Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:38, шпаргалка

Краткое описание

Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство
Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука

Вложенные файлы: 1 файл

filosofiq_nauki.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)

Трансцендентальное сознание –  сознание очищенное от всех элементов  опыта.

Наиболее значительные представители  трансцендентализма немецкие философы Кант и Шеллинг

В выявлении этих механизмов и состоит суть «Трансцендентального метода» Канта - обнаружить за внешне данными феноменами сознания (научными знаниями, метафизическими концепциями, поступками….) внутреннюю работу духа, структуру деятельности, определяющую внешне данным результатом.

Кант хотя и признавал, что все наше сознание начинается с опыта, но тут же утверждал, что оно не исходит из опыта.

Всеобщность достигается лишь априорностью.

Человеческое познание создает  всеобщие необходимые истинны, но они  – чистые априорные суждения. К  ним относятся все положения математики и теоретического естествознания. Под априорными Кант понимал знания, которым совершенно не примешивается ничто эмпирическое.

Феменология

Э. Гуссерль (1859-1938) - немецкий философ - основоположник феноменологии

Гуссерль указывал, что посвятил себя обоснованию человеческого знания, развил «чистую феноменологию» - процедуру, основывающуюся исследовании содержания собственного сознания субъекта, определил в своих логических исследованиях основной объект философского исследования - научное знание. Стремился построить науку о науке. - Выяснить вопрос об объективности познания - вот главная проблема теории познания.

Цель Гуссереля - «Феноменологическая  редукция» естественной точки зрения:

Это делается посредством «заключения  в скобки» или игнорирования нашей веры в тотальность объектов и вещей, к которым мы относимся с естественной точки зрения, и вместо этого обращения внимания на наши переживания их. Заключать вещи «в скобки» не означает, что мы сомневаемся в их существовании, а только то, что мы разъединены с ними, оно есть определенное воздержание от суждения.

Таким образом, посредством феноменологической редукции возникает феноменологическое (чистое) сознание.

Важным для феноменологии является понятие интенциальности, которая  характеризует психические феномены. В нем выделяют разные аспекты:

а) предметный аспект сознания = ноэма (возникновение предмета состоит  из серии воспороизведений, которые  соединяются в единство деятельности самосознания)

б) акт сознания в той или иной форме = ноэсис - способ данности интенциального предмета сознания.

 

10. Эмпирический и теоретический  уровни научного познания

На эмпирическом уровне преобладает живое созерцание (чувственное познание), рациональный момент и его формы (суждения, понятия) здесь присутствуют, но имеют подчиненное значение. Признаки эмпирического познания: сбор фактов, их обобщение, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их систематизация. Реальность представлена лишь эмпирическими данными, в качестве которых выступают ощущения, восприятия и наблюдения как основные и самодостаточные элементы познания, в установлении взаимосвязей и взаимозависимостей между которыми и состоит основная задача научных исследований.

Теоретический уровень познания характеризуется преобладанием понятий, теорий, законов. Чувственное познание не устраняется, а становится подчиненным аспектом. На основе теоретического объяснения осуществляется научное предвидение будущего.

При всем своем различии эмпирический и теоретический уровни познания взаимосвязаны, граница между ними условна и подвижна. Эмпирическое исследование, выявляя с помощью наблюдений и экспериментов новые данные, стимулирует теоретическое познание (которое их обобщает и объясняет), ставит перед ним новые, более сложные задачи. С другой стороны, теоретическое познание, развивая и конкретизируя на базе эмпирии новое собственное содержание, открывает новые, более широкие горизонты для эмпирического познания, ориентирует и направляет его в поисках новых фактов, способствует совершенствованию его методов и средств и т.п.

Наука как целостная динамическая система знания не может успешно  развиваться, не обогащаясь новыми эмпирическими  данными, не обобщая их в системе  теоретических средств, форм и методов  познания. В определенных точках развития науки эмпирическое переходит в теоретическое и наоборот. Однако недопустимо абсолютизировать один из этих уровней в ущерб другому. В процессе научного познания имеет место не только единство эмпирии и теории, но и взаимосвязь, взаимодействие последней с практикой. Всякая теория, даже самая абстрактная и всеобщая (в том числе и философское знание), в конечном счете ориентирована на удовлетворение практических потребностей людей, служит практике, из которой она порождается и в которую она - сложным, порой весьма запутанным и опосредованным путем - в конце концов возвращается. Теория как система достоверных знаний (разного уровня всеобщности) направляет ход практики, ее положения (законы, принципы и т.п.) выступают в качестве духовных регуляторов практической деятельности.

Классическая методология: началом исследования служит опыт.

Современность: исследования начинаются с проблемной ситуации.

Аристотель: любое познание начинается с удивления, а удивление порождает  вопросы, а некоторые вопросы  – есть проблема.

Различение Э и Т уровней  касается форм знаний и способов их получения. На Э и Т уровне задействованы  обе познавательные способности  и чувственная, и рациональная. Чувственное  и Э сходны в том, что для  них характерно непосредственное взаимодействие с объектом, а для рационального и Т – опосредованно

Э-уровень – фактуальный 

Т-уровень – логическая взаимосвязь  высказываний, на основе которой можно  объяснить и предсказать факты 

Между Э и Т есть взаимосвязи. Соотношение между ними исторически  и дисциплинарно изменчиво. Некоторые науки зарождались изначально как фактуальные (география, ботаника...). Потом они доросли до теоретического уровня. И сегодня существуют науки преимущественно эмпирические (история, археология...). Есть науки, которые являются преимущественно Т. Есть такие науки, которые используются для Т. базы знания других наук.

11. Наблюдение и эксперимент  — процедуры формирования научного  факта 

Одним из ключевых принципов, резко  отграничивающих науку Нового времени  от средневековой науки, послужило формирование принципа экспериментального обоснования знания, отказ от созерцательности и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. Последнее положение стало

Наблюдение, эксперимент, измерение - основные методы получения и подтверждения знания в классической науке. В этой связи к научному эксперименту предъявляется требование воспроизводимости и повторяемости. Опыт в любое время и в любом месте может быть повторен и его результат не изменится. Научный результат не зависит от того, кто его получил.

Ф. Бэкон - основоположник опытного, индуктивного знания, программа которого выражена им словами: «Самое лучшее из всех доказательств  есть опыт, если только он коренится  в эксперименте».

Эксперимент и наблюдения это идеалы доказательства для практически ориентированного знания, знания как силы, преобразующей мир. Критерием научности здесь выступает практика, экспериментальная подтверждаемость. Классическая наука имела особо тесную связь с истиной. Представление об истине связано с представлением о мире, «каким он является сам по себе». Истина трактуется, прежде всего, как объективность.

В науке ХХ в. критерий воспроизводимости, достоверности также существенно  ограничил свои полномочия как основного «маркера» научности. Когда имеем дело со сложными объектами, эксперимент, зачастую, нет возможности поставить. Воспроизводимость может быть затруднена по причине того, что эксперимент дорогостоящий, либо объект недоступен, либо в связи со стохастичностью, индивидуальностью события.

Хотя ориентация на опыт как решающий критерий оценки теорий пока остается, в некоторых областях знания наступил период, когда «теоретические разработки не только сильно опережают опытные  исследования, но по некоторым направлениям опередили их навсегда». Так например, инфляционная космология уже поставила вопрос о бессмысленности любых наблюдений, либо экспериментальных подтверждений многих предсказываемых ею фактов.

С другой стороны нельзя забывать, что именно экспериментальные  исследования зоологов (К. Бэр), ботаников (Г. де Фриз), палеонтологов (Э. Коп), геологов (А. Вегенер), эволюционистов, включая самого Ч. Дарвина, были основным способом и аргументом в познании эволюции природы.

Современная постнеклассическая наука  вводит в описание так называемые «человекоразмерные» объекты, такие как биосфера, ноосфера, экологические системы, ее реальность - сеть взаимосвязей, включающая человека. Отсюда особая социальная и политическая ориентированность постнеклассической науки. В современной версии философии науки человек выступает не только как физический агент, не только как субъект, или как часть экспериментальной ситуации, но как цель. В этом контексте формируется постнеклассическая рациональность.

Было показано, что факты теоретически нагружены, что процедурой формирования научного факта является в том числе и выбор теории для интерпретации данных наблюдения. Исследуя наблюдаемость как метод эмпирического познания, выявили сложность и этой базовой процедуры.

При наблюдении отсутствует деятельность наблюдателя, направленная на объект наблюдения. Экспериментатор же вмешивается в природу и влияет на протикание этого явления.

Научный факт — знание о действительности, но не сама действительность. Он состоит  из обыденного опыта и знания о  нем.

12. Теоретический уровень  научного знания. Понятие теории  теоретической схемы

В теоретическом уровне познания можно  выделить два подуровня. Первый из них  образует частные теоретические  модели и законы, которые выступают  в качестве теорий, относящихся к  достаточно ограниченной области явлений. Второй – составляют развитые научные теории, включающие частные теоретические законы в качестве следствий, выводимых из фундаментальных законов теории.

Примерами знаний первого подуровня  могут служить теоретические  модели и законы, характеризующие отдельные виды механического движения: модель и закон колебания маятника (законы Гюйгенса), движения планет вокруг Солнца (законы Кеплера), свободного падения тел (законы Галилея) и др. Они были получены до того, как была построена ньютоновская механика. Сама же эта теория, обобщившая все предшествующие ей теоретические знания об отдельных аспектах механического движения, выступает типичным примером развитых теорий, которые относятся ко второму подуровню теоретических знаний.

Своеобразной клеточкой организации  теоретических знаний на каждом из его подуровней является двухслойная  конструкция – теоретическая  модель и формулируемый относительно неё теоретический закон. В качестве элементов теоретической модели выступают абстрактные объекты (теоретические конструкты), которые находятся в строго определённых связях и отношениях друг с другом.

Теоретические законы непосредственно  формулируются относительно абстрактных  объектов теоретической модели. Они  могут быть применены для описания реальных ситуаций опыта лишь в том случае, если модель обоснована в качестве выражения существенных связей действительности, проявляющихся в таких ситуациях.

Чтобы подчеркнуть особый статус теоретических  моделей, относительно которых формулируются  законы и которые обязательно входят в состав теории, Степин назовал их теоретическими схемами. Они действительно являются схемами исследуемых в теории объектов и процессов, выражая их существенные связи.

Соответственно двум выделенным подуровням теоретического знания можно говорить о теоретических схемах в составе фундаментальной теории и в составе частных теорий.

В основании развитой теории можно  выделить фундаментальную теоретическую  схему, которая построена из небольшого набора базисных абстрактных объектов, конструктивно независимых друг от друга, и относительно которой формулируются фундаментальные теоретические законы.

Кроме фундаментальной теоретической  схемы и фундаментальных законов  в состав развитой теории входят частные  теоретические схемы и законы.

В механике это – теоретические  схемы и законы колебания, вращения тел, соударения упругих тел, движение тела в поле центральных сил и  т. п.

В классической электродинамике к  слою частных моделей и законов, включённых в состав теории, принадлежат  теоретические схемы электростатики и магнитостатики, кулоновского взаимодействия зарядов, магнитного действия тока, электромагнитной индукции, постоянного тока и т. д.

Когда эти частные теоретические  схемы включены в состав теории, они подчинены фундаментальной, но по отношению друг к другу могут иметь независимый статус. Образующие их абстрактные объекты специфичны.

Они могут быть сконструированы  на основе абстрактных объектов фундаментальной  теоретической схемы и выступать  как их своеобразная модификация. Различию между фундаментальной и частными теоретическими схемами в составе развитой теории соответствует различие между её фундаментальными законами и их следствиями.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"