Шпаргалка по "Финансовому праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2013 в 17:06, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Финансовое право".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО.docx

— 184.55 Кб (Скачать файл)

8. в установленном  порядке взаимодействует с органами  государственной власти иностранных  государств и международными  организациями в установленной  сфере деятельности;

9. проводит в  установленном порядке конкурсы  и заключает государственные  контракты на размещение заказов  на поставку товаров, выполнение  работ, оказание услуг, проведение  научно-исследовательских, опытно-конструкторских  и технологических работ для  нужд Службы;

10. осуществляет  иные функции в установленной  сфере деятельности, если такие  функции предусмотрены федеральными  законами, нормативными правовыми  актами Президента РФ или Правительства  РФ;

 

Вопрос 18: Понятие финансового права. Особенности предмета и метода правового  регулирования

Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:

  1. как отрасль российского права (основная роль финансового права);

2) отрасль правоведения, правовая наука;

3) учебная дисциплина.

Финансовое  право как отрасль права - совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью юридических норм, регулирующих общественно-финансовые отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства, необходимых для осуществления задач социально-экономического развития страны.

Финансовое  право опирается на принципы:

  1. законность - весь процесс образования, распределения и использования фондов денежных средств регулируется нормами финансового права;

2) федерализм - компетенция РФ и субъектов РФ в области финансов четко разграничена;

3) разделение властей - в соответствии с российским законодательством в сфере финансовой деятельности органы представительной (законодательной) власти имеют более широкие полномочия, чем органы исполнительной власти.

К компетенции  органов исполнительной власти, органов  местного самоуправления относятся составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представление отчета об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществление других полномочий (ст. 154 Бюджетного кодекса РФ). Законодательные органы утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджета;

4) плановость - вся финансовая деятельность государства построена на системе финансово-плановых актов (федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации, сметы бюджетных учреждений, балансы предприятий, балансы доходов и расходов населения и др.);

5) гласность - финансовая деятельность государства (проекты различных финансово-правовых актов и другие сведения) подлежит доведению до сведения физических и юридических лиц, в том числе и через средства массовой информации.

Предмет финансового права как науки - система знаний о финансовом праве и управлении государственными финансами.

По отношению  к действующему финансовому законодательству наука финансового права выполняет функции:

1) аналитическая - состоит в анализе, классификации, комментарии финансово-правовых норм. Значение данной функции состоит в том, что она приводит финансово-правовые нормы в стройную и понятную систему;

2) критическая - выявляет дефекты и несоответствия в действующем финансовом законодательстве;

3) конструктивная - способствует образованию новых финансово-правовых норм и институтов. Ре-

зультаты действия данной функции используются государством в процессе нормотворческой деятельности.

Предмет финансового права как отрасли  права - отношения, возникающие:

1) в процессе  распределения государственного  бюджета РФ между ее субъектами, которое осуществляется федеральными  органами власти и управленческими  органами субъектов;

2) между финансовыми  органами РФ (которые являются  представителями интересов государства  в целом) и отдельными предприятиями  (организациями, учреждениями) в  связи с выполнением ими финансовых  обязательств перед государством;

3) между финансово-кредитными  органами (например, между Центральным  банком России и коммерческими  банками) в связи с образованием  и распределением средств соответствующих фондов (бюджетных, кредитных, страховых);

4) между внебюджетными  фондами (Пенсионным фондом, Фондом  технологического развития, Фондом  обязательного медицинского страхования  и др.), предприятиями (организациями), гражданами в связи с распределением  денежных средств на предусмотренные  цели (например, выплату пенсий);

5) между государственными (муниципальными) предприятиями (организациями,  учреждениями) в связи с образованием  соответствующих государственных  (муниципальных) денежных фондов, распределением и использованием  ресурсов.

Такие отношения  отличаются большим разнообразием  по своему содержанию и по кругу  их участников. Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что одной стороной в них всегда выступает государство или его орган.

Метод финансового  права - способ воздействия на общественные отношения. В действующей системе права закреплены два возможных способа воздействия с целью выполнения норм права: административно-правовой способ (исходит из неравного положения сторон - из отношения власти и подчинения) и гражданско-правовой способ (основан на равенстве сторон, на экономических инструментах регулирования). Содержание того или иного способа воздействия на общественные отношения, его специфика проистекают из особенностей правового воздействия, т. е. из тех материальных благ, по поводу которых возникают и развиваются общественные отношения.

Характерные особенности метода финансового права:

1) одной из сторон  финансовых правоотношений всегда  выступает орган государственной  власти;

2) каждое юридическое  и физическое лицо обязано  выполнить предписание, поступившее  от органа

государственной власти;

3) властные предписания  не основаны на отношениях  подчинения «по вертикали».

Основной  метод финансово-правового регулирования - императивный метод, или метод властных

предписаний, предполагающий неравенство субъектов данных правоотношений. Суть данного метода состоит в  том, что государство принимает  решения в одностороннем порядке, давая обязательные для исполнения другой стороной финансового правоотношения предписания. Такие предписания  исходят в основном от финансовых, налоговых и кредитных органов, входящих

в систему государственных  органов, которые наделены соответствующими полномочиями.

Финансовое право  состоит из двух частей: к общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, вопросы финансового регулирования, финансового контроля в государстве; особенная часть включает в себя расположенные в определенном порядке институты финансового права, связь между которыми объективно обусловлена. Основные институты финансового права: бюджетное право, налоговое право, право, регулирующее кредитные, эмиссионные, валютные и другие финансовые отношения.

 

Вопрос 19: Место финансового права в системе российского права, соотношение его с другими отраслями права

Особенности финансового  права раскрываются полнее при его  сопоставлении и отграничении от других отраслей права.

В связи с тем, что финансовое право распространяется на одну из областей деятельности государства, оно  тесно соприкасается с государственным (конституционным) и административным правом, которое охватывает своим воздействием организацию и деятельность государства в целом.

Существует взаимосвязь  между ними и по видам государственной  деятельности, на которые распространяется регулирование со стороны этих отраслей права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основы организации и деятельности представительных и исполнительных органов власти.

Так, государственное (конституционное) право - ведущая отрасль в системе  права. Она закрепляет основы общественного  строя и политики Российской Федерации, правового положения личности, федеративное государственное устройство, принципы организации и деятельности органов  государственной власти и органов  местного самоуправления. Финансовое право базируется и развивается  на этих основах.

Административное  право регулирует общественные отношения в области государственного управления, осуществляемого органами исполнительной власти.

Финансовое  право распространяется на оба этих вида государственной деятельности, поскольку финансовая деятельность может осуществляться и теми и другими органами

Финансовое право находится  в тесной связи с гражданским правом , поскольку в его предмет среди имущественных отношений входят и денежные отношения.

Прослеживается связь  финансового права и с другими  отраслями российского права (трудовое, уголовное и др.), однако в рассмотренных выше случаях она наиболее тесная.

 

Вопрос 21: Система финансового права: понятие, структура, краткая характеристика ее элементов

Система финансового права - не просто совокупность норм соответствующего содержания, а совокупность финансово-правовых норм, внутри которой финансово-правовые нормы расположены в определенной последовательности и взаимосвязаны настолько, насколько это обусловлено соответствующей системой общественных финансовых отношений.

В системе финансового права выделяются части, разделы, подотрасли и институты.

Наиболее крупные  подразделения российского финансового  права - части: Общая и Особенная.

Общая часть  финансового права – охватывает нормы, которые регулируют общие принципы и методы финансовой деятельности государства. В Общей части определяется правовое положение всех субъектов финансовых правоотношений, в том числе государственных органов и учреждений, осуществляющих финансовую деятельность.

Общая часть  изучает:

1) принципы, правовые  формы и методы финансовой  деятельности государства;

2) систему органов  РФ, осуществляющих финансовую деятельность;

3) структуру финансовых  звеньев финансовой системы;

4) вопросы регулирования  финансового контроля в РФ;

5)финансово-правовую  ответственность;

6) другие вопросы.

Особенная часть финансового права - конкретизирует нормы Общей части финансового права,

регулирует круг финансовых отношений, возникающих  в сфере финансовой деятельности государства.

Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя соответствующие  финансово-правовые институты, которые  имеют свой объект правового регулирования:

1) бюджетную систему;

2) внебюджетные  государственные и муниципальные  денежные фонды;

3) финансы государственных  и муниципальных предприятий;

4) государственные  и муниципальные доходы;

5) государственный  и муниципальный кредит;

6) организацию имущественного  и личного страхования;

7) государственные  и муниципальные расходы;

8) банковское кредитование;

9) денежное обращение  и расчеты;

10) валютное регулирование.

Значение  системы финансового права состоит в том, что удобнее изучать и использовать на практике систематически расположенные нормы.

Структура финансовой системы периодически корректируется, а система права как раз и позволяет более эффективно применять нормы права, способствует укреплению законности и правопорядка в государстве. Финансово-правовые нормы содержатся в источниках права, являются способом внешнего выражения правовых норм.

Финансы обслуживают  разнообразные потребности общества и охватывают своим воздействием всю экономику страны и социальную сферу, что обусловливает наличие  многочисленных институтов внутри финансовой системы.

Финансовая  система - совокупность финансовых институтов и государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Информация о работе Шпаргалка по "Финансовому праву"