Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 08:50, курсовая работа

Краткое описание

В условиях перехода Кыргызской Республики к рыночной экономике одним из определяющих факторов ее развития становится привлечение иностранных инвестиций как составной части либерализации внешнеэкономических отношений Кыргызстана. Это непосредственно связано как со структурными изменениями в экономике, так и с кризисами воспроизводственных процессов в народном хозяйстве республики, дефицитом внутренних финансовых и материальных ресурсов для инвестирования. Приток иностранного капитала рассматривается как одно из важных условий динамичного развития экономики и включения в систему современных мирохозяйственных связей.

Вложенные файлы: 1 файл

Diplom_final_4.6.doc

— 702.00 Кб (Скачать файл)

Согласно законодательству Кыргызской Республики, стороны инвестиционного спора по соглашению могут выбрать любой судебный институт для разрешения своего спора, включая третейские суды, расположенные на территории и за пределами Кыргызской Республики, внутренний и международный арбитраж. В случае отсутствия такого соглашения данный спор рассматривается в судебных органах Кыргызской Республики. 
       При этом, инвестиционные споры по возможности решаются с помощью консультаций между сторонами. В случае, если стороны не придут к мирному урегулированию спора в течение трех месяцев со дня первого письменного обращения за такой консультацией, любой инвестиционный спор между инвестором и государственными органами Кыргызской Республики разрешается в судебных органах Кыргызской Республики. 
Любая из сторон инвестиционного спора может инициировать рассмотрение спора путем обращения - в Международный Центр по Урегулированию Инвестиционных Споров (МЦУИС) на основании Конвенции о порядке урегулирования инвестиционных споров между государствами и гражданами других государств или правил, регулирующих использование дополнительных средств для проведения слушаний Секретариатом центра; или o в арбитраж или международный временный арбитражный трибунал (коммерческий суд), созданный в соответствии с арбитражными правилами Комиссии ООН по Международному Торговому Праву (ЮНСИТРАЛ).

C 2003 года в  Кыргызстане образован и действует Международный третейский суд (МТС). Задачей МТС является оказание помощи юридическим и физическим лицам во внесудебном разрешении возникающих между ними споров, вытекающих из гражданских правоотношений, в том числе при осуществлении внешнеторговых и иных видов международных экономических связей, включая инвестиционные споры, при условии, что имеется третейское соглашение (арбитражная оговорка), предоставляющее ему соответствующую компетенцию.

Список арбитров МТС включает 163 специалистов из 23 стран, в том числе 71 международный арбитр из США, Швейцарии, Франции, Казахстана, России, Украины, Узбекистана, Великобритании, Швеции, Нидерландов, Бельгии, Финляндии, Молдовы, Турции, Индии, Хорватии, Румынии, Австрии, Кореи, Польши, Италии, Монголии и др.

 Филиалы  и представительства иностранных  компаний не являются юридическими  лицами Кыргызской Республики. Они наделяются имуществом создавших их юридических лиц и действуют на основании утвержденных им положений. Законодательство Кыргызской Республики проводит различия между филиалами и представительствами. Представительства осуществляют только представительство и защиту интересов иностранного юридического лица, совершают сделки и иные юридические действия от его имени. Филиалы же осуществляют все или часть функций иностранного юридического лица, в том числе функции представительства.

В соответствии с законодательством Кыргызской Республики (Закон Кыргызской Республики «О хозяйственных товариществах и обществах» от 15 ноября 1996 года (с последними изменениями от 19 января 2011 года года), филиалы и представительства обладают правами и несут обязанности, предоставляемые по законодательству Кыргызской Республики юридическим лицам, в том числе:

открывать банковские счета и распоряжаться платежами  в любой валюте;

 нанимать  местный персонал;

 нанимать  иностранный персонал и, соответственно, получать для них разрешение на работу;

 вступать  в любые договорные правоотношения  с местными и иностранными  компаниями и осуществлять/принимать  на себя обязательства по любым  договорам, связанным с платежами  в местной и иностранной валюте;

 иметь разрешения  на приобретение/аренду недвижимости. 
Законодательство Кыргызской Республики также предусматривает ряд ограничений в отношении филиалов и представительств. Так, период существования филиала либо представительства ограничен периодом существования материнской компании. Также филиал или представительство не могут получить лицензию для осуществления определенных видов деятельности или для предоставления определенных видов услуг.

За тринадцать лет деятельности СЭЗ «Бишкек» сделала  реальные шаги по вхождению в мировое пространство бизнеса, по привлечению иностранного капитала, новых технологий, а также по вовлечению экономики Кыргызстана в систему Международного разделения труда.

Несмотря на то, что в 2012 году в рейтинге «Doing business» Кыргызстан поднялся на 68 место, улучшив свои позиции на 31 пункт (в 2010 году Кыргызстан занимал 99-е место), инвестиционный климат в этой стране трудно назвать благоприятным.  Более того, как считают некоторые эксперты, на данный момент, экономика Кыргызстана работает в автономном режиме, практические независимо от деятельности правительства. Основные источники дохода в государстве, это реэкспорт товаров из Китая ($300-500 млн.), аренда американцами аэропорта Манас ($170 млн.), денежные перечисления трудовых мигрантов в России и Казахстане ($500-600 млн.) и наркоторговля. В итоге, кыргызская экономика это скорее экономика выживания, чем развития.  Не менее серьезной проблемой является то, что у Кыргызстана нет нефти или газа, его внутренний рынок и инфраструктура неразвиты. Это затрудняет контакты кыргызских предпринимателей с иностранными инвесторами.

В целом, несмотря на значительный прогресс, среднесрочные  перспективы Кыргызстана характеризуются  неопределенными перспективами  роста из-за существующих экономических  проблем, включая недостаток общественных финансовых средств, низкий уровень частных инвестиций, изношенную сеть общественной инфраструктуры, а также низкую продуктивность сельского хозяйства. Кроме того, страна не имеет выхода к морю и во многом зависит от экономических колебаний хозяйственных комплексов соседних стран. Большой проблемой является политическая нестабильность, которая провоцирует постоянные столкновения внутри элиты и перманентный процесс передела собственности. Все это повышает политические и инвестиционные риски в стране, в первую очередь для инвесторов из дальнего зарубежья. Что касается казахстанского бизнеса, то его наибольшая активность в Кыргызстане была до 2009 года. Если в 2005 году объем казахстанских инвестиций составил 19% от общего количества инвестиций в экономику республики, то в 2009-м он вырос до 46,6%. Объем вложений со стороны инвесторов из Казахстана составил $151,4 млн. Эти средства были направлены преимущественно в финансовую сферу и обрабатывающую промышленность. За последний год резко увеличились объемы инвестиций в химическую и горнодобывающую промышленность. Для сравнения: инвестиции из России составили лишь 3,3% от общего объема.

Конечно, финансовый и экономический кризис, заставил многие казахстанские компании пересмотреть свои планы. К тому же настораживают прецеденты, связанные с конфликтами вокруг лакомых кусков кыргызской экономики, куда были вовлечены, в том числе и иностранные инвесторы. Например, скандал вокруг золоторудных месторождений в Таласской области или тлеющий конфликт вокруг Кумтора, по поводу которого уже выдвигаются требования национализировать этот проект, как стратегически важный для страны.  Еще один инцидент был вокруг крупнейшего в Центральной Азии завода листового стекла, расположенного в Токмаке. Немецких инвесторов, выкупивших и восстановивших энергоемкое производство, сейчас некие силовые структуры обвиняют в неуплате налогов, что больше напоминает попытку рейдерского захвата уже работающего предприятия2

Итак, резюмируем:

Потребность в привлечении иностранного капитала является общей чертой экономических программ многих государств, особенно стран с переходной экономикой. Кыргызская Республика - одна из таких стран. В связи с существенным дефицитом инвестиционных ресурсов Кыргызии из внутренних источников, внешнему финансированию иностранным инвестициям и кредитам отводится значительное место в подъеме национальной экономики.

Уполномоченным  исполнительным органом, определяющим инвестиционную политику государства, с апреля 2007 возложены на  Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики. В  целях улучшения инвестиционного климата и бизнес-среды был создан также Инвестиционный совет при Президенте Кыргызской Республики с участием представителей государственных органов, основных доноров (международных финансовых организаций), частного сектора (иностранных и отечественных инвесторов).

Основной целью  Инвестиционного совета являлось улучшение  инвестиционного климата и бизнес-среды  на основе диалога между бизнес-сообществом  и государством.   В рамках работы Инвестиционного совета в 2008-2012гг. принят ряд решений, направленных на улучшение государственного администрирования: законы «О порядке проведения проверок субъектов предпринимательства», «Об оптимизации нормативной правовой базы регулирования предпринимательской деятельности», Указов Президента, устанавливающих дальнейшие направления совершенствования государственной политики, в частности по совершенствованию проведения проверок, оптимизации разрешительно-регулятивной системы, улучшению экспортно-импортных процедур, в сфере градостроительства и совершенствования лицензионно-разрешительных процедур инвестиционно-строительного процесса, новый налоговый кодекс и др.

В октябре 2009 года  было создано Центральное агентство по развитию, инвестициям и инновациям (ЦАРИ), в задачи которого входили формирование стратегии структурной перестройки экономики, поддержкой коммерциала и предпринимательства, привлечением инвестиций в соответствии с потребностями технологического и социального прогресса, возможностями территорий и задачами умножения ресурсов.

Агентство должно было также ещё осуществлять общую  координацию и подготовку бюджета  развития, разрабатывать национальные экономические программы, национальные инфраструктурные проекты, инвестиционные программы, предложения по улучшению коммерциал – среды, т.е. взяло на себя исполнение большей части функций по привлечению иностранных инвестиций, ранее принадлежащих Минэкономрегулирования Кыргызии.   

В  связи с событиями,  произошедшими в республике  в апреле 2010 года, Декретом Временного Правительства Кыргызии ЦАРИ было ликвидировано, (главой агентства являлся М.Бакиев, сын Президента Кыргызии). 

Распоряжением Временного Правительства от 30 апреля 2010 года был создан Координационный  Совет по взаимодействию государства  и бизнеса при Временном Правительстве  Кыргызской Республике по вопросам социально-экономического развития Кыргызской Республики,  все функции и задачи  по привлечению инвестиций с апреля 2010 года вновь возложены на Министерство экономического регулирования Кыргызской Республики. 

Инвестиционный  климат любой страны, как известно во многом обуславливается наличием таких политических и экономических факторов, как: политическая стабильность, развитость нормативно-законодательной базы, сильная макроэкономическая и монетарная политика, устойчивый финансовый и банковский сектор, наличие справедливой и прозрачной налоговой и таможенной системы, развитость производственной и коммуникационной инфраструктура и др. 

По многим из этих показателей Кыргызия пока значительно уступает более развитым странам, что, несомненно, влияет на инвестиционную привлекательность ее экономики.

В целях обеспечение эффективного диалога между государством и бизнесом по вопросам улучшения бизнес-среды и инвестиционного климата 5 августа 2010 года был образован Совет по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики. Утверждено Положение о Совете  по развитию бизнеса и инвестициям при Правительстве Кыргызской Республики( прилагается).

11 ноября  2010 года на заседании Совета  по развитию бизнеса и инвестициям, при Правительстве Кыргызской Республики признано утратившим силу распоряжение Временного Правительства от 30 апреля 2010 года «О создании координационного Совета по взаимодействию государства и бизнеса при Временном Правительстве Кыргызской Республике по вопросам социально-экономического развития Кыргызской Республики».

 

2.2. Анализ использования иностранных инвестиций в период с 2008 по 2012 гг. 

Инвестиционная  политика должна обеспечивать расширенное  воспроизводство, поэтому перспективным  направлением в политике является реализация системно-инновационной стратегии  экономического развития на основе внедрения, использования высокоэффективных машин, современного оборудования, прогрессивных технологий, обеспечивающих социальноэкономическую эффективность, рост уровня жизни населения, стабильность и конкурентоспособность экономики. Для реализации такой инвестиционной политики необходима развитая институциональная база, обеспечивающая качество, гибкость организационных систем управления инвестиционной деятельностью, инновационными разработками и своевременным их внедрением в производство. Это предполагает высокую инвестиционную активность с привлечением разнообразных инвестиционных источников.

Объем инвестиций в основной капитал в  2012г. составил на 20,1 процента меньше, чем в  2011г. и на 9,6 процента больше, чем в  2008г. По сравнению с  2011г. в структуре инвестиций в основной капитал по видам вложений на 4,9 процента возросла доля инвестиций, направленных на покупку и установку машин, оборудования и инвентаря и на 0,4 процента - на строительство жилых зданий .

Инвестиции  в основной капитал в  2012г., в основном, направлялись в горнодобывающую промышленность, транспорт и связь, производство и распределение электроэнергии, газа, воды и жилищное строительство, доля которых в общем объеме инвестиций в основной капитал составила около 77 процентов.

По структуре объем иностранных инвестиций имеет следующий вид (табл. 1).

Таблица 1 
Структура поступления иностранных инвестиций

 

2008

2009

2010

2011

2012

Млн. долларов США

Всего

2 514,0

3 158,0

4 397,7

4 564,8

3 572,4

Прямые иностранные  инвестиции

335,6

436,8

866,2

660,9

666,1

Портфельные инвестиции

0,5

9,7

8,0

1,5

0,1

Другие инвестиции

2 127,0

2 656,0

3 464,6

3 640,2

2 688,2

Гранты, техническая  помощь

50,9

55,5

58,9

262,2

218,0

В процентах  к предыдущему году

Всего

115,8

125,6

139,3

103,8

78,3

Прямые иностранные  инвестиции

159,6

130,2

198,3

76,3

100,8

Портфельные инвестиции

17,6

2 099,3

82,3

18,9

6,2

Другие инвестиции

109,0

124,9

130,4

105,1

73,8

Гранты, техническая  помощь

907,5

109,0

106,2

445,1

83,2

Информация о работе Анализ привлечения иностранных инвестиций в Кыргызской Республики