров немецкая и кыргызская стороны подписывают Протокол.

Стратегия помощи стране Всемирного Банка разрабатывается  на три года. По итогам переговоров подписывается Меморандум о взаимопонимании.

Стратегия помощи стране Азиатского Банка Развития разрабатывается  на каждые три года, которая на ежегодной  основе обновляется и корректируется с учетом изменений социально-экономической  ситуации, Программы государственных инвестиций и т.п. По итогам ежегодных переговоров, проводимые страной миссией АБР, подписывается Меморандум о взаимопонимании по стратегии помощи стране.

Европейский союз каждый год  проводит переговоры по финансовому  и техническому сотрудничеству, в рамках которых обсуждается индикативный план двустороннего сотрудничества на 4 года и более конкретный план финансирования на 2 года. По итогам переговоров подписывается Меморандум о финансировании.

Меморандум о взаимопонимании  подписывается между Исламским Банком Развития и Правительством Кыргызской Республики.

Вторая часть донорских  организаций самостоятельно разрабатывает  стратегию двустороннего сотрудничества на определенный срок, основываясь  на собственных исследованиях. Например, по такому принципу работает Департамент Международного Развития Правительства Великобритании, ЮСАИД, ЕБРР.

Для наглядного представления  динамики привлечения кредитов и  грантов  давайте обратимся к  рис. 2.2.2. Анализируя данный рисунок, приходится констатировать, что  2009 год стал для республики тем годом, когда было  взято кредитов на сумму, превышающую по другим отдельно взятым годам суммы кредитов. Это ознаменовано тем, что были взяты кредиты АБР и Всемирного Банка. Эти кредиты были направлены: в частности Программа Всемирного Банка «Консолидированный кредит под структурные преобразования» (CSAC). В рамках Программы CSAC были приняты следующие Законы Кыргызской Республики в секторе энергетики: «Об энергетике», «Об электроэнергетике», «Об энергосбережении»; был создан регулятивный орган в лице Государственного агентства по энергетике и разработана и утверждена Программа разгосударствления и приватизации АО «Кыргызэнерго».

Программный займ АБР «Корпоративное развитие и реформа предприятий-2.  В рамках этого займа были приняты поправки к Закону «Об акционерных обществах». При этом принятый Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» позволяет устранить противоречия между законами «О банках и банковской деятельности», «Об инвестиционных фондах» и «Об акционерных обществах», в части применения положений Закона «Об акционерных обществах» в регулировании деятельности коммерческих банков,  страховых компаний и инвестиционных фондов.

В рамках реализации Программы «Корпоративное управление и реформа предприятий-2», при финансовой поддержке АБР были приобретены права на использование Международных стандартов финансовой отчетности и Международных стандартов аудита. В развитие этого, были приняты законы «О бухгалтерском учете» и «Об аудиторской деятельности», а также проведено обучение хозяйствующих субъектов и налоговых органов по всем регионам республики. Также была разработана Система стандартов оценки имущества, которые определяют полностью рыночные подходы в оценке бизнеса, машин и оборудования, интеллектуальной собственности и т.д.

В рамках Программы «Корпоративное управление и реформа предприятий-2»  был принят Закон Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О банках и банковской деятельности».

Данный рисунок  показывает, что идет тенденция сокращения подписания кредитных соглашений между  правительством республики и донорами. Причем этих соглашений становиться  меньше год от года, а на рисунке  последние два года занимает  подписанное соглашение с “World Bank” рассчитанное на три транша первый из которых состоялся в 2011 году. Для более полного представления о предоставляемой внешней помощи необходимо обратиться к структуре доноров, от  которых Кыргызская Республика получает внешнюю помощь (диаграмма 1.).

Информация о работе Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики