Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Специфика философских проблем и структура философского знания.
Философия Древнего Китая и Древней Индии.
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия.
Философия марксизма.
Русская религиозная философия.
Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.
Философия ХХ века и ее основные направления.
Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.
Материя и ее основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
Сознание, его происхождение и структура.
Общественное сознание, его структура и формы.
Сознание и бессознательное.
Мышление и язык.
Проблема познаваемости мира в философии.
Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.
Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.
Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире.
Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к философии.doc

— 533.00 Кб (Скачать файл)

Метафизическая  концепция развития начала складываться в XVIII веке, но отдельные её проявления существовали и раньше.  Она возникла как результат абсолютизации отдельных элементов и черт развития. Метафизика лишь вначале отрицала развитие. Впоследствии метафизическая концепция развития воплотилась исторически во множестве конкретных вариантов одностороннего понимания развития: 1)плоский эволюционизм: развитие может быть сведено к чисто количественным изменениям и представляет собой простой рост или уменьшение развивающихся явлений – таков основной принцип (в XVIII веке – А.Галлер, Ш.Боннэ). В рамках такого понимания развития в мире никогда и нигде не рождается ничего подлинно нового. Происходит только увеличение, рост живых организмов, которые уже в зародыше имеют уменьшенный взрослый вариант – Ж.Б.Ламарк, Г.Спесер;

2)теория творческой эволюции: отрицает единство количественных и качественных изменений, но в противоположность плоскому эволюционизму абсолютизирует роль скачков в развитии. Развитие приобретает катастрофический характер. (Теория катастроф Ж.Кювье). Теория творческой эволюции признаёт возникновение нового в ходе развития.

3)теория кругооборотов: человеческая история и любое развитие вечно и буквально повторяет одни и те же события и постоянно возвращается к одним и тем же исходным состояниям. В качестве примера подобного подхода в древности можно привести Гераклита, пифагорейцев, ХIХ век – Ницше, Шопенгауэр. Гносеологический источник этого варианта метафизической концепции развития – абсолютизация момента повторяемости в отрыве от противоположного аспекта любого развития – его направленности (прогресса или регресса).

4)теория прямолинейного  прогресса: абсолютизируется поступательный, прогрессивный аспект развития и полностью отрицается преемственность и повторяемость в развитии.

5)теория прямолинейного  регресса – гипертрофирует момент отрицания, разрушения, деградации.

Общей определяющей чертой метафизической концепции развития является отрицание противоречия как источника развития.

Диалектическая  концепция развития:

  • любой конкретный процесс развития рассматривается как средоточие и единство множества своеобразных и несводимых друг к другу, но взаимопревращающихся форм движения;
  • развитие как единство прерывности и непрерывности, количественных и качественных изменений;
  • единство тенденций поступательности и преемственности, повторяемости;
  • развитие как противоречие.

Развитие – это тип движения, изменения материальных и идеальных систем и объектов, в результате которого происходит необратимый, направленный переход из одного качественного состояния в другое, усложняется структура объекта и др.

Развитие осуществляется в двух формах:

    • прогрессивное развитие – это тип развития, в результате которого осуществляется переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному;
    • регрессивное развитие – тип развития, в результате которого происходит изменение уровня организации от высшего к низшему.

Принцип универсальной  взаимосвязи:

Связь явлений – это такое отношение между двумя явлениями, процессами, при котором изменение в одном сопровождается  изменением в другом.

Отношение – философская  категория, которая характеризует  взаимозависимость элементов определённой системы.

Классификация связей:

    1. в соответствии  с иерархией структурных уровней материальной действительности;
    2. многообразие связей на уровне живой природы:  а) информационные; б) генетические;
    3. внутренние и внешние:
    4. в теоретической и практической деятельности:

5) существенные (это связи глубинные, устойчивые, определяющие специфику данного явления) и несущественные.

Закон – это необходимая, существенная, устойчивая, повторяющаяся связь между явлениями и процессами. Закон выражает связь между предметами, составными элементами данного предмета, между свойствами вещей, а также между свойствами внутри вещи.

Законы диалектики:

закон единства и борьбы противоположностей раскрывает в развитии его внутренний источник, импульс, побудительную силу. Основой всякого развития, с точки зрения этого закона, является борьба противоположных сторон, тенденций того или иного процесса, явления. Гегель называет этот закон законом взаимопроникновения противоположностей. При характеристике действия этого закона Гегель оперирует категориями: тождество, различие, противоположность, противоречие;

закон перехода количественных изменений в качественные: описывает механизм процесса саморазвития. Закон сформулирован Гегелем, который дал, прежде всего, определение категорий качества, количества и меры, считая их тремя формами начальной ступени бытия идеи;

закон отрицания  отрицания: отражает общий результат и направленность процесса развития. Всякое отрицание означает уничтожение старого качества новым, переход из одного качественного состояния в другое.

Отрицание –  это всеобщий момент любого развития и изменения вообще, выражающий необходимость ликвидации в процессе развития или изменения одних явлений, свойств, связей и отношений и замены их другими явлениями, свойствами, связями и отношениями.

Отрицание,  по Гегелю, не просто уничтожение старого новым. Оно обладает диалектической природой. Эта диалектическая природа проявляется в том, что отрицание представляет собой единство трёх основных моментов: 1)преодоление старого; 2)преемственность в развитии; 3) утверждение нового. Отрицание отрицания в двойном  виде включает в себя эти три момента и характеризует цикличность развития. Эту цикличность Гегель связывал, прежде всего, с прохождением в процессе развития трёх стадий: 1)утверждение или положение (тезис); 2) отрицание или противоположение этого утверждения (антитезис); 3)отрицание отрицания (синтез).

Категории  – это наиболее общие, существенные понятия, в которых отражаются всеобщие и существенные свойства, признаки и отношения развивающейся действительности.

 

 

СМЫСЛ И НАЗНАЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО БЫТИЯ.

СМЕРТЬ  И БЕССМЕРТИЕ.

 

Вопрос о том, для  чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан  человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Концепция смысла жизни:

Гедонизм – связывает высшее благо и смысл жизни с удовольствием, наслаждением.

Эвдемонизм – связывает высшее благо и смысл жизни со счастьем;

Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов

Этика долга – жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу

Утилитаризм – жить– значит из всего извлекать пользу

Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

Смысл жизни — это  выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).

Иными словами, смысл  жизни человека – в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.

Разумеется, эти общие  представления о смысле жизни  должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.

Конечность человеческого бытия – естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти: если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).

Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.

 

 

СОЗНАНИЕ, ЕГО  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТРУКТУРА

    

Сознание – отличительная  сущностная характеристика человека. Оно представляет собой целостный  внутренний мир человека – его мыслей, чувств, намерений, идей, целей и др. Сознание непосредственно не воспринимается органами чувств и принципиально не может стать объектом предметно-практической деятельности ни самого осознающего субъекта, ни  других людей. Оно есть «субъективная реальность», «идеальное».

Выделяют два основных подхода в понимании статуса  сознания – субстанциональный и несубстанциональный (функционалистский). Субстанциональный подход характерен для идеалистической и религиозной философии. Сознание (индивидуальное или надындивидуальное) здесь наделяется субстанциональным статусом, т.е. оно или не зависит от материальной (телесной) субстанции (дуализм Декарта), или порождает, творит материю (различные формы идеализма, религиозные и религиозно-философские концепции). Сознание человека при таком подходе наделяют  самостоятельностью по отношению к его телу.

    Несубстанциональный (функционалистский) подход характерен для материализма. В диалектико-материалистической философии сознание не обладает субстанциональным статусом, т.е. несамодостаточно, несамостоятельно. Сознание трактуется как порождение (продукт, функция) материи на ее высшем (социальном) этапе развития, как высшая форма информационного отражения реальности на основе нейрофизиологических процессов мозга. Сознание выполняет важную, но служебную роль регулятора целеполагающей деятельности человека. Органом, продуцирующим мысль, является мозг человека. С прекращением в мозгу материальных нейрофизиологических процессов прекращается и существование сознания. Но мысль – продукт не просто мозга человека, а человека, включенного в контекст социальных связей и коммуникаций. Вне этих связей и коммуникаций сознание не сможет сформироваться даже при наличии соответствующего нейрофизиологического субстрата (мозга).

    В западной философии ХХ в. широкое распространение получила феноменологическая трактовка сознания. Ее основоположник – немецкий философ  Э.Гуссерль. Исходный пункт феноменологии – интенциональность сознания (его направленность на предмет), его несводимость к предметному миру. Феноменология отвлекается от причинных и функциональных связей между сознанием и предметным миром и изучает такую функцию сознания, как смыслообразование (наделение предмета смыслом).

Происхождение сознания. Природным основанием возникновения сознания стало свойство отражения, присущее неживой и живой (раздражимость, чувствительность, психика) материи. В диалектико-материалистической концепции сознание есть продукт длительного общественно-исторического развития. Становление сознания происходило в контексте становления человека разумного. Биологические предпосылки этого процесса – достаточно развитые головной мозг и уровень психики человекообразных обезьян, их переход к прямохождению, дифференциация функций передних и задних конечностей. Трудовая деятельность, которая с самого начала имела коллективный, общественный характер, стимулировала развитие мозга, мыслительных способностей, поскольку изготовление орудий труда требовало довольно длительной цепочки целеполаганий. В процессе трудовой деятельности совершенствовались передние конечности как орган труда, возникала и развивалась членораздельная речь как необходимое условие коммуникации. В результате длительного процесса антропосоциогенеза примерно 30-40 тысяч лет назад и сформировался человек разумный.

    Эта классическая  трудовая концепция происхождения  сознания принадлежит  Ф. Энгельсу («Диалектика природы», фрагмент «Роль труда в превращении обезьяны в человека»).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"