Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 11:38, шпаргалка

Краткое описание

Предмет философии науки. Концептуальная модель философии науки
Наука в культуре современной цивилизации
Границы науки. Наука и философия. Наука и религия. Наука и искусство
Наука и вненаучные формы познания. Наука и антинаука, лженаука, псевдонаука

Вложенные файлы: 1 файл

filosofiq_nauki.doc

— 290.50 Кб (Скачать файл)
      1. Социально-культурные предпосылки возникновения экспериментального метода

«Человек — мера всех вещей» - Протагор.

Хайдеггер: «Эпоха становится новой, а время называется новым временем, когда человек сам для себя и от себя задает меру сущему».

Вещь лишается не только смысла, но и качеств: запаха, цвета. «Материя стала  унылой штукой».

Природа понимается как однородное, изотропное бесконечное пространство. Материя ≡вещество.. Сформировалась новая картина мира. Человек выброшен из природы. «Распад космоса» - вот в чем состоял революционный переворот, который изменил человеческий разум после изобретения космоса греками.

Декарт «Мир»: что начинает представлять собой мир? Его размышления опираются на Коперниканские , Галлилеевские. Декарт: «Мыслю значит существую». Дуалистическая картина мира (декартовский каркас). Мир: (1) противоположность – пространство заполненное веществом – изучает наука); (2) мышление (когета) – человек обладает мышлением.

Теория познания (гносеология) и  теоретическая наука познания (эпистемология) являются не самодостаточными, они  базируются на некоторых онтологиях (определенных представлениях о мире) => природа подобна механизму.

Познать – знать как измерить. Образы природы динамичны и историчны по эпохам. Познавательная нотка обусловлена конкретными онтологиями. Первая наука – механика, основные черты обусловлены представлением об объекте научного познания (природы).

Человек подчиняется следованию авторитетам, а новое время для человека характерно рефлексивное мышление (метод о методе).

1.Человек называется «self-made-men» - человек доверяет себе, своей интуиции. Формирование нового типа субъекта, носящего рефлексивное мышление, не будет быстрым переходом о авторитарного мышления к «self-made-men». Его становление сопровождалось противоречиями и накалом религиозного чувства, вплоть до искоренения шло формирование нового мышления.

2. Доверие через себя к вере => и доверие к познанию. Сосредоточенность  на внутреннем опыте являлось психологической практикой, способствующей формированию естествознания. Каждый учился контролировать своё бытие.

Когда атомизм бытия был прочувствован  каждым человеком, тогда появилась  идея зарождения атомизма в науке.

Экспериментальный метод (рациональность нового типа, понимаемая как измерение). Творцами научного метода были Коперник, Галилей, Беккон, Декарт, Кеплер Ньютон. Следовательно естествознание зарождалось как практика, радикально реформирующая рациональные знания, разум.

Коперник: гелиоцентризм – начало нового мировоззрения, в котором человек смотрит «с позиции Господа Бога». Такая позиция достигалась двумя требованиями:

Унифицированное объяснение, на основе единого принципа (для объяснения движения небесных тел один единый принцип);

Объединение земного и небесного (принцип Коперника, лежащий в  основании науки, согласно которому не существует привилегированных мест в пространстве. Этот принцип дает возможность сформировать мир и  описать мир с нечьей точки  зрения).

Антропоцентризм – не совместим с научным мировоззрением.

«Коперник открыл не только новую  вселенную, он открыл новую позицию  ума, таящую в себе новые понятия  порядка, мира знания» -Ахутин.

Галилей «учил воображать невообразимое». Этот опыт основан на теоретических  предпосылках, а его опыт является математика (движение подчиняется числовому закону).

Самое лучшее из всех доказательств  есть опыт, если он коренится в доказательстве.

6. Типы научного знания (физический, биологический, математический, гуманитарный)

Математический стандарт научности: Выдвигаются на первый план:1. Логическая ясность; 2. Дедуктивный характер построения данных (получение результатов из логически построенных предпосылок); 3. Непротиворечивость (обобщение).

Представление о научности, как  ясным и точным, дается математическим построением, т.к. добиваемся четкости и однозначности за счет абстрагирования от неважных вещей.

Математический тип научности  характеризует не только математические знания, он распространен почти везде. Однако не все требования выполнимы в случае физического знания. Если теория и опыт противоречат друг другу, то физик не спешит отказываться от теоритических знаний в отличии от математика.

Физический тип научности: Исторически формирование начато Ф. Беконом, основоположником индуктивного метода (от частного к общему). Самое лучшее из всех доказательств есть опыт, если он коренится в доказательстве. Изначально представлена механика, а потом уже другие дисциплины.

Критерии научности:

1. Объективность. 2. Основные методы  получения и подтверждения знаний: наблюдаемый эксперимент и т.д. 3. Воспроизводимость опыта. 4. Критерий интерсубъективности. Результат будет тем достовернее, чем меньше содержит субъективных привнесений. 5. Научное знание нацелено на поиск истины. Нацеленность на поиск истины – это проверка научного знания. 6. Универсализм научной теории, научного знания связан с тем, что научные законы применимы к любым объектам (они универсальны).

Эти критерии были сформулированы позитивистами  на основе физического типа научности. Критерии рассматривались как основные, это выразилось в доктрине физиколизма и редукционизма. Редукционизм – методически исследованная стратегия по обеспечению зарождения науки

Биологический тип научности

Объект биологии не только специфичен к живому, он еще и целесообразен. Функция объекта биологии отличается от функции физических систем своей целеустремленностью. Для описания живого организма не достаточно дать каузальное объяснение.

Специфика биологического познания по сравнению с физической проявляется не только в разных взглядах на объект, но и на теорию. Так Майр отмечает, что теория может предсказывать в той же мере, как описывать и объяснять, идет от физики. А в биологии дело обстоит иначе: теория естественного отбора позволяет описывать, но не дает возможности делать предсказания.

Гуманитарный стандарт научности

М. Фуко – 19 в. формирование гуманитарной науки.

Метод гуманитарных наук – герменевтика (от ГЕРМЕСа) – это наука о понимании  или специфический метод гуманитарных наук, который переводится как: понимание, истолкование, интерпретация.

Гуманитарные науки обозначили перестройку эпистемы, поворот вектора  мышления от представления к анализу  смысла и значения, от предметности к вопрошанию. Гуманитарные науки  проясняют как человек может  быть связан с вещами.

Реальность данная нам как принадлежность к языку.Язык понят как образ  мира, способ мироистолкования, предпосланный  любому акту рефлексии. Это привело  мышление на новый уровень – герменевтический (от греч. истолковательное искусство), а в философии – лингвистика. Было показано, что в гуманитарном научном исследовании, важно раскрыть не только текст, но и контекст.

7. Эмпиризм и рационализм  об источниках знания

В новом времени, начиная с  XVI в. вся философская проблематика делает акцент на гносеологию — учение о познании.

Главная задача философии того времени  обоснование бытия Бога. Основной вопрос — борьба материализма и  индивидуализма. А в новое время: эмпиризма и рационализма в вопросах что есть источник знания, а что есть познание.

Эмпиризм предполагал, что источником знания является опыт. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственным источником знаний (Бэкон, Беркли, Локк, Юм).

Бэкон различает 2 вида опытов: 1. “плодоносные” - цель - принесение непосредственно  пользы человеку, 2. “светоносные” - цель не непосредственно польза, а познание законов и свойств вещей. Бэкон. различает 4 вида таких заблуждений. или идолов - рода, пещеры, рынка , театра.

Локк: с самого начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного знания. Вещи природы воздействуют на его органы чувств и вызывают в организме ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений.

Юм отличает восприятия органов  чувств от восприятия мозга. Опыт относится  к отношению восприятия в нашем сознании. Выделяет следующие отношения:

    1. Отношения сходства и различия.
    2. Отношения временного и пространственного
    3. Отношения причинности (самое важное).

Рационализм (от лат. ratio - разум) - философское воззрение, признающее разум (мышление) источником познания и критерием его истинности. Рационалисты рассматривали источник познания как мышление само по себе. Рационалисты (Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель) приписывали решающее значение рациональному познанию, не отрицая и значения чувств познания в кач механизма связи разума с внешним миром.

Декарт (дуалист) - математик, физик. Понимание  человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. В теории познания Декарта. объявляет самой достоверной  истиной истину о существовании  сознания, мышления: “Я мыслю следовательно Я существую”. В учении о бытии он не только признает сущ духовной субстанции, но и утверждает, что над ними обеими в качестве высшей субстанции пребывает бог. В познании главную роль играет разум — рационализм.

Спиноза учил, что сущ лишь одна субстанция - природа, кот является причиной самой себя. Природа является с одной стороны природой творящей, а с др. - природой сотворенной. Как природа творящая она есть субстанция, или, что тоже самое - бог. Отождествляя природы и бога, Спиноза отрицает сущ. сверхприродного существа, растворяет бога в природе и тем самым обосновывает материалист. понимание природы.

Природная сущность сама по себе, независимо от ума и вне ума. Бесконечный  ум мог бы постигать бесконечность  субстанции во всех ее видах и аспектах. Но наш ум не бесконечен. Поэтому он постигает существование субстанции как бесконечную лишь в 2 аспектах: как протяжение и как мышление (атрибуты субстанции).

Человек как предмет познания, не составляет никакого исключения. Человек есть существо, в котором модус протяжения - тело, соответствует модус мышления - душа. В любом случае человек - часть природы.

Лейбниц считал что каждая субстанция или сила есть единица бытия или монада. Монада - духовная единица бытия, духовный атом. Число является внешним выражением духовной сущности монады, выражается в ее пассивности, ограниченности.

Центральное понятие теории Лейбница - понятие о “малых перцепциях”, т. е о бесконечно малых разностях  между ступенями развивающегося сознания=>монады всегда: 1. чревато будущим и 2. обременено всем ее прошлым.

8. Позитивизм как теория познания: этапы развития позитивизма

Понятие “позитивизм” обозначает призыв к философам отказаться от метафизических абстракций и обратиться к исследованию позитивного знания.

Позитивизм возникает в 30-40-х  годах 19 в. во Франции. Родоначальником  этого течения является О. Конт. Он сформулировал закон о трех последовательных стадиях интеллектуальной эволюции человека: теологической, метафизической и позитивной.

Позитивизм исходит из резкого противопоставления эмпирического и теоретического уровней познания, их роли по отношению к проблеме реальности.

Позитивисты ставят проблему демократизации — отделения решения задач от философской спекуляции.

Выделяют 3 волны позитивизма:

  1. Классический позитивизм (Огюст Конт, Г. Спенсер, Дж. Миль и др.) начало XIX в. Конт подчеркивал, что что позитивный дух научных исследований состоит в переориентации с изучения с изучения конечных причин на изучение на изучение неположенных законов. Законов с вопросами «почему?» и «как?».
  2. Физический позитивизм (неопозитивизм) — Махизм (Мах, Авенариус, Освальд), начало ХХ в. Произошла переориентация физики с изучения вещественной реальности (вещей) к физике поля. Истинные соотношения между реальными предметами — это элементы мира, представляющие единую реальность.
  3. Логический позитивизм (Расел, Карнап, Фрегге, Шлик) неопозитивизм 20-60 гг ХХ в. Логический позитивизм задал идеал научного знания (идеальной модели). Главная цель это выработать стандарт научности: строгие и точные критерии научности.

Критерии научности:1. Объективность, 2. Универсализм, 3. Интерсубъективность (в научных высказываниях субъект  исключен), 4. Эмпирическая подтверждаемость, 5. Нацеленность на истину.

 

 

 

9. Трансцендентализм  и феноменология (И. Кант, Э. Гуссерль)

Трансцендентализм

Трансцендентальный (по Канту(1724-1804)) – относящийся к априорным  условиям познания. То, что является всеобщим, предшествует опыту и предназначено  для того, чтобы сделать возможным  опытное познание.

Трансцендентальное противоположно эмпиризму. Трансцендентное – Иманентному.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"