Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 14:05, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на 60 вопросов по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

Билет по фин. праву. ответы.doc

— 534.00 Кб (Скачать файл)

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

 

Билеты № 1

  1. Понятие финансов и финансовой системы.

Финансы — это экономические денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств гос, его территориальных подразделений, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе осуществления которых происходит распределение и перераспределение общественного продукта и контроль за удовлетворением потребностей общества. Финансам свойственны распределительная и контрольная функции, в реализации которых и выражается их социально-экономическая роль в жизни общества и государства. При посредстве финансов происходит распределение совокупного общественного продукта и национального дохода, а также контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в стране. В результате функционирования финансов создаются, распределяются и используются денежные фонды, обеспечивающие различные потребности общества и государства: расширенное воспроизводство, экологическую безопасность, удовлетворение социально-культурных и бытовых нужд (образование, здравоохранение, культура, содержание нетрудоспособных и т.п.), обеспечение обороны страны и др.

Распределительная функция финансов призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного производства, развитие всех его отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения нужд людей.

Финансы как целостная экономическая категория, обладающая общими свойствами, имеют свою структуру, в которую входят несколько взаимосвязанных звеньев (институтов), совокупность этих звеньев (институтов) в их взаимосвязи образует финансовую систему. Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система. Путем ее использования образуются денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. Внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды — новое звено финансовой системы РФ, появившееся в начале 90-х гг. Внебюджетные целевые фонды создаются соответствующими представительными или исполнительными органами государственной власти и МСУ. К ним относятся, в частности, такие социальные фонды, как Пенсионный фонд, Фонд гос социального страхования, Фонд занятости населения, фонды обязательного мед страхования. Имущественное и личное страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение материального ущерба, причиненного ФЛ и ЮЛ стихийными бедствиями, несчастными случаями и различного рода другими неблагоприятными событиями. Средства таких фондов образуются в основном за счет взносов юридических лиц, вступивших в отношения по страхованию.

 

  1. Понятие налогов и сборов. Налоговая система РФ.

Налоговым Кодексом Российской Федерации определено, что:

Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в их интересах государственными органами , органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Отличия налога от сбора:

  1. Налоги имеет индивидуально-безвозмездный характер, социальная и государственная направленность, в то время как сбор характеризуется частичной возмездностью.
  2. Обязанность по уплате налога возникает в любом случае, но при наличии у налогоплательщика объекта налогообложения, в то время как обязанность уплаты сбора наступает в результате свободного выбора плательщика непосредственно по поводу получения нужных ему услуг.
  3. Налог характеризуется строгим периодическим постоянством внесения определенной суммы, а сбор нет.

В широком смысле под налогами понимаются обязательные платежи в бюджет, осуществляемые юридическими и физическими лицами. Социально-экономическая сущность, внутреннее содержание налогов проявляется через их функции. Налоги выполняют три важнейшие функции.

  1. Обеспечение финансирования государственных расходов (фискальная функция);
  2. Поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними (социальная функция);
  3. Государственное регулирование экономики (регулирующая функция).

Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию. Она проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. Посредством осуществления фискальной функции образуется централизованный денежный фонд государства, становится возможным перераспределение части стоимости национального дохода в пользу определенных групп общества.

Таким образом, фискальная функция создает объективные условия для вмешательства государства в экономику, которое реализуется посредствам регулирующей функции налогообложения.

Регулирующая функция налогов заключается в следующем:

1. Установление и изменение  системы налогообложения,

2. Определение налоговых  ставок, их дифференциация,

3. Предоставление налоговых  льгот.

Регулирующая функция налогов в современных условиях не только в том, чтобы максимально освободить прибыль и доходы от налогов, сколько в стремлении создать жесткую количественную зависимость между размерами налоговых льгот, предоставляемых хозяйствующему субъекту, и его конкретными хозяйственными акциями.

Совокупность предусмотренных законодательством налогов и обязательных платежей, взимаемых в государстве, а так же принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, уплаты, взимания и контроля образует налоговую систему.

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» впервые в России вводится трехуровневая система налогообложения.

  1. Федеральные налоги взимаются по всей территории России. При этом все суммы сборов от 6 из 14 федеральных налогов должны зачисляться в федеральный бюджет Российской Федерации.
  2. Республиканские налоги являются общеобязательными. При этом сумма платежей, например, по налогу на имущество предприятий, равными долями зачисляется в бюджет республики, края, автономного образования, а также в бюджеты города и района, на территории которого находится предприятие.
  3. Из местных налогов (а их всего 22) общеобязательны только 3 – налог на имущество физических лиц, земельный, а также регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

И еще один важный в условиях рынка налог – на рекламу. Его должны платить юридические и физические лица, рекламирующие свою продукцию по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

 

 

 

№ 2

 

  1. Понятие и принципы финансовой деятельности государства.

Фин деят-ть гос-ва – это особый вид гос. деят-ти, направленный на созд-е, распределение и использ-ние фондов ден. ср-в, необх-х для фин обеспечения деят-ти органов Г, безоп-ти, обороны страны и ее соц-эконом развития. Носит публичный х-р. Представит. органы гос власти закрепляют правовые основы фин деят-ти. Фед собрание приним-т ФЗ о фед бюджете, в том числе ФЗ предусм-т финансирование Фед собрания. Аналогичные з-ны приним-т представи-ные органы субъектов РФ. Правит-во РФ обеспечивает проведение фин, кредитной и ден политики, представл-т в гос думу проект фед бюджета, разрабатывает и реализ-т нал. политику, обеспечивает совершенствование бюджетной сист., осущ-т упр-ние внутр-м и внешним долгом РФ. Цели фин деят-ти гос: 1) созд-е усл-вий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чел-ка. 2) вып-ние ф-ций гос-ва.

Принципы финансового права.

Аналогично распределяются функции на других уровнях органов законодательной (представительной) и исполнительной  властей. Принцип участия граждан Российской Федерации в финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления вытекает из положения Конституции РФ о праве граждан РФ участвовать в управлении делами государства как не посредственно, так и через своих представителей.

Это конституционное положение имеет прямое отношение к финансовой деятельности как составной части управления делами государства.

Принцип гласности. Основы его установлены нормами Конституции РФ, требующими официального опубликования законов, что непосредственно относится и к законам, регулирующим финансовую деятельность. Любые нормативные акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15).

 Принцип плановости выражается  в том, что деятельность государства  и муниципальных образований  по формированию, распределению  и использованию финансовых ресурсов  осуществляется на основе финансовых  планов, разрабатываемых в соответствии  с государственными и местными планами и программами, а также планами предприятий, организаций и учреждений.

 Принцип законности означает  необходимость строгого соблюдения  требований финансово-правовых норм  всеми участниками отношений, возникающих  в процессе финансовой деятельности, включая государственные органы власти, органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения и граждан.

Понятие и виды финансово/правовых норм. Государство обеспечивает планомерность аккумуляции денежных средств и направление их согласно планам и программам в экономику, социальную сферу, на другие потребности общества. Оно должно организовывать эту деятельность, соблюдая правила и требования правовых норм. В нормах финансового права закрепляются общие принципы и формы финансовой деятельности государства и органов местной муниципальной власти.

 

  1. Виды налогов и сборов, их характеристика.

Система налогов и сборов устанавливается федеральным законодательством. Согласно ст. 13 НК налоги и сборы, взимаемые в РФ, подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Критериями данной классификации выступают субъекты, устанавливающие налоги, и территория, на которой они уплачиваются.

Федеральные налоги и сборы (устанавливаются НК и обязательны к уплате на всей территории РФ): 1) налог на добавленную стоимость; 2) акцизы; 3) налог на доходы физических лиц; 4) единый социальный налог; 5) налог на прибыль организаций; 6) налог на добычу полезных ископаемых; 7) налог на наследование или дарение; 8) водный налог; 9) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 10) государственная пошлина.

Региональные налоги (устанавливаются НК и законами субъектов РФ, обязательны к уплате на территориях субъектов РФ): 1) налог на имущество организаций; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.

Местные налоги (устанавливаемые НК и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований): 1) земельный налог; 2) налог на имущество физических лиц.

Прямые и косвенные налоги. Критерием выступает субъект, фактически несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных — конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Реализуя товары, налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. Уплатив косвенный налог, налогоплательщик компенсирует себе затраты по его уплате за счет покупателя.

Прямые налоги могут быть личными и реальными. Размер личных налогов определяется действительно полученными доходами, в то время как реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ 3

1. Методы финансовой деятельности  государства, их содержание.

Методы фин деят-ти: 1) м-д добровольных и обязат-ных платежей (налоги, гос. пошлина). 2) м-д финансиров-я (нач. и ср. образов-е) и кредитов-я(налог. кредит). 3) м-д безналичн. расчетов (платежн. поручения) и расчетов наличными (руб., вексель) ден. ср-вами.

Формы фин. деят- ти: 1) правов. – деят-сть, кот. влечет правовые последствия и осущ-ся на основе юр. оформления; 2)неправовая – деят-сть, которая не влечет юр. последствий, хотя и предусмотрена законодат-вом.

2. Законодательство о налогах  и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит их Налогового кодекса РФ, и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ, в том числе виды налогов и сборов, взимаемых в РФ, основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов РФ (субъектов, МСУ), права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников налоговых правоотношений, формы и методы налогового контроля, ответственность за совершение налоговых правонарушений, порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействий) должностных лиц.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"