Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2014 в 18:49, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

Философия-шпоры.docx

— 121.15 Кб (Скачать файл)

Реформационное направление.

Главная цель этого направления – реформа католицизма, демократизация церкви и установление более справедливых отношений между Богом, церковью и верующими. Реформация стала возможной в силу кризиса феодализма.

Представители: Мартин Лютер (1483-1546)-доктор теологии, Жан Кальвин (1509-1564 гг.), Томас Мюнцер (1490-1525 гг.), Эразм Роттердамский (1469-1536 гг.).

Утопическо-социалистическое направление.

Представители: Томас Мор (1478-1535 гг.) – книга «Утопия» (как и у Платона существовала утопия), считал, что не существует частной собственности, все результаты труда распространяются на всех поровну. Томмазо Кампанелла – произведение «Город солнца».

Представители данного направления искали идеально-утопические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти, ячейка общества – трудовая семья.

Неоплатоническое направление.

Представители: Николай Кузанский (1401-1464 гг.) – крупный ученый своего века. Джованни Пико делла Мирандопа (1463-1494 гг.), Парацельс (1493-1541 гг.).

Представители данного направления ставили своей целью систематизацию учения Платона и дальнейшее развитие его идей. Предлагалась новая картина мира, в которой уменьшалась роль Бога, и усиливалось значение первоначальных по отношению к миру идей. Человек рассматривается как самостоятельный микрокосмос.

Философия эпохи Возрождения безусловно имеет самостоятельное значение, но, вместе с тем, это и подход к новому философствованию, к европейской философии Нового времени XVII-XVIII веков, которой суждено было сыграть одну из ведущих ролей в развитии индустриальной цивилизации.

 

25. Натурфилософские учения  философов эпохи Возрождения (Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей). Представители обосновывали материалистический взгляд на мир, стремились отделить философию от теологии, формировали научное мировоззрение. Они выдвигают новую картину мира, в которой Бог, природа и космос едины, а Земля – не центр Вселенной (геоцентризм переходит в гелиоцентризм). Они считали, что мир познаваем в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму, а не Божественному откровению.

Андреас Везалий (1514-1564 гг.).

Леонардо да Винчи (1452-1519 гг.) – художник, скульптор сделал открытия в математике. Он считал, что любая практика должна совершаться на основе хорошей теории.

Николай Коперник (1473-1543 гг.) - астроном считал, что космос бесконечен.

Джордано Бруно (1548-1600 гг.) считал, что Вселенная не имеет центра и состоит из галактик. Не существует Бога отдельно от Вселенной. (сожгли на костре).

Галилео Галилей (1564-1642 гг.) открыл спутники других планет.

Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.). Планеты движутся по эллиптическим орбитам.

 

26. Научная революция  и задачи философии Нового  времени. Новое время – эпоха, которая охватывает в истории человечества XVII, XVIII и XIX века. Условно, началом новой истории считается Английская буржуазная революция 1640 года, которая ознаменовала собой начало нового периода эры капитализма, или буржуазных отношений, или индустриальной цивилизации.

Для Нового времени характерно:

1.Формирование науки в современном ее значении.

2.Первые буржуазные революции и утверждение промышленного развития как главного направления прогресса общества.

3.Ослабление влияния церкви на социальные институты и социальные процессы.

Главный девиз философии этого периода: «Не наука для науки, а расширение власти человека над природой с помощью науки и совершенствование самого человека».

Европейская философия. Семнадцатый век.

Представители: Р. Декарт, Фр. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза, Г. Лейбниц, Дж. Локк.

Просвещение. Восемнадцатый век.

Представители:

  • Англия: Дж. Беркли, Дж. Юн.
  • Франция: Ж. Руссо, Ф. Вольтер, Д. Дидро, Ламетри.

Немецкие философы XVIII–начала XIX вв.: И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель, Л. Фейербах.

 

27. Ф. Бэкон – основоположник  эмпирического направления в  философии. Эмпиризм (опыт) – направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания и считающее что содержание знания может быть представлено как описание этого опыта, либо сведено к нему. Эмпиризм близок к сенсуализму.

В качестве целостной гносеологической концепции эмпиризм сформировался в XVII-XVIII веках. В основе его лежит опыт.

Фр. Бэкон (1561-1625 гг.) – основоположник эмпиризма – английский философ и политический деятель. Основные сочинения: «О достоинстве и преумножении наук» (1623 г.), «Новый Органон».

Суть основного вопроса философии по Бэкону заключалась в том, что в основе познания лежит исключительно опыт, и чем больше опыта, как теоритического, так и практического накопило человечество и отдельный человек, тем ближе оно к истинному знанию, которое не может быть самоцелью.

Главная задача знания и опыта – помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, господству человека над природой.

Главным методом, по мнению Бэкона, является метод индукции (от частного к общему) – вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов наблюдения и экспериментов на основе данных опыта. Критикуя дедуктивный метод, Бэкон разработал индуктивный метод, но он преувеличил его значение, противопоставил эти методы друг другу, а в действительности же оба метода не исключают, а дополняют друг друга.

Если представители эмпиризма (Бэкон, Гоббс, Локк) выводят значение из чувств и опыта, то рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц) подчеркивают приоритеты мышления и разума.

 

28. Р. Декарт – основоположник  рационализма. Рационализм (разум, разумный) – философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму или эмпиризму.

Как целостная система гносиологических воззрений рационализм стал складываться в Новое время в результате развития математики и естествознания.

Основоположник рационализма – Рене Декарт – философ, математик, физик и естествознатель, создатель современной алгебры и аналитической геометрии, открыл законы преломления в оптике. Основные сочинения: «Рассуждение о методе» (1637 г.), «Метафизические размышления» (1647 г.), «Первоначало философии» (1644 г.) и др.

Рене Декарт обосновал ведущую роль разума в познании следующим образом: «В мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (есть ли Бог? Конечна ли Вселенная?). Абсолютно в любом явлении или вещи можно усомниться (светит ли солнце? Бессмертна ли душа?). Следовательно, сомнение реально существует. Оно свойственно мысли, значит, человек, сомневаясь, мыслит. Мыслить может реально существующий человек. Следовательно, мышление является основой бытия и познания. Поскольку мышление – работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум. «Я мыслю, значит, я существую»».

Главная задача человека по Декарту – совершенствование своего разума. «Печальнее потерять разум, чем жизнь, т.е. в основе его лежит все».

При изучении проблем познания, особое внимание уделялось научному методу. В качестве научного метода предлагается дедукция (от общего к частному).

Цели познания:

  1. Расширение и углубление знаний человека об окружающем мире, их использование для извлечения максимальной выгоды из природы.
  2. Изобретение новых технологических средств и совершенствование старых.
  3. Конечная цель – господство человека над природой.

Идея дуализма.

Материя и сознание соединяются в человеке. Спор о первичности бессмыслен, т.к. человек дуалистичен, он соединяет духовную и материальную субстанции в себе, соответственно ни материя, ни сознание не могут быть первичными. Они существовали всегда и являлись двумя размытыми проявлениями единого бытия.

 

29. Философия французского  Просвещения. Французскую философию XVIII века принято называть философией просвещения. Такое название французская философия получила в связи с тем, что ее представители разрушали устоявшиеся взгляды о Боге, окружающем мире и человеке, проявляли новаторство в философских исследованиях и открыто пропагандировали идеи о нарождающейся буржуазии.

Философия просвещения основывается на идее особой роли знаний в социальном развитии. «Просветительский рационализм» состоял в том, что все негативные моменты в обществе – это ошибки непросвещенного разума. Их могло бы и не быть, и их можно ликвидировать путем принесения знаний в человеческое общество и, прежде всего, в умы правителей.

Основная идея философии просвещения состоит в том, что общество не может прогрессивно развиваться без просвещения и просветительских идей. Несовершеннолетие, по мнению философов-просветителей, – неспособность пользоваться своим рассудком.

Выделяется несколько направлений философии просвещения:

  1. Деистическое (деос-Бог) – направление, сторонники которого полагали, что Бог, сотворив мир, не принимает дальнейшего участия в развитии этого мира. Представители: Руссо, Вольтер, Кондильяк.
  2. Атеистическое – это материалистическое направление. Атеисты отвергали саму идею существования Бога во всех формах и объясняли происхождение мира с материалистических и научных позиций. Представители: Дидро, Гельвеций, Гольбах, Ламетри.
  3. Утопическо-социалистическое направление начало формироваться в середине XVIII века и  получило развитие во время французской революции. Основные идеи заключались в строении общества на социальной справедливости, отсутствии частной собственности. Представители: Бабеф, Сен-Симон, Мабли, Оуэн.

 

30. Основные идеи социальной  философии Ж.-Ж. Руссо. Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) – композитор, драматург, философ, теоретик искусства. Произведение «Рассуждение о науках и искусствах» было написано им на конкурс Дижонской академии. В этом произведении Руссо рассуждал, способствовали ли возрождение наук и искусств улучшению нравов. Произведение заняло первое место

Другие произведения Руссо: «Эмиль, или о воспитании», «Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755 г.), «Об общественном договоре, или Принципы политического права» – самое знаменитое произведение, во Франции оно сразу было запрещено и осуждено.

Руссо считает, что законодательная власть должна принадлежать народу, и в законах должна отражаться всеобщая воля народа. Он критикует частную собственность, по мнению Руссо, все должны обладать равными правами. Частная собственность должна быть равномерно распределена между всеми по мере необходимости для жизни.

Руссо предлагает идеи в области новаторства в воспитании. Он считает, что должна быть применена новая система воспитания детей, а его педагогика – воспитание чувств. Нужно развивать у детей способность мыслить разумом. От рождения до 12-ти лет нужно развивать тело. С 12 до 15 лет нужно развивать интеллект. С 15 до 20 лет нужно развивать нравственные чувства. Руссо говорит, что детей учат словами, а нужно делами и поступками.

Идеи Руссо оказали огромное влияние на формирование взглядов деятелей Великой французской революции, в частности, Руссо был духовным учителем Р. Пьера.

 

31. Деизм и критика  религии и церкви в философии  Ф.М. Вольтера. Франсуа Мари Вольтер (1694-1778 гг.) – выдающийся писатель-публицист. Философские взгляды Вольтера выражались в таких произведениях как «Философские письма» (1733 г.), «Трактат о метафизике» (1734 г.), «Основы философии Ньютона» (1738 г.), «Философский словарь» (1764-1769 гг.).

Основная направленность Вольтера – антифеодальная. Всю жизнь Вольтер боролся против церкви, религиозной нетерпимости и фанатизма – «Раздавите Гадину!». Он показывал несостоятельность религии как системы. Несмотря на то, что Вольтер критиковал церковь, он оставался на позиции деизма. По его мнению, источником религии выступают невежество и обман. Религия возникает, когда встречаются мошенник и глупец. В то же время он полагал, что религия необходима, т.к. это сила, управляющая поведением людей.

Вольтер выдвигает идею просвещенного абсолютизма. Он полагал, что придет время, когда к власти придут философы.

Философия здравого смысла – высшее проявление разума, опирающееся на науку и искусство. Прогрессивные идеи Вольтера оказали большое влияние на формирование идеологии нового поколения просветителей.

 

32. Философские воззрения  Д. Дидро.  Дидро (1713-1784 гг.) – выдающийся французский философ-материалист. Основные произведения: «Письма о слепых в назидание зрячим» (1749 г.), «Философские основания материи и движения» (1770 г.), «Разговор Даламбера и Дидро» (1769).

Дидро возглавлял издание знаменитой энциклопедии «Наук, искусств и ремесел», вокруг которой собрались Вольтер, Руссо, Даламбер. Он довел это издание до конца.

Дидро отрицал дуалистическое учение о раздвоении материального и духовного начала, признавая, что существует только материя, обладающая чувствительностью, а сложные и разнообразные явления — лишь результат движения её частиц. По своим политическим воззрениям Дидро был сторонником теории Просвещенного абсолютизма. Подобно Вольтеру, он не доверял народной массе, неспособной, по его мнению, к здравым суждениям в «нравственных и политических вопросах», и считал идеальным государственным строем монархию, во главе которой стоит государь, вооружённый всеми научными и философскими знаниями.

В 1773 г. Дидро посетил Россию по приглашению Екатерины II.

 

33. Концепция «человека-машины»  Ламетри. Ж. О. де Ламетри – врач по образованию. Произведения: «Человек-машина (1747 г.), «Система Эпикура» (1751 г.), «Краткое изложение философских систем» (1747 г.).

Человек по Ламетри – биологическая машина, способная чувствовать, мыслить, отличать добро от зла. Человеческое тело – заводящая сама себя машина. Человек – часть природы единое существо органического мира. Для формирования человека требуется язык и членораздельная речь. Важно воспитание, образование. Возможность появления человека от животных. Добродетель – это результат воспитания при жизни в обществе.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"