Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2013 в 18:21, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Философии"

Содержание

Мировоззрение, его исторические формы. Структура мировоззрения.
Философия в системе культуры. Предмет и функции философии.
Специфика философских проблем и структура философского знания.
Философия Древнего Китая и Древней Индии.
Основные этапы развития античной философии. Учение Платона об идеях и идеальном государстве.
Теоцентризм средневековой философии. Патристика и схоластика.
Гуманизм и антропоцентризм философии Возрождения.
Взаимосвязь философии и науки в эпоху Нового времени. Эмпиризм и рационализм.
Социально-политические идеи эпохи Просвещения.
Немецкая классическая философия.
Философия марксизма.
Русская религиозная философия.
Гуманистические тенденции в развитии социально-философской мысли Беларуси.
Философия ХХ века и ее основные направления.
Философское понимание бытия. Метафизика и онтология.
Материя и ее основные атрибуты (движение, пространство, время). Эволюция представлений о материи в истории философии.
Диалектика как учение о развитии. Основные законы диалектики.
Смысл и назначение человеческого бытия. Смерть и бессмертие.
Сознание, его происхождение и структура.
Общественное сознание, его структура и формы.
Сознание и бессознательное.
Мышление и язык.
Проблема познаваемости мира в философии.
Чувственное и рациональное в познании, их взаимосвязь.
Проблема истины в философии. Практика как критерий истины.
Научное познание. Специфика, уровни, формы и методы научного познания.
Общество как развивающаяся система. Основные сферы жизни общества.
Формационный и цивилизационный подходы к пониманию развития общества. Специфика законов общественного развития.
Роль культуры в жизни общества. Ценностные приоритеты в современном мире.
Глобализация современного мира. Сущность глобальных проблем современности.

Вложенные файлы: 1 файл

Материалы к философии.doc

— 533.00 Кб (Скачать файл)

Согласие с истинами разума является следствием логической необходимости, согласие же с истинами веры  является актом свободной воли.

В средневековой философии вели спор о природе универсалий (общих понятий). Это вопрос о том, существует ли общее понятие лишь в уме (как имя, а значит реально существуют только единичные вещи) или реально (в виде некой сущности). По этому вопросу – 2 направления: номинализм и реализм.

Номинализм (от лат. Nomen – род, падеж,  nominis – имя, наименование) – философское учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (от лат. Universalis – общий), общих понятий. Представители: Росцелин, Иоганн Дунс Скот, Оккам и др.

Номиналисты считали, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении. Реально существуют лишь единичные вещи, и только они могут быть предметом познания. Универсалии – это только имена вещей. А это равносильно материалистическому тезису о примате материи. Универсалии – это только имена вещей.

Реализм (от позднелатинского – realis – вещественный, действительный) в средневековой философии – один из основных вариантов решения спора о природе общих понятий, универсалий. Представители: Иоганн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Альберт Великий, Фома Аквинский и другие.

Реалисты, основываясь  на положении Аристотеля, что общее  существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформировали концепцию о трех видах универсалий: общее существует «до вещей», в божественном разуме; общее существует «в самих вещах», как их формы или сущности; общее существует «после вещей», т.е. в человеческом разуме.

Данная позиция –  умеренный реализм, а есть ещё  и крайний реализм: общее существует только вне вещей.

 

ГУМАНИЗМ И  АНТРОПОЦЕНТРИЗМ ФИЛОСОФИИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.

Эпоха Возрождения ХV – ХVI вв. – период ранней стадии кризиса феодализма и зарождения буржуазных отношений. Термин Возрождение употребляется для обозначения  стремления ведущих деятелей эпохи возродить идеалы и ценности античной культуры. Однако в этом значении термин «Возрождение» следует трактовать весьма условно. Возрождение означало на деле поиск нового, а не реставрацию старого. Пережитое, культурный потенциал и накопленный опыт будет оказывать воздействие, поскольку именно этот капитал является той экономической и культурной средой, в которой приходится действовать людям, ориентированным на его преодоление. Таким капиталом, наследием для мыслителей и деятелей эпохи Возрождения было средневековье. Хотя Возрождение и противопоставляет себя христианству, но оно возникло как итог развития средневековой культуры, а потому несёт на себе отпечаток многих её черт. Эпоху Возрождения можно характеризовать как эпоху перехода, потому что она является мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Именно в эту эпоху закладываются основы буржуазных общественных отношений, прежде всего в сфере экономики, именно в этот период получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма. Важнейшая отличительная черта мировоззрения эпохи Возрождения – ориентация на человека. На передний план выходит светская жизнь, деятельность человека в этом мире, ради этого мира, для достижения счастья в этой жизни, на Земле. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти своё место в жизни. 

Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Центральная фигура не Бог, а человек. Бог – начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Человек в своей деятельности и замыслах не может быть ничем ограничен. Ему всё по плечу, он может всё. Эпоха Возрождения характеризуется новым уровнем самосознания человека: гордость и самоутверждение собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными чертами передового человека того времени. Поэтому  именно эпоха Возрождения дала миру ряд выдающихся индивидуальностей, обладающих ярким темпераментом, всесторонней образованностью, выделяющихся среди людей своей волей, целеустремлённостью, огромной энергией.

Мировоззрение людей  эпохи Возрождения носит ярко выраженный гуманистический характер. Человек в этом мировоззрении истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Мыслители эпохи Возрождения, естественно, не могли быть атеистами или материалистами. Они верили в Бога, признавали его творцом мира и человека. Бог, по их мнению, дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять свою судьбу и отвоёвывать своё место в мире. В философии этой эпохи значительно ослаблены мотивы греховной сущности человека, «испорченности его природы». Основная ставка делается на собственные силы человека. Оптимизм, вера в безграничные возможности человека присущи философии этой эпохи.  Важным элементом мировоззрения является также культ творческой деятельности. Материально-чувственная деятельность, в том числе и творческая, приобретает своего рода сакральный характер. В ходе её человек не просто удовлетворяет свои земные потребности: он создаёт новый мир, красоту, творит самое высокое, что есть в мире – самого себя. В мировоззрении эпохи Возрождения происходит реабилитации человеческой плоти. В человеке имеет значение не только его духовная жизнь. Человек – это телесное существо. И тело – это не «оковы души», которые вечно тянут её вниз, обуславливают греховные помыслы и побуждения. Телесная жизнь сама по себе самоценна. С этим связан широко распространённый в эпоху Возрождения культ Красоты. Живопись изображает, прежде всего, человеческое лицо и человеческое тело.

Это время становления  опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.)

Большинство из них опираются на опыт и разум, а не на интуицию и откровение. Развивается и своеобразный скептицизм (Монтень). Создаются первые утопии, рисующие идеальное государство, – «Утопия» Т. Мора; «Город Солнца» Т. Кампанеллы и др.

Таковы общие характеристики мировоззрения эпохи Возрождения.

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФИЛОСОФИИ  И НАУКИ В ЭПОХУ НОВОГО ВРЕМЕНИ. ЭМПИРИЗМ И РАЦИОНАЛИЗМ

 

Идеи мыслителей Возрождения  были развиты и всесторонне обоснованы в философии Нового времени, которая охватывала период к. XVI-XVII вв.

Основная проблема философии Нового времени – поиск путей победы разума над природой. Это время становления и оформления естественных наук, отпочковавшихся от философии. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки. Однако остается проблемой выработка общенаучных методов познания, возникает необходимость обобщения и систематизации данных естественных наук. В центре внимания новой философии – теория познания. Если конкретные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех науках. Этим занимаются такие известные мыслители, как Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Готфрид Вильгельм Лейбниц и др.

Философия становится наукоцентричной, она сосредоточивается на теории познания (гносеологии). По вопросу понимания метода познания философия Нового времени разделилась на два направления – эмпиризм и рационализм. Согласно эмпиризму, источником знаний является чувственный опыт (эмпирия). Разум только комбинирует данные опыта и ничего нового к нему не добавляет. Рационализм признает источником познания и поведения людей разум (рацио). Рациональный стиль мышления становится фундаментальной чертой культуры индустриальной эпохи.

Родоначальник эмпирического  направления – английский философ Фр. Бэкон. Считая знание, науку главным средством власти человека над природой, Бэкон разработал ряд методов опытного познания мира, в центре которых находится индукция. Причиной заблуждения людей философ считал ложные идеи (идолы, или призраки ума). Для получения истинных знаний необходим союз опыта и рассудка. Бэкон впервые теоретически обосновал идеал исторически нового типа знания – экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого в том, чтобы добывать знания, приносящие пользу, подчиняющие природу человеку. Одновременно он сформулировал условие, при котором наука сможет выполнять это назначение, а именно – знание должно быть объективным, нацеленным на отыскание причин. Таким образом, Бэкон стал основоположником сциентизма – идеологии, утверждающей науку в качестве высшей ценности. Идеи Бэкона были продолжены английским философом Г. Гоббсом, который создал первую в истории мысли законченную систему механистического материализма, где геометрия и механика – идеальные образцы научного мышления.

Основатель рационализма – французский философ Р. Декарт, идеи которого фактически составили ядро мировоззрения индустриальной эпохи. В основе мышления человека Декарт кладет принцип методического сомнения, которое должно снести здание традиционной культуры и расчистить почву для построения культуры рациональной. Только то, что представляется разуму человека абсолютно очевидным, ясным и отчетливым, может быть им принято. В основе системы знаний должно лежать наиболее очевидное и достоверное утверждение, каковым Декарт считает суждение – «мыслю, следовательно, существую». Иначе говоря, речь у Декарта идет о первичности самосознания человека как истока его автономии и свободы. Именно эта идея лежит в основе развитой многими мыслителями Нового времени концепции естественных прав человека и правового государства.

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

    

XVIII в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. В английской философии идеи этой эпохи наиболее яркое выражение нашли в творчестве Дж. Локка, Дж. Толланда,  во Франции – в работах Ф. Вольтера, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбаха, в Германии  –  в произведениях Г. Лессинга, И. Гердера, молодого Канта и Г. Фихте и др.

Просвещение – это  большой и важный этап в развитии культуры и общественной мысли. По своему социальному содержанию идеи Просвещения представляли собой острую беспощадную критику отживающего феодально-крепостнического строя, выражая интересы молодой буржуазии, а в ее лице – основной части передового человечества. Основным мотивом этой критики была оценка крепостнических абсолютистских и клерикальных порядков как нецивилизованных, паразитирующих на темноте и невежестве масс. Отсюда и смысл слова Просвещение – свет науки, культуры и знания должен, полагали просветители-идеологи, в корне преобразовать жизнь человека и человечества.  Родина Просвещения в середине 18 века – Англия и Франция, где неумолимо приближался открытый политический взрыв – революция.

    В  центре просветительских теорий  была теория естественного права и общественного договора, идеологически подготавливающая и оправдывающая грядущую социально-политическую перестройку.

Учение о  государстве Т.Гоббса. Проблема общества и государства, по  Гоббсу, – главная в философии, поскольку цель философии – помогать человеку добиваться практических результатов в своей деятельности, а человек живет и действует в конкретном государстве.

Теория общества и государства представлена в философском труде «Левиафан» («Чудовище»), в период диктатуры Кромвеля: природа человека изначально зла. Движущей силой действий человека являются личная выгода и эгоизм, страсти, потребности, эффекты.   Указанные качества приводят к сознанию каждым человеком права на всё.   Право каждого человека на всё и пренебрежение к интересам других приводит к «войне всех против всех», в которой не может быть победителя и которая делает невозможной нормальную совместную жизнь людей и экономический прогресс. В целях совместного выживания люди заключили общественный (совместный) договор, в котором ограничили свои притязания и «право всех на всё». Для предотвращения «войны всех против всех», подавления крайнего эгоизма возник общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе – государство. Чтобы эффективно выполнять свои трудные функции, государство должно стать всесильным. Государство – непоколебимое, многоликое, всесильное чудовище – «Левиафан». Оно «пожирает и сметает все на своем пути», сила, которой невозможно противостоять, но которая необходима для поддержания жизнеспособности общества, порядка и справедливости в нем.

Джон Локк развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии Нового времени.

Принцип разделения властей: цель философии – помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности. Идеал человека – спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии. Идеал государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк первым выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга.

Радикальные идеологи Просвещения – Ж.-Ж.Руссо, Д.Дидро, Гельвеций, П.Гольбах – настаивали на том, что королевская власть свои обязательства перед народом не выполняет, что общественный договор ею не соблюдается, а поэтому, другая договаривающаяся сторона – народ – вправе такую власть свергнуть. На место абсолютной власти должна прийти власть «просвещенная», выражающая сбалансированные интересы различных общественных групп.

Социальные идеи английских и французских просветителей  влились в общую систему философского мировоззрения и оказали огромное влияние на развитие либерализма.

 

НЕМЕЦКАЯ КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.

 

Немецкая классическая философия – завершающий этап в развитии европейской классической философии. Классический этап (V в до н.э – XIX в.н.э.) при всем  многообразии исторических форм и теоретических моделей философствования имеет одну общую фундаментальную черту. Это – полагание разума в качестве приоритетной характеристики человека. Традиции рационализма продолжают и представители немецкой классики: Кант, Гегель, Фейербах.

Кант осуществил переворот в постановке и решении философских проблем. Он  делает предметом философии специфику познающего субъекта, переосмысливает само понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.

В самом субъекте Кант различает  два уровня: 1) эмпирический (опытный) – это индивидуально-психологические особенности человека; 2) трансцендентальный (находящийся по ту сторону опыта) – надиндивидуальное начало в человеке, т.е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.

Одна из основных проблем его «Критики чистого разума» – как возможно достоверное научное знание. Достоверное знание – это значит объективное знание. Объективность знания обусловливается, по Канту, структурой  познающего субъекта.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"