Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 49 вопросов и ответов по дисциплине "Физкультура".

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 109.12 Кб (Скачать файл)

1.Роль физической культуры  и спорта в развитии современного  общества

Спорт как важный социальный феномен пронизывает все уровни современного социума, оказывая широкое  воздействие на основные сферы жизнедеятельности  общества. Он влияет на национальные отношения, деловую жизнь, общественное положение, формирует моду, этические ценности, образ жизни людей. В подтверждение  этого тезиса можно привести слова  известного спортсмена Александра Волкова: «...спорт сегодня - это главный  социальный фактор, способный противостоять  нашествию дешевой культуры и  дурным привычкам». Действительно, феномен  спорта обладает мощной социализирующей  силой. Политики давно рассматривают  спорт как национальное увлечение, способное сплотить общество единой национальной идеей, наполнить своеобразной идеологией, стремлением людей к  успеху, к победе.

В США, например, еще в 60-е  годы, спорт, став национальным увлечением, был объявлен моделью самого американского  общества. Начиная с 70 - 80-х годов  прошлого столетия спорт в США является "второй религией", в которую верят большинство американцев. Население бережно относится к своему здоровью, понимая, что это - личный капитал, от качества которого в жизни зависит многое: карьера, личное счастье, светлое будущее. Немаловажную роль в популяризации спорта сыграли СМИ. Именно этот фактор помог преодолеть так называемый "психологический барьер" в отношении населения к физической активности . 
Анализ развития спорта в США и других странах мира показывает, что активная позиция населения по отношению к спорту формируется как следствие хорошей пропаганды СМИ. Именно от СМИ, и в первую очередь от TV, зависит популяризация видов спорта, а занятия физкультурно-спортивной деятельностью рассматриваются как неотъемлемая часть культуры жизнедеятельности.

Социологические опросы населения, особенно молодежи, занимающейся спортом, показывают, что спорт формирует  первоначальное представление о  жизни и мире. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие  важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя.

Люди, прошедшие школу  спорта, убеждены, что спорт помог  им воспитать веру в свои силы и  возможности, а также умение ими  воспользоваться. Спорт учит идти на жертвы ради достижения цели. Уроки, усвоенные  юными спортсменами на спортивном поле, затем, как правило, помогают и в  жизни. Многие из спортсменов утверждают, что именно спорт сделал из них  человека, способного быть личностью. Посредством спорта реализуется  принцип современной жизни - "рассчитывать на самого себя". Это означает, что достижение успеха зависит, прежде всего, от личных, индивидуальных качеств - честолюбия, инициативы, трудолюбия, терпения, волевых навыков.

Эффективность социализации посредством спортивной деятельности зависит от того, насколько ценности спорта совпадают с ценностями общества и личности.

Однако, говоря о положительных  моментах социализации средствами спорта, нельзя не сказать о негативных фактах развития современного спорта, которые  серьезно повлияли на его ценности. Погоня за медалями и рекордами привела  к возникновению таких негативных явлений в спорте, как стремление к победе любой ценой, допинг, ранняя специализация, жестокость, насилие  и т.д. Поэтому все чаще возникает  вопрос, а гуманен ли современный  спорт, что необходимо сделать, чтобы  сохранить этот феномен для благородных  целей развития личности и общества?

По своей природе спорт, несмотря на присущую ему соревновательность, гуманен, поскольку он способствует развитию личности, помогает раскрывать непознанные возможности человеческого организма и духа. Реализация гуманистического потенциала спорта не происходит сама собой и во многом зависит от того, в каких целях общество использует спорт.

Процессы коммерциализации и профессионализации приняли чрезмерный и необратимый характер. В конце XX века профессиональный спорт стал составной частью международного спортивного  и олимпийского движения. Сегодня  многие ученые, критикуя существующий путь развития международного спорта, пытаются найти новые модели соревновательной деятельности. Особенно важны такие  исследования для массового и  детского спорта. Уже созданы концепции  спартианского движения, спортизированного физического воспитания, валеологического и олимпийского воспитания молодежи. Это первые шаги, позволяющие сохранить и развивать гуманистические ценности спорта.

2.Ценностные ориентации  студентов на физическую культуру  и спорт.

Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые  обществу и личности в качестве средств  удовлетворения потребностей. Они формируются  в процессе усвоения личностью социального  опыта и отражаются в ее целях, убеждениях, идеалах, интересах. В них  отражены представления студентов  о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить  потребности студентов, проявляется  единство физического, психического и  социального развития личности.

В сфере физической культуры ценности по качественному критерию могут  быть представлены как:

¦ материальные (условия занятий, качество спортивной экипировки, льготы со стороны  общества);

¦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая подготовленность);

¦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства  долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

¦ психические (эмоциональные переживания, черты характера, свойства и качества личности, творческие задатки);

¦ культурные (познание, самоутверждение, самоуважение, чувство собственного достоинства, эстетические и нравственные качества, общение, авторитет).

Ценностные ориентации студентов  рассматриваются как способы, с  помощью которых дифференцируют объекты физической культуры по их значимости. В структуре физкультурно-спортивной деятельности ценностные ориентации тесно  связаны с эмоциональными, познавательными  и волевыми ее сторонами; образующими  содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой  деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет  система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений  индивида к тем объектам, ради которых  эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие -- познавательную, третьи -- поведенческую активность.

Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентаций студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Данные показывают, что ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические нагрузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

Отношение студентов к физической культуре и спорту является одной  из актуальных социально-педагогических проблем учебно-воспитательного  процесса. Педагогам и студентам  принадлежит ведущая роль по реальному  включению физической культуры и  спорта в здоровый образ студенческой молодежи.

Реализация этой задачи каждым студентом  должна рассматриваться с двуединой  позиции - как личностно значимая и как общественно-необходимая.

Данные научных исследований и  практика свидетельствуют о том, что физкультурно-спортивная деятельность еще не стала для студентов  насущной потребностью, не превратилась в интерес личности. Реальное участие  студентов в этой деятельности недостаточно. Для преодоления этого негативного  явления необходимо ознакомиться с  механизмами действия их побудительных  сил, которые через интересы и  мотивы ведут к удовлетворению потребности  личности студента.

Критерием физкультурно-спортивной деятельности является физкультурно-спортивная активность. Она характеризуется степенью участия, вовлеченности студентов в сферу  деятельности. Ее можно рассматривать  как меру и характер участия непосредственно  в занятиях физическими упражнениями и как активность участия физкультурно-спортивных мероприятий в организации и  проведении их и в судейской практике.

Воспитание потребностей и мотивации  в физкультурно-спортивной деятельности оказывает влияние на удовлетворение других потребностей студентов:

- биосоциальных: сохранение здоровья, организация отдыха, релаксация, потребность в движении;

- социально-психологических: общение,  самоактуализация, самоутверждение, престижность, модность, общественная значимость, активность и сопереживание. В ходе развития и воспитания личности потребности непрерывно изменяются.

Осознание студентом потребности  в физкультурно-спортивной деятельности превращает ее в интерес.

Проявление интереса к занятиям физической культуре и спорту вызывает желание действовать, формирует  мотив поведения. Мотивы следует  отличать от сознательных целей и  намерений. Мотивы стоят за целями, побуждают к их достижению.

Роль физической культуры в формировании основных качеств и свойств личности очень велика. Человек должен уметь  отвлеченно мыслить, вырабатывать общие  положения и действовать согласно этим положениям. Но недостаточно просто уметь рассуждать и делать выводы, -- необходимо уметь применять их в жизни, достигать намеченной цели, преодолевая препятствия, встречающиеся на пути. Это же может быть достигнуто только при правильном физическом образовании.

«Отсюда та тесная, неразрывная связь  между физическим и умственным образованием, благодаря которой задачи их разъединить  невозможно, и только при полной гармонии между ними мы можем ожидать  полного развития нравственного  характера лица».

3. здоровый образ  жизни и его составляющие.

Здоровый образ жизни — это  система привычек и поведения  человека, направленная на обеспечение  определенного уровня здоровья.

Что такое здоровье?

Существует целый ряд определений, которые, как правило, содержат пять критериев, определяющих здоровье человека:

- полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;

- нормальное функционирование  организма в системе «человек  — окружающая среда»;

- умение приспосабливаться к  постоянно меняющимся условиям  существования в окружающей среде; 
отсутствие болезни;

- способность к полноценному  выполнению основных социальных  функций.

Мы остановимся на определении  здоровья, которое дано в Уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). В нем указано, что здоровье — это «состояние физического, духовного  и социального благополучия, а  не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В обобщенном виде здоровье можно  определить как умение человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним отрицательным факторам, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличивать длительность полноценной жизнедеятельности, т. е. обеспечивать свое благополучие. Смысл слова благополучие в Словаре русского языка (автор С.И. Ожегов) определяется как «спокойное и счастливое состояние», а счастье — как «чувство и состояние полного высшего удовлетворения».

Исходя из этих понятий, сделаем  вывод: здоровье человека неотделимо от его жизнедеятельности и ценно  тем, что является непременным условием эффективной деятельности индивидуума, через которую достигаются благополучие и счастье.

Достичь благополучия возможно только через труд, направленный на расширение своих духовных, физических и социальных возможностей.

Рассмотрим высказывание по этому  поводу из трактата «Об обязанностях»  древнеримского политика, оратора и  писателя Марка Тулия Цицерона (106—43 гг. до н.э.): «Обязанности мудрого —  заботиться о своем имуществе, не совершая ничего противного обычаям, законам  и установлениям; ведь мы хотим быть богаты не только ради себя, но и ради детей, родных и друзей, а особенно ради государства; ведь средства и достояние отдельных лиц составляют богатства гражданской общины».

Таким образом, здоровье — непременное  условие эффективной жизнедеятельности  человека.

 
Факторы, влияющие на здоровье

Индивидуальное  здоровье в основном зависит от четырех  факторов:

- биологические факторы (наследственность) — около 20%; 
- окружающая среда (природная, техногенная, социальная) — 20%; 
- служба здоровья—10%; 
- индивидуальный образ жизни — 50%.

 
Из этого распределения следует  вывод, что состояние здоровья каждого  человека на 90% индивидуально, так как  оно зависит от наследственности, факторов окружающей среды и в  основном от индивидуального образа жизни (поведение каждого, его привычек, поступков, стремления, пристрастия).

В книге Н.М. Амосова «Раздумья  о здоровье» говорится: «В большинстве  болезней виновата не природа, не общество, а только сам человек. Чаще всего  он болеет от лени и жадности, но иногда и от неразумности. 
Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные. Заменить их нельзя ничем. Человек столь совершенен, что вернуть здоровье можно почти с любой точки его упадка. Только необходимые усилия возрастают по мере старости и углубления болезней».

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"