Финансы и финансовая деятельность государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 10:21, лекция

Краткое описание

Финансы представляют собой сложное и многоплановое явление. Впервые термин финансы (от латинского finantia – наличность, доход) появился в Западной Европе в XVII в., хотя сами финансовые отношения возникли значительно раньше. В современном понимании финансы- совокупность денежных отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расщиренного воспроизводства. Главное назначение финансов- денежное обеспечение функционирования государства путем образования денежных фондов, обеспечивающих потребности государства в денежных средствах, а также контроль за расходованием финансовых ресурсов.

Содержание

Понятие финансов, их функции и роль.
Принципы и методы осуществления государством финансовой деятельности.
Система государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность.

Вложенные файлы: 1 файл

фин. право Лекция 1-12.doc

— 678.00 Кб (Скачать файл)

– Министерство по налогам и сборам;

– Национальный банк;

-         Комитет Государственного контроля ;

– Государственный таможенный комитет. Основными функциями данных органов являются:

– проведение в жизнь финансовой политики;

– контроль, за соблюдением финансовых норм и осуществлением финансовых отношений;

– разработка предложений по совершенствованию финансового законодательства.

Центральным органом управления финансами в Республике Беларусь выступает Министерство финансов Республики Беларусь. Основными задачами его согласно Положению о Министерстве финансов, утвержденному постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1585 «Вопросы Министерства финансов Республики Беларусь», являются:

– проведение государственной политики, осуществление управления в финансовой сфере деятельности и координация действий в этой сфере других республиканских органов государственного управления;

– обеспечение активного использования финансов в целях повышения эффективности производства, роста национального дохода, создания и развития прогрессивных рыночных форм и структур;

– разработка предложений по совершенствованию форм финансовых взаимоотношений предприятий, объединений, учреждений, организаций и граждан с государством и по обеспечению роста финансовых ресурсов;

– эффективное проведение бюджетной и налоговой политики;

– разработка методологии, отчетности и контроля, за состоянием ведомственного контроля в министерствах и других республиканских органах государственного управления;

– финансовое обеспечение подведомственных учреждений и организаций;

– участие в организации инвестиционного сотрудничества республики и регулирования внешней государственной задолженности;

– контроль за соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство.

В соответствии с возложенными на его задачами Министерство финансов участвует в разработке долгосрочных прогнозов экономического развития государства, его платежного баланса, обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Министерство финансов отвечает за формирование и проведение государственной политики в таких важнейших сферах, кик разработка и производство защищенных бумаг, страховая деятельность, деятельность связанная с драгоценными металлами и драгоценными камнями, государственное регулирование бухгалтерского учета я отчетности, аудиторской деятельности, лицензирование.

Для решения поставленных задач Министерство финансов осуществляет широкий спектр функций и наделено определенными правами, дающими возможность в частности:

– требовать и получать от республиканских органов государственного управления и организаций информацию об осуществлении бюджетно-финансовых операций, материалы необходимые для бюджетно-финансового планирования, контроля за выполнением организациями финансовых обязательств перед государством и за соблюдением финансовой дисциплины;

– ограничивать и приостанавливать финансирование расходов за счет государственных средств, а также взыскивать в бесспорном порядке бюджетные: средства в случаях несоблюдения их получателями законодательства,

– привлекать к ответственности за необоснованное получение средств, либо их использование не по целевому назначению;

– в случаях, предусмотренных законодательством, возмещать средства местным бюджетам областей и г. Минска из республиканского бюджета, взыскивать и изымать средства из местных бюджетов областей и г. Минска, в республиканский бюджет в соответствии с законодательными актами;

– проводить в установленном порядке в государственных органах, иных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе по постановлениям (письменным обращениям) правоохранительных органов, соответствующие проверки (ревизии) по вопросам, относящимся к компетенции Министерства финансов;

– в рамках своей компетенции вносить обязательные для выполнения проверяемыми субъектами предложения об устранении нарушений законодательства;

– применять экономические санкции и налагать административные взыскания в соответствии с законодательными актами.

Наряду с указанными правами, Министерство финансов имеет также и другие права, предоставленные законодательством.

Большое значение в структуре органов специальной компетенции отводится Министерству по налогам и сборам Республики Беларусь. Его важнейшими задачами являются:

– контроль в пределах своей компетенции за соблюдением налогового законодательства, законодательства о предпринимательстве, декларированием физическими лицами доходов и имущества,обеспечением правильного исчисления, полной и своевременной уплатой налогов,сборов (пошлин)  (далее- налоги), пени, штрафов в бюджет, государственные целевые бюджетные и государственные внебюджетные фонды;

 

– осуществление контроля за производством и оборотом алкогольной продукции и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий;

– разработка предложений по совершенствованию налогового законодательства;

- осуществление  функций агентов валютного контроля  в пределах своей компетенции;

В соответствии со ст.136 Конституции Республики Беларусь банковская система Республики Беларусь состоит из Национального банка Республики Беларусь и иных банков.

Национальный банк (ст. 7 Банковского кодекса Республики Беларусь) является центральным банком Республики Беларусь, который:

– регулирует кредитные отношения и денежное обращение;

– определяет порядок расчетов;

– обладает исключительным правом эмиссии денег;

– выполняет иные функции, предусмотренные Банковским кодексом Республики Беларусь.

Комитету государственного контроля Респуьлики Беларусь посвящена глава 8 Конституции Республики Беларусь.  В соответствии со ст.129 Конституции, государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства  и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитет государственного контроля.

Комитет государственного контроля образуется Президентом Республики Беларусь. Председатель Комитета государственного контроля назначается Президентом Республики Беларусь.

Компетенция, организация  и порядок деятельности Комитета государственного контроля определяются законодательством и, прежде всего, Законом Республики Беларусь от 9 февраля 2000г. №369 ( с изменениями и дополнениями) « О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» и Положением «  О Комитете государственного контроля Республики Беларусь» ( утверждено Указом Президента Республики Беларусь от 27.11.2008г. №647).

Государственный таможенный комитет (ГТК) осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь и возглавляет единую систему всех таможенных органов. Его основными задачами являются: участие в разработке таможенной и экономической политики Республики Беларусь; обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности страны; защита прав и интересов участников таможенных отношений; обеспечение соблюдения таможенного законодательства.

В соответствии с возложенными на него задачами ГТК выполняет следующие функции:

– разрабатывает предложения по совершенствованию таможенного законодательства;

– издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты;

участвует в составлении республиканского бюджета и обеспечивает своевременное внесение в него таможенных платежей;

– разрабатывает механизмы реализации таможенной политики и осуществляет ее проведение;

– осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством.

Непосредственно на местах финансовую деятельность осуществляют структурные подразделения данных органов:

– финансовые управления;

– инспекции Министерства по налогам и сборам;

– банки и их филиалы;

– региональные таможни.

Деятельность всех финансовых органов и их структурных подразделений направлена на обеспечение эффективного функционирования финансовой системы Республики Беларусь.

 

Л е к ц и я 2. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1. Предмет и понятие финансового права. Метод финансового права.

2. Система и источники финансового права.

3. Финансовое право в системе права Республики Беларусь: его особенности и связь с другими отраслями права.

1. Предмет и понятие финансового права. Метод финансового права.

Финансовое право входит в систему права Республики Беларусь и выделяется в самостоятельную отрасль права в силу наличия своего предмета и метода правового регулирования. Финансовое право- это отрасль права, представляющая собой совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются в процессе образования, распределения и использования денежных фондов государства в целях осуществления им публичных функций.

Предметом любой отрасли права являются общественные отношения, урегулированные нормами этой отрасли права. По предмету и методу правового регулирования отрасли права отличаются одна от другой.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, то есть в процессе; мобилизации (собирания) денежных средств в централизованные фонды государства и их распределения (использования) из этих фондов в соответствии с задачами и функциями государства. Финансовые отношения возникают и развиваются в сфере государственных финансов. Они направлены на планомерное образование необходимых государству фондов денежных средств. Обязательным участником финансовых отношений является государство в лице специально созданных органов (Министерства финансов, Министерства по налогам и сборам, Национального банка Республики Беларусь и др.), наделенных властными полномочиями по отношению к другим участникам-организациям и гражданам.

Метод финансовой) права – это совокупность способов и приемов, с помощью которых осуществляется регулирование общественных отношений, составляющих предмет данной отрасли права.

Методом правового регулирования финансового права является метод властных предписаний. Он характеризуется следующими особенностями:

  1. Властные предписания исходят от уполномоченных государственных органон или органов местного управления и самоуправления.
  2. Субъект, которому адресуется предписание, обязан выполнить его, поскольку оно является односторонне властным.

Метод властных предписаний характеризуется императивностью, которая означает, что субъекты финансового права не могут но своему усмотрению приобретать финансовые права и обязанности, изменять или определять их содержание, распоряжаться ими. Они выполняют свои обязанности в случаях, установленных нормативными правовыми актами. При этом их права вторичны, производны от обязанностей. Необходимо также отметить, что государственный орган, уполномоченный давать властные предписания, сам обязан руководствоваться императивными требованиями законов и подзаконных актов. Характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права.

Властные предписания основываются на отношениях подчинения. Одна сторона обладает юридически властными полномочиями в отношении другой стороны, а последняя – нет.

Следует заметить, что в рамках финансового права, возможно, существование некоторых договорных отношений, что является новым подходом в регулировании финансовых правоотношений на современном этапе развития финансового права Республики Беларусь.

Исходя из особенностей предмета и метода правового регулирования, можно дать следующее определение финансового права Республики Беларусь.

Финансовое право Республики Беларусь является отраслью права в системе права Республики Беларусь, относится к публичному праву и представляет собой систему правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства, направленной на мобилизацию денежных средств в централизованные фонды государства и их распределение в соответствии с основными задачами и функциями государства.

2. Система и источники финансового права.

Под системой финансового права понимается совокупность норм права, составляющих общую и особенную часть финансового права.

К общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности, систему государственных органов, осуществляющих финансовую деятельность, разграничение их полномочий в этой области, финансовый контроль.

Особенная часть финансового права включает нормы, регулирующие определенную качественно однородную группу общественных отношений, различаемых по видовым признакам.

В особенную, часть финансового права входит: бюджетное право и бюджетный процесс, правовое регулирование государственных внебюджетных фондов, правовое регулирование государственных доходов, налоговое право, правовое регулирование государственного кредита, правовое регулирование обязательного страхования, правовое регулирование государственных расходов, сметно-бюджетное финансирование, правовое регулирование денежного обращения, правовое регулирование валютных отношений.

Источники финансового права – это нормативные правовые акты представительных и исполнительных органов власти, в которых содержатся нормы, регулирующие финансовую деятельность государства.

В Республике Беларусь финансовое законодательство в основном не систематизировано и не кодифицировано. Исключение составляют лишь три финансово-правовые институты такие как: банковское право, бюджетное право налоговое право.

В этом проявляется сложность в изучении источников финансового права. Основным и важнейшим источником финансового права в Республике Беларусь является нормативный правовой акт. В соответствии с Законом «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» к законодательным актам относятся Конституция республики Беларусь, законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

Информация о работе Финансы и финансовая деятельность государства