Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Специфика философских проблем и структура философского знания.
Философия Древнего Китая и Древней Индии.
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия.
Философия марксизма.
Русская религиозная философия.
Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.
Философия ХХ века и ее основные направления.
Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.
Материя и ее основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
Сознание, его происхождение и структура.
Общественное сознание, его структура и формы.
Сознание и бессознательное.
Мышление и язык.
Проблема познаваемости мира в философии.
Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.
Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.
Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире.
Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к философии.doc

— 533.00 Кб (Скачать файл)

Познающему субъекту по природе присущи некоторые доопытные (или априорные) формы подхода к действительности, из самой действительности не выводимые: формы чувственности (пространство и время) и формы рассудка (понятия и категории). Пространство и время, по Канту, – это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества.

Пространство и время  создают предпосылки для достоверного математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительности осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности – рассудка. Рассудок – это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Он выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм чувственности, под единство понятий и категорий. Не предметы являются источником знаний о них в виде понятий и категорий, а, напротив, формы рассудка – понятия и категории – конструируют предметы. Поэтому предметы и согласуются с нашими знаниями о них (а не наше знание с предметами – в этом, по Канту, и состоит смысл совершенного им коперниканского переворота в теории познания). Таким образом, мы можем познать, считает Кант, только то, что создали сами. Понятия и категории носят всеобщий и необходимый характер, не зависящий от индивидуального сознания. Поэтому знание, основанное на них, приобретает всеобщий характер.

Теорию познания Канта можно  представить следующим образом:

Существуют вещи сами по себе. Они воздействуют на органы чувств человека, возникает хаос ощущений. Этот хаос ощущений упорядочивается априорными формами чувственности – пространством и временем и возникает мир явлений, т.е. мир, каким он существует в сознании субъекта,  формируются восприятия, которые носят субъективный индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления – понятий и категорий – придаёт этим восприятиям всеобщий и необходимый характер.

Кант считал, что у  человека нет средства сопоставить  «вещи сами по себе» и явления. Отсюда – вывод об ограниченности познавательных возможностей форм чувственности и форм рассудка. Им доступен только мир опыта. Всё, что находится за пределами опыта – умопостигаемый мир – может быть доступен только разуму. Разум – это высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ним цели. Он оперирует идеями. Идеи для Канта – это представление о цели, к которой стремится наше познание, о задачах, которые оно ставит перед собой. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства – понятия и категории – действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзию и запутывается в противоречиях. По мнению Канта, все человеческое знание ограничено лишь феноменами.

   В сфере практической  этики Кант основным требованием  человеческого поведения провозгласил свой знаменитый категорический императив – «Относись к другому только так, как ты хотел бы, чтобы он относился к тебе».

       Гегель также сосредоточивает свое внимание на исследовании разума, рассматривая его как субстанцию, первопричину мира. Поэтому философия Гегеля – вершина объективного идеализма. Учение о тождестве субъекта и объекта лежит в основе его философской системы.

 В философии Гегеля можно выделить две основные идеи:

– диалектическая идея саморазвития разума как мировой субстанции. Мировой разум, будучи единственной субстанцией, способен к саморазвитию, в котором проходит три основные стадии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух – это индивидуальное сознание человека, подразделяемое, в свою очередь, на сознание, самосознание, разум. Объективный дух – это «отчуждение» мирового разума в конкретных формах реальной истории и государства. Абсолютный дух  реализует себя в формах искусства, религии и философии. Таким образом, все существующее имеет единое духовное основание, которым и является Мировой разум.

    Развивая учение о саморазвитии Мирового Разума, Гегель большое внимание уделяет диалектике. В частности, формулировка и обоснование трех основных законов диалектики (закон взаимоперехода качественных и количественных изменений, закон противоречия и закон отрицания отрицания) – также заслуга Гегеля.

– идея совпадения субъекта и объекта познания. Благодаря Гегелю был впервые преодолен разрыв между познающим субъектом и познаваемым объектом. У Гегеля они тождественны именно благодаря наличию общего основания – разума, представленного как в индивидуальном мышлении человека, так и «отчужденного» в любом предмете окружающего мира. Идея о взаимосвязи субъекта и объекта познания существует и в диалектическом материализме, но формой их связи считается практика.

    Фейербах при обосновании материалистического мировоззрения отказывается от использования понятия «материя» (в силу отождествления материализма и «вульгарного материализма в то время). Вместо понятия «материя» он использует понятие «природа». Природа существует вечно, не зависит  ни от Бога, ни от какой-либо философии. В центре внимания философии Фейербаха – человек как высшее существо природы.  Фейербах отвергает подход к человеку как к духовному существу. Он стремится по-новому осмыслить понятие субъекта – это реальный человек в единстве его телесных и духовных качеств. Важнейшей характеристикой субъекта является чувственность – это синтетическая, обобщающая характеристика антропологических свойств «природы человека», его телесности, разума, воли. Фейербах пытается преодолеть натурализм, вводя в понятие субъекта не просто «Я», но и другого человека. Именно в сфере межчеловеческого общения и осуществляется реализация человеком своей родовой сущности. Итак, субъект – это целостный человек, человек в единстве телесных, духовных и родовых характеристик. В решении проблем познания Фейербах стоит на позициях сенсуализма:  исходный пункт познания – ощущения, источник ощущений – природа, на базе ощущений возникает мышление. Мышление надо отличать от чувственных данных, мыслить – значит связно читать показания органов чувств. Критерий истины тех или иных научных суждений – согласие с ними мнения большинства людей.

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

 

Разрешением идей, сформулированных в немецкой классической философии, после Фейербаха занимались К.Маркс  и Ф.Энгельс.

Социально-экономические  предпосылки формирования диалектико-материалистических воззрений выражались в ускоренном развитии капиталистических отношений, когда все в  большей степени стали обнажаться противоречия между трудом и капиталом, формировался новый субъект исторического процесса – пролетариат. В 30-40 годы 19 века он открыто заявил о своих экономических, социальных, политических правах. Классовая борьба пролетариата с буржуазией приняла острый характер.

К середине 19 в. появилась реальная возможность теоретического обоснования принципов материалистической диалектики, получили развитие такие науки, как физиология, эмбриология, геология.

    Философия  марксизма подразделяется на  две части: диалектический и  исторический материализм. В своей философии Маркс и Энгельс попытались преодолеть ограниченность, односторонность положений философии как Гегеля, так и Фейербаха. В отличие от материалистов предшествующего периода, объяснявших мир на основе законов механики, Маркс и Энгельс в объяснении действительности исходили из всего многообразия законов. Они утверждали, что мир, материя находится в постоянном движении и развитии, обусловленном борьбой противоположностей, свойственных всем вещам и явлениям природного и социального мира.

С самого начала творчества К.Маркса начала проявляться социальная ориентация его философии. Маркс расширил сферу действия материализма. Он распространил материалистический подход на общество.

Одним из важнейших его открытий называют материалистическое понимание истории. Оно заключается в следующем: исходя из материального производства непосредственных средств для жизни, сначала объяснить систему производственных отношений между людьми, а затем на этой основе политическое, правовое устройство общества, мораль, искусство и т.д. Установление зависимости сознания людей от их общественного бытия и его главного вида – материального производства – позволило Марксу переосмыслить роль духовной деятельности человека. По мнению Маркса, идеи и теории не могут служить причинами общественных изменений реальности. Они лишь отражают объективную реальность и могут быть использованы лишь тогда, когда в самой этой реальности появятся благоприятные возможности. Сознание есть ни что иное, как отражение реальности и осознание людьми своего общественного бытия. Соответственно, сущность человека, по Марксу,  есть «ансамбль» всех общественных отношений.

Выявив определяющую роль материального производства в  жизни людей, Маркс и Энгельс пришли к выводу о решающей роли производителей материальных благ – народных масс – в общественном развитии и к пониманию классовой борьбы как движущей силы развития антагонистических обществ.

На основе материалистического  понимания истории Маркс и  Энгельс сформировали учение об идеологии. Характерными для идеологии являются  представления о независимой форме существования сознания. Поэтому Маркс и Энгельс называли идеологию ложным сознанием.

К.Маркс и Ф.Энгельс  подчёркивали социально-классовую сущность идеологии. Источник идеологии – в социальной действительности. Идеология – это результат расслоения общества, и возникает она только с возникновением классов, каждый из которых имеет свои интересы и цели. При этом идеология стремится выдать интересы своего класса за интересы общества в целом.

Концепция общественно-исторической, предметно-практической деятельности человека и материалистическое понимание истории позволили Марксу и Энгельсу коренным образом преобразовать материализм. Главным основополагающим принципом  их философской системы является принцип практики: практика первична по отношению ко всему духовному миру, из неё можно объяснить все самые сложные социальные процессы и явления.

Понятие практики противостоит широко используемому понятию «опыт», в котором, по мнению основоположников диалектического материализма, заложена пассивная позиция человека: мир воздействует на человека – человек отражает  этот мир. В практике, прежде всего, выделяется активный, деятельный, преобразовательный характер.

Практика – это совокупная деятельность человечества по преобразованию природы, формированию социальных отношений, взаимосвязи и взаимодействию всех людей. Она всегда носит общественный характер, она исторична и заключается в непрерывном преобразовании людьми условий, обстоятельств и самих себя.

В теории познания практика получает более конкретное и узкое  толкование: практика – это материально-чувственная  деятельность по преобразованию предметов природы и общественных отношений; практика – основная движущая сила познания (главный стимул для познания – потребности людей, они оказывают влияние на выбор предмета исследования и т.д.); сфера приложения знания; первоначальная форма получения знаний; критерий истины.

 

 

РУССКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ  ФИЛОСОФИЯ

 

19-20 вв. Ведущие идеи русской религиозной философии (В.Соловьев, Н.Федоров, С.Булгаков, Н.Бердяев, П.Флоренский и др.) – соборность, всеединство и абсолютная ценность человека.

Соборность. Определяющим признаком соборности служит принцип «единство во множественности». Понятие «соборный» раскрывает не только внешнее, видимое соединение людей в каком-либо месте, но и постоянную возможность такого соединения на основе духовной общности. Соборность проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека: в церкви, в семье, в обществе, в отношениях между государствами и т.д.

Всеединство. Основной принцип всеединства: «Всё едино в Боге». Всё единство – это, прежде всего, единство творца и творения.

Всеединство понималось в  трех аспектах:


  • гносеологическом — как единство трех видов знания: эмпирического (науки), рационального (философии) и мистического (религиозного созерцания), которое достигается не в результате познавательной деятельности, а интуицией, верой;
  • социально-практическом — единство государства, общества, церкви на основе слияния католицизма, протестантизма и православия;
  • аксиологическом – единство трех абсолютных ценностей: добра, истины и красоты, при условии примата добра.

Абсолютная  ценность человека определяется тем, что он стоит выше мертвой, слепой природы (Ф.Достоевский, Л.Толстой, Н.Бердяев и др.).

Духовный  мир человека двойственен. Ему изначально присуще зло. Он своеволен. В его поступках много того, что не поддается логическому и психологическому объяснению. Пагубно  преувеличивать роль рассудка. Жизнь не одно только извлечение из корня (Достоевский). Все пороки человека — следствие утраты веры, которая является необходимым условием нравственности.

Начинать  совершенствование общества необходимо с совершенствования человека. Для этого важно укреплять «царство Божие» внутри нас, умножать добро и действовать в согласии с  принципом непротивления злу насилием (Толстой).

Свобода человека есть мощь духа творить не из природного, а из себя (Н.Бердяев).

В русской философии XIX-XX вв. также выделяют философию русского космизма и эсхатологическую философию.

Русский космизм  связан с идеей единства человека и космоса, с возможностью их преображения, с утверждением христианской любви и божественной премудрости, с созданием гармоничного мира, который свободен от распада и уничтожения (Соловьев).

 Распространение деятельности человека на весь космос, овладение им пространством и временем с помощью науки и техники позволит обрести бессмертие и возвратить к жизни все предыдущие поколения (Федоров).

  Эсхатологическая философия возникает в России в связи о апокалиптическими настроениями и предчувствиями гибели западноевропейской культуры, глубоких потрясений в России, катастрофических последствий развития науки и техники (Соловьев, Леонтьев).

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"