Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 49 вопросов и ответов по дисциплине "Физкультура".

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 109.12 Кб (Скачать файл)

13.Методические принципы  физического воспитания

Методы физического воспитания раскрывают практические вопросы, касающиеся применения физических упражнений.  
 
Для решения задач физического воспитания используются метод регламентированного упражнения, игровой и соревновательный методы, словесные и сенсорные методы. 
 
Строгая регламентация упражнений является основным методическим приемом в процессе спортивной тренировки и характеризуется выполнением каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной временной и физической нагрузкой. 
 
Метод регламентированного упражнения позволяет: 
 
обучать двигательным действиям любой сложности;  
 
строго дозировать нагрузку от минимальной до предельной;  
 
избирательно воздействовать на воспитание отдельных физических качеств;  
 
обеспечивать индивидуальный подход к занимающимся в процессе физического воспитания;  
 
использовать физические упражнения на занятиях с любым контингентом людей.  
 
^ Игровой метод широко используется в процессе физического воспитания , как метод организации двигательной деятельности в форме подвижной или спортивной игры. 
 
Игровой метод не обязательно связан с какими – либо общепринятыми играми, например, хоккеем, бадминтоном, а может быть применен на материале любых физических упражнений: бега, прыжков, метаний и т.д. Игровой метод является методом комплексного совершенствования физических и психических способностей человека. С его помощью решаются самые различные задачи: развитие координационных способностей, быстроты, силы, выносливости, воспитание смелости, решительности, находчивости, инициативности, самостоятельности, тактического мышления, закрепления и совершенствования двигательных умений и навыков. Этот метод характеризуется наличием взаимной обусловленности поведения занимающихся эмоциональностью, что содействует при его применении воспитанию нравственных черт личности: коллективизма, товарищества, сознательной дисциплины и т.п. 
 
Одним из недостатков игрового метода является ограниченная возможность дозирования нагрузки, так как многообразие способов достижения цели, постоянные изменения ситуаций, динамичность действий исключают возможность точно регулировать нагрузку как по направленности, так и по степени воздействия. 
 
^ Соревновательный метод применяется для развития физических, волевых и нравственных качеств, совершенствования технико-тактических умений и навыков, а также способностей рационально использовать их в усложненных действиях. Этот метод используется либо в элементарных формах (например, проведение испытаний в процессе занятий на лучшее исполнение отдельных элементов техники движений: кто больше забросит в кольцо баскетбольных мячей, кто устойчивее приземлиться и т.п.), либо в виде полуофициальных и официальных соревнований, которым придается в основном подготовительный характер (прикидка, контрольные, квалификационные состязания). 
 
Постоянная борьба за превосходство в личных или коллективных достижениях в определенных упражнениях – наиболее яркая черта, характеризующая соревновательный метод. Фактор соперничества в процессе состязаний, а также условия их организации и проведения содействуют мобилизации всех сил человека и создают благоприятные условия для максимального проявления физических, интеллектуальных, эмоциональных и волевых усилий, а следовательно, и для развития соответствующих качеств. Следует иметь в виду, что соперничество и связанные с ним межличностные отношения в ходе борьбы за первенство, могут содействовать не только формированию положительных (взаимопомощи, уважения к зрителям и т.п.), но и отрицательных нравственных качеств (эгоизм, тщеславие, грубость). Мало того, частые максимальные физические и психические усилия, особенно с недостаточно подготовленными занимающимися, при применении соревновательного метода могут оказать отрицательное влияние на их здоровье, отношение и интерес к занятиям, дальнейший рост физических качеств, совершенствование техники движений. 
 
Соревновательный метод представляет относительно ограниченные возможности для дозирования нагрузки и для непосредственного руководства деятельностью занимающихся. 
 
Одним из ценных приемов этого метода является определение победителя не по абсолютным результатам, а по крутизне роста достижений. В этом случае победа присуждается тем участникам, которые за определенный срок показали больший прирост результатов. 
 
Cловесные и сенсорные методы. 
 
^ Словесные методы постоянно применяются в учебно-тренировочных занятиях. По назначению их можно объединить в следующие группы:  
 
методы рассказа, описания, объяснения, в которых слово используется как средство передачи знаний;  
 
методы команды, распоряжения, указания, где происходит воздействие словом в целях управления деятельностью занимающихся;  
 
методы разбора, замечания, словесной оценки, с помощью которых анализируется и оценивается деятельность занимающихся.  
 
^ Сенсорные методы по назначению способствуют привлечению к процессу познания как можно большего числа органов чувств человека. К ним относятся органы зрения, слуха и двигательных ощущений. 
 
^ Зрительные методы подразделяются на непосредственный показ движений, демонстрацию наглядных пособий с помощью современной оргтехники и зрительное ориентирование. 
 
При непосредственном показе движений следует демонстрировать движения замедленно, выразительно, выделяя отдельные положения тела остановками, при этом для занимающихся должны быть созданы удобные условия для наблюдения. 
 
Демонстрация наглядных пособий осуществляется с помощью диапозитивов, видеозаписей, различных муляжей ( уменьшенных макетов человеческого тела), многообразных схем, чертежей, графиков, рисунков , на которых можно создать зрительное представление о разучиваемых движениях и продемонстрировать особенности техники двигательного действия. 
 
При зрительном ориентировании применяются сложные технические устройства, подающие световые сигналы о времени, направлении и скорости движений. Например, загорание лампочек в различных местах специального щита для тренировки точности и быстроты бросания мяча в спортивных играх. Также используют светолидирующие устройства, регламентирующие быстроту и темп передвижения. 
 
^ Слуховой (звуковой) метод заключается в использовании звуков как сигналов, помогающие уточнять пространственные и временные характеристики движений. С помощью звука хорошо усваивается ритм двигательных действий, который можно обусловить заранее или в процессе выполнения движения. Также существуют различные звуколидеры, помогающие удерживать заданный темп движений.

14. формирование психических  качеств , черт и свойств личности в процессе физического воспитания.

В спортивных играх большое значение имеют пространственно-временные  восприятия игроками игровых ситуаций, дающие им возможность быстро принимать  адекватные действия. При этом очень  важно принять максимум информации в короткий срок, обработать ее и  принять необходимое для данной игровой ситуации решение. Однако редко  можно встретить в спортивных играх игроков с одинаковой динамикой  нервных процессов.

В связи с этим нам представляется возможным дифференцировать игроков  команд по надежности в игре на «стабильных» и «нестабильных». Чрезвычайно важно, чтобы у игроков были сбалансированы процессы возбуждения и торможения. Чем ближе игрок к такому равновесию, тем  устойчивее он в своем поведении на поле в ответных реакциях на всевозможные раздражения. В случае отсутствия равновесия игрок может быть либо чрезмерно возбужденным, либо его реакции будут заторможены. Если неуравновешенность таких игроков сочетается со слабой нервной системой, то быстрое возбуждение через некоторое время сменится «меланхолическим», подавленным состоянием – игрок перегорел и собраться ему сложно, а подчас и невозможно.

В спорте, особенно  в спортивных играх, в зависимости от доминирования процессов возбуждения или торможения нервной системы игроков можно разделить на «стабильных» и «нестабильных», имея в виду в этом случае преимущественно степень нервно-психического напряжения.

Учитывая сказанное, психологические  проявления должны регулироваться сознательной деятельностью игроков. Неуравновешенные игроки в процессе тренировки должны воспитывать свою психику, учиться  владеть собой в любых ситуациях. Поэтому систематические тренировки, а отсюда улучшение тренированности  организма и степени физической подготовленности повышают стабильность не только спортивных результатов, но и психических реакций.

Когда в команде возникают напряженность, натянутость отношения, когда происходит дезинтеграция на малые группы со своими лидерами, роль тренера особенно важна. Необходимо в таких ситуациях  еще в начале подготовительного  периода создать атмосферу взаимопонимания  и дружбы. Причем такая атмосфера  может сложиться только в коллективе, где тренер добился честного, осознанного отношения игроков к тренировочным нагрузкам, вызвал стремление к постоянному творческому поиску, к победе.

Немалую роль в поддержании «духа» команды играет уровень внутрикомандных связей, т. е. групповой настрой игроков, обеспечение слаженности групповых действий и сохранение того и другого во время игры. В спортивных играх необходимо полнейшее взаимопонимание игроков, поддержка друг друга словом, мимикой, жестом, сохранение атмосферы дружбы, товарищества и, наконец, просто хорошее настроение. Все это во многом определяет общий положительный настрой команды. Неодобрение действий партнеров, взаимные упреки, обвинения, бесполезные и частые пререкания влекут за собой нарушение игровых связей, уменьшение побуждений к взаимной поддержке, ведут к разладу, дезинтеграции команды. Такая команда обречена на поражение даже от менее сильного «противника». Нередко срывы и неудачи объясняются не столько недостаточной тактической и технической подготовкой, сколько неумением игроков общаться друг с другом, находить взаимопонимание, часто можно наблюдать, как дружная команда играет почти молча, между тем незначительный словесный контакт, мимика, жесты говорят о готовности игроков к ответным действиям и поддержке друг друга, что создает в команде атмосферу дружбы и приводит к успеху.

Какие психологические факторы  нужно учитывать при подготовке игровых команд к соревнованиям? Психологическая подготовка игроков  начинается задолго до соревнований, уже в начале подготовительного  периода. Каждый игрок команды должен ясно представлять задачи на будущий  год, объем и интенсивность тренировочного процесса. Одним словом, уже задолго  до главных соревнований команда  получает психологический настрой, что дает возможность игрокам  целенаправленно, с полной мобилизацией воли приступить к подготовке к предстоящему спортивному сезону.

Особую роль в психологической  подготовке команд играют соревновательные нагрузки. Для повышения эффективности  соревновательной деятельности на уровне  спортивной команды необходим учет межличностных отношений и его корректировка в целях психологической сплоченности и совместимости.

15.Оптимальная двигательная  активность и ее воздействие  на здоровье и работоспособность

Двигательная активность — это любая мышечная активность, позволяющая поддерживать хорошую физическую форму, улучшать самочувствие, обеспечивать прилив энергии, дающей дополнительный стимул жизни.

Общеизвестно, что в процессе эволюции человека изменения функций организма коснулись в большей или меньшей степени всех систем человека. Наиболее значительные изменения претерпели психика человека и процессы ее воздействия на регуляторы жизненных функций организма. Научно-технический прогресс в процессе эволюции человека постоянно увеличивал объем необходимой информации, т.е. нагрузку на разум, в то же время обязательная физическая нагрузка уменьшалась. Это привело к нарушению системы равновесия, которая сложилась в человеческом организме свыше миллиона лет назад.

Человеческое тело в течение  тысячелетий выработало способность встречать внешний раздражитель (угрозу) мобилизацией физических резервов. В настоящее время сила раздражителей постоянно возрастает, физические силы (мышцы) приводятся в готовность к действию, а реализовать их не представляется возможным. Большую часть физической нагрузки выполняют за человека механизмы. Мы как бы пребываем в ситуации постоянной готовности к действию, которое нам не позволено выполнить, и тело в конце концов начинает испытывать негативные последствия такого состояния.

Гиподинамия – это пониженная подвижность, уменьшение силы и объема движений, связанное с характером трудовой деятельности в связи с развитием  автоматизации производства и быта. Фактор риска основных хронических  заболеваний. Это усугубляется монотонностью  движений, которая снижает работоспособность  человека, вызывает усталость, нервозность, головные боли, бессонницу.

Увеличение эмоциональных нагрузок неизбежно (поток информации постоянно растет), а физические нагрузки постоянно сокращаются (механизация труда). Для создания условий поддержания своего здоровья на необходимом уровне нужна физическая культура. Человек должен сам выработать в себе постоянную привычку заниматься физической культурой, чтобы обеспечить гармоничное равновесие между умственными и физическими нагрузками. Это одна из основных частей индивидуальной системы здорового образа жизни.

Самое благоприятное время для  ее выработки — подростковый возраст, когда еще нет больших жизненных  проблем, и для воспитания в себе необходимых физических качеств практически нет объективных препятствий. Нужны только желание и упорство в достижении поставленной цели.

Физическая культура всегда занимала ведущее место в подготовке человека к активной плодотворной жизнедеятельности. Она успешно может решить проблему нарушенного равновесия между силой эмоциональных раздражителей и реализацией физических потребностей тела. Это верный путь к укреплению духовного и физического здоровья.

Физическая культура оказывает  важное воздействие на умение человека приспосабливаться к внезапным и сильным функциональным колебаниям. Всего у человека 600 мускулов, и этот мощный двигательный аппарат требует постоянной тренировки и упражнений. Мышечные движения создают громадный поток нервных импульсов, направляющихся в мозг, поддерживают нормальный тонус нервных центров, заряжают их энергией, снимают эмоциональную перегрузку. Кроме того, люди, постоянно занимающиеся физической культурой, внешне выглядят более привлекательными. Занятия физической культурой — лучшая мера профилактики употребления алкоголя, курения и наркомании.

Тренированность придает человеку уверенность в себе. Люди, постоянно  занимающиеся физической культурой, меньше подвержены стрессу, они лучше справляются с беспокойством, тревогой, угнетенностью, гневом и страхом. Они не только способны легче расслабиться, но и умеют снять эмоциональное напряжение с помощью определенных упражнений. Физически тренированные люди лучше сопротивляются болезням, им легче вовремя засыпать, сон у них крепче, им требуется меньше времени, чтобы выспаться. Некоторые физиологи считают, что каждый час физической активности продлевает жизнь человека на два-три часа.

16.формирование мотивов  и организация самостоятельных  занятий физическими упражнениями

Отношение студентов к физической культуре и спорту – одна из актуальных социально-педагогических проблем. Реализация этой задачи каждым студентом должна рассматриваться с двуединой  позиции – как личностно значимая и как общественно необходимая.

Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным факторам относятся: состояние материальной спортивной базы, направленность учебного процесса по физической культуре и содержание занятий, уровень требований учебной  программы, личность преподавателя, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, их продолжительность и эмоциональная окраска.

В вузах задачу формирования мотивов, переходящих в потребность физических упражнений, призваны решать лекции по физической культуре, практические занятия, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия.

Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, ею может быть:

·активный отдых;

·укрепление здоровья;

·повышение уровня физического развития и физической подготовленности;

·выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов.

17.планирование  объема и интенсивности физических  упражнений с учетом  умственной  учебной деятельности

Основные показатели физической нагрузки – объем и интенсивность (длина  преодолеваемых отрезков и число  повторений упражнений, их длительность и характер отдыха). 
Объем физической нагрузки определяется числом упражнений, выполненных за единицу времени (занятие, неделю, месяц, год). Объем выражается в конкретных единицах: в числе пройденных километров (лыжные гонки, бег, плавание) – циклические упражнения и в часах – ациклические упражнения. 
Интенсивность физической нагрузки – это объем физических упражнений, выполненных с определенной скоростью, т.е. путь, пройденный в единицу времени с определенной мощностью, при определенной плотности занятий. Интенсивность нагрузки связана с напряжением усилий занимающегося при выполнении упражнений. Показателями ее могут служить частота сердечных сокращений (ЧСС), скорость передвижения спортсмена, выраженная в процентах от  
соревновательной скорости, и содержание лактата в крови. Например, в зависимости от величины показателей ЧСС и скорости передвижения на лыжах, интенсивность в лыжных гонках классифицируется таким образом: низкая – 120–140 уд/мин или 55–70 %; средняя – 140–160 уд/мин, 70–85 %; околосоревновательная – 160–175 уд/мин, 85–95 % соревновательная – 175–190 уд/мин,  95–105 %; максимальная 190 уд/мин, 105 %.  
Интенсивность нагрузки выражается абсолютными и относительными показателями. Абсолютные показатели – это физические единицы измерения  (м/с, км/ч, частота движения), относительные – скорость в % от соревновательной, с которой занимающийся проходит определенный отрезок или всю дистанцию. 
Зависимость ЧСС от возраста можно определить по формуле: 
ЧСС (максимальная) = 220 – возраст (в годах). 
Физиологическое влияние интенсивности нагрузки характеризуется изменением показателей деятельности ведущих систем организма: ЧСС (уд/мин), потребление кислорода (мл/мин/кг) и др. При проведении учебно-тренировочных занятий со студентами для оценки величины нагрузки можно воспользоваться формулой, предложенной В.С. Фоминым:  
К  
(ЧСС после бега – ЧСС исходная) 
 
· 100 %, 
(ЧСС после бега – ЧСС через 10 мин)  
 
где К – коэффициент восстановления, иначе скорость восстановления пульса к 10-й минуте после бега; ЧСС после бега – величина пульса сразу после бега, подсчитывается за 10 с сразу после преодоления дистанции или физической нагрузки; ЧСС через 10 мин – величина пульса через 10 мин после бега или выполненной физической нагрузки; ЧСС исходная – величина пульса до занятия. Рассчитывая коэффициент восстановления К, можно планировать беговую нагрузку (длину дистанции и скорость бега) или другую физическую тренировочную нагрузку. Один из компонентов нагрузки можно увеличить, если К составляет менее 80 %.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"