Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

Философия-шпоры.docx

— 121.15 Кб (Скачать файл)

Философия для Ламетри – это средство истинного преобразования общества на прогрессивных началах. По его мнению, государственные деятели должны быть философами, чтобы успешно управлять государством. Ламетри выступает как сторонник просвещенного абсолютизма.

Особенность эпохи просвещения состоит в том, что она в большей степени формировала новый тип личности, и одна из главных ее задач – воспитание гражданина, который сознательно служит обществу, исходя из собственных прогрессивных побуждений. Характеристика такого человека – здравый смысл.

«Человек должен иметь мужество пользоваться собственным умом» - идея Канта.

 

34. Классическая традиция  в философии и основные достижения  немецкой философии XVIII-XIX веков. Немецкая классическая философия – самое влиятельное в истории философии течение, деятельность представителей которого получило название философской революции.

Представители:

  1. И. Кант (172-1804 гг.) – объективный идеализм.
  2. И.Г. Фихте (1762-1814 гг.) – субъективный идеализм.
  3. Ф. Шеллинг (1775-1854 гг.) – объективный идеализм.
  4. Г. Гегель (1770-1831 гг.) – объективный идеализм.
  5. Л. Фейербах (1804-1872 гг.) – материализм.

Каждый из немецких философов создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и концепций, и, в целом, вместе взятые, они представляют собой единое духовное образование.

В работах каждого из философов отведено существенное место анализу таких форм культуры, как мораль и нравственность, философия и право, религия и искусство. Большое влияние уделено также рассмотрению проблем диалектического метода, проблем диалектической логики и проблем выработки целостной системы диалектики  (искусство классификации понятий, разделения вещей на роды и виды). Существенное внимание также уделено проблемам философии антропологии.

Представители немецкой классической философии полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры и «душой» культуры.

Философию Канта можно разделить на два периода: Докритический (1746-1770 гг.) и Критический (1770-1797 гг.).

В течение докритического периода философский интерес Канта был направлен на изучение проблем естествознания, бытия и философии природы. В частности, новаторство Канта заключалось в том, что он уделил внимание проблемам развития. В этот период он написал трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.). В этой работе была изложена знаменитая космогоническая гипотеза Канта-Лапласа, обосновывающая диалектический взгляд на вселенную. Кант рассматривал проблему возникновения вселенной. Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

  • солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате его вращения, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию составлявших его частиц;
  • природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;
  • природа находится в постоянном изменении и развитии;
  • движение и покой относительны;
  • все живое на земле, в том числе и человек, – результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

  • механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;
  • данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.

Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника о вращении Земли вокруг Солнца.

В основе философских исследований Канта критического периода лежит проблема познания. Он пишет трактаты: «Критика чистого разума» (1781 г.) – концепт «Истина», «Критика практического разума» (1788 г.) – концепт «Добро», «Критика способности суждения» (1790 г.) – концепт «Красота».

Формула философской системы Канта: Истина, Добро и Красота, взятые в их единстве, замкнутые на человеке, в его культурном творчестве, которое направляет художественная интуиция.

Кант считал, что духовные интересы человека можно выразить следующими философскими вопросами:

  1. «Что я могу знать?» (метафизика; основной концепт – «Истина»).
  2. «Что я должен делать?» (мораль, этика; основной концепт – «Добро»).
  3. «На что я могу надеяться?» (религия; основной концепт – «Вера в Бога»).
  4. «Что такое человек, и чем он может сам стать?» (философская антропология).

Данные вопросы намечают основу философской системы Канта, в центре внимания которой стоит человек. Кант, прежде всего, анализирует познавательную деятельность человека (гносеологический подход).

 

35. Теория познания И. Канта. В трактате «Критика чистого разума» (1781 г.)  (концепт «Истина», теория познания) Кант отстаивает идею агностицизма, т.е. невозможности познания окружающей действительности до конца.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, а точнее, его разум. Познавательные возможности человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия Кант назвал антиномиями:

  1. Ограниченность пространства: «Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве», «Мир не имеет начала во времени и безграничен».
  2. Простое и сложное: «Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых», «В мире нет ничего простого».
  3. Свобода и причинность: «Существует не только причинность по законам природы, но и свобода», «Свободы не существует, все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы».
  4. Наличие Бога: «Есть Бог – безусловно необходимое существо, причина всего сущего», «Бога нет, нет никакого абсолютно необходимого существа – причины всего сущего».

С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, – доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

В «Критике чистого разума» И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

  1. «Вещь в себе» (ноумен) – внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Это невоспринимаемая и непознаваемая человеком действительность. Это трансцендентный мир.
  2. «Вещь для нас» (феномен) – совокупность чувственно воспринимаемых предметов и явлений, закрепленных в образах сознания. Это трансцендентальный мир. 
  3. Апостериорное знание – то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Это знание не может претендовать на всеобщность. (все лебеди белые, но можно встретить и черного).
  4. Априорное знание – доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости. (все тела имеют массу, все тела протяженные).

Стадии познавательного процесса:

1. Внешний мир воздействует на  органы чувств человека.

2. Человек воспринимает эти ощущения.

3. Человеческое сознание приводит  образы ощущения к картинке  окружающего мира.

4. Целостная картинка окружающего  мира, возникшая в сознании, не  имеет ничего общего с реальным  миром.

5. Разум может понять лишь  сами явления, но не их сущность, поэтому до конца нельзя понять  мир.

При познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

  1. Собственные, внутренние для разума границы, за которыми возникают неразрешимые противоречия (антиномии).
  2. Внешние границы, т.е. внутреннюю сущность вещей в себе.

 

36. Этическое учение И. Канта. Главные вопросы трактата И. Канта «Критика практического разума»:

  1. «Какой должна быть мораль?».
  2. «Что есть моральное и нравственное поведение человека?».

Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:

  • чистая нравственность – признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
  • между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;
  • мораль и поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства».

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

  1. Человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех.
  2. Человек должен относиться к другому человеку только как к цели, а не как к средству.
  3. Все поступки человека должны быть ориентированы на общее благо.

Этика Канта – это этика долга, долга по отношению к другим людям – делать добро; долга по отношению к себе – сохранять свою жизнь и прожить ее достойно.

 

37. Характерные черты  русской философии и основные  этапы её развития. Философия – есть явление мировой культуры. Отечественная русская философия является частью мировой культуры и философии. Всякая философия несет в себе печать национально-культурного своеобразия.

В Отечественной философии большую роль играет философия отдельных авторов, таких как Чаадаев, Герцен, Чернышевский, Соловьев, Бердяев, Флоренский, Толстой, Достоевский.

Характерные черты Отечественной философии:

  1. Идеи цельности, т.е. рассмотрение в единстве всех духовных сил человека: чувственных, рациональных, эстетических, нравственных и религиозных.
  2. Мир рассматривается как «положительное всеединство» (по Соловьеву), т.е. приоритет религиозного опыта жизни, философия сливается с религией и, прежде всего, с Православием.
  3. Нравственность в общественном контексте приводит к «принципу соборности» – единству всех людей на основе их любви к Богу и следования строгой нравственности. Этот принцип кладется в основу интерпретации политических и правовых воззрений.
  4. Основа познания понимается как интуиция, как постижение внешнего в его слиянии с внутренним (психическим). В вопросе об истинности отечественные философы часто стремятся соединить теоретический и нравственно-религиозный опыт. Истина сближается с праведностью, высокой духовностью.
  5. Космизм – идея мирового всеединства субъекта, человечества и физического космоса. По сути, концепция русского космизма является дальнейшей конкретизацией идеи всеединства, которая занимала умы и сердца Соловьева и Флоренского, Федорова и Циолковского, Вернадского и Чижевского. Основную задачу человека Циолковский видит в «распространении совершенства» по Вселенной.

Этапы развития русской философской мысли и ее особенности:

Этапы развития

Основные представители

Главные положения и итоги

Средневековая Русь

(X-XVII вв.)

Максим Грек 
Юрий Крижанич

Обогащение философии платонизмом. Пропаганда аристотелизма


 

Русское просвещение

(XVII-XVIII вв.)

М.В. Ломоносов

Развитие геоцентрических и эволюционных идей, развитие атомистики и деизма

А.Н. Радищев

Критика самодержавия и крепостничества

Философия национальной идентичности

(XIX-XX вв.)

И.В. Киреевский

А.С. Хомяков

Ф.М. Достоевский

Развитие концепции славянофильства

А.И. Герцен

Н.Г. Чернышевский

Концепция западничества

Г.Р. Державин

Н.С. Трубецкой

П.Н. Савицкий

Концепция евразийства

Русская религиозная философия

(XIX-XX вв.)

В.С. Соловьев

П.А. Флоренский

С.Н. Булгаков

Н.А. Бердяев

Концепция «положительного всеединства». Софиология. Философия свободы. Проблемы личности и творчества

Философия революции

(XIX-XX вв.)

Революционные демократы (Чернышевский, Герцен)

Концепция крестьянской революции

Анархисты (Бакунин, Кропоткин)

Концепция народного бунта во имя свободы

Народники (Лавров, Ткачев)

Пропаганда нравственного идеала справедливости

Марксисты (Ленин, Плеханов, Богданов)

Идея диктатуры пролетариата

Подъем знамени Ленинизма

(1917-1930 гг.)

В.И. Ленин

Учение о материи. Теория отражения. Защита диалектики. Концепция диктатуры пролетариата и победы социалистической революции в одной стране


 

Сталинизм

(1930-1956 гг.)

И.В. Сталин

Превращение философии в служанку политической идеологии. Репрессии против инакомыслия

Расцвет Марксистско-Ленинской философии

(1957-1975 гг.)

А.А. Зиновьев

Э.В. Ильенков

Г.П. Щедровицкий

Создание системы диалектических категорий, развитие диалектической логики. Исследования в области логики, истории философии и философии естествознания

Застой и закат Марксистско-Ленинской философии

(80-е гг. – 1991-1992 гг.)

 

Размывание идеалов Марксистско-Ленинской философии, отказ от диалектики и материалистического понимания истории. Переход на позиции феноменологии, герменевтики и аналитической философии

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"