Шпаргалка по "Физкультуре"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 13:11, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит 49 вопросов и ответов по дисциплине "Физкультура".

Вложенные файлы: 1 файл

1.docx

— 109.12 Кб (Скачать файл)

Характерной особенностью внимания является сосредоточение (концентрация) психической деятельности (сосредоточение субъекта на объекте). Сосредоточение предполагает не просто отвлечение от всего постороннего, от всего, не относящегося к данной деятельности, но и торможение (игнорирование, устранение) побочной, конкурирующей деятельности. Благодаря  этому отражение объектов данной деятельности становится более ясным  и отчетливым. Чем труднее стоящая  перед человеком задача, тем, очевидно, напряженнее, интенсивнее, углубленнее  будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее  углубленным является его внимание.

С сосредоточенностью связана  интенсивность или напряженность  внимания. Чем больше интерес к  деятельности (чем больше осознание  ее значения) и чем труднее деятельность (чем менее она знакома человеку), чем больше влияние отвлекающих  раздражителей, тем более интенсивным  будет внимание.

Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко  отличить от невнимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). Следует также отметить, что в некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.

2.2 Память

Память – это способность  нервной системы длительное время  хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, а также  неоднократно выводить эту информацию в область сознания и поведения.

Память человека включает четыре характеристики:

1. запоминание (усвоение) информации;

2. сохранение информации;

3. извлечение информации;

4. воспроизведение информации.

Указанные процессы не являются автономными психическими способностями. Они формируются в деятельности и определяются ею. Запоминание определенного  материала связано с накоплением  индивидуального опыта в процессе жизнедеятельности. Использование  в дальнейшей деятельности того, что  запомнилось, требует воспроизведения. Выпадение же определенного материала  из деятельности ведет к его забыванию. Сохранение материала в памяти зависит  от участия его в деятельности личности, поскольку в каждый данный момент поведение человека определяется всем его жизненным опытом.

Память, таким образом, есть важнейшая, определяющая характеристика психической жизни личности. Никакое  актуальное действие немыслимо вне  процессов памяти, ибо протекание любого, пусть даже самого элементарного  психического акта обязательно предполагает удержание каждого данного его  элемента для "сцепления" с последующими. без способности к такому "сцеплению" невозможно развитие: человек оставался бы "вечно в положении новорожденного" (И.М. Сеченов).

Будучи важнейшей характеристикой  всех психических процессов, память обеспечивает единство и целостность  человеческой личности

2.3 Мышление

Мышление – процесс  познавательной деятельности человека, характеризующийся обобщенным и  опосредованным отражением внешнего мира и внутренних переживаний. Целью  мышления является приспособление к  новым условиям на поведенческом  уровне и решение новых задач. Процессы мышления сводятся к образованию: 1) общих представлений и понятий; 2) суждений и умозаключений.

По форме мышление бывает словесно-логическим (абстрактным), эмоциональным (оценочным), практическим и т. д. Сущность мышления составляет мысленное моделирование  человеком различных событий. Мышление дает возможность понять закономерности материального мира, связи и отношения, в которых находятся предметы и явления, причинно-следственную связь  в общественно-исторических событиях, закономерности психики человека. Мышление носит обобщенный характер, имеет  дело с общими и существенными  признаками предметов. Мышление дает возможность  знать и судить о том, что человек  непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно дает возможность предвидеть ход событий, результаты действий в будущем.

Процесс мышления начинается с возникающей потребности (желания, стремления) ответить на тот или  иной вопрос, решить ту или иную задачу, выйти из того или иного затруднения. Чем больше человек знает, тем  богаче его кругозор, тем больше возникает у него новых вопросов, тем активнее и самостоятельнее  его мысль.

Таким образом, мышление –  это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический  процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

1.4 Речь

Преимущество человека перед  другими животными состоит прежде всего в его чрезвычайно высокой способности к мышлению. Однако эта способность, так же как и лежащие в ее основе восприятие и память были бы значительно слабее, если бы у человека одновременно с этими процессами не выработалось орудие, служащее их продолжением и дополнением, - речь.

У большинства животных существуют сигналы, с помощью которых они  общаются. Птицы поднимают крик в  случае опасности, и у них есть особые песни, с помощью которых  они подзывают и распознают потенциальных  партнеров. У некоторых стадных  обезьян существует более 20 сигналов с вполне определенным значением. Однако во всех этих случаях сигналы лишь запускают какие-то врожденные поведенческие  реакции. Такого рода сигналы есть и  у человека: очевидными примерами  служат крики боли и непроизвольные восклицания, предупреждающие об опасности.

Человеческая речь отличается от средств общения других животных тем, что она позволяет также  передать представление и о том, чего в наличной ситуации нет. Поэтому  с помощью речи можно рассказывать не только о текущих, но и о прошлых  или будущих событиях, даже если они не имеют ничего общего с собственным  опытом говорящего.

Речь – важное средство, к которому мы прибегаем, когда нам  нужно разумно аргументировать  свое отношение к разным жизненным  проблемам. Однако надо сказать, что  это лишь второстепенная функция  речи. Только немногие люди занимаются одним тем. что логически мыслят, а с помощью речи лишь выдают результат своих размышлений. Для большинства же речь – в основном способ передавать информацию, размышлять над жизненными явлениями и внутренними состояниями или просто получать удовольствие от разговора.

Таким образом, речь – это  средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Выводы

Как мы могли убедиться, биологические  часы живых организмов, в том числе  и человека, проявляются во всех жизненных процессах. Без них  невозможна была бы жизнь. Поэтому при  изучении биологических часов важно  не только знать об их существовании, но и учитывать их локализацию  и роль в жизни. Так как человеческий организм подчиняется ритмам, заложенным самой природой, и эти ритмы  оказывают влияние на все процессы, происходящие в организме, то учет этих ритмов и уважительное отношение  к ним — основа человеческого  здоровья.

Представление о человеке практически обязательно предполагает оценку его ума. Пожалуй, скорее, чем  о характере, о способностях, о  настойчивости, люди судят другого, как говорится, по уму. Ум человека не только на уровне обыденного сознания воспринимается как некое единое свойство, но и в научном понимании  представляет собой сложное целостное  образование психики. Развитый ум пользуется образами, понятиями, суждениями, умозаключениями, способен выстраивать логические цепочки от простых до сложных концептуальных и теоретических построений. При этом замечено, что один может гибко пользоваться освоенными операциями и быстро переключаться, устанавливая связи между мыслями, другой проделывает то же самое, но значительно медленнее. 
 
11.изменение физического и психологического состояния студентов в период экзаменационной сессии.

Два месяца в году у студентов  связаны с экзаменам - зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр. Они служат определенным стимулом к увеличению объема, продолжительности интенсивности учебной деятельности, мобилизации всех сил организма. В этот период при средней продолжительности самоподготовки 8-9 часов в день интенсивность учебного труда повышается на 86-100%. Все это происходит в условиях изменения жизнедеятельности студентов. У многих из них в этот период возникают отрицательные эмоции, неуверенность в своих силах, чрезмерное волнение и страх. В период экзаменов под влиянием напряженной умственной деятельности, в условиях существенных изменений процессов жизнедеятельности, отсутствие в них физических отношений как средство эмоциональной разрядки, рекреации, наблюдается последовательное снижение показателей умственной и физической работоспособности на всем периоде экзаменационной сессии. Сам процесс экзаменов характеризуется также значительными психоэмоциональными и энергетическими затратами. В то же время более высокий уровень физической подготовленности помогает организму студентов более экономично справиться с требованиями экзаменационной сессии.

Сразу после экзаменационной  сессии наблюдается снижение общего функционального состояния, толерантности  организма к физическим нагрузкам  и возрастание требований к профессионально  важным интеллектуальным характеристикам  личности. Происходит снижение компонентов  клинического статуса и функциональной устойчивости к физическим нагрузкам  и повышение профессионально  важных интеллектуальных качеств. Такую  динамику можно объяснить следующим  образом: сам учебный процесс  с нарастанием его интенсификации к экзаменационной сессии является мощным тренингом к стимуляции долговременной и оперативной памяти, логического  и эвристического мышления, объема и переключения внимания, зрительно-моторного  восприятия, позволяющим повысить резервы  интеллектуального труда. В то же время, к началу экзаменационной  сессии возрастает время нахождения студентов в состоянии гиподинамии, нарушение режима труда и отдыха, питания. Возрастает негативное влияние  увеличения интоксикации никотином, временной  тонизации посредством тонина и  кофеина при повышенном потреблении  крепкого чая и кофе, что в совокупности приводит к снижению общей физической тренированности, общему физическому  утомлению. 
 
         Обучение в высшей школе требует от студентов значительных интеллектуальных и нервно-эмоциональных напряжений, доходящих в период экзаменационной сессии до пределов возможного. Кроме того, эти напряжения, налагаясь на социальные, бытовые, экологические и другие нагрузочные факторы, могут привести к различным функциональным и психическим срывам. 
 
Работоспособность в большей степени связана с условиями труда. Для возникновения и развития сердечно-сосудистых заболеваний, астении, неврозоподобных синдромов, неврозов, заболеваний опорно-двигательного аппарата вполне достаточно негативного воздействия учебной деятельности, а в дальнейшем фактора «сидячих» профессий. В то же время нельзя исключить появления этих заболеваний и при воздействии других факторов внеучебного и внепроизводственного характера.

12.обьективные  и субъективные признаки усталости , утомления и переутомления, их причины и профилактика.

Утомление - состояние усталости, сопровождаемое пониженной работоспособностью. Утомление -- это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Это объективный процесс, характеризующийся изменениями в организме человека, которые могут быть установлены объективными методами.

Субъективное переживание человеком  утомления называется усталостью. Физиологическая  сущность усталости заключается  в сигнализации организма о необходимости  прекратить или снизить интенсивность  работы, для того чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Однако далеко не всегда чувство усталости  соответствует степени утомления. Человек в состоянии утомления  может и не чувствовать усталости  под влиянием эмоционального возбуждения, опасности, интереса к выполняемой  районе, чувства долга, ответственности  за порученное дело.

Переутомление - это патологическое состояние, развивающееся у человека вследствие хронического физического  или психологического перенапряжения, клиническую картину которого определяют функциональные нарушения в центральной  нервной системе.  
     В основе заболевания лежит перенапряжение возбудительного или тормозного процессов, нарушение их соотношения в коре больших полушарий головного мозга. Это позволяет считать механизм переутомления аналогичным механизму неврозов. Существенное значение в патогенезе заболевания имеет эндокринная система, и в первую очередь гипофиз и кора надпочечников.  
     Обычно в клинике заболевания выделяют нечетко отграниченные друг от друга три стадии.  
     I стадия. Для нее характерно отсутствие жалоб или изредка человек жалуется на нарушение сна, выражающееся в плохом засыпании и частых пробуждениях. Весьма часто отмечается отсутствие чувства отдыха после сна, снижение аппетита, концентрации внимания и реже - снижение работоспособности. Объективными признаками заболевания являются ухудшение приспособляемости организма к психологическим нагрузкам и нарушение тончайшей двигательной координации. Никаких объективных данных нет.  
     II стадия. Для нее характерны многочисленные жалобы, функциональные нарушения во многих органах и системах организма и снижение физической работоспособности. Так, люди предъявляют жалобы на апатию, вялость, сонливость, повышенную раздражительность, на снижение аппетита. Многие люди жалуются на легкую утомляемость, неприятные ощущения и боли в области сердца, на замедленное втягивание в любую работу. В ряде случаев такой человек жалуется на потерю остроты мышечного чувства, на появление неадекватных реакций на физическую нагрузку. Прогрессирует расстройство сна, удлиняется время засыпания, сон становится поверхностным, беспокойным с частыми сновидениями нередко кошмарного характера. Сон, как правило, не дает необходимого отдыха и восстановления сил.  
     Часто эти люди имеют характерный внешний вид, выражающийся в бледном цвете лица, впавших глазах, синеватом цвете губ и синеве под глазами.  
     Нарушения деятельности нервной системы проявляются и в изменениях суточного ритма.  
     В сердечно-сосудистой системе функциональные нарушения проявляются в неадекватно большой реакции на психологические нагрузки, в замедлении восстановительного периода после них и в нарушениях ритма сердечной деятельности, и в ухудшении приспособляемости сердечной деятельности к нагрузкам.  
     Масса тела у человека в состоянии переутомления падает. Это связано с усиленным распадом белков организма.  
     Все отмеченные при II стадии переутомления изменения являются следствием нарушения регуляции деятельности и снижения функционального состояния органов, систем органов и всего организма человека. Они также объясняют наблюдающееся при переутомлении понижение сопротивляемости организма к вредному воздействию факторов внешней среды и, в частности, к инфекционным заболеваниям. Последнее во многом определяется также понижением основных иммунобиологических защитных реакций организма.  
     III стадия. Для нее характерно развитие неврастении и резкое ухудшение общего состояния. Неврастения является следствием ослабления тормозного процесса либо перенапряжения возбудительного процесса в коре головного мозга.  
 
     При переутомлении I стадии следует снизить психологическую нагрузку и изменить режим дня на 2-4 недели (уменьшить общий объем нагрузки, исключить длительные и интенсивные занятия). Основное внимание в режиме дня уделить общей физической подготовке, которая проводится с небольшой нагрузкой.  
     При переутомлении II стадии занятия на 1-2 недели заменяются активным отдыхом. Затем в течение 1-2 месяцев проводится постепенное включение в обычный режим.  
     В III стадии переутомления первые 15 дней отводятся на полный отдых и лечение, которые следует проводить в клинических условиях. После этого человеку назначается активный отдых. Постепенное включение в обычный режим дня проводится еще 2-3 месяца. Все это время запрещается большая психологическая или физическая нагрузка.  
 
     Профилактика переутомления строится на устранении вызывающих его причин. Поэтому интенсивные нагрузки должны применяться только при достаточной предварительной подготовке. В состоянии повышенной нагрузки интенсивные занятия следует чередовать с физическими нагрузками, особенно в дни после экзаменов или зачетов. Переутомление в I стадии ликвидируется без каких-либо вредных последствий. Переутомление II и особенно III стадии может привести к длительному снижению работоспособности.

Информация о работе Шпаргалка по "Физкультуре"