Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Августа 2013 в 21:07, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по "Философии".

Вложенные файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА2.doc

— 476.00 Кб (Скачать файл)

Николо Кузанский 

 демократичность – обращение ко всей аудитории

 единство Бога и мира; мир не греховен, а прекрасен

 в центре внимания оказываются вопросы  познания

  • появляется идея человека как микрокосма, человек воспроизводит окружающий мир природы

Н.Кузанский в отличие  от христианства считает Бога надприродным существом

Бог заключается во всем и является развитием всего.

. Бог во всех вещах  и как все они в нем, поэтому  он существует и во вселенной  и в вещах и в человеке.

 Джордано  Бруно

материя – это нечто пассивное, испытывающее воздействие преводвигателя как источник активности и многообразия. Источник форм – не Бог (перводвигатель), а сама материя.

Земля рядовая планета, она не неподвижна, а вращается  вокруг своей оси; а Солнце – одна из бесчисленных звёздà возникает идея о бесконечности вселенной, о множественности систем, что подготовило почву для развития идей Нового времени.

Познание имеет 4 уровня: чувства, разум, интеллект и дух. Чувства – зеркальное отражение  мира; разум постигает истину посредством рассуждений; интеллект позволяет использовать принципы и заключения; дух дает собственную живую форму.

Новое время

 

XVII век – эпоха революций

Именно эта эпоха  даёт толчок атеистическому мировоззрению: разделение церкви и светской жизни, секуляризация общественной жизниà  идея веротерпимости – ответ на разгул инквизиции.

Великое восстановление наук: книгопечатание, изобретение  компаса, пороха

Коперник Н. – астроном, создатель галицентроческой системы мира. Он рассматривал вопрос о причине и характере движения небесных тел. Теория К. об обращении Земли вокруг Солнца и о суточном вращении Земли вокруг своей оси означала разрыв с геоцентрической системой

Ньютон и.

Он был физиком, математиком, астрономом и философом. Ньютон по праву  считается создателем классической механики; он вывел ее законы и обобщил их в законе всемирного тяготения, который объяснял одну из великих тайн природы. Механика Ньютона описывала движение макротел, таким образом, они оказались в центре картины мира. Ньютон вывел закон тяготения, ставший основой физики.

Система Ньютона оказывала  влияние на стиль научного мышления и, более того, на характер мышления людей в целом. Ньютон провозгласил однозначность и единственность всех концепций, входящих в картину  мира, а его математическое обобщение физических знаний прокладывало дорогу новому физическому представлению.

Галилео Г.

    Галилей придерживался  концепции двух истин, отстаивал  автономию научного знания, право  исследователя мыслить свободно, без оглядки на религию. Наука и вера, согласно его взглядам, несоразмеримы, но совместимы. Каждая из них занимается своим делом, имеет собственный объект исследования.

установил законы свободного падения тел, падения по наклонной  плоскости, движения тела, брошенного под углом к горизонту, изохронизм колебаний маятника. Галилей самостоятельно изготовил телескоп  с 8- и 30-кратным увеличением. Галилей обнаружил на Луне темные пятна, названные им морями, горы и горные цепи

 

10) Философия  и наука в новое время

18 век характеризуется  противостоянием рационализма и эмпиризма в науке, которое и определило философию Нового времени.

Эмпиризм  Френсис  Бэкон 

 яркий политик,  служил в дипломатической миссии  в Париже.

Б. подхватывает идею об установлении царства человека. Социальный прогресс зависит от экономического, а следовательно, от развития науки.

В центре философии Б. – проблема путей познания. Происходит изменение отношения к проблеме истины. В эпоху гуманизма выдвигаемся  новый критерий – достоверность, ценность истины определялась её обоснованностью и объективностью

Критерием оценки познания оказывается практический результат.

Начало познания –  опыты.

Принцип невмешательства  религии и науки.

 Человек исследуется  как индивидуум и как член  общества.

Познание начинается с освобождения от идолов:

  1. Призраки рынка (толпа),
  2. пещеры (мнение человека),
  3. театра (авторитеты учёных, философов),
  4. рода (представления рода).

Индуктивный метод своей  задачей имеет истолкование фактовà движение от частного к общему. В познании одновременно участвуют и чувства, и разумà наблюдение + эксперимент, активное вмешательство в процесс. Таким образом, эмпирический подход связан с аналитическим.

Б. настаивает на опыте  исследования природы. Наука должна истолковывать факты, добытые опытом, а затем делать заключения. Важен эксперимент – активное вмешательство. Метод Б. включает в себя :

аналитическое исследование

опыт, подтверждённый экспериментом

чувственный опыт

Рационализм  Рене Декарт

«Я мыслю – значит я существую». Увлекался математикой  и медициной.

«Человеку доступно многое. Главное правильно пользоваться своим умом».

«Философия должна способствовать единству знания» à Цель: познать механизм познания

Вся философия подобна  древу: ствол её составляет физика, а крону этика, математика и медицина.

Важнейшим средством  формирования  познания в целом Декарт считал дедуктивный метод, аргументируя это тем, что опыт обманчив.

Знание необходимо человеку, чтобы стать властелином природы. Путь познания: от общего к частному.

Фактически Декарт весь познаваемый мир связывает с  всеобщей математикой à мир математически сконструирован.

Главное понятие: интуиция – «усмотрение ума», некий интеллектуальный свет, не зыбкое свидетельство чувств, «очевидность и отчётливость истины». Интуиция – это первая ступень в познании, начальный пункт дедуктивной цепочки.

Сомнение есть путь к истине, всё можно подвергнуть сомнению. Сомнение – форма мысли.

 Скептицизм  Давид Юм 

Он обращается к исследованию человеческой природы, так как наука  о человеке – основание для  всех наук. Юм стремится объяснить происхождение мышления и чувства. Всё, что воспринимает наш ум – это либо впечатления, либо идеи. Впечатления – это, то что получено органами чувств, эмоции. Идеи – это образы наших впечатлений в мышлении и рассуждении. Таким образом, идеи вторичны по отношению к впечатлениям. И впечатления, и идеи бывают простыми и сложными. Простые впечатления неделимы и влекут простые идеи. Сложные впечатления составлены из нескольких простых. Впечатления делятся на ощущения и рефлексии, возникающие из идей.

Цепочка познания:

  1. Впечатление порождает чувство (при этом мы испытываем что-либо)
  2. Ум снимает копию с этого впечатления (включается память)
  3. На основании этой копии возникает идея
  4. Эта идея может быть источником новых впечатлений – рефлексий
  5. Эти рефлексии опять копируются и становятся идеями… и т. д.

Таким образом, в процессе познания участвуют помять и воображение. Идеи, возникшие на основании памяти немного ярче идей воображения. Воображение  в состоянии комбинировать простые  идеи и составлять более сложные.

   мы ничего не можем знать о мире, кроме нашего опытаà это и есть эмпиризм, который приводит к предельному скептицизму.

11) Характеристика эпохи  Просвещения

Демократичность: влиятельными в обществе становятся не богатые, а  оригинальные люди.

В центре внимания – идеальное общественное устройство

Вера в силу разума. Знание – ключ к человеческому  счастью. Популярность Философии Декарта.

Исторический оптимизм, вера в прогресс. Идея линейного  развития общества.

В науках господствует идея развития..

Философия Просвещения охватывает период XVI— XVIII вв. Это время становления и оформления естественных наук. Физика, химия, астрономия, математика, механика превращаются в самостоятельные науки.

В центре внимания новой  философии — теория познания, отработка  методов истинного знания для всех наук. Если специальные «частные» науки открывают законы природы, то философия призвана обнаружить законы мышления, действующие во всех областях знания. Этим занимаются такие известные мыслители, как Френсис Бэкон, Томас Гоббс, Рене Декарт, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Готфрид Вильгельм Лейбниц (XVII в.).

Среди представителей Просвещения  встречались материалисты и идеалисты, сторонники рационализма (признававшие разум основой познания), сенсуализма (считавшие таковой ощущения) и  даже Божественного провидения (уповавшие на волю Бога). Часть из них верила в неизбежный прогресс человечества, другая - рассматривала историю как общественный регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просветителей не мешали большинству из них оставаться противниками насилия и революций.

 

12) Немецкая  классическая философия

 

Становление немецкой классической философии было своеобразным ответом  на ряд проблем, возникших в науке  и философии в 17 и 1-ой половине 18 века, с которыми не смогли справиться представители рационализма и эмпиризма.

Во-первых, это обоснование  объективности научного знания, и  прежде всего механики, основанной на математике и эксперименте, предполагавшем конструирование идеального объекта.

Во-вторых, отказ от традиционной метафизики, который произошел в 18 веке и разрушил основу единства всей системы знания.

В-третьих, исторический подход приобретал статус антологии  субъекта в дополнение к господствующей антологии бытия.

В-четвертых, исторический метод способствовал углубленному познанию изменений и развитие мира на основе противоположностей и противоречий, оформившихся в строгую систему диалектики.

В-пятых, существенное продвижение  материализма в 18 веке все больше доказывает нетождественность реальности механистической  формы материи.

Т.о. немецкая классическая философия являлась продуктом творчества: Канта, Гегеля, Шеленга, Фейербаха. Немецкая классическая философия явилась итогом развития философии нового времени, которая разделила ум и веру, рационализм и эмпиризм, но она не удовлетворяла существующим отношениям.

1 Иманнуил Кант 

Трансцендентальная философия  Канта исследует границы нашего разума:

  1. способность познания
  2. способность желания (этическая способность)
  3. способность к чувству удовольствия (эстетическая способность)

+ исследование взаимосвязи между этими способностями

Основные вопросы философии:

Что я могу знать?

Что я должен знать?

На что я смею надеяться?

Все эти вопросы служат объяснением ответу на вопрос, что  есть человек.  Осознание себя как  свободно мыслящего Я делает человека человеком.

 Человек – не  средство, а сама цель. Задача  Канта сходна с задачей Декарта:  исследовать разум, чтобы верно  его направлять в поиске истины  в науках.

Структура опыта в  процессе познания:

  1. Созерцание – объект нам даётся
  2. Мышление – мы формулируем понятие, которое выявляет общее в объекте созерцания

Кант признаёт, что  любая вещь познаваема на уровне обычных  человеческих возможностей. Следовательно,  ощущения зависимы от наших органов  чувств и от условий являемости среды.  Без созерцания невозможно мышление: через созерцание вещь воспринимается в качестве объекта; через понятие она становится объектом мысли.

Суждение – объективное  отношение к изучаемому предмету. Рассудок – это способность к  знаниям. Объект – это то, в понятии  чего объединено многообразие, охватываемое данным созерцанием.

Кант выдвигает два  типа суждений:

Аналитические

Синтетические

Это поясняющие суждения, не прибавляющие ничего нового к содержанию познания

Умножают данное познание


Знание начинается с  чувств, переходит к рассудку и  заканчивается в разуме. В разуме заключено некое высшее единство мышления. Разум – безусловная сфера, его всегда влечёт к бесконечному à Разум внутренне противоречив, так как всегда стремится выйти за собственные границы.

Созерцание + опыт = представления  о законах природы в их частном проявленииà они и складываются в суждения. Таким образом, мы знаем только частное, а совокупность природы создаём в своём рассудке. Это деятельность чистого разума. Понятие разума – собирательная деятельность всего возможного опыта. Тем самым эти понятия выходят за пределы конкретного опыта и становятся трансцендентными (выходящими за собственные пределы).

Чувственный мир –  мир явлений, не имеющий самостоятельности. Это не есть мир сущности, это  область мнения, а не истины. Разум же стремится познать истину, движение разума – от явления к сущностям.

2 Гегель

Схема Гегеля: сознание, предмет противостоит человеческому "я" и определяется либо чувственно воспринимаемым, либо рассудком.

Самосознание - предмет  и сознание тождественны, сознание практически действующая, желающее которое настигает свою всеобщность. Усматривает в себе абсолютную полноту реальности и выступает как разум.

Дух - сознание постигающее  духовную реальность мира и себя как  выражение реальности.

Разум есть субстанция, бесконечная мощь, бесконечное содержание, суть и истина. Для себя самого он предмет.

Абсолютная идея - саморазвивающаяся, существует вечно и содержит в  скрытом, свернутом виде все возможные  определения природных, общественных и духовных явлений. В процессе саморазвития абсолютная идея проходит несколько стадий:

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"