Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

Цель работы: исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7

1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7

1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11

1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15

1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22

2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22

2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность данной темы состоит в том.docx

— 97.97 Кб (Скачать файл)

- решительность – отсутствие излишних колебаний и сомнений при борьбе мотивов, своевременное и быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь;

- настойчивость  – стремление достичь необходимого, вопреки имеющимся трудностям и неудачам;

- выдержка  – отсутствие горячности в  поведении при возникновении  конфликта, хладнокровие;

- ответственность  – способность отвечать за  свои поступки, осознавать своё  поведение.

     Наиболее успешное решение задач формирования волевых качеств дошкольников 5-6 лет может быть достигнуто путём использования подвижных игр с правилами на физкультурных занятиях. Часть подвижных игр с правилами организуется взрослыми, остальные используются детьми в свободной самостоятельной деятельности. Детей необходимо знакомить с новыми подвижными играми, разучивая по 3-4 игры в месяц. Каждая новая подвижная игра с правилами повторяется в месяц по 4-5 раз, в зависимости от сложности, что позволяет детям усвоить правила данной игры и не потерять к ней интерес. Организовываются и знакомые детям подвижные игры с правилами. В них можно предложить детям изменить правила, усложнив их. В ряде подвижных игр с правилами от детей требуется проявление выдержки, волевых усилий.

     Воспитанию выносливости соответствуют  подвижные игры с правилами,  где имеется неоднократное повторение  действий, с непрерывной двигательной  деятельностью, связанной с большой затратой сил и энергии. Однако следует учитывать, что общее число повторительных действий должно быть невелико и чередоваться с короткими перерывами для отдыха. На непрерывную деятельность должно отводиться относительно короткое время. Также необходимо учитывать индивидуальные особенности развития детей, их способности.

     Организуя подвижные игры с  правилами, с детьми старшего дошкольного возраста ведётся воспитательная работа. У детей воспитывается привычка подчиняться капитану команды, играть дружно и уважать членов команды соперников. Воспитывается интерес к преодолению трудностей, препятствий на пути к достижению намеченной цели.

     Таким образом, овладение правилами  подвижных игр является значительным фактором формирования произвольности ребёнка в детском коллективе. Развитие произвольности в подвижных играх с правилами является очень важной стороной общего развития деятельности ребёнка, так как в значительной мере определяет уровень его готовности к школьному обучению.

     При этом важно сотрудничество родителей с педагогами дошкольного учреждения по вопросам формирования воли у детей старшего дошкольного возраста. Дети быстро овладевают «языком чувств», который является составляющей культуры общения, поэтому при необходимости педагог должен инициировать коррекцию семейного общения, рекомендуя разные формы совместной деятельности детей и родителей.

Вывод. В дошкольных учреждениях посредством проведения подвижных игр с правилами можно не только развивать детей физически, но и формировать у них личностные качества. Особенно детям 5-6 лет важно уделить внимание, так как у них в этом возрасте закладывается характер, формируются нравственно-волевые черты.  

     1.2 Характеристика  содержания подвижных  игр с правилами  и их влияние  на формирование  воли детей 5-6 лет 

     Источником подвижных игр с  правилами являются народные  игры, для которых характерны яркость замысла, содержания, простота и занимательность.

     Содержание игр определяется  движениями, которые входят в  её состав: бег, прыжки, лазанье  и т.д. 

     Подвижные игры с правилами  подбираются не только с учётом  возрастных особенностей детей,  но и с учётом их возможностей  выполнять те или иные движения, соблюдать игровые правила.

     Правила в подвижных играх  выполняют организующую роль: ими  определяются её ход, последовательность действий, взаимоотношения играющих, поведение каждого ребёнка. Правила обязывают подчиняться цели и смыслу игры; дети должны уметь ими пользоваться в разных условиях.

     Подвижные игры с правилами  – сознательная, активная деятельность  ребёнка, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

     По определению П.Ф.Лесгафта, игра  является упражнением, посредством  которого ребёнок готовится к  жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насыщенность подвижной игры побуждает к определённым умственным и физическим усилиям.

     Специфика подвижных игр с правилами состоит в молниеносной ответной реакции ребёнка на сигналы «Лови!», «Беги!», «Стой!».

     Подвижные игры с правилами  – это двигательная деятельность  ребёнка, основным содержанием которой является выполнение движений в изменяющихся условиях. Основной целью является решение двигательной задачи. Структура игры регламентируется правилами. Правила чётко формулируются с самого начала, и им должны подчиняться все участники. Правила определяют время выполнения двигательных действий и требования к их точности. Овладеть правилом – значит овладеть своим поведением, научиться управлять им.

     В рамках действий по правилам  остаётся достаточный простор  для личной инициативы детей.  Правила игр приучают к действиям  на основе общих положений, а не по частным указаниям и инструкциям. В последнем случае любая инициатива и самостоятельность исключаются; в первом случае возможно свободное развитие индивидуальных способностей. Ребёнок должен выбрать двигательное действие или способ его выполнения, который позволит успешно решать двигательную задачу за наименьшее время, с наименьшей затратой сил; при этом средство и способ достижения положительного результата в одной и той же игре не остаются постоянными, они согласуются со складывающейся обстановкой. В ходе подвижной игры с правилами у ребёнка может возникнуть новое решение и новый приём, неизвестный ему ранее. Это происходит за счёт способности образовывать новые формы движения из имеющихся элементов двигательных навыков, отдельных движений, приобретенных в процессе прямого обучения.

     Играющие должны строго и точно  соблюдать правила игры, к ним  они должны относиться сознательно и ответственно, как к закону. Правила помогают регулировать двигательную деятельность и осуществлять самоуправление, присваивают каждому игроку определённую роль, устанавливают его место в игре, взаимосвязь между играющими, а вот действия в пределах правил и роли отличаются большой самостоятельностью.

     Одна из характерных особенностей подвижных игр с правилами - стремление к результату. Ребёнок испытывает радость от удовлетворения потребности в движениях, от эмоциональной атмосферы игры, однако особый эмоциональный подъём вызывает достижение реального, наглядного положительного результата – выигрыша. Подвижные игры с правилами предлагают детям 5-6 лет решать индивидуальную двигательную задачу, вступая во взаимоотношения с другими играющими, учитывать их поведение.

     Подвижная игра с правилами связана с выполнением основных движений, но не может быть средством их разучивания.

     Отмечая назначение подвижных игр с правилами в физическом образовании П.Ф. Лесгафт подчёркивал, что игры должны состоять главным образом из тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении. Подвижные игры для дошкольников старшего возраста включают разнообразные основные движения: быстрый бег, бег с увёртыванием, подлезание, прыжки в длину, прыжки на двух ногах на месте и с продвижением вперёд и т.д. Поэтому в процессе физического воспитания подвижную игру с правилами используют для укрепления двигательных навыков, сформированных на занятиях в специально подобранных упражнениях, и для их совершенствования, для получения более интенсивной функциональной нагрузки с целью укрепления и развития внутренних органов, воспитания физических, морально-волевых и интеллектуальных качеств.

     Подвижные игры с правилами  оказывают благоприятное воздействие  на формирование воли детей  5-6 лет, так как для достижения  успеха необходимо обладать решительностью, выносливостью, быстрой реакцией, быть способным в минимальное  время произвести целесообразное  действие в ответ на внезапное  изменение обстановки, иначе все  действия ребёнка будут запаздывающими, неэффективными.

     Чтобы действовать в соответствии с условиями и правилами подвижных игр, ребёнок должен менять своё поведение, а это требует применения ранее выработанного стереотипа в новых условиях, его изменения, приспособления к окружающей обстановке.

     Подвижные игры с правилами  являются эффективным способом  воспитания выдержки, что особенно  важно для дошкольников 5-6 лет,  у которых процесс возбуждения  преобладает над процессом торможения.

     В подвижных играх с правилами,  как подчеркивала А. Усова,  у детей начинает формироваться интерес к соревнованию в ловкости, смекалке, быстроте, смелости, организованности, что также способствует формированию волевых качеств у детей 5-6 лет.

     В старшем дошкольном возрасте  появляется возможность выбирать  подвижные игры с правилами: это могут быть игры с прыжками в длину с места, метанием и лазаньем. Возможностям старших дошкольников соответствуют бессюжетные игры, но детям по-прежнему доставляют большое удовольствие игры с ярким сюжетом.

     Игры с элементами соревнования построены на различных движениях и их сочетаниях, могут включать как индивидуальные, так и командные соревнования. С пятилетнего возраста, по данным В. Панкова, можно использовать разнообразные игры-эстафеты, предусматривающие взаимодействие между играющими. Становятся доступным подвижные игры с элементами спортивных игр: городки, баскетбол, футбол и др. Целесообразно продолжать разучивать подвижные игры как своего, так и других народов.

Вывод. При формировании волевых качеств детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет целесообразно использовать подвижные игры с правилами, так как данные игры имеют яркий сюжет, эмоциональную раскраску, конечную цель действий, в них ребёнок может удовлетворить свои потребности в движениях, реализовать свой творческий потенциал. 

     1.3 Принципы использования  подвижных игр  с правилами для  формирования волевых  качеств детей  5-6 лет 

     Для того, чтобы подвижные игры с правилами были правильно организованы и имели своей целью воспитать волевые качества детей 5-6 лет, ими необходимо руководить. Руководство подвижных игр с правилами заключается в следующем: подбирая подвижную игру с правилами, воспитатель должен учитывать соответствие её характера требуемой двигательной деятельности, доступность игровых правил и содержания детям данного возраста. Воспитатель должен следить за тем, чтобы в игре участвовали все дети, выполняя все требуемые игровые движения, но не допускать избыточной двигательной активности, которая может вызвать их перевозбуждение и переутомления.

     Старших дошкольников необходимо  обучить играть в подвижные  игры с правилами самостоятельно. Для этого необходимо развивать  у них интерес к этим играм,  предоставлять возможность организовывать  их на прогулке, в часы досуга, на праздниках и т.д.

     При проведении подвижных игр  с правилами эффективным будет  использование методики, включающей в себя следующие разработки:

- выбор темы;

- сбор  детей на игру;

- создание  интереса;

- объяснение  правил игры;

- распределение  ролей;

- руководство  ходом игры;

- подведение  итогов

     Тема подвижных игр с правилами отбирается в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями, состоянием здоровья, подготовленностью детей. Принимается во внимание место проведения подвижных игр, время года, метеоролого-климатические и другие условия. Учитываются степень организованности детей, их дисциплинированность.

     Собирать детей можно используя  «зазывалки», или же поручив отдельным детям собрать остальных в установленный ограниченный срок (например, пока звучит мелодия), используя звуковые и зрительные ориентиры, сюрпризы-задания. Собирать надо быстро, чтобы у дошкольников не снизился интерес в игре.

     Для создания интереса к подвижной  игре с правилами можно использовать загадки, вопросы, небольшие рассказы или стихи.

     Объяснение правил подвижной  игры должны происходить при  правильном размещении детей,  чтобы всем было видно руководителя. Важной является последовательность объяснений: нужно назвать игру и её замысел, кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начать игровые действия. Если игра знакомая, необходимо просто вспомнить с детьми правила игры. Если игра новая – эффективно будет, если одновременно рассказывая о правилах игры, показывать действия, то есть создавать образные представления об игре. Кто-нибудь из детей может повторить правила. Если сложная игра, то рекомендуется сначала объяснить главное, а затем по ходу игры все детали. Объяснения содержания и правил игры должны быть краткими, точными и эмоциональными.

Информация о работе Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет