Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА2.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

4 Гераклит

 материя первична, в основе всего сущего лежит  огонь,  который, переходя из  одного состояния в другое  находится в вечном движении. Огонь стал связующим звеном между стихиями. Т.о., Гераклит рассматривает мир как естественный процесс, и мир, по его словам, имеет материалистическое происхождение. космос двоичен, его противоречивость является причиной изменений,  изменения происходят в соответствии с логосом – все закономерно. Всеобщность представлена в форме всеобщей текучести вещей. Космос, природа – это объективная реальность,  наравне с возможностью познания эмпирического. Гераклит допускал и чувственное познание. Он говорил: человек должен не только прислушиваться к разуму, но и обращаться к разуму.   В теории познания Гераклит выделил 2 вида рационального осмысления всего происходящего: логическое познание и чувственное, которое определяется с помощью органолептических чувств. Т.о. Гераклит – это первый ученый, который на уровне созерцательности серьезно занимался  проблемами материальности мира, его метафизического познания, как формы существования объективной реальности.

 

6) Античная  классическая философия

 

1 Сократ

Важнейшим этапом в становлении  Сократа как мыслителя явилось провозглашение его «мудрейшим из людей» Дельфийским .

С Сократом связан переворот  в философии -  от космоцентризма к  антропоцентризму. Сократ хочет  познать человеческуу природу. Девиз  : «Познай самого себя и познаешь богов и вселенную». Свое учение Сократ излагал только в устной форме→ истину нужно добывать в диалоге.

Он «знает только то, что  ничего не знает», Сократ пришел к выводу, что это убеждение и делает его мудрейшим, поскольку другие люди не знают даже этого. Познание меры собственного (и других людей) незнания, стало общим принципом сократовских исследований.

Он вел поиск истины, добра, красоты  и значения человека в обществе.

2 . Философия  Платона

 исследует второе  направление – идеалистическое.  Согласно его концепции чувственное  восприятие соответствует эмпирическому познанию мира, а умопостигаемый мир – это мир идей. . Знание – это не ощущение, его нельзя получить эмпирическим путём, оно ограничено от чувственного опыта..

Над миром чувственным  существует мир сверхчувственного  – мир идей, мир вечных норм, мир идеала. Идея  поэтому постигается только разумом.

Идея блага господствует во всём. Всё в мире целесообразно, всё стремится к благу.

Душа стремится к  обладанию благом, к знанию.

Бог – само благо, высший разум, ведающий целесообразностью. Человек, желающий себе блага, всегда стремится к божеству по пути знания.

Задача  объяснения мира – все частные законы свести к единому, общему закону, общему для всех вещей и являющемуся для них благом.

Миру идей противостоит мир небытия, материи

Материя – это начало и условие пространственной разделённости, множественности вещей чувственного мира.

Понятия бытия и понятие  небытия (материи) противостоят друг другу, но они неравноправны. Первоначален именно мир идей, мир бытия.

 Мир бытия –  мужское, действенное начало; мир небытия – женское, пассивное начало;

     Платон, развивая  учение о сущности мира, изучает  отношения в обществе и государстве. В социально-политической жизни он выражал интересы господствующего класса. Крестьяне и ремесленники должны быть умеренны, стражи образованы и спокойны, философы должны преумножать богатство. Государство представляет собой большую семью, и т.о. необходимо победить местоимение «моё». Заменить частную собственность общественной.  

3 Аристотель.

Философия становится всё более умозрительной. подлинное знание содержится в понятиях, так как это знание логическое. Оно находится не только в сверхчувственном мире, но и в мире чувственном.

Аристотель эмпирик, он сначала исследует частные явления, а затем переходит к общему.

 В основе всех  наук лежит начало, которое познаётся  непосредственно разумом, без  участия эмпирических чувств  – это аксиома.

По А., общее познаётся  из частного.

Само знание – это  система понятий, сочетающихся между  собой логическим законом→ знание имеет логическое основание. Источник  знания – в способности разума усматривать всеобщее. Необходимо соединить умозрение с опытом. Опыт, по А., это не источник знания, а его необходимое условие.

Понятия материи и  формы связаны с учением об энергии и потенции. Всякое развитие – переход от возможности к реализации. Материя – пассивное начало, материал для формы, бытие как потенция (возможность бытия). Материя – это вещь, бренная действительность. Форма же выполняет роль признака, который реализует конкретный предмет. Форма – это сумма свойств, отличающих один предмет от другого.

Бог – первопричина вселенной. Бог движет мир изнутри через  полагание внутренних целей.

Понятие пространства и  времени: наш мир движется, но вне  нашего мира их нет. Земля остаётся в области изменения, зависящего от движения планет.

 

7) Эпоха эллинизма  и Древнего Рима

Эллинистический период

Меняется эпоха: распадается  полис→ изменяется отношение человека к миру: с разрушением системы  человек становится ответственным  сам за себя→ появляется личная мораль. В философии начинает господствовать этика, преобладают вопросы, связанные с человеком и его жизнью→ антропологический аспект.

Основные направления  эллинистической философии и  их основа:

 

Стоики: Зенон, Сенека, Марк Аврелий

Платон, Аристотель

Идеи перводвигателя и блага

Эпикурейцы: Эпикур

Левкипп

Атомистическая концепция  мира

Скептики: Пирон

Софисты, Сократ

Идея блага


 

1 Стоицизм

Стоицизм – это  философия долга. Представители: Зенон, Сенека и император Марк Аврелий.

«Доверься судьбе!», «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит».

Стоики опирались на теорию познания Аристотеля: важен  опыт + представление о едином божественном разуме.

Ее основоположником считают Зенона. Идеал добродетеля  видят в независимости желания  от поступков, от чувств

 Человек – часть  целого, его задача осознать своё  место в этом целом. Идея  всеобщего братства: человек должен  осознать себя членом этого  братства, Гражданином Высшего града. Долг – обязанность жить в гармонии с целым, частью которого являешься.

Единственное благо - добродетель. Испытание – упражнение в добродетели – тоже благо.

Истинное счастье –  в свободе от страстей, спокойствии  духа. К подлинной свободе приводит тренировка невозмутимости духа. Высшая точка этой свободы – свобода выбора смерти (самоубийство Зенона). . Высшей формой поведения добродетеля является апатия, бесстрастие. Свободный человек тот, кто мыслит свободно.

2 Эпикурейская  школа

Признавая главенство божественного разума, Эпикур утверждает, что богам нет дела до человеческого мира. Счастье человека – в его руках. Критерием истинности является не разум, а наши ощущения.

Эпикурейство провозглашает  наслаждение как жизненную ценность. Эпикур призывает добиться наслаждения как постоянного состояния духа.

Высшая форма блаженства - Невозмутимость духа – атараксия. Нужно избегать приходящих чувственных наслаждений, нужно искать вечных наслаждений разума, духа. Это освобождает от пустых страхов. Для достижения невозмутимости духа нужно жить тихо, скрываясь от других.

Культ дружбы: дружба –  основание для свободной жизни  человека, оспаривает идею коммуны, так  как у друзей и так всё общее, им приятней отдавать, чем получать.

3 Скептицизм

Скептицизм является выразителем крайнего индивидуализма. Основатель – Пирон.

Подлинное знание невозможно→  равнодушное отношение к миру. Наше знание основано на привычке и  на обычае; нет ни истины, ни лжи –  всё относительно.

Пирон тоже ищет счастье  путём достижения невозмутимости духа, атараксии. Нужно воздерживаться от всякого суждения, жить без суеты, быть равнодушным к добру и злу, стремиться к апатии. В повседневной жизни надо жить сообразно здравому смыслу, то есть общим привычкам и законам.

 

8) Патристика  и Средневековье

 

Вплоть до XIV века церковникам  принадлежит подлинная монополия  в области философии и философия  соответственно пишется с точки  зрения церкви. Реальностью становится не природа, а сверхъестественное начало – Бог. И все существующее определено им.

 Философия монотеистична, Бог понимается как единое и уникальное.à Средневековая мысль всегда теоцентричнаà всё сущее определяет Бог.

 Идея креационизма: Источник всего  сущего – Бог, Он сотворил мир из ничего. Весь мир – свободный  дар Бога.

 Принцип антропоцентризма. У греков господствовал принцип космоцентризам, человек был важен как часть целого. В христианстве же человек создан по образу и подобию Бога, должен уподоблятся Богу и в то же время он повелитель созданного Богом. Библия утверждает, что человек способен принять волю Бога как свою собственную. (У греков тоже была мысль о том, что человек, воплощая благую цель, через интеллект уподобляется высшему существу).

  Средневековая философия филологична по своей сути, так как отталкивается от Библии

  мир средневековья – мир дуалистичный (духовенство противопоставлено мирянам, царство Божие – царству мира сего)

 

 Основные этапы   философии средневековья:

1 Апологетика - Тертуллиан

2  Потристика - Аврелий  Августин

3  Схоластика - Пьер Абельяр,  Фома Аквинский

1 Патристика

Складывается монашество – институт, способствующий сохранению культурных основ цивилизации. Оно  зародилось в начале IV века и развивалось в форме отшельничества. Монастыри становятся местами приюта. Развития земледелия, обучения.

Августин  Блаженный

Философия для Августина  не отличается от религии, т.к. они являются  поиском истины.

«Христианство – истинная религия». «Понимай,чтобы верить, верь,, чтобы  понимать»

Основная проблема: проблема веры и её противопоставление мышлению. А утверждает, что вера – особый вид мышления, это мышление с согласием. Способность к вере имеют только способные мыслить.

Вера шире понимания (!), так как  верить можно и в то, чего не понимаешь.

Августин не противопоставляет  веру разуму, а говорит о сверхразумности  веры. Вера никогда не противоречит разуму, а само религиозное чувство  становится более полным если подкреплено доводами разума (характерно для схоластов).

Бытие – это то, что не имеет  никакой примеси небытия, оно  неизменно, субстанционально. Субстанция есть бытие определённое, стремящееся  удержать свою определённость, это  носитель свойств и качеств. Неизменяемая субстанция – абсолютное, простое, неделимое бытие, то есть Бог. Абсолютное бытие Бога – причина изменяющегося ограниченного бытия. Духовные предмет, обладая бессмертием, не обладают вечностью, они могут изменить своё состояние.

2 Схоластика

Появляются классы феодального  общества, для которых характерна иерархичная форма отношений: вертикальные связи – вассальная зависимость, горизонтальные – связи корпоративного типа. К IX веку оживают города, развивается торговля. Церковь господствует во всех сферах жизни.

Фома Аквинский

Теология Ф. А. явилась  образовательной для западного  христианского мировоззрения. Ф. А. Обращает нас к конкретному миру. Бытие – это факт действия. Величие  творца – в сотворении великого разнообразия форм. Подлинный христианин не может не быть оптимистом, так как живя в мире, сотворённом Богом, он участвует в Божией благодати. Ф. А. Примиряет внешнего и внутреннего человека.

Основоположник томизма – учение о постижении учения о вере посредством разума.

3 Арабо –  мусульманская философия

Философия ислама (арабо-мусульманская  философия) возникла в VIII веке в результате толкования и осмысления в рамках рациональной теологии, калама (букв. беседа), священной книги мусульман Корана, считающейся божественным откровением, сообщенным пророку Муххамеду.

 Одним из самых  знаменитых арабских философов  был Абу Али Ибн-Сина, в латинской  традиции Авиценна, выдающийся философ,  врач, астроном, родом из Бухары, создавший оригинальную систему  метафизики, оказавшую большое влияние  как на арабскую, так и на западноевропейскую философию. Ибн-Сина провел различие между сущностью веши (ее идеей) и актом существования вещи, которые могут не совпадать

. Бог существует вечно  и из него вечно и необходимым  образом проистекает  разумное  сущее, которое Ибн-Сина называет первой интеллигенцией. Бог творит только одно сущее, поскольку он сам един и прост и поскольку одна причина может сотворить одно действие.

 

9) Возрождение  и Новое время

Возрождение

Термин Возрождения  понимается в двух смыслах:

Переход от эпохи средневековья к эпохе разума и творческого познания мира.

Возрождение как формирование новой культуры с ее верой в  безграничные возможности человека

Возрождение – самоценность и неповторимость человека

Значительный шаг вперед сделали естественные науки, что связано с расширением границ

  1 Основными чертами  Философии эпохи Возрождения  являются:

  2 Человек воспринимался,  как высшая ценность, обладающая  божественным свойством разума.

3 Человек утверждался  не только в практической деятельности, но и в искусстве.

4 Личностность, индивидуальность, неповторимость были связаны  со свободой и гуманизмом.

5 Стремление к творческой  новизне  обеспечивает компромисс  между антропоцентризмом и гелиоцентризмом  и между идеологией жизнеутверждения  и чувством трагичности жизни.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"