Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 184.55 Кб (Скачать файл)

Важнейшее место в системе  финансового контроля занимает Министерство финансов Российской Федерации, которое  не только разрабатывает финансовую политику страны, но и контролирует ее осуществление.

Прежде всего Минфин осуществляет финансовый контроль в процессе разработки федерального бюджета; контролирует поступление  и расходование бюджетных средств  и средств федеральных внебюджетных фондов; участвует в проведении валютного  контроля; контролирует направление  и использование государственных  инвестиций.

Следует при этом отметить, что контрольные полномочия Минфина  Российской Федерации распространяются на финансовые средства только федерального уровня. В тех случаях, когда проверяется  деятельность исполнительных органов  власти субъектов Федерации, его  контрольные функции не должны выходить за эти рамки. Такой подход обусловлен принципом самостоятельности бюджетного устройства в Российской Федерации.

Однако, принимая во внимание принятый в 1998г. Бюджетный кодекс, можно  отметить, что на Минфин возложено  осуществление финансового контроля за исполнением бюджетов субъектов  российской Федерации и местных  бюджетов, если субъект Российской Федерации получает помощь в объеме свыше 50% расходов его консолидированного бюджета. Назначается ревизия и  исполнение бюджета субъекта федерации  переходит под контроль Минфина  и в случаях, когда субъект  не в состоянии обеспечить обслуживание и погашение своих долговых обязательств.

Финансовый контроль осуществляют все структурные подразделения  МФРФ соответственно их компетенции. Так, органы казначейства призваны осуществлять государственную бюджетную политику; управлять процессом исполнения федерального бюджета, осуществляя  при этом жесткий контроль за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств.

 

Вопрос 22: Счетная Палата РФ: понятие, задачи, основные функции, полномочия

К органам финансового  контроля относятся следующие органы: Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство РФ, Министерство РФ по налогам и сборам, Государственный  таможенный комитет РФ.

Особое место  в системе финансового контроля со стороны представительных органов  принадлежит Счетной палате РФ.

Счетная палата - это независимый от Правительства РФ постоянно действующий орган финансового контроля. Объектом контроля со стороны Счетной палаты выступают средства федерального бюджета, федеральных внебюджетных фондов и федеральная собственность. Особо выделяют полномочия Счетной палаты по контролю за состоянием внутреннего и внешнего долга РФ и за использованием кредитных ресурсов.

 

Вопрос 23: Аудит: понятие, место в  системе финансового контроля, задачи, правовое регулирование

К негосударственному финансовому контролю относят: контроль финансово-кредитных органов, внутрихозяйственный контроль, аудиторский (независимый) финансовый контроль.

Контроль  финансово-кредитных органов - денежный контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью, осуществляемой банками в ходе операций по кредитованию, финансированию и расчетам.

Способы банковского контроля: предварительный и текущий контроль в ходе проведения денежных операций через проверку представленных документов, устанавливающий право на получение ссуды, проведение платежей ссудных счетов. При оформлении документов банк проверяет наличие у предприятия собственных оборотных средств и знакомится с важнейшими показателями хозяйственной деятельности. Выдавая ссуду, банк проверяет ее обеспечение, т. е. наличие у предприятия товарно-материальных ценностей. Банковский контроль в процессе кредитования сочетается с контролем, осуществляемым при организации расчетов. Принимая поручение хозяйствующего субъекта на перечисление денег Другому предприятию, банк проверяет законность этой сделки.

Внутрихозяйственный контроль - проверка производственной и хозяйственной деятельности предприятия в целом и отдельных его структурных подразделений, осуществляемой бухгалтерией, финансовым отделом и некоторыми другими экономическими службами самого хозяйствующего субъекта. Главный бухгалтер является ключевым звеном в системе хозяйственного контроля. Полномочия главного бухгалтера состоят в следующем: совместно с руководителем предприятия он подписывает все документы, служащие основанием для приемки и выдачи товарно-материальных ценностей и денежных средств, а также расчетные, кредитные, финансовые обязательства и хозяйственные договоры; не принимает к оформлению и исполнению документы по операциям, противоречащим действующему законодательству и нарушающим договорную и финансовую дисциплину; осуществляет предварительный финансовый контроль за правильностью и законностью расходования средств. Функции главбуха: формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, обеспечение соответствия российскому законодательству всех осуществляемых предприятием, учреждением хозяйственных операций, составление в установленные сроки достоверной бухгалтерской отчетности, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Отдельный вид негосударственного контроля - аудит.

Аудиторская деятельность (аудит) - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

Права аудитора:

1) проверять в  полном объеме документацию, связанную  с финансово-хозяйственной деятельностью  аудируемого лица, а также фактическое  наличие любого имущества, учтенного  в этой документации; 2) получать  у должностных лиц аудируемого  лица разъяснения в устной  и письменной формах по возникшим  в ходе аудиторской проверки  вопросам;

3) самостоятельно  выбирать формы и методы аудита  и т.д. 

Обязанности аудитора:

1) осуществлять  аудиторскую проверку в соответствии  с законодательством РФ;

2) обеспечивать  сохранность документов, получаемых  и составляемых в ходе аудиторской  проверки, не разглашать их содержание  без согласия аудируемого лица, за исключением случаев, предусмотренных  законодательством РФ;

3) предоставлять  по требованию аудируемого лица необходимую информацию о требованиях законодательства РФ, касающихся проведения аудиторской проверки, а также о нормативных актах РФ, на которых основываются замечания и выводы аудиторской организации или индивидуального аудитора;

4) в срок, установленный  договором оказания аудиторских  услуг, передать аудиторское заключение  аудируемому-лицу.

Виды  аудиторских проверок:

- обязательная - проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ, а также по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда, при наличии в производстве возбужденного уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду;

- инициативная - проводится по решению хозяйствующего субъекта.

Аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц, составленный в соответствии с федеральными правилами аудиторской деятельности и содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации или индивидуального аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица и соответствии порядка ведения им бухгалтерского учета законодательству РФ.

 

Вопрос 39, 40: Понятие бюджета. Бюджеты самостоятельные (собственные) и консолидированные. Их виды и назначение. Структура (составные части) бюджета: доходы, расходы, дефицит, профицит, целевые бюджетные фонды. Понятие и краткая характеристика

Понятие бюджет можно рассматривать в трех смыслах:

1) в юридическом  - форма образования и расходования  фонда денежных средств, предназначенных  для финансового обеспечения  задач и функций государства  и местного самоуправления;

2) в экономическом  - совокупность экономических отношений  по распоряжению государственным  централизованным денежным фондом;

3) как правовой  акт бюджет - государственный финансовый план по распоряжению государственным централизованным денежным фондом.

Роль  бюджета:

1) в бюджете сконцентрированы  все финансовые ресурсы соответствующего  государственного (РФ или ее субъекта) или муниципального образования;

2) при помощи  бюджетных средств осуществляется  финансирование выполнения государственными  органами и органами местного  самоуправления своих функциональных  обязанностей;

3) наличие контрольной  функции, осуществляемой в процессе  финансового, в том числе бюджетного  контроля за использованием бюджетных  средств.

Структура бюджета:

1) доходная часть  - денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке в соответствии с законодательством  РФ в распоряжение органов  государственной власти РФ, органов  государственной власти субъектов  РФ и органов местного самоуправления;

2) расходная часть  - денежные средства, направляемые  на финансовое обеспечение задач  и функций государства и местного  самоуправления.

В идеале доходная часть бюджета должна равняться  расходной части. В случае их неравенства  образуется дефицит (превышение расходов над доходами) или профицит бюджета.

Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов РФ и бюджеты  территориальных государственных  внебюджетных фондов - в форме законов  субъектов РФ, местные бюджеты  разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

В случаях, если Бюджетным  кодексом РФ предусматривается регулирование  определенных отношений законом  о бюджете, для органов местного самоуправления эти отношения должны быть урегулированы соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о  бюджете либо актами о бюджете, принимаемыми в порядке, установленном уставами муниципальных образований.

Классификации бюджетов:

1)по территории:

а) федеральный бюджет;

б) бюджет субъекта Федерации - форма образования и  расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  субъекта РФ;

в) бюджет муниципального образования – форма образования  и расходования денежных средств, предназначенных  для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения  местного самоуправления;

2) консолидированный  бюджет - свод бюджетов всех уровней  бюджетной системы РФ на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет - особый вид бюджета, представляющий собой свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории.

Виды  консолидированного бюджета:

1) консолидированный  бюджет РФ;

2) консолидированный  бюджет субъекта РФ.

Структура консолидированного бюджета субъекта РФ:

1) бюджет субъекта  РФ;

2) свод бюджетов  муниципальных образований, находящихся  на его территории.

Структура консолидированного бюджета РФ:

1) федеральный бюджет;

2) консолидированные  бюджеты субъектов РФ.

Разрабатывает прогноз  консолидированного бюджета РФ и  составляет отчет о его исполнении Министерство финансов РФ.

Консолидированный бюджет запрещается устанавливать  источником финансирования расходов.

Значение  консолидированного бюджета:

1) перечень, виды  и количественные значения минимальных  государственных социальных стандартов  устанавливаются федеральным законом  и определяются возможностями  консолидированного бюджета РФ;

2) при получении  субъектом РФ финансовой помощи  в объеме, превышающем 50 % расходов  его консолидированного бюджета,  проверка бюджета субъекта РФ  проводится в обязательном порядке.

Особенностью  консолидированных бюджетов является то, что они не утверждаются и не носят нормативно-правового характера.

Параметры, характеризующие сбалансированность консолидированных бюджетов:

1) отношение расчетного  объема среднемесячных расходов  на оплату труда ко всем  расходам бюджета (без учета  расходов целевых бюджетных фондов);

2) отношение объема  расходов на оплату коммунальных  услуг ко всем расходам бюджета  (без учета расходов целевых  бюджетных фондов);

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"