Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

Цель работы: исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7

1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7

1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11

1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15

1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22

2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22

2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность данной темы состоит в том.docx

— 97.97 Кб (Скачать файл)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ 

Курсовая  работа: 40 с., 6 табл., 25 источников, 2 прил.

РАЗВИТИЕ  ВОЛИ, ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА, ПОДВИЖНАЯ  ИГРА С ПРАВИЛАМИ, СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

Объектом  и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

Цель  работы: исследование методов и приёмов  организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.

При выполнении работы использованы методы: теоретического познания, анализ литературы по физическому воспитанию, анализ учебных пособий, учебников, программно-методических документов, методических рекомендаций для воспитателей, журнальных статей. Также в исследовании использовались методы педагогического опыта, наблюдения, бесед с воспитателями, детьми и родителями. Важнейшими составляющими работы были эксперименты констатирующего, формирующего и контрольного характера.

В процессе работы были проведены исследования формирования волевых качеств у дошкольников 5-6 лет.

Полученные  результаты проведённого эксперимента, свидетельствуют о возможности применения определённо подобранной системы подвижных игр с правилами с целью формирования воли у детей 5-6 лет, в образовательных дошкольных учреждениях.

Автор подтверждает, что приведённый в  работе расчётно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 1.  ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7

1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7

1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли  детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11

1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15

1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22

2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22

2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность данной темы «Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет» состоит в том, что воля является одним из звеньев формирования личностных качеств ребёнка. Именно наличие воли определяет ответственность и самостоятельность, умение добиваться поставленной цели, а также умения подчиниться общепринятым правилам, что немаловажно для будущего дошкольников. Развитие воли влечёт за собой формирование физически развитой и психологически устойчивой личности.

     Актуальность темы заключается  в том, что современные дети  почти всё своё свободное время  посвящают компьютерам, телевизорам, либо настольным играм, что в будущем вызывает немало проблем со здоровьем – портится зрение, нарушается обмен веществ, наблюдаются проблемы с позвоночником.

Физическое  воспитание даёт возможность не только укрепить здоровье детей и повысить защитные силы организма, но развивает  такие волевые качества как решительность, инициативность, ответственность, выносливость, настойчивость, самостоятельность, выдержку, упорство.

     В дошкольных учреждениях важным средством физического воспитания является подвижная игра с правилами, так как она наиболее приемлема для детей. Особенно дети 5-6 лет наиболее остро ощущают потребность в движениях и для того, чтобы их рационально организовать необходимо соблюдение определённых условий, правил. Подвижная игра с правилами – это ещё и средство проявить свои качества, способствующие разнообразному развитию сюжета, достижению поставленной цели. Поэтому непосредственно именно в подвижных играх с правилами педагоги реализуют те или иные воспитательные, образовательные и развивающие задачи. В подвижной игре  с правилами дети не только приобретают двигательные навыки и развивают координацию, они становятся активными, волевыми, учатся раздумывать и добиваться успеха, развивают коммуникативные, интеллектуальные и творческие способности, приобщаются к взаимодействию в коллективе.

     П.Ф. Лесгафт – основоположник теории физического воспитания, уделял большое значение подвижным играм с правилами – как средству развития воли, самоорганизованности, дисциплинированности у детей. Е.С. Вильчковский работал над проблемой использования подвижных игр с правилами в разных возрастных группах, организацией данного процесса и руководство им с детьми дошкольного возраста. Многие психологи и педагоги, а именно Шишкина, Вавилова, Лейкина, Хухлаева, Потехина, Колесникова, Денисенко и Тимофеева раскрыли и обосновали, а также экспериментально проверили значение подвижных игр с правилами для полноценного развития основных движений и двигательных качеств у старших дошкольников. Следовательно, важным средством физического воспитания детей старшего дошкольного возраста является подвижная игра с правилами.

     Для совершенствования уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия и разработки новых педагогических технологий обусловлена актуальность данной темы «Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет».

     Целью курсовой работы является исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности дошкольников  в целях формирования их волевых качеств.

     Объект исследования – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях.

     Предмет исследования – методы и приёмы организации игровой деятельности дошкольников 5-6 лет в целях формирования их волевых качеств.

     Задачи исследования:

1. Выявить сущность понятий «воля» и специфику её формирования у детей 5-6 лет в подвижных играх с правилами.

2. Определить влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет. Дать характеристику содержания подвижных игр с правилами.

3. Указать пути использования подвижных игр с правилами в целях формирования волевых качеств дошкольников 5-6 лет.

4. Разработать систему проведения подвижных игр с правилами, способствующую формированию воли детей 5-6 лет.

     Гипотеза исследования: формирование воли детей 5-6 лет в процессе проведения подвижных игр с правилами будет более эффективным, если обеспечить:

а) активное использование предложенной системы  игр в педагогическом процессе;

б) использовать подвижные игры с правилами с  учётом личностных качеств дошкольника;

в) обеспечить взаимодействие педагогов и родителей по программе формирования волевых качеств детей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ 

1.1. Специфика формирования волевых качеств у детей 5-6 лет, посредством проведения подвижных игр с правилами 

     Для достижения какой-либо поставленной  цели каждому человеку необходимо иметь не только определённые знания, умения и навыки, но и волевые усилия, так как воля является важным фактором морального развития личности, основой сознательного соблюдения правил поведения в соответствии с общечеловеческими нормами морали, иногда даже вопреки собственным желаниям.

     Развитие воли продолжается на протяжении всей жизни человека. Но, как показывают исследования педагогов и психологов, начинать работу по формированию воли необходимо с дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте процессы наиболее подвижны и изменчивы.

     Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внутренние  и внешние препятствия, ребёнок  постепенно вырабатывает в себе  волевые качества: организованность, дисциплинированность, настойчивость, смелость, выдержку и целенаправленность. С формированием инициативности, то есть самостоятельности ребёнка в выборе действий и принятии решений и осознанности цели своей деятельности начинается развитие воли.

     Воля является одной из важнейших характеристик личностного развития. Поэтому педагоги и родители должны уделять значительное внимание формированию именно этого качества личности.

     Многочисленные исследования доказывают, что психические особенности  детей дошкольного возраста формируются  и развиваются в зависимости  от условий, в частности от содержания и методов воспитательной и образовательной работы. Поэтому для создания более эффективной воспитывающей и обучающей среды необходимы исследования особенностей формирования и развития воли у детей дошкольного возраста.

     В возрасте 5-6 лет идёт активная подготовка детей к школе, поэтому изучение формирования волевых качеств имеет немаловажное значение для определения трудностей именно в этом возрасте. Возраст 5-6 лет является важным в развитии познавательной, интеллектуальной и личностной сфер ребёнка. Это базовый возраст, когда в ребёнке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются моменты становления «Я» позиции. Именно 90 % закладки всех черт личности ребёнка осуществляется в возрасте 5-6 лет. Это возраст, когда можно понять каким будет человек в будущем. Научно доказано, что в 5-6 лет ребёнок запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте интересно всё, что связано с окружающим миром, расширением кругозора ребёнка. Поэтому и волевые качества важно сформировать и далее развивать именно в возрасте 5-6 лет.

     С вопросом о волевых качествах  дошкольников тесно связана проблема волевой регуляции, то есть у ребёнка наблюдается произвольность движения. Произвольность поведения в деятельности, способность к самоконтролю – это важнейшие личностные новообразования, которые формируются за счёт разнообразия видов деятельности, которые осваивает дошкольник. Ребёнок не только осмысливает свои действия, но он ещё и понимает, какую цель он преследует, выполняя те или иные замыслы, какие действия необходимо предпринять для достижения желаемой цели. На развитие произвольности поведения ребёнка оказывают влияние все виды деятельности, но ведущее место принадлежит подвижной игре с правилами.

     В подвижной игре с правилами для ребёнка создаются известные нормы действия, которые определяют, что надо делать и что делать нельзя. Правила игры являются внешним требованием. Дети должны научиться пользоваться этими правилами, подчиняться им – только при этих условиях может состояться игра.

     Овладение правилами игры является  значительным фактором в формировании произвольности ребёнка в детском коллективе. Эти качества воспитываются и имеют свой возрастной профиль.

     В старшем дошкольном возрасте  большое место отводится подвижным играм с правилами. Основные задачи данного периода:

1) активизация  состязательных отношений между партнёрами;

2) формирование  отношения к правилам, как обязательному для всех участников;

3) формирование  умения распределить и выполнить  различные функции, взаимно контролировать действия в игре;

4) побуждение  детей к придумыванию новых  правил, умению договариваться о  новых правилах.

     Осуществляя решение данных задач, у дошкольников 5-6 лет можно сформировать такие волевые качества как:

- дисциплинированность – способность сознательно выполнять правила игры, поручения, свои обязанности;

- инициативность – способность предпринимать попытки к реализации возникших идей (например, предложив новые правила);

- самостоятельность – способность сделать первый осознанный шаг к реализации новой идеи, способность осознанно принимать решения, не поддаваясь влиянию различных факторов, препятствующих достижению цели;

Информация о работе Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет