Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 22:43, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

OTVETY_PO_FINANSOVOMU_PRAVU.doc

— 612.00 Кб (Скачать файл)

ОТВЕТЫ  ПО ФИНАНСОВОМУ ПРАВУ

 

  1. Финансы как экономическая категория (определение понятия, перечисление функций финансов).

Финансы – экономические отношения связанные с формированием, распределением, и использованием фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства.

2 функции финансов:

  1. Контрольная
  2. Распределительная
  3. Стимулирующая
  4. Распределение и перераспределение национального дохода государства на фонд накопления и фонд потребления. Эта функция проявляется при распределении национального дохода, когда происходит структурное перестроение народного хозяйства и выделение приоритетных отраслей экономики . Конечной целью распределения и перераспределения национального дохода и ВВП состоит в развитии производительных сил, укреплении государства,  достижения высокого качества жизни населения.
  5. Контрольная функция выражает объективно присущие финансам свойства контрольного воздействия на течение распределительного процесса. Через эту функцию реализуется общественное назначение финансов сигнализировать о складывающихся пропорциях в распределении денежных средств, о поступлении финансовых ресурсов в распоряжение субъектов хозяйствования в экономном и эффективном их использовании.
  6. Стимулирование заключается в разработке оптимальных методов и способов при обеспечении выполнения поставленных целей государства.

 

  1. Понятие и характерные черты  публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

 

  1. Формы  публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

 

Юридические формы финансовой деятельности.

 

Формы финансовой деятельности государства разнообразны. В каждой из них практически выражаются действия государственных органов (и органов  местного самоуправления) по образованию, распределению и использованию  финансовых ресурсов на соответствующем уровне. По своему характеру эти формы могут быть правовыми и неправовыми.

Итак, финансово-правовые акты - это принятые в предусмотренной  форме и имеющие юридические  последствия решения государственных  органов и органов местного самоуправления по вопросам финансовой деятельности, входящим в их компетенцию.

Финансово-правовые акты можно классифицировать по юридическим  свойствам, по юридической природе, по органам, издающим их, и по другим основаниям.

По юридическим свойствам  финансово-правовые акты подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относятся акты, которые регулируют группу однородных финансовых отношений и содержат общие правила поведения их участников, то есть правовые нормы. Нормативные финансово-правовые акты устанавливают виды финансовых обязательства (налогов и других платежей) предприятий и граждан перед государством, порядок исчисления установленных платежей, типичные признаки плательщиков, порядок расходования государственных денежных средств, порядок проведения финансового контроля и т.д.

Общие правила, установленные  в нормативных актах, конкретизируются в индивидуальных финансово-правовых актах, каждый из которых предусматривает  один какой-либо конкретный случай, обращен  к точно определенным участникам финансовых отношений, ведет к возникновению, изменению или прекращению конкретных финансовых правоотношений. Например, на основе такого нормативного финансово-правового акта, как Закон РФ о подоходном налоге с физических лиц, Госналогслужба направляет конкретному гражданину, получающему доход от предпринимательской деятельности, извещение об уплате определенной суммы налога. Таким образом, индивидуальные финансово-правовые акты - это акты применения норм права. Принятие их - необходимое условие для практического претворения в жизнь нормативных финансово-правовых актов и выполнения задач по созданию, распределению или использованию финансовых ресурсов государства.

По юридической природе  финансово-правовые акты делятся на а) законодательные, к которым относятся законы, принимаемые Государственной Думой РФ, законы субъектов Федерации по вопросам финансовой деятельности государства, и б) подзаконные. Это наиболее многочисленная группа финансово-правовых актов. Сюда входят акты всех других государственных органов, основанные на законе и принятые во исполнение закона (например, на основе Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" Госналогслужбой РФ принята соответствующая инструкция).

Такое подразделение  финансово-правовых актов конкретизируется в классификации по органам, их издающим. Основные формы актов государственных органов установлены Конституцией РФ. Соответствующую форму принимают и финансово-правовые акты (законы и постановления Государственной Думы РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ и др.). Например, издаются законы о федеральном бюджете и постановления Государственной Думы РФ по отчету об исполнении бюджета. Отраслевые органы государственного управления издают по вопросам финансов приказы и инструкции. Такую же форму имеют финансово-правовые акты финансово-кредитных органов. При этом инструкции относятся к нормативным финансово-правовым актам. Приказы могут содержать и нормы права, и решения конкретного характера. Органы государственного управления, в особенности финансово-кредитные органы, издают многочисленные индивидуальные финансово-правовые акты, которые помимо приказов имеют и другие формы выражения (резолюция должностного лица об утверждении документа, о разрешении каких-либо действий и т.д.).

 

  1. Методы публичной финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

 

Организационно-правовые методы осуществления финансовой деятельности.

 

Форма деятельности по отношению  к содержанию проявляется как  его внешний образ, как внешнее  проявление организационно-правовых действий. Организационный аспект содержания финансовой деятельности представляет собой совокупность функций и, определяющих их, задач и направлений по сбору, распределению и расходованию финансовых фондов. Формой содержания  фактической стороны финансовой деятельности являются организационные, материально-технические и иные действия, через которые финансовая работа представлена  во внешнем виде. Например, регистрация налогоплательщиков, сбор информации о доходах, вручение налогового извещения, лицензирование деятельности, составление бюджетной росписи и другие действия. 

Правовое содержание финансовой деятельности выражено через  юридические формы, которыми являются финансово-правовые акты (actus -  в  переводе с латыни тоже действие).  Эта сторона  финансовой деятельности представлена официальными (юридически регламентированными) актами, порождающими возникновение, изменение или прекращение финансово-правовых отношений. Внешнее проявление юридической регламентации финансовой деятельности разнообразно и отражает правовое волеизъявление властного субъекта по аккумуляции, распределению, расходованию денежных фондов.

По своей юридической  природе в системе нормотворчества  и правоприменения  финансово-правовые акты не однородны. Они различаются по характеру содержания, по принимающему их субъекту, по целевой направленности, наконец, они разнообразны по своей юридической силе. Это могут быть акты законодательной (представительной) власти и акты исполнительных органов, могут иметь форму закона и подзаконного акта.   

Правотворческая  деятельность в сфере финансов выражена через нормативные акты, создающие (утверждающие или санкционирующие) нормы финансового права. Такие акты рассчитаны на широкий круг субъектов, носят длящийся характер, обязательны для исполнения всеми, на кого направлены. Например,  законы о налогах и инструкции по их применению, Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ, как более высокий уровень кодифицированного нормотворчества и т. д.

 Правоприменительная  финансовая деятельность осуществляется в форме индивидуальных финансово-правовых актов, направленных на установление, изменение или прекращение конкретного правоотношения. Например, бюджетная роспись для конкретного получателя бюджетных средств, решение муниципального органа  о представлении льготы индивидуальному налогоплательщику, налоговое извещение о наступлении срока уплаты земельного налога. Эти акты являются правовыми формами исполнения и иного применения  предписаний нормативных  законов, постановлений и иных решений компетентных органов.

 

  1. Финансово-плановый акт: понятие, отличительные черты, примеры финансово-плановых актов.

 

Характерной особенностью финансово-правовых актов является наличие среди них большой  группы финансово-плановых актов. Они  отличаются от других финансово-правовых актов своим содержанием.

Финансово-плановые акты - это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства  и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания  в области финансов на определенный период, то есть являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов.

 

Существование финансово-плановых актов обусловлено действием  принципа плановости в процессе образования, распределения и использования  финансовых ресурсов.

К финансово-плановым акта относятся:

а) основной финансовый план государства -федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов  РФ и местные бюджеты;

б) финансовые планы государственных  и муниципальных целевых фондов;

в) финансово-кредитные  и кассовые планы банков;

г) финансовые планы страховых  организаций;

д) финансовые планы и  сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;

е) финансовые планы (балансы  доходов и расходов) предприятий  и объединений;

ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

Финансово-плановые акты получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных  органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения - министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке финансово-плановый акт регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

 

  1. Понятие  и предмет финансового права. Место  финансового права в системе российского права.

 

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.  
Таким образом, предмет финансового права - это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.  
Основной метод финансово-правового регулирования - государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.  
Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование.  
Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

 

Место финансового  права в системе российского  права.

 

Особенности финансового  права полнее раскрываются при его  сопоставлении и отграничении от других отраслей права.  

Конституционное право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти. Оно закрепляет правовое положение личности, основы общественного строя российского государства, его федеративное устройство, систему и принципы организации и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Конституционное право закрепляет исходные начала как финансового права в целом, так и каждого финансово-правового института. Конституционное право содержит нормы, непосредственно относящиеся к финансовому праву. Они закрепляют основы организации финансовой деятельности государства. Например, федеративное государственное устройство России обусловило наличие бюджетных прав у субъектов Федерации   

 Финансовое право  базируется и развивается на  этих основах, которые  конкретизируются в финансовом праве.   

Административное право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.   

 Поскольку значительная  часть образования, распределения  и использования государственных денежных фондов (доходов) осуществляется в процессе государственного управления как деятельности органов исполнительной власти, финансовое и административное право используют сходные методы правового регулирования, главным образом, метод властных предписаний.  

 При наличии сходства  этих отраслей они различаются  по предмету регулирования. Отношения, которые непосредственно связаны с выполнением органами государственного управления функций по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов, входят в предмет финансового права. К сфере административного права относится регулирование и координация деятельности министерств, комитетов и других органов исполнительной власти в экономике, социально-культурной сфере и т.п. функции. Финансовое же право определяет источники и порядок образования денежных фондов министерств, комитетов, источники и порядок их финансирования, виды платежей, порядок распределения между подведомственными организациями бюджетных ассигнований и т.д. В процессе деятельности финансово-кредитных органов возникают также отношения, которые регулируются нормами как финансового, так и административного права. Финансовое право регулирует такие отношения, которые непосредственно связаны с выполнением этими органами функций по мобилизации денежных средств в распоряжение государства, их распределению и контролю за использованием. Административное право закрепляет структуру финансово-кредитных органов, организационные формы их деятельности, порядок назначения и увольнения должностных лиц и т.п.  

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"