Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:38, шпаргалка

Краткое описание

Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство
Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука

Вложенные файлы: 1 файл

filosofiq_nauki.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Наибольший резонанс в ученом мире имела книга Т. Куна «Структура научных  революций», которая весьма ощутимо  поколебала веру в однозначную абсолютную научную истину. Исследуя проблему научных революций, Т. Кун ввел термин «парадигма» (греч. - образец), обозначающий систему из согласующихся теорий, сети понятий, объясняющих предложений. Научная парадигма — совокупность наиболее общих идей, признающих некую истиность и разделяемую научным сообществом. По Куну развитие науки не возможно объяснить с помощью рационально-логических понятий. Важнейшая черта — наличае догматических элементов. При переходе к единой парадигме для клеточки научного организма — научного сообщества главное это правильный выбор роли научной парадигмы в рамках научной эволюции. Эта задача лежит в рамках социально-психологической сферы. Парадигма есть некая дисциплинарная матрица, образец решений тех или иных проблем.

Исследуя причины смены парадигм, Т. Кун показал, что переход знаний от ненаучных форм к научным стал возможным, благодаря отказу от критичности, что логика и эксперимент сами по себе едва ли способны продиктовать ученому выбор определенной теории. Не логика, а психология или социология могут пролить свет на эту проблему. Лишь осознав систему ценностей группы ученых научного сообщества, можно понять, какой выбор они сделают в ситуаций кризиса. Не строгая теория, а сообщество ученых становилось у Т. Куна ведущей единицей развития научного знания. . Кун считает, что научная рациональность задается «формой жизни» или «языковой игрой», в рамках которой мы пребываем.

Конкретизируя свое представление  о парадигме, он вводит понятие о  дисциплинарной матрице, в состав которой  включает следующие четыре элемента:

1. Символические обобщения типа второго закона Ньютона, закона Ома, закона Джоуля-Ленца и т.д.

2. Концептуальные модели, примерами  которых могут служить общие  утверждения такого типа: "Теплота  представляет собой кинетическую  энергию частей, составляюших тело" или "Все воспринимаемые нами явления существуют благодаря взаимодействию в пустоте качественно однородных атомов".

3. Ценностные установки, принятые  в научном сообществе и проявляющие  себя при выборе направлений  исследования, при оценке полученных  результатов и состояния науки в целом.

    1. Образцы решений конкретных задач и проблем, с которыми неизбежно сталкивается уже студент в процессе обучения.

Концепция Т. Куна - это первая попытка  построить модель науки как надличностного явления. Куна интересует не ученый и  методы его работы, а та программа, которая навязывает ученому свою волю, диктуя ему, в частности, и задачи, которые он ставит, и методы, которые он использует. Ученый в рамках этой модели начинает напоминать шахматную фигуру, которая перемещается по определенным правилам, включая и элементарные правила ходов, и принципы шахматной тактики и стратегии.

22. Исторические типы  научной рациональности

Три крупных стадии исторического  развития науки, каждую из которых открывает  глобальная научная революция, можно  охарактеризовать как три исторических типа научной рациональности, сменявшие друг друга в истории техногенной цивилизации. Это - классическая рациональность (соответствующая классической науке в двух ее состояниях - додисциплинарном и дисциплинарно организованном); неклассическая рациональность (соответствующая неклассической науке) и постнеклассическая рациональность. Между ними, как этапами развития науки, существуют своеобразные "перекрытия", причем появление каждого нового типа рациональности не отбрасывало предшествующего, а только ограничивало сферу его действия, определяя его применимость только к определенным типам проблем и задач.

Каждый этап характеризуется особым состоянием научной деятельности, направленной на постоянный рост объективно-истинного  знания.

Классический тип научной рациональности, центрируя внимание на объекте, стремится при теоретическом объяснении и описании элиминировать все, что относится к субъекту, средствам и операциям его деятельности. Такая элиминация рассматривается как необходимое условие получения объективно-истинного знания о мире. Цели и ценности науки, определяющие стратегии исследования и способы фрагментации мира, на этом этапе, как и на всех остальных, детерминированы доминирующими в культуре мировоззренческими установками и ценностными ориентациями. Но классическая наука не осмысливает этих детерминаций.

Неклассический тип научной рациональности учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности. Экспликация этих связей рассматривается в качестве условий объективно-истинного описания и объяснения мира. Но связи между внутринаучными и социальными ценностями и целями по-прежнему не являются предметом научной рефлексии, хотя имплицитно они определяют характер знаний (определяют, что именно и каким способом мы выделяем и осмысливаем в мире).

Постнеклассический тип рациональности расширяет поле рефлексии над деятельностью. Он учитывает соотнесенность получаемых знаний об объекте не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с ценностно-целевыми структурами. Причем эксплицируется связь внутринаучных целей с вненаучными, социальными ценностями и целями.

Каждый новый тип научной  рациональности характеризуется особыми, свойственными ему основаниями  науки, которые позволяют выделить в мире и исследовать соответствующие типы системных объектов (простые, сложные, саморазвивающиеся системы). При этом возникновение нового типа рациональности и нового образа науки не следует понимать упрощенно в том смысле, что каждый новый этап приводит к полному исчезновению представлений и методологических установок предшествующего этапа. Напротив, между ними существует преемственность. Неклассическая наука вовсе не уничтожила классическую рациональность, а только ограничила сферу ее действия.

Когда современная наука на переднем крае своего поиска поставила в центр исследований уникальные, исторически развивающиеся системы, в которые в качестве особого компонента включен сам человек, то требование экспликации ценностей в этой ситуации не только не противоречит традиционной установке на получение объективно-истинных знаний о мире, но и выступает предпосылкой реализации этой установки. Есть все основания полагать, что по мере развития современной науки эти процессы будут усиливаться. Техногенная цивилизация ныне вступает в полосу особого типа прогресса, когда гуманистические ориентиры становятся исходными в определении стратегий научного поиска.

 

23. Неклассическая наука,  ее признаки. Принцип дополнительности.

Начиная с 16 века – времени становления  классической науки, можно увидеть изменения научного мировоззрения и методологии познания, позволяющие выделить наряду с классической наукой ещё два образа науки – неклассическую и постнеклассическую. Формирование неклассической науки начиналось с исследования Фарадеем и Максвеллом явлений электричества и магнетизма, которые не допускали механического толкования. В классической физике взаимодействие вещества описывалось механикой, где основными понятиями были пространство, время, матрица, сила. Новое состояние, способное порождать силу, было названо полем, ему соответствовала теория Максвелла, которая в значительной степени усилила математизацию физики. После Максвелла физическая реальность мыслилась в виде непрерывных полей, описываемых дифференциальными уравнениями в частных производных.

Начиная с Маха, концепция классического  знания ставится под сомнение: в  самом ли деле знание есть точная копия  реальности? Выяснилось, что одна и  та же реальность может быть описана  в разных теориях, не существует одного метода научной деятельности. Методы зависят от объекта, сама методика не стала связываться только с объектом. Мах счёл целесообразным не обращаться к понятию объективной реальности, а принять опытные данные как единственную реальность. Теория относительности существенно изменила представления физической науки об объективности. Масса, считавшаяся неизменной характеристикой вещества, оказалась зависящей от скорости движения тела, пространство может искривляться вблизи гравитирующих масс, время замедляться. Классическая физика признаёт, что длина движущегося и покоящегося стержня одинакова. Теория относительности утверждает обратное.

Бор вводит принцип дополнительности для описания объектов микромира. Принцип дополнительности рассматривается как методологический, восполняющий ограниченные возможности языка при описании волновой природы микромира. Но он имеет и физический смысл, будучи связанным с соотношением неопределённостей, сформулированным в 1927 году Гейзенбергом. Согласно которому в квантовой механике не существует состояний, в котором и местоположение, и кол-во движения имели бы вполне определённое значение. Частица со строго определённым импульсом совершенно не локализована. Для точной локализации необходимы бесконечно большие импульсы, что физически невозможно. Бор подчёркивал, что учитывая условие познания, мы проявляем не субъективный произвол, а добиваемся адекватного описания. Если в классической физике элементами реальности были вещи, то в квантовой механике в роли элементов физической реальности выступают акты взаимодействия объекта с прибором, то есть процессы наблюдения. Познание явилось новым опытом, который в методологии науки обозначили неклассическим. Экспериментатор не только наблюдает свойства объекта, но и определяет, называет эти свойства, которые имеют смысл не сами по себе, а сообразно наблюдательной ситуации. Классическая физика объясняет движение тел, параметры, включая массу, скорость и др., находятся в весьма узком диапазоне величин. Неклассическая наука отказалась от основных постулатов позитивной научности – фундаментализма, универсализма, интерсубъективизма. Центральным аспектом науки стали не объекты, а отношения. Исчезло представление о возможности существования абсолютного Наблюдателя, а, следовательно, и абсолютной Истины. Реальность, открывающуюся в неклассической физике, определяет, как сеть взаимодействует. Проникая в глубины вещества, пишет Копра, мы видим не самостоятельные компоненты, а частями единое целое. И в этих взаимоотношениях обязательно фигурирует наблюдатель. В контексте нового подхода Вселенная рассматривается как сеть взаимосвязанных событий. Ни одно из свойств того или иного участка этой сути не имеет фундаментального характера: все они обусловлены свойствами остальных участков сети, общая структура, которая определяется универсальной согласованностью всех взаимосвязей.

24 Объяснение и понимание  в научном познании.

Важнейшими функциями научной  теории являются объяснение и предсказание. В самом деле, зачем нужна теория? – Главным образом, за тем, чтобы  объяснить нам наблюдаемые положения вещей, экспериментальные факты и подсказать, что нас может ожидать в дальнейшем. Понятие объяснения используется и в повседневном языке, в котором объяснить какое-либо явление означает сделать ясным, понятным для нас. В своем стремлении понять окружающий мир люди создавали мифологические, религиозные, натурфилософские системы, объясняющие события повседневной жизни и явления природы. В течение последних столетий функция объяснения окружающего мира постепенно перешла к науке. В настоящее время именно наука делает для нас понятными встречающиеся явления, поэтому научное объяснение служит образцом для всех сфер человеческой деятельности, в которых возникает потребность объяснения.

Научное объяснение представляет собой  обоснование истинности высказывания о некотором известном событии с помощью других высказываний, которые считаются истинными. С логической точки зрения, объяснение представляет собой вывод по правилам логики одних высказываний из других, принятых в качестве посылок. В этом отношении объяснение сходно с доказательством. Однако между объяснением и доказательством имеется существенное различие: в процессе объяснения нам уже известно, что объясняемое истинно, и мы хотим лишь знать, на основании чего оно истинно.

Объяснение известных явлений  не только дает нам их более глубокое понимание, но служит также основой для предсказания новых, еще не известных фактов.

Понимание - универс. форма освоения действительности, постижение и реконструкция  смыслового содержания явлений. В науке  П. предполагает использование методологич. правил и предстает как интерпретация (истолкование). Понимание - познавательный процесс, образующий с процессом объяснения взаимодополняющую структуру. На всех этапах познавательной деятельности постоянно приходится сталкиваться с чем-то неизвестным, знание о чем у нас отсутствует. В этих случаях мы и говорим, что данное явление непонятно, что мы о нем ничего или почти ничего не знаем. Мы можем, например, не понимать те или иные древние тексты, потому что нам неизвестен данный язык. Понимание - это не единичный акт, а длительный и сложный процесс. Мы постоянно переходим от одного уровня понимания к другому. При этом осуществляются такие процедуры, как интерпретация - первоначальное приписывание информации смысла и значения; реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; конвергенция - объединение, слияние прежде разрозненных смыслов и значений; дивергенция - разъединение прежде единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование и т.д. Понимание, следовательно, представляет собой реализацию многих процедур и операций, обеспечивающих многократное преобразование информации при переходе от незнания к знанию. Процесс понимания состоит не только в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний, но и в конструировании на основе ряда сложных преобразований принципиально новых знаний, не существовавших ранее. В таких случаях понимание носит творческий характер и представляет собой переход от интуитивного мышления к рациональному познанию.

 

25. Постнеклассическая  наука (ПНН): её основные принципы, идеи, теории.

Во второй половине 20 в. в науке  произошли изменения, позволившие  говорить о новом этапе развития. Степин систематизировал черты ПНН:

  1. Изменение научного характера, обусловленное революцией в средствах получения и хранения знаний (напр. компьютеризация науки)
  2. распространение междисциплинарных исследований и комплексных исследовательских программ
  3. повышение значений экономических и социально-политических факторов и целей
  4. изменение самого объекта – открытые саморазвивающиеся системы
  5. включение аксиологических факторов в состав объясняющих предложений
  6. использование в естествознании методов гуманитарных наук.
  7. в итоге, в науке 20 в. Обозначились человеческие ориентации, как в методах исследования, так и во внешнем общекультурном и философском осмыслении.

Объектом исследования в ПНН  явл-ся саморазвивающиеся сложные  системы, природные комплексы, включающие человека. Особенность такие объектов – человекоразмерность. Идеи ПНН  – нелинейность, коэволюция, самоорганизация, системность, синхроничность, идея глобального эволюционизма. Реальность хар-ся на основе двух подходов: системного и исторического, т.е. как процесс и как сеть взаимосвязей, в которую включен человек.

Познавательное отношение к  миру – диалогическое «Я-ТЫ» (к  предметам, людям богу как «ты» к  личности, другу)

ПНН (ноосфера, биосфера) вынуждена  включать человека, позиции внешнего наблюдателя не существует.

Ядро ПНН – эволюционно-синергетическая  парадигма + эволюционная эпистемология, а именно субъект – общество, а не индивид, обект – не вещь, а предмет, данный в деятельности, т.е. фрагмент действительности, вступивший во взаимодействие с субъектом., природа как бы проговаривает себя через человека.

Обобщенные черты ПНН – экологизация мышления, разрушение мифа о всесилии науки, другой способ объяснения мира, где истина конструируется, а не явл-ся слепком объекта, динамическое мышление. Синергетика – область, где формируется новый эпистемологический подход, онтология синергетики – онтология целостного мира (диалог).

Антропный принцип (АП). Неразрывную связь человека с космосом выражают многие мыслители, но качественно новый, который Борроу назвал переоткрытием АП связан с попыткой решить проблему «больших чисел» (вселенная состоит из констант, эффект тонкой подгонки привел бы к обеднению вселенной, т.е. изменению этих констант, нет атомов….)

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"