Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода Кыргызской Республики к рыночной экономике одним из определяющих факторов ее развития становится привлечение иностранных инвестиций как составной части либерализации внешнеэкономических отношений Кыргызстана. Это непосредственно связано как со структурными изменениями в экономике, так и с кризисами воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики, дефицитом внутренних финансовых и материальных ресурсов для инвестирования. Приток иностранного капитала рассматривается как одно из важных условий динамичного развития экономики и включения в систему современных мирохозяйственных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_final_4.6.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

 Определенную роль в привлечении иностранных инвестиций играет создание коммерческих организаций со 100 %-м иностранным участием.

Серьезных западных инвесторов в настоящее время  интересует не столько партнерство, сколько приобретение надежных элементов  контроля над производством.

Для кыргызской экономики весьма полезны средние и мелкие предприятия, принадлежащие иностранному капиталу, в отраслях, не имеющих стратегического значения, особенно в переработке сельскохозяйственной продукции, производстве одежды, обуви и других товаров народного потребления. В этих отраслях нет опасности, что предприятие со 100% участием захватит монопольное положение на внутреннем рынке республики.

Вопрос о  привлечении иностранного капитала в приоритетные отрасли решается теперь не непосредственно органами управления, а путем проведения ими соответствующей политики или осуществления определенных административных мер. В частности, предоставляя налоговые и другие льготы, органы управления могут способствовать привлечению иностранного капитала в форме совместных предприятий в приоритетные отрасли производства.

В некоторых  случаях органы управления на региональном или национальном уровне должны сами принимать решение о выборе той  или иной формы привлечения иностранных  ресурсов. Например, если речь идет об освоении месторождений полезных ископаемых, то здесь возможны различные варианты:

во-первых, заключить  соглашение о привлечении иностранных  средств на компенсационной основе, сохранив контроль над самим производством полностью в руках национальных предприятий (государственных или частных);

во-вторых, создавать  для разработки месторождения совместные предприятия, определив при этом оптимальную долю иностранного партнера;

в-третьих, предоставить концессию или заключить соглашение на основе разделения продукции по разработке месторождения иностранной фирме или группе фирм.

 Иностранные  инвестиции в топливно-энергетический  комплекс могут осуществляться в различных формах. К числу основных форм привлечения иностранного капитала в эту отрасль относятся прямые иностранные инвестиции на основе договоров о концессии, контрактов типа "продакшен шеринг" (контрактов на раздел продукции), сервисных контрактов с риском и без риска.

В международной  практике в добыче полезных ископаемых разведка и разработка месторождений с привлечением иностранного капитала давно осуществляются в вышеназванных формах. Условно эти формы можно разделить на две основные категории — концессии и контракты. При этом если до 70-х годов концессии были практически единственным видом соглашений между нефтяными компаниями и правительствами принимающих стран, то впоследствии стали шире применяться новые, более совершенные формы соглашений.

В настоящее  время, наряду с концессионными соглашениями, широко применяются соглашения о разделе продукции, сервисные и подрядные оглашения. Существующее разнообразие видов соглашений в добыче позволяет регулировать полноту выполняемых работ — от проведения поиска, разведки, разработки месторождений до сдачи объекта "под ключ" и развития инфраструктуры района, проведения чисто сервисных работ.

Говоря о  различных формах разработки природных  ресурсов, следует отметить одну общую черту, характерную практически для всех стран. Это существование лицензионной (разрешительной) системы доступа к полезным ископаемым. Прежде чем приступить к разведке или разработке месторождения, необходимо получить от государства разрешение па проведение тех или иных видов работ. Такое разрешение предоставляется в форме лицензии, концессии, договора, аренды и т.д.

 Концессия представляет собой соглашение (сделку), по которому государство передает свои монопольные права на эксплуатацию месторождения компании-концессионеру, который взамен полученных прав принимает на себя определенные обязательства — погашение всех своих затрат и уплату определенных налогов, ведение разведки на месторождении, а в случае обнаружения запасов концессионер обязуется добывать и продавать нефть и газ. Право на транспортировку обнаруженных углеводородов обычно тоже предусматривается в концессионном соглашении.

Основным преимуществом концессии является то, что это проверенный временем эффективный механизм. Ее предоставление и реализация могут быть оговорены законодательством.

Одним из серьезных  недостатков концессии является то, что правительству принимающей страны предоставляется меньше прав вмешиваться в деятельность предприятия и участвовать в его управлении. Ограничивается возможность государства по таким вопросам, как например, подготовка национальных кадров, контроль над развитием отрасли. Этот недостаток можно устранить, оговорив в концессионном соглашении участие государственного ведомства в форме партнера по совместному предприятию, а также обязательства иностранной нефтяной компании по подготовке кадров.

Предоставление  концессий пока не получило широкого распространения в Кыргызской Республике. Республика должна учитывать мировой опыт в области концессий, в том числе и при принятии закона о концессиях.

Соглашения  о разделе продукции во многом напоминают концессионные договоры. Различие состоит в том, что иностранная фирма, берущая на себя обязательства осваивать разработку определенного природного ресурса, расплачивается с принимающей стороной частью добытой продукции (осуществляется "раздел продукции").

В настоящее  время, особенно в сфере недропользования, иностранные инвестиции более привлекательны для Кыргызской Республики в форме соглашений о разделе продукции, так как не требуют первоначальных затрат кыргызстанской стороны. Уже подписан ряд соглашений, основанных на этой форме сотрудничества, хотя нерешенность правовых вопросов сдерживает их реализацию.

Сервисное соглашение в чистом виде предполагает заключение простого контракта на выполнение конкретных видов работ, за которые подрядчику выплачивается оговоренная сумма. Сервисные контракты бывают двух видов; без риска и с риском. Соглашение предполагает, что иностранная сторона вкладывает капитал с риском на разведку месторождения (рисковый капитал), а также капитал, требующийся для разработки месторождения в случае обнаружения запасов. Этот капитал приобретает форму займа и с процентами возвращается инвестору в виде продукции предприятия.

Учет многих факторов необходим и при принятии решения об образовании свободных экономических зон как территорий, на которых за счет льготного режима хозяйственной и внешнеэкономической деятельности и создания необходимой инфраструктуры создается более благоприятный инвестиционный климат для отечественных и главным образом иностранных инвесторов. Именно такие зоны, особенно зона экспортного производства, при относительно небольших затратах на их создание, дают максимальный эффект в сравнительно короткие сроки. Зоны этого типа создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов при наличии свободных территорий, рабочей силы и специалистов. При этом для финансирования создания ключевых объектов производственной инфраструктуры свободных экономических зон, развитие которых будет признано приоритетным с точки зрения общегосударственных интересов, должно быть предусмотрено выделение средств из государственного бюджета.

Осуществление затрат на создание инфраструктуры может  производиться и путем уменьшения на первых этапах отчислений от доходов предприятий зоны в бюджет, предоставления им налоговых льгот. Но в будущем эти издержки должны быть перекрыты увеличением доходов, в том числе доходов бюджета, за счет ускоренного развития производства преимущественно за счет привлечения иностранного капитала и получения дополнительной валюты. Поэтому решение о создании зоны должно быть обосновано с точки зрения учета этих факторов.

1.3 Инвестиционный климат

Понятие инвестиционного  климата чрезвычайно емкое. Оно  включает в себя идеологию, политику, экономическое положение, культуру, социально-политическую стабильность и другие аспекты, которые оценивает инвестор, принимая решение о капиталовложениях, и которые позволяют ему сделать вывод об уровне инвестиционного риска. Важное влияние на инвестиционный климат оказывают государственная политика в отношении капиталовложений, участие страны в системе международных договоров и традиции их соблюдения, стабильность и однозначность функций органов государственного управления, степень и методы их вмешательства в экономическую деятельность, эффективность работы государственного аппарата, оперативность принятия решений, последовательность в проведении экономической политики и т.п.

Таким образом, в общем виде инвестиционный климат основывается на следующих факторах:

-  характер  законодательства, регулирующего приток капитала в страну (в том числе по вопросам совместного предпринимательства);

-  наличие  запасов природного сырья и  его использование для деятельности совместных или иностранных предприятий;

-  степень  развития производственной инфраструктуры;

-  наличие  квалифицированной рабочей силы; 

-  энергетическая  обеспеченность и наличие энергорезервов;

- емкость  внутреннего местного рынка и  наличие платежеспособного спроса;

-  характер  внутреннего хозяйственного механизма,  возможность свободных рыночных отношений с местными товаропроизводителями;

-  конвертируемость  местной валюты, гарантии вывоза  прибыли из страны в твердой  валюте.

В политике привлечения  зарубежного капитала существенную роль играет государственная программа  привлечения иностранных инвестиций, которая разрабатывается в соответствии с основными целями национальной стратегии экономического развития. В этой программе определяются приоритетные направления привлечения иностранного капитала и меры по улучшению инвестиционного климата.

   Ключевую  роль в  формировании инвестиционного  климата  играет  политика и  действия органов государственного  управления. Хотя ряд факторов (например: географических) едва ли подвластны  правительству страны, от него  во многом зависит

Гарантии прав собственности, подходы к государственному регулированию и налогооблаженю  (реализуемые как внутри страны, так и на её границах), создание инфраструктуры, функционирование финансовых рынков и рынков труда, а так же факторы более одного плана, определяющие качество  государственного управления, например уровень коррупции.

    Кыргызская  Республика обладает широким  спектром  возможностей, выражаемых  в инвестиционной привлекательности.  Которые в свою очередь   придают инвестору толчок для  принятия решения об инвестировании. Необходимо отметить, что  одним из главных факторов, на мой взгляд, оказывающих влияние на  инвестиционный климат, прежде всего, является  – законодательство. Именно его неудовлетворительное состояние и лишает страну инвесторов, имея необходимый потенциал. Поэтому я привожу в приложении (№1) законодательные   основы для инвестирования. А как инвестор узнает о том, куда ему инвестировать, какие имеются для этого предпосылки или  «ориентиры». Под «ориентирами» подразумевается  инвестиционная привлекательность. Именно про это подробно пойдёт речь ниже.

   Как известно  в республике семь областей, каждая  из которых не менее привлекательна, чем  остальные. Как уже было  сказано выше, для формирования  инвестиционного климата необходим  ряд факторов, которым я попытаюсь придать более четкие границы, дав  описание возможностей  каждого из регионов и страны в целом.

        Характеризуя инвестиционный климат, нужно отметить, что  с каждым  годом в республике он улучшается, хотя и достаточно вяло. Наиболее привлекательным местом в данный момент для инвесторов был и остаётся город Бишкек. Сейчас, если вернуться к анализу предприятий с иностранными инвестициями, то в нём сосредоточено наибольшее их количество. Наиболее приоритетными отраслями для привлечения инвестиций являются пищевая и легкая промышленность, торговля, сфера услуг и строительство. Здесь сказывается то, что городские власти совместно с республиканскими министерствами, комитетами, госкомиссиями и ведомствами проводят работу по устранению административных барьеров и улучшению инвестиционного климата.

        Другие области не отстают  далеко. Давая, какую либо оценку  хочется отметить, что  у республики  имеется огромный инвестиционный  потенциал, а частности не только  если брать отдельно южную  и северную столицы.  Степень развития секторов экономики по отраслям показывает, что наша республика хотя и является аграрной, но у неё огромный промышленный потенциал. Так как, обладая богатыми природными ресурсами: залежами нефти и газа, золота и ртути страна, на мой взгляд, не достаточно эффективно их использует. Скорее всего, здесь оказывает влияние недостаточно развитая инфраструктура. Так, например  в Баткенской и Нарынской областях имеются запасы нефти, а в  Таласской и Ошской золота. Но фактически известен лишь один факт разработки месторождения золота на Иссык-Куле предприятием «Кумтор».

         Очень жаль, что не используются  в полной мере и  туристический  потенциал страны. Анализируя области,  я пришел к выводу, что в  пяти областях имеется благоприятные  для того условия: будь то лечебный, конный, курортный или другие виды туризма.

       Подводя  итог, я говорю о том, что  у инвестиций есть широкий  круг возможностей в Кыргызской  Республике. В том, что касается  климата нужно отметить прогрессивные  сдвиги. Касающиеся законодательства, упрощении таможенных барьеров и других негативных сторон, ухудшающих инвестиционную привлекательность. Хочу отметить, что в этом направлении сделан ещё один шаг по привлечению инвестиций -  в сети Интернет открыт сайт посвященный инвестиционной ситуации республики (www.investment.kg). Если верить статистике, то  с каждым годом его посещаемость растет, и все большее количество людей узнаёт об инвестиционном потенциале и климате республике.

Информация о работе Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики