Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода Кыргызской Республики к рыночной экономике одним из определяющих факторов ее развития становится привлечение иностранных инвестиций как составной части либерализации внешнеэкономических отношений Кыргызстана. Это непосредственно связано как со структурными изменениями в экономике, так и с кризисами воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики, дефицитом внутренних финансовых и материальных ресурсов для инвестирования. Приток иностранного капитала рассматривается как одно из важных условий динамичного развития экономики и включения в систему современных мирохозяйственных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_final_4.6.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

 

 

2. Глава Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики.

 

2.1. Анализ и оценка инвестиционной  политики  и законодательного  обеспечения привлечения инвестиций 

 

Привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в экономику республики является одним из приоритетных направлений  экономической политики Правительства Кыргызской Республики и взаимовыгодного экономического сотрудничества Кыргызстана с зарубежными странами. 
Кыргызстан продолжает серьезные реформы в области экономики и государственного регулирования. Главными направлениями являются: улучшение качества налогового администрирования; стабильность в экономической политике государства; снижение стоимости финансирования; макроэкономическая стабилизация; улучшение таможенного и внешнеэкономического регулирования; борьба с преступностью и т.д.

В республике установлен либеральный инвестиционный режим, позволяющий инвесторам получить доступ практически ко всем секторам экономики. Представители иностранных  государств имеют право принимать  участие в приватизации, покупать акции и ценные бумаги кыргызских компаний. К иностранным инвесторам применяется национальный режим, т.е. режим наибольшего благоприятствования. Это правило применяется и в случае, когда инвестор владеет долей предприятия и когда является его полным собственником. Иностранным инвесторам разрешено владеть земельными участками в черте населенного пункта на правах срочного (временного) пользования.

Государство гарантирует благоприятную и  предсказуемую законодательную  среду для внутренних и иностранных  инвестиций. Государственным органом, отвечающим за проведение инвестиционной политики страны является Министерство экономического развития и торговли Кыргызской Республики.

Регуляторная  система

Инвестиционная  деятельность в Кыргызской Республике регулируется:  
1. Конституцией Кыргызской Республики с изменениями от 27 июня 2010 года

2. Законом  Кыргызской Республики «Об инвестициях  в Кыргызской Республике» от 27 марта 2003 года N 66,

3. Законом Кыргызской  Республики «О лицензировании»  от 3 марта 1997 года N 12,

4. Законом Кыргызской Республики «Об акционерных обществах» от 27 марта 2003 года N 64,

5. Законом Кыргызской  Республики «О недрах» от 2 июля 1997 года N 42,

6. Законом  Кыргызской Республики «О свободных  экономических зонах в Кыргызской  Республике» от 22 марта 2009 года N 36,

7. Налоговым  Кодексом Кыргызской Республики  от 26 июня 1996 года N 25,

8. Земельным  Кодексом Кыргызской Республики  от 2 июня 1999 года N 45,

9. Таможенным  Кодексом Кыргызской Республики  от 12 июля 2004 года N 87,

10. Гражданским  Кодексом Кыргызской Республики от 8 мая 1996 года N 15 и другими нормативно-правовыми актами Кыргызской Республики.

В целях интеграции в мировое сообщество, а также  создания международной нормативно-правовой базы Кыргызская Республика заключила  межправительственные двусторонние Соглашения с рядом иностранных государств, в том числе:

Соглашения  по взаимной защите и поощрении инвестиций (с Турцией подписано 28 апреля 1992 в г.Бишкек), об избежание двойного налогообложения, о транзитных перевозках, подписала межгосударственную Конвенцию стран СНГ «О защите прав инвестора» и т.д.

Основным нормативный  документом, регулирующим инвестиционную деятельность в Кыргызской Республике является Закон Кыргызской Республики «Об инвестициях в Кыргызской Республике», принятый 27 марта 2003 года (В редакции Законов КР от14 июня 2004 года N 76, 31 июля 2006 года N 144, 23 июня 2008 года N 127, 17 октября 2008 года N 231, 30 апреля 2009 года N 141, 16 июля 2009 года N 222, 22 октября 2009 года N 284).

Настоящий закон  устанавливает основные принципы инвестиционной политики государства. Эти принципы нацелены на улучшение инвестиционного климата в Республике и продвижение иностранных и внутренних инвестиций посредством обеспечения справедливого и равноправного законодательного режима для инвесторов и гарантированной защиты инвестиций в Кыргызстане. Этот Закон также регулирует отношения между государственными органами и инвесторами. 
Главными отличительными чертами закона являются:

- Возможность  получения преференций (согласно  государственным программам развития, инвесторы в приоритетных секторах экономики и на определенных территориях Республики могут получать инвестиционные льготы, отраженные в законодательстве КР);

- Гарантия  неизменность законодательства  в течение 10 лет (данное право  не распространяется на случай изменения Конституции); 
- Право обращения инвестора в Международный Арбитраж,

- Гарантия  своевременной выплаты адекватной  и эффективной компенсации в  случае экспроприации;

- Свободу репатриации  капитала;

- Дивидендов  и прибыли

В соответствии с законодательством Кыргызская Республика предоставляет иностранным инвесторам следующие гарантии: 
- применение национального режима экономической деятельности, равные инвестиционные права для местных и иностранных инвесторов; невмешательство в экономическую деятельность инвесторов; защита и восстановление нарушенных прав и интересов инвесторов в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и международными договорами; 
- вывоз или репатриация за пределы Кыргызской Республики прибыли от инвестиций, средств, полученных в результате инвестиционной деятельности в Кыргызской Республике, имущества, информации; 
- защита от экспроприации (национализации, реквизиции или иных эквивалентных мер, в том числе включающих действие или бездействие со стороны уполномоченных государственных органов Кыргызской Республики, приведшим к принудительному изъятию средств инвестора или лишению его возможности воспользоваться результатами инвестиций).

В исключительных случаях, связанных с общественными  интересами, инвестиции могут быть подвергнуты принудительной экспроприации с одновременной гарантией государства о надлежащем возмещении ущерба инвестору; 
- право на свободное использование инвестором дохода от своей деятельности в Кыргызской Республике;

- возможность  осуществления инвестиций в любых формах в объекты и виды деятельности, не запрещенные законодательством Кыргызской Республики, в том числе и в лицензируемые виды деятельности; 
- свобода денежных операций (свободная конвертация, свободные и беспрепятственные денежные переводы: при внесении в законодательство Кыргызской Республики норм, ограничивающих денежные переводы в иностранной валюте, данные ограничения не распространяются на иностранных инвесторов, за исключением случаев при неправомерных 
действиях (например, отмывание денег);

- свободный  доступ к открытой информации;

- право создавать  юридические лица в любых организационно-правовых  формах, предусмотренных законодательством  Кыргызской Республики, открывать  филиалы, представительства на  территории Кыргызской Республики, выбирать любую организационную и управленческую структуру для своей компании, если иная специально не установлена законом для определенной организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, приобретать в собственность имущество (кроме земельных участков), акции, иные ценные бумаги, включая государственные, участвовать в приватизации государственной собственности, создавать ассоциации и другие объединения, нанимать как местных, так и иностранных работников в соответствии с законодательством Кыргызской Республики и другие действия, связанные с осуществлением деятельности инвестора в Кыргызской Республике, не запрещенные законодательством;

- признание  всех прав иностранных инвесторов  в отношении объектов интеллектуальной  собственности государственными  органами и должностными лицами Кыргызской Республики;

- в случае внесения  изменений или дополнений в  инвестиционное, налоговое и таможенное  законодательство Кыргызской Республики, за исключением Конституции Кыргызской  Республики, законов Кыргызской  Республики, связанных с вопросами национальной безопасности, здравоохранения и защиты окружающей среды, инвесторы в течение 10 лет (или срока, предусмотренного инвестиционным соглашением) с момента начала осуществления своей инвестиционной деятельности имеют право выбора наиболее благоприятных для них условий; 
- иные гарантии, специально предусмотренные двусторонними и многосторонними международными договорами о поощрении и защите инвестиций, заключенными Кыргызской Республикой.

Кыргызская  Республика еще 28 июня 1991 г. приняла специальный закон в области иностранных инвестиций, Закон «Об иностранных инвестициях в Кыргызской Республике» с последующими изменениями и дополнениями от 7 мая 1993г. и 26 сентября 1995 г., 28 июля 1995г. 1

Закон состоял из краткой  преамбулы и трех глав, где содержались 26 статей. В преамбуле подчеркивалось, что закон направлен на привлечение дополнительных материальных и финансовых ресурсов и передовой зарубежной технологии.

В Законе помимо определения  статуса инвестиций, иностранных  инвесторов были предусмотрены формы иностранных инвестиций, разрешенные в Кыргызстане, хотя этот перечень не являлся исчерпывающим: доля в совместном предприятии; иностранных предприятия; приобретение акций и других ценных бумаг; целевые денежные вклады; научно-техническая продукция; интеллектуальные ценности и другие формы, не запрещенные законами Кыргызской Республики.

Согласно ст. 6 Закона договор  являлся основным документом, регулирующим правовое положение иностранных  инвесторов. Причем, как отмечено в  законе, он сохраняет свою силу на весь срок его действия и в случаях, когда после его заключения ухудшились условия осуществления инвестиционной деятельности. Нужно сказать, что особенно договорное регулирование важно при инвестициях в разработку природных ресурсов, естественных богатств. Наряду с классическими концессионными договорами во второй половине ХХ века были широко распространены договоры о распределении продукции. Особенно важны они для реализации значительных по объему проектов, в которых учитываются специфические особенности каждого из них.

Самое основное, что требует  особенного внимания в данном законе то, что он предусматривал определенные налоговые и таможенные льготы для  иностранных инвесторов. Ст. 20 Закона устанавливала, что предприятия  с иностранными инвестициями и доходы от совместной деятельности с участием иностранных инвесторов, если оплата долей участия в предприятиях или целевых вкладов произведена иностранными инвесторами в размере не менее 30 % уставного фонда предприятий, общей суммы для ведения совместной деятельности или в совокупности не менее 51 % акций, освобождаются от уплаты налога на прибыль:

  • если предметом деятельности являются сфера промышленности, строительство - в течение 5 лет со дня государственной регистрации;
  • если предметом деятельности являются переработка природных ресурсов, сельское хозяйство, транспорт или связь - в течение 3 лет;
  • если предметом деятельности является торговля, туризм, банковское или стразовое дело, а также другие виды деятельности - в течение 2 лет.

По истечении  сроков освобождения от уплаты налогов  ставки налога на прибыль снижаются:

  • на 50 % на часть прибыли, реинвестируемой в Кыргызской Республике;
  • на 25 %, если не менее 50 % производимой продукции и услуг экспортируются;
  • на 25 %, если не менее 50 % продукции производится из импортируемого сырья или компонентов;
  • на 25 %, если не менее 20 % прибыли расходуется на профессиональное обучение.

Эта статья несет  в себе не только информацию о предоставляемых  льготах, но и дает нам перечень отраслей экономики Кыргызстана, которые являются приоритетными в привлечении иностранных инвестиций.

Статья 23 устанавливала  таможенные льготы инвесторам в виде освобождения от уплаты таможенных пошлин импорт ценностей, предназначенных  для вкладов в уставной фонд иностранных предприятий или целевых вкладов в совместную деятельность с участием иностранного инвестора, а также сырья и компонентов, импортируемых для целей производства.

Следующим шагом  в этой области стало принятие закона "О концессиях и иностранных  концессионных предприятиях" 6 марта 1992 г. и закона "О свободных экономических зонах", анализ которых будет сделан в следующих параграфах работы.

Наряду со специальными законами было большое  количество подзаконных актов, т.е. указов Президента и постановлений  Правительства КР. Это Указы Президента КР "О мерах по организации экспертиз иностранных инвестиций" от 9 сентября 1992 г., "О международном фонде содействия предпринимательству и иностранным инвестициям" от 25 марта 1992 г., "Об изменениях в государственном управлении внешнеэкономической деятельностью" от 9 февраля 1993 г., "О дополнительных гарантиях для иностранных инвесторов" от 6 сентября 1994 г., "О зоне привлечения иностранных инвестиций в г. Бишкеке" от 9 декабря 1994 г. и "О дополнительных мерах по совершенствованию системы привлечения и использования иностранных инвестиций в Кыргызскую Республику" от 12 сентября 1998 г. и постановления Правительства Кыргызской Республики во исполнение Указов Президента, как, постановление об утверждении положения "О свободной экономической зоне "Бишкек" от 11 ноября 1995 г., постановление об утверждении временного положения "О порядке исчисления и  взимания платы за предоставление льгот по налогам с субъектов СЭЗ КР" от 14 апреля 1997 г., "О государственном комитете КР по иностранным инвестициям и экономическому развитию" от 19 ноября 1998 г. и "Об образовании Агентства по оказанию административной поддержки, консультационных и информационных услуг иностранным инвесторам" от 22 декабря 1998 г. и другие.

Информация о работе Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики