Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА2.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

* научно-теоретическое  осознание абсолютной идеи в  ее всеобщем содержании в виде  системы категорий. Категории  находятся в состоянии непрерывного, самопроизвольного движения. Они  составляют сущность вещей.

* природа как необходимое  в развитии абсолютной идеи. Через  природу абсолютная идея отчуждается  от своей истинной сущности  и предстает в виде конечных, чувственных, телесных единичностей.

Бог создает природу, чтобы из нее возник человек и  вместе с ним человеческий дух,

Но у Гегеля идея - это  субстанция, чистая всеобщность. Дух  та же идея, но в ее реальном выражении, от чувственных форм до абсолютных знаний.

         Гегель характеризовал диалектику  с одной стороны, как движущую  душу истинного познания, с другой стороны как принцип, вносящий в содержание науки внутреннюю связь и необходимость.

Гегель дал обобщенный диалектический анализ всех важнейших  философских категорий и сформулировал 3 основных закона:

1. переход количественных  изменений в качественные

2. взаимопроникновение  противоположностей

3. отрицание отрицания

Гегель разработал диалектический метод в который он включил  принципы анализа действительности:

* восхождение от абстрактного  к действительности

* соответствие исторического  и логического

* принцип всесторонности

Диалектический метод  направлен на бесконечность познания, но если субъективной основой метода является абсолютный дух, а цель его - самопознание, то познание как таковое  ограничено

3 Артур Шопенгауэр

Философия Шопенгауэра  – отклик на раскол в сознании общества – раскол между ценностями христианства и античности.  мир – это вещь в себе, окончательное познание которой невозможно.

 мир как явление  – это образ, составленный  в нашем сознании, наша фантазия; и есть мир воли.

По Ш. основной принцип бытия – это воля к жизни, бессознательная и саморазрушительная. Философия Ш. – это этика абсолютного пессимизма, жизнеотрицания. Пессимизм этот является моральной оценкой рационалистического проекта спасения, предложенного в немецкой классической философии, основанной на подавлении естественных порывов человека. По Шопенгауэру освобождение от воли к жизни – путь к свободе, высшее благо.

 Добра в мире  не существует, это лишь краткий  миг отсутствия страдания. Каждый  из нас – артист, обреченный играть данную ему роль. Из жизни как цепочки страдания есть три выхода:

  1. Впасть в нирвану, превратившись в ничто (самоубийство)
  2. Эгоизм и как высшая стадия эгоизма – злоба, то есть стремление прекратить страдания путём причинения страдания другим.
  3. Сострадание, противостоящее эгоизму и злобе, направленное на уменьшение страданий других.

4 Фридрих Ницше

Н. разделял понимание  мира, свойственное Шопенгауэру –  мир трагический, наполненный космической  жизненной стихией. Однако восприятие мира как трагедии не оборачивается у Н. пессимизмом и отрицанием жизни, как у Шопенгауэра. Пессимизм по Н. – это результат упадка языческой мифологии.

Мощь познания – способ включения в нескончаемый поток  творческой энергии.

 Счастье – в  возможности совершить героический  жизненный путь.

Н. отвергает жалость  и сострадание: «Что не убивает меня, то делает меня сильнее». Н. преодолевает страх страдания и смерти.

Жизнь по Н. – глубочайшее зло. Она  не знает и не хочет знать истины. Именно на исключении моральных критериев  основан имморализм Н.

Путь Н.: от имморализма - через нигилизм - к идее сверхчеловека.

Томас Манн: о последствиях претворения  философии Н. в жизнь: «Н. – чистейший 

 

13 Русская философия  19 -20 век. Представители

Р.Ф. – самостоятельная часть  русской культуры. Она формировалась вместе с народом, с его самосознанием. Имеет свой особый характер:

1 Религиозная форма Р.Ф. Философские  идеи проникают вместе с православием, в христианской религиозной форме.

2 Антропоцентризм – человек  в центре мира.

3 Пристальное внимание к   общественно – политической проблеме. Ставятся такие вопросы, как вопросы о роли России в мировой цивилизации, о ее судьбе, путях развития и преобразования.

4 борьба словянофильства и западничества.  Одни мыслители полагают, что  надо проводить модернизацию  по западным образцам, другие – утверждали, что у России есть собственный путь развития.

5 тесная связь философии с  лит-рой и  искусством

Славянофильство

Говоря о славянофилах, необходимо исходить из быта, культуры поместного дворянства, связанного с  деревней, почвой, для которой свойственны патриархальный уклад, семейственность. Славянофилы первыми создали синтез народного духа и религиозного опыта.

Славянофилы верили в историческое призвание  России: явить Западу подлинную свобо

Западничество

В центре внимания, также как и у славянофилов, размышления о смысле истории, необходимость определить роль русского народа. Однако, западники не выделяли русских в определённую группу народов, их идеи развивались вне церковной идеи. Россия, по их мнению. Должна была присоединиться к общественному прогрессу с помощью науки и разума.

Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему, которая на основе христианства воедино связала бы запросы религиозной и социальной жизни человека. Представляет синтез идей запада и востока.

Вл. Соловьёв создал целостную философскую  систему, охватывающую онтологию, гносеологию, этику, эстетику. Он выполнил задачу органического  синтеза философской мысли

Центральная идея философии  Соловьева - ИДЕЯ ВСЕЕДИНСТВА.

Основной принцип всеединства - "Все едино в Боге".

ЗНАНИЯ  представляет собой неразрывную взаимосвязь  трех разновидностей этого знания: эмпирического (научного), рационального (философского) и мистического (созерцательно-религиозного).

Бердяев развивал теорию персонализма. Бердяев никогда не был фанатом какой-либо идеи и не поклонялся какому-либо одному культу. Это был человек, который стремился познать как можно больше. Именно свободу знаний и творчества  он искал в религии. В центр своей философии Бердяев  ставит человека.

 

14 Вопрос: Диалектический материализм, позитивизм, философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм, философия науки

1 Диалектический  материализм

Диалектический материализм (диамат) — философское учение, утверждающее (онтологическую) первичность материи  и постулирующее три основных закона её движения и развития:

  • Закон единства и борьбы противоположностей
  • Закон перехода количественных изменений в качественные
  • Закон отрицания отрицания

История

Основные положения  диалектики были сформулированы Гегелем  в форме диалектического идеализма и восприняты Марксом в пору юношеского увлечения гегельянством. Так, Гегелем (и отчасти Шеллингом) был сформулирован принцип единства и борьбы противоположностей, получивший развитие в философских учениях 20-х годов XIX века. Большое внимание Гегель уделял вопросу перехода количественных изменений в качественные («узловые точки развития»). Основной заслугой Маркса стала систематизация уже имевшихся в историко-философской практике правил, перевод диалектики на базу материализма и придание им формы целостного учения.

Понятие

Диалектический материализм  — философское направление, изучающее  наиболее общие закономерности и  сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения  этого отношения в процессе предметно-практической и духовно-теоретической деятельности.

Основными принципами диалектического  материализма являются:

  • принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы;
  • принцип материальности мира, утверждающий, что материя первична по отношению к сознанию и определяет его содержание;
  • принцип познаваемости мира, исходящий из того, что окружающий нас мир познаваем и что мерой его познанности является общественно-производственная практика;
  • принцип развития,

Функции

Диалектический материализм  выполняет ряд важных функций.

  • мировоззренческая функция состоит в обосновании единой картины мира, о месте человека в мире, его сущности, цели и смысле жизни, перспективах развития человечества и взаимоотношениях его с природной средой.
  • методологическая. Обосновывает систему норм, стандартов и правил познавательной и предметно-практической деятельности

 

2 Позитивизм

Позитивизм — направление  в методологии науки, объявляющее  единственным источником истинного  эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Цель

Основная цель позитивизма  — борьба с метафизикой, найти  свободные от метафизических предрассудков  достоверные основания знания.

Этапы развития позитивизма

Принято выделять четыре этапа развития позитивизма:

1) Первый позитивизм. Основатель — Огюст Конт. Представители: Герберт Спенсер (1820—1903 года).

2) Эмпириокритицизм — Представители:  Эрнст Мах, Рихард Авенариус

3) Неопозитивизм или логический  позитивизм. Представители: Венский  кружок, Львовско-Варшавская школа и др.

4) Постпозитивизм — Представители:  Карл Поппер, Томас Кун

Основоположником позитивизма  является французский философ Огюст  Конт (30-е гг. XIX века) (предложил термин).

В программной книге  «Дух позитивной философии» (1844) Конт представляет человечество как растущий организм, проходящий в своём развитии три стадии: детства, юношества и зрелости.

Стадии человечества

Теологическая — люди в качестве объяснительной гипотезы используют понятие  бога.

Фетишизм - человек поклоняется  фетишам — вещам, наделённым человеческим статусом.

Политеизм — люди начинают облекать первопричины в человеческие образы и измышлять богов.

Монотеизм -  открывается главная  первопричина — Единый Бог.

Метафизическая —  люди по-прежнему стремятся постичь  начало и назначение вещей, но место богов занимают абстрактные сущности. Место Единого Бога занимает Природа, которую Конт определяет как «смутный эквивалент универсальной связи». Именно в языке позитивистов метафизика приобретает негативный оттенок, поскольку сущности и пресловутая природа вещей оказываются плодом беспочвенной фантазии.

Идея эволюции

Из эпохи барокко  позитивисты заимствуют идею Кондорсе (1743—1794) о прогрессе — поступательном движении к одной определённой цели. Развитие человечества как прогресс, главную роль в котором играет наука. Прогресс связан с эволюцией, но не сводится к ней. Спенсер раскрывает концепцию космической эволюции. Эволюция — это предельно общий закон развития природы и общества; то есть собственно, предмет философии. Суть этого закона в том, что развитие идёт путём ветвления, от однообразия к многообразию.

3 Философия  жизни 

Философия жизни — философское течение конца XIX — начала XX веков, которое выдвинуло в качестве исходного понятия «жизнь» не тождественную ни духу, ни материи. Представители: Ницше, Лессинг, Дильтей, Шпенглер, Шопенгауэр, Шелер.

Понятие "жизнь" многозначно  и по-разному толкуется в различных  вариантах.

Биологически-натуралистическое  толкование характерно для - "живое" подчёркивается как нечто естественное в противоположность механически сконструированному, попытки свести любую идею к "интересам", "инстинктам", "воле" индивида или общественной группы, подмена личностного начала индивидуальным, а индивида - родом (тотальностью), органицизм в социологии.

"Исторический" вариант Философии жизни исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры

Другой вариант Философии жизни связан с истолкованием "жизни" как некоей космической силы, "жизненного порыва" (А. Бергсон), сущность которого - в непрерывном воспроизведении себя и творчестве новых форм;

Философия жизни подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством.

4 Экзистенциали́зм

Экзистенциали́зм — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически  никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Содержание учения

Сторонники версии экзистенциализма как философского учения различают  экзистенциализм религиозный (Ясперс, Бердяев,) и атеистический (Хайдеггер, Сартр).

  • религиозный -  впадает в божественность через критику разума,
  • атеистический - заканчивается также обожествлением, но обожествлением истории, рассматриваемой как единственный абсолют. Не верят в Бога, но верят в историю.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"