Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА2.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

В философии изначально обозначились два основных комплекса  проблем, определивших направление  философских исследований. Одно из них дает обобщенную картину мира, изучает объективное бытие, другое - разрабатывает представление и человеке, его предназначении, о смысле жизни и ее ценностях. Именно эти комплексы проблем в дальнейшем и составят основу философских размышлений, они будут определять ценностно-ориентирующий смысл философии и обусловят ее непреходящее значение для развития общества, концентрируя вокруг себя остальные проблемы.

4) Особенности  восточной философии

 1 Философия Древней Индии

В 4 веке до н. э. в 3 частях мира Китае, Индии, Греции одновременно возникла философия, что свидетельствовало о  переходе от мифологического мировоззрения к мировоззрению, опирающемуся на знания приобретенные в интеллектуальном поиске.

В Индии по сравнению  с другими странами философская  мысль развивалась более самостоятельно.

Китайские философские  учения развивались тоже самостоятельно, но на них оказал существенное влияние буддизм, который в Китае имел свои местные традиции (конфуфианство).

Древнеиндийская философия  неразрывно связана с религией, все  философские системы здесь выступают, во-первых, как органический элемент религиозных учений, и во-вторых, как учение критикующее религию.

Одним из первых источников информации о развитии Древней Индии  являлась ведичная литература, источники которой накапливались в течение 9 столетий. Веды традиционно делились на определенные группы текстов:

1. древнейшая  часть - 4 группы

1.Ригведа (гимны)

2.Яджур-веда (жертвенные  формы)

3.Само-веда (напевы)

4.Атхарвоведа (заклинания)

2.Брахманы  – руководство ведичного ритуала (толкование их сокровенного смысла)

3.Аранъяки  – тексты спекулятивного характера, преимущественно для отшельников

4.Упанидшаны (сидение около) трактаты религиозно-философского характера

Отношение к ведам  определило их классификацию, выделяют:

ортодоксальные – придерживались авторитета вед

 неортодоксальные – отвергали авторитет Вед. Существовали параллельно. Приоритет отдавался то одному, то другому.

Согласно воззрениям вед мир представлял собой  огромную вселенную, которой много  млн. лет. Согласно философскому воззрению  главным в ведах считалась карма - сумма совершенных всяким живым существом поступков, в узком смысле влияние поступков на характер настоящего и последующего существования человека. Закон воздаяния предполагает постоянное включение всего живого в кругооборот перерождений, где каждое предыдущее детерминирует последующее, в зависимости от того, как человек желает определить будущее. Бога, как личности не существуют, не существует человека ограниченного пространством и временем. Т.О. ведичная литература пытается божественно предопределить идеи естественного, космического и нравственного миропорядка.

Учения

Ниманса – первоначальная система правил, помогающая понимать Веды. Согласно учению высший авторитет – сверхчувственная универсальная субстанция, которая существует вечно и является абсолютной. В учении нимансы верили в истинность всех форм познания.

Санкхъя – (число, перечисление), строится как аналитическое перечисление элементов космоса в их становлении от исходных принципов до всего многообразия мира объектов. Йога – (соединение, участие, созерцание), Главное содержание – разработка космического пути через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа от деятельности чувств, духа, ума, тела.

Локаята –  в основе скептическое отношения к догмам Брахма и догматам религии вообще. Существенной они считают то, что воспринимается органами чувств, отрицают и Бога, и душу, и ад, и рай.

Чарвака  – Цель жизни – забота о благополучном существовании. Более позднее развитие, отвергающее существование Бога, абсолюта и души и закона кармы. Истина – то, что воспринимается непосредственно. Признает существование только мира и единственной реальностью считает материю, которая состоит из 4 элементов: земли, воды, огня, воздуха.. Чарвака утверждает в качестве единственной цели человеческого бытия - получение наслаждения.

ВАЙШЕШИКА (от санскр, вишеша - особенный, отличный). По традиции, основоположником школы считается Канада, которому приписывается создание основного произведения этой системы "Вайшешики-сутры" (окончательная редакция его относится к 1-й половине 1-го тысячелетия). По учению вайшешики, все существующее включается в шесть категорий - СУБСТАНЦИЮ, КАЧЕСТВО, ДЕЙСТВИЕ, ОБЩЕЕ, ОСОБЕННОЕ И ПРИСУЩЕЕ. Субстанция выражает сущность вещи и является главной. Девять субстанций (земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум), наделенные качествами (постоянными свойствами) и "действиями" (преходящими свойствами) составляют весь существующий мир.

Вайшешика придерживается атомистической точки зрения, согласно которой первые Ньяя –В центре методы правильного познания, чувственное, сверхчувственное восприятие, вывод, сравнение, доказательство. Познание, основанное на этих источниках достоверно. Недостоверное познание опирается на память, сравнение, ошибку, гипотетический документ.

Джайнизм – Вардхамана, согласно ему сущность личности человека двояка: материальна и духовна. Связующим звеном является карма – тонкая материя, дающая возможность соединиться душе с грубой материей. Они верят, что духовная сущность может управлять материальной и контролировать её. Человек  верит, что есть добро и зло и к чему отнести то, что встречается в жизни. Считают, что мир упорядочен, космос вечен, никогда не был создан и не может быть уничтожен, упорядоченность мира исходит из науки о душе. Душа, освобожденая от кармы поднимается выше и достигает предельной границы, среди покоя и блаженства.

2 Древнекитайская  философия

Становление древнекитайской  философии, как и философии Древней  Индии связана с разрушением  традиционных общинных отношений, а также с ростом научных знаний и в первую очередь астрономии, математики, медицины. Если в Индии философские школы формировались и были связаны с ведизмом, то в Китае с конфуцианством и его ортодоксией. В Индии существование мелких философских школ не привело к официальному признанию авторитета одной из них. В Китае авторитет был отдан конфуцианству. Наиболее влиятельными и соперничествующими с ними были легизм, даоцизм, моизм.

Древнекитайскую философию  характеризуют следующие особенности:

  1. принцип рассмотрения мира "природа – человек – его общество", воспринимающий как единый универсум все элементы, которые взаимосвязаны и находятся в динамическом равновесии.
  2. она менее обращается к сверхъестественному и базируется на достижениях идеальных этических, социальных, политических систем, и во всех философских учениях рассматривает проблемы управления государством и способы самоусовершенствования человека.
  3. Использование в речи образно-символических знаков иероглифов выработало эстетическое философское отношение к тексту.
  4. слабо связана с наукой
  5. Древнекитайская философия стабильна и подчеркивает исключительность китайского способа мышления. Эта тенденция наблюдается и сегодня.

Конфуцианство –. Исходит из концепции Неба и небесного веления. Небо – часть природы и высшего духа, определяет и природу и человека. Человек наделенный Небом владеет и этическими качествами, поступает в согласии с ними и моральным законом Дао. Цель совершенствования личности достижение уровня Благородного мужа, соблюдения им этикета доброго и справедливого по отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. В основе субординации Конфуция лежит принцип справедливости и исправности, т.е. человек должен поступать так, как велит его положение и порядок.

Даосизм – Лао-дзы в отличие от других школ на первый план выходят проблемы антологии. Дао как естественный путь возникновения, развития и исчезновения всех вещей и их материальное начало. Дао бесконечен, его нельзя охватить ни умом, ни чувством, предшествует Богу, диктует законы Небу, Небо – Земле, Земля – Человеку.. Считается правильным выступать против  конфуцианства, т.е. подчиняться естественному процессу. Вселенная приводится в порядок, если дать свободу её прирожденным качествам. Лучший правитель тот, который ни во что не вмешивается. Общественный идеал – патриархальная непросвещенная жизнь, так как многознающим народом трудно управлять.

Моизм – Мо Дзы утверждает, что четко построенная военизированная организация, неукоснительно выполняющая приказы главы будет процветать. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядка. Мо Дзы отрицал отдельные войны. Высшая ценность народ, который правитель должен любить. Признается существование духовного и провидения, которое наказывает зло и вознаграждает добро, а так же воли Неба, которая определяет поведение людей.

Легизм – школа законников. Возникло как противоречие конфуцианству, хотя с ним они сходились на идее построения  мощного управляемого государства, но расходились на методах его построения и философского обоснования жизни. На первое место они ставили законы и доказали, что молитвы не совместимы с моралью. Правитель должен знать психологию и воздействовать с помощью наград и наказаний. Источник – развитие земледелия и создания сильной армии.  Создали концепцию деспотичного государства, в котором все равны перед законом, кроме правителей. Учение лежит в основе императивно-бюрократической системы Китая.

 

5) Античная  философия доклассического периода

Античная философия  возникла и развивалась во время  возрождения рабовладельческого общества, когда оно делилось на классы. Выделялись группы людей, занимающихся умственным трудом и философией. В древнегреческой философии очень четко просматривалась материалистическая и идеалистическая философия, получившие название линия Демокрита и Платона. Оба направления указывали на противоречивое отношение к осознанию мира, его качеств. В этот период зарождается диалектика.

   В античной  философии и идеалисты, и материалисты  в своих концепциях стремились  к универсальности, они стремились  к изучению не только конкретных научных проблем, но и философских.

  1 Милетская школа

Вопрос, с которого началась философия – поиск единого первоначала

  Первые представления  о мире связаны с Милетской  школой во главе с Фалесом.  Сущностью мира Фалес считал воду. Ученики Фалеса Анаксимандр и Анаксимен тоже стремились выделить первооснову. Анаксимен продолжил идею Анаксимандра, который первоосновой считал айперон. , апейрон должно быть:

  - бесконечным, так  как оно не исчерпывается в  творении

  -материальным

  - наделённым вечным  движением

 Анаксимен полагал, что первоосновой является воздух. Воздух, разряжаясь, становится огнем, сгущаясь, становится ветром. Воздух" Анаксимена не просто подобен обычному воздуху. Это первовещество больше похоже на пар или дыхание   

2 Пифагор и  пифагорийцы

Пифагор и его последователи субстанционным началом считали числа, которые управляют материальной и духовной силой. Они пытались числовую философию сделать философией гармонии мира.

П. основал этико-религиозное  пифагорийское товарищество, получившее большое распространение, целью которого было нравственное обновление и очищение религиозных воззрений. В неё входили как мужчины, так и женщины, считавшие, что очищения можно достигнуть очищения уже при жизни. Поступление начиналось с физических состязаний (борьба запрещалась); затем надлежало провести ночь в пещере и 12 часов после провести в одиночестве и только потом представиться аудитории.

Пифагор учил, что есть 5 телесных фигур, которые являются математическими субстанциями: из куба образовалась земля, из октаэдра воздух, из пирамиды возник огонь, из икосаэдра – вода, из додекаэдра – сфера. Из этого возникла гармония космоса, состоящая из 10 сфер и 10 планет.

3 ЭЛЕЙСКИЕ  МЫСЛИТЕЛИ

Парменид Он считает, что характерной чертой бытия являются его неподвижность и неизменность, бытие неподвижно, цельно, имеет форму шара.

Парменид считает, что разум имеет превосходство над чувствами. 
Так как свидетельства органов чувств часто обманывают нас, то, следовательно, чувства дают недостоверные знания. К достоверной и непререкаемой истине ведут только ум, умозрение. 
Наш мир – это мир ложного мышления, а мир действительного знания – это мир чистой мысли.  Мышление нельзя отделить от бытия даже тогда, когда мы думаем о небытии.

Зенон был уеником парменида. Зенон рассуждал о движении, о пространстве о времени. Известен 4-мя апориями:

1 ахелес и черепаха. (Он никогда  не догонит черепаху)

2 летящая стрела. (Она  неподвижна)

3 стдион (половина времени  = двойному количеству)

4 дихотомия ( деление  на двое)

Атомисты  Они предположили, что вещество, пространство, время в принципе нельзя делить  бесконечно, т.к. в основе их находятся неделимые атомы. Движение, по их мнению - преодоление определенного расстояния, состоящего из определенного числа замеров. Время состоит из определенного числа своих квантов. Атомисты делают вывод: атомы неизменны, неделимы и однородны

Наиболее яркой фигурой среди  атомистов являлся Левкипп и Демокрит. По  мнению Демокрит, все в природе состоит из атомов и пустоты. Атомы различаются формой, расположением, весом, движутся в разных направлениях. Первичные группировки атомов сосредоточены в земле, воде, воздухе и в огне. Сочетание атомов образует  мир, а коль этих сочетаний множество, то и миров бесконечное множество. Человек по утверждению Демокрита состоит из одних атомов, душа его из других атомов.

Все явления природы считаются  естественными и развиваются  по присущим ей законам. Природа вечна, все движется и превращается из одного состояния в другое по причинно следственным связям. Мир не создан богами, а существует вечно, согласно необходимости, которая и сохраняет постоянство мира.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"