Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 12:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1.Понятие и исторические 
типы мировоззрения.Мировоззрение – это общий взгляд 
человека на мир,  на самого себя и на 
свое место в этом мире  (обобщенная 
и целостная картина мира). Структура мировоззрения(его 
основные компоненты):знания, эмоции, убеждения, 
ценности. ФУНКЦИИ МИРОВОЗЗРЕНИЯ: Функция 
миропонимания  (знания как компонент 
мировоззрения дают обобщенную модель 
мира и места в нем человека); Функция мироощущения 
(эмоции как компонент мировоззрения определяют 
субъективное восприятие человеком природного 
и социального мира и его места в этом 
мире, наполняют это восприятие личностным 
смыслом и значением); Нормативно-регулирующая 
функция (ценности, реализуясь в форме 
убеждений,  определяют правила и принципы 
жизнедеятельности людей, их ориентации 
и мотивы деятельности).Формы мировоззрения: 
в зависимости от субъекта-носителя выделяют 
мировоззрение: отдельной личности,социальной 
группы,общества в целом,определенной 
исторической эпохи; в зависимости от 
полноты, системности, достоверности и 
обоснованности выделяют мировоззрение: 
обыденное,мифологическое,
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия. Мифологическое мировоззрение: исторически первый тип мировоззрения,синкретическая (целостная, нерасчлененная) форма сознания,основано на вере в истинность мифов и незыблемость ритуалов,жесткая регламентация поведения людей,антропоморфизм (наделение предметов природы и общественных явлений человеческими чертами и свойствами).ФИЛОСОФИЯ:-Цель: поиски истины,- Исходной точкой философствования является сомнение в истинности принятых положений,- Основана на разуме: все ее основные положения рационально обоснованы и аргументированы. Ничего не принимает на веру,- Отсутствие культа.
РЕЛИГИЯ:- Цель : личное спасение человека,- Сомнение в истинности принятых положений недопустимо,это грех,Основана на вере в сверхъестественное: все ее основные положения принимаются на веру,- Наличие культа.
2.Проблемное поле философии и структура фил знанияОсновные проблемы философии: Проблемы окружающего мира: конечности и бесконечности мира, его первоначала, единства и многообразия и т.п., Проблемы человека: специфики и смысла человеческого существования, свободы, жизни и смерти и т.п., Проблемы взаимосвязи человека и мира: познания человеком мира, отношения человека к природе, отношений между людьми и т.п.
Структура философского знания: Онтология – учение о бытии, Гносеология – раздел философии, изучающий проблемы знания и познания, Аксиология – учение о ценностях, Философская антропология – философское учение о человеке, Социальная философия – раздел философии, изучающий общество.
3.Древнеиндийская философия
Отличительные черты древнеиндийской философии: Слабая связь с наукой. Тесная связь с религией: по преимуществу все философские учения и школы являются религиозно-философскими. Основная проблема, которую решали древнеиндийские мыслители – в чем причина страданий и как от них избавиться. Древние книги, положившие начало философствования в Индии – Веды и Упанишады.
Некоторые основные понятия 
в индийской философии: Брахма (Брахман) 
– духовная субстанция (бог), единая, бессмертная 
душа. Брахма – это  начало и конец всего. 
Мир – это воплощение Брахмы. Мир и есть 
Брахма. Душа человека – частичка Брахмы. 
Атман – божественная частичка в каждой 
части мира, в том числе в человеке. На 
высшем уровне Брахман и Атман тождественны. 
Сансара  (странствие) –цепочка перевоплощений  
человека. Каждое существо после гибели 
своей телесной оболочки возрождается 
в другом теле человека или животного 
(учение о переселении душ). Карма – закон, 
согласно которому все поступки человека 
имеют прямые последствия для его будущей 
жизни в новом теле.Некоторые основные 
понятия в индийской философии: Мокша 
– выход из сансары, прекращение перерождений. 
Понимается как цель спасения. Нирвана 
(угасание) – понятие, близкое понятию 
«мокша» – понимается как вечное блаженство, 
как состояние отрешенности от жизни, 
когда уже не действует закон кармы. Ахимса 
– непричинение зла живым существам.Основные 
философские школы Древней Индии: Ортодоксальные(астика) 
– признающие авторитет  Вед :веданта; 
миманса;йога;вайшешика;ньяя;
Буддизм: Основатель - СИДДХАРТХА ШАКЬЯ ГУАТАМА. Будда - «просветлённый».Суть буддизма – 4 «благородные» истины: О страдании: жизнь есть страдание;О происхождении страданий: причина страданий наши желания;О прекращении страданий: раз страдание имеет причину, то возможно прекращение страданий;О пути, ведущем к освобождению от страданий -- буддизм указывает восьмеричный путь спасения.Восьмеричный путь спасения в буддизме: 1) правильное мышление;2) правильная речь;3) правильное действие;4) правильный образ жизни;5) правильное видение;6) правильное воспоминание;7) правильное усилие; 8) правильное сосредоточение.
4.Философская мысль Древнего Китая.
Отличительные черты древнекитайской 
философии: житейско-практическая направленность. 
Древнекитайская философия ищет ответ 
на два основных вопроса:1) в чем причина 
зла, страданий, как их избежать и стать 
счастливым?  2) как эффективно управлять 
государством?;слабая связь с наукой;тесная 
связь с политикой;существование множества    
борющихся между собой  школ;не систематизирована.Основные 
философские школы Древнего Китая: конфуцианство;даосизм;легизм 
(законники);моизм;
Легизм (законники): Основатель: Шан Ян. Противоположная конфуцианству концепция государственного устройства:Государство – бездушный механизм.Правитель – деспот.Вместо методов убеждения – правовое принуждение и наказание и т.д.
5.Древнегреческая философия, её периодизация и основные проблемы.
Периоды развития античной философии: Доклассический (досократовский): 6-5 века до н.э., греческие колонии. Классический (золотой век): 5-4 века до н.э., г. Афины. Эллинистический: 3-2 века до н.э. Греческая философия выходит далеко за пределы Греции. Римский: конец 2 в. до н.э.- 6 в. н.э. Центром философской мысли стал Рим.
Основные представители 
и школы: Досократовский период(Милетская 
школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен), 
Элейская школа, (Парменид, Зенон),  пифагорейцы, 
Гераклит, Атомисты (Левкипп, Демокрит)). 
Классический период(Софисты, Сократ, 
Платон, Аристотель). Эллинистический 
период(5 основных школ: платоновская (Академия), 
аристотелевская (Лицей), эпикурейцы, стоики, 
скептики). Римский период(Те же 5 основных 
школ, что и в эллинистический период).Основные проблемы и их 
решение(досократовский и классический 
периоды): 1. Поиски основополагающего 
начала мира (архе).ОСНОВНЫЕРЕЗУЛЬТАТЫ:а)
2.Проблема познания мира и истинности знания. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:а)Формируется врожденных знаний –Платон.б) Возникает рационализм – Платон.Рационализм (лат. rationalis-разумный) – философское учение, признающее разум решающим источником истинного знания.в)Возникает сенсуализм – Аристотель.Сенсуализм (лат. sensus- ощущение) – философское учение, признающее ощущения единственным источником познания. Эллинистический период: Основные проблемы:Основное внимание уделяется этическим проблемам: что есть счастье, как его достичь, взаимосвязь между счастьем и добродетелью и т.п.Наука окончательно отделяется от философии.Основные выводы:Основное - рекомендации, как достичь счастья: Стоики -- добродетель (жизнь в соответствии с разумом) отождествляют с высшим благом и счастьем.Эпикурейцы развивают идеи гедонизма.
6.Философские концепции Платона и АристотеляПлатон - главный идейный "противник" Демокрита полагал, что существует мир явлений, доступный нашим органам чувств, и умопостижимый мир истинного бытия. Этот истинный мир идей, который представляет собой самостоятельную сферу и венчается идеей блага. Идеи - суть неподвижные, неизменные вечные сущности, в то время как мир явлений изменчив, преходящ и находится постоянном движении. Познание мира идей необходимо для достижения добродетели. [ В своей теории государства, которая основана на учении о душе, П. является идеологом реакционно-политического строя, олигархичного режима Спарты, а точнее "казарменного коммунизма"]. П. пришел к двум видам познания: чувственного восприятия, на почве которого возникают лишь мнения, и понятийного мышления, составляющего подлинно научное знание. Согласно П., чувственному восприятию соответствует эмпирический мир, а умопостигаемому - мир идей. Каково отношение мира идей к миру вещей? П. ясного ответа не даёт. Он говорит: "мир идей отражается в мире вещей", "мир вещей участвует в мире идей" и т.д. П. полагает, что идеальное, напр. человеческая мысль, представляет собой "воспоминания" душой того, что она созерцала до своего воплощения в тело. Само "воспоминание” (анамнезис) происходит тогда, когда мы воспринимаем конкретные вещи, предметы.
Аристотель - величайший мыслитель и наиболее универсальный ученый античности. Особое влияние на последующую Ф. имело его обоснование логики, и особенно учение об истинных и ложных суждениях и выводах. А. разрабатывал логику как всеобщую методологию научного познания. Согласно логике А., особое следует из общего, а между понятием и суждением, а также между суждением и выводом существует определенная связь. Согласно А., многообразие наук соответствует формам бытия, которые иерархически упорядочены и образуют органически-функциональное единство мира. Действительность определяется 4 основными причинами: материей; пассивной возможностью становления; активной формой, которую приобретает материя, а также действующей и целевой причинами, которые связаны с формой. В противоположность платоновской двойственности мира он выдвинул идею о том, что формы, которые составляют принципы вещей и являются по отношению к материи более реальными, существуют не помимо, а в единстве с материей, придавал ей определённость. Материя пассивна - она материал для формы. Согласно его учению о человеке, душа - это форма тела, а разум - форма души. Этические добродетели зиждутся на разумном действии. Реализация этих добродетелей предполагает воспитание воли. Назв. пошло от греч. peripatos (крытая галерея). Наиболее выдающиеся перипатетики (ученики и последователи А.) оформили учение основателя. Они подчеркивали казуальные(?) принципы вместо теологических, выдвинули представление о природе, потеснившее представление о боге, критиковали энтелехию (греч. завершение, осуществление) активную деятельность предмета осуществленное единство предмета, свойства и образа действий.
7.Соотношение разума и веры в философской традиции средних веков(Августин, Аквинский).Полемика о природе универсалий.Гл заслуга Августина в том, что он разработал теологию христианства. Два труда «исповедь» и «О граде Божьем». В центре его внимания – проблемы бытия, исторического прогресса и человеческой личности. Разрабатывая проблемы онтологии, Августин прежде всего обосновывал один из гл догматов христианства о сотворении мира Богом из ничего. По его мнению, Бог не только упорядочил, организовал мир, как это представлялось Платону, из уже имевшейся вечной, первичной материи, но и создал саму субстанцию, из которой мир состоит. Бог сотворил не только мир, но и его свойства, в том числе и такое, каким является время, кот не было до создания мира. Большое место в философии Августина заняли и проблемы антропологии, природы человеческой личности. Природа чел, по его мнению, двойственна. Гл способность человеческого духа – его способность верить в Бога. Это высшая из всех человеческих способностей. Но она не явл единственной. Другая духовная ценность – разум, мышление, с пом которого чел способен познавать природу и общество. Однако разум лишь подкрепляет положения веры, но сам истины найти не может.
Вера выше разума. Гл внимание Аквинский уделял рациональным доказательствам существования, бытия Бога. С этой целью он разработал пять широко известных доказательств бытия Бога. Они были основаны на разработанных еще Аристотелем положениях об источнике движения; понятиях причины и следствия; необходимого и случайного; категориях совершенства и одухотворенности мира.
Особенность периода – 
спор об универсалиях. Спор привел к 
формированию 2-х позиций: 1) номинализм 
- позиция, полагающая, что универсалии 
существуют только в уме человека, 
т.е. имена, которые человек дает 
вещам и ничего более. Всеобщие понятия 
не имеют вне мышления никакого действительного 
прообраза и поэтому