Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 23:12, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.
Объект исследования – подвижные игры правилами детей 5-6 лет.
Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.
Гипотеза – если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ………………………………………………..……………………7
1.1 Теоретические подходы к проблеме формирования воли у детей 5-6 лет………………………………………………………………………………...7
1.2 Сущность понятий воли и особенности её формирования у детей 5-6 лет.…………………………………………….……………………………….….16
1.3 Роль подвижных игр с правилами в формировании волевых качеств дошкольников. ………………………..…………………………………18
1.4 Условия, обеспечивающие формирование воли в проведении подвижных игр с правилами у детей 5-6 лет…………………………………………….……………………………………...21
ГЛАВА 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……….………………….27
2.1 Организация и методика исследования.……………………………………..27
2.2 Анализ полученных результатов исследования …………………….…..31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...35
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..36

Вложенные файлы: 1 файл

MOYa_KURSOVAYa.docx

— 122.56 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ 

«БАРАНОВИЧСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет ____________________________________________

Кафедра _____________________________________________

Дата регистрации  работы в деканате _______________________

Дата регистрации  работы на кафедре __________________________

Отметка о допуске  к защите _________________________________

Оценка за защиту ______________________________________

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине____________________________________________

Тема: ____________________________________________________________________________

Исполнитель:

_______________________________

студент (факультет, курс, группа)

 

_______________________________

фамилия, имя, отчество

Руководитель:

_______________________________

ученое звание, ученая степень, должность,

 

_______________________________

фамилия, имя, отчество

 

 

 

 

Барановичи 2011

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«БАРАНОВИЧСКИИ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу

(регистрационный  №_______)

студента 

(Ф.  И. О.)

Факультет 

Курс 

Дисциплина 

Рецензент 

(Ф.  И. О.)

Дата получения работы для рецензирования _______________________

Дата возвращения  работы после рецензирования ___________________

Оценка (отметка  о допуске) _____________________________________

Подпись преподавателя-рецензента ______________________________

Текст рецензии _______________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Курсовая работа: 35 страниц, 20 источников, 3 приложений.

Тема: Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.

Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.

Объект исследования – подвижные игры с правилами детей 5-6 лет.

Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические  подходы к анализу проведения  формирования воли детей 5-6 лет. 

2. Раскрыть сущность понятия  "воли", её содержательные характеристики.

3. Рассмотреть потенциальные  возможности подвижной игры с правилами на формирования воли детей 5-6 лет.

4. Разработать и апробировать  систему игр и игровых приёмов  в целях формирования воли  детей 5-6 лет.

Методы исследования:

1. Теоретические – анализ  психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения.

2. Эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент.

3. Математические – определение  количественных и качественных  показателей эффективности предлагаемой  системы работ.

Этапы исследования:

1. Изучение психолого-педагогической  литературы, определение содержания  исследовательской работы (июнь-сентябрь 2011 года).

2. Проведение эмпирического исследования (октябрь-ноябрь 2011года).

3. Обработка и оформление собранного фактического материала в форме курсовой работы (декабрь 2011 года).

В ходе работы проведено  исследование, которое подтвердило, что если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.

Наработанный теоретический  и практический материал курсовой работы может быть использован студентами педагогических ВУЗов на производственной и педагогической практике, а также  в дальнейшей профессиональной деятельности.

Автор подтверждает, что  приведенный в работе расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения  и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Подпись студента)____________

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПРОЦЕССЕ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ………………………………………………..……………………7

1.1 Теоретические подходы к проблеме формирования воли у детей 5-6 лет………………………………………………………………………………...7

1.2  Сущность понятий воли и особенности её формирования у детей 5-6 лет.…………………………………………….……………………………….….16

1.3 Роль подвижных игр с правилами в формировании волевых качеств дошкольников.              ………………………..…………………………………18

1.4 Условия, обеспечивающие формирование воли в проведении подвижных игр с правилами у детей 5-6 лет…………………………………………….……………………………………...21

ГЛАВА 2   ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ……….………………….27

2.1 Организация и методика исследования.……………………………………..27

2.2  Анализ полученных результатов исследования …………………….…..31

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………..…………...35

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….……..36

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..………...41

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность исследования. Воля относится к ключевым проблемам развития личности, определяющим самостоятельность и ответственность дошкольника за востребованность в будущем. По этому представляется целесообразным рассмотреть основные волевые качества личности и пути их формирования посредством подвижных игр с правилами.

Основой системы физического  воспитания в дошкольных учреждениях  остается двигательный режим как  совокупность разных способов и организаций  форм работы с детьми. Сегодня физическое воспитание направлено в первую очередь  на охрану и укрепление здоровья детей, повышения защитных сил организма, воспитания стойкого интереса к двигательным умениям, навыкам, волевым и физическим качествам (скорость, ловкость, выносливость, гибкость), формированию культуры здоровья.

Очень эффективной формой работы и важным средством физического  воспитания в жизни шестилетних  детей являются подвижные игры с  правилами. Они возникают из ролевых  игр с воображаемой ситуацией. Их изучению были посвящены работы А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Ф. И. Фрадкиной.

Выготский Л. С. видел в  подвижных играх с правилами  неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую "зону ближайшего развития".

Подвижные игры достаточно важны для всестороннего развития ребенка. Ценность их не только в том, что они развивают движения детей, но и в том, что побуждают малышей  быть волевыми, активными, деятельными, раздумывать, добиваться успеха. Благодаря  этим играм весь организм ребенка  втягивается в работу, у него улучшается пищеварение, становится глубже дыхание, укрепляется нервная система, воспитываются  такие черты характера как  воля, дисциплинированность, сдержанность.

Значения подвижной игры для гармоничного развития детей, проблемы внедрения ее в практику работы дошкольных учреждений изучают психологи и  педагоги. Основоположник теории физического  воспитания П.Ф. Лесгафт - уделял важное значение подвижным играм с правилами - как средству развития воли само организованности, дисциплинированности у детей. Психологи и педагоги Хухлаева, Денисенко, Шишкина, Вавилова, Колесникова, Лейкина, Тимофеева, Потехина обосновали, раскрыли, экспериментально проверили значение подвижных игр с правилами для полноценного развития и довели влияние подвижных игр на развитие у детей основных движений , а также двигательных и волевых качеств. Таким образом, подвижные игры с правилами являются важным средством физического воспитания детей дошкольного возраста.

Актуальные проблемы, а  именно проблемы воспитания волевых  качеств у детей в современных  дошкольных учреждениях предопределяет выбор темы "Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет".

Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов и родителей в совершенствовании уже имеющихся подходов психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность дошкольника с целью развития самостоятельности, дисциплинированности, настойчивости, решительности и организованности, а также развития воли и волевых качеств. Очевидна целесообразность разработки новых, рационально построенных и действенных педагогических методик.

Цель данной курсовой работы – выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность использования подвижных игр с правилами для формирования воли детей 5-6 лет.

Объект исследования – подвижные игры  правилами детей 5-6 лет.

Предмет исследования – влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет.

Гипотеза – если использовать подвижные игры с правилами, то формирование воли у детей 5-6 лет будет происходить более интенсивно.

Задачи исследования:

1. Выявить теоретические подходы к анализу проведения формирования воли детей 5-6 лет.

2. Раскрыть сущность понятия "воли", её содержательные характеристики.

3. Рассмотреть потенциальные возможности подвижной игры с правилами  на формирования воли детей 5-6 лет.

4. Разработать и апробировать систему игр и игровых приёмов в целях формирования воли детей 5-6 лет.

Методы исследования:

1. Теоретические – анализ  психолого-педагогической литературы, методы теоретического обобщения.

2. Эмпирические – наблюдение, педагогический эксперимент.

3. Математические – определение  количественных и качественных  показателей эффективности предлагаемой  системы работ.

Этапы исследования:

1. Изучение психолого-педагогической  литературы, определение содержания  исследовательской работы (июнь-сентябрь 2011 года).

2. Проведение эмпирического исследования (октябрь-ноябрь 2011года).

3. Обработка и оформление собранного фактического материала в форме курсовой работы (декабрь 2011 года).

.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения влияния подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

      1. Теоретические подходы к проблеме формирования воли у детей 5-6 лет

 

Воля как характеристика сознания и деятельности возникла вместе с возникновением общества, трудовой деятельности. Она является важным компонентом психики человека, неразрывно связанной с познавательными мотивами и эмоциональными процессами, а также с волевыми действиями.

Волевые действия бывают простые и сложные. К простым волевым действия относятся те, при которых ребенок без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться, т. е. побуждение к действию переходит в само действие почти автоматически.

Для сложного волевого действия характерны следующие этапы:

1)осознание цели и стремление достичь ее;

2)осознание ряда возможностей достижения цели;

3)появление мотивов, утверждающих или отрицающих эти возможности;

4)борьба мотивов и выбор;

5)принятие одной из возможностей в качестве решения;

6)осуществление принятого решения;

7)преодоление внешних препятствий, объективных трудностей самого дела, всевозможных помех до тех пор, пока принятое решение и поставленная цель не будут достигнуты, реализованы.

Воля является важной характеристикой еще и потому, что она нужна при выборе цели, принятии решения, при осуществлении действия, при преодолении препятствий. Преодоление препятствий требует волевого усилия - особого состояния нервно-психического напряжения, мобилизующего физические, интеллектуальные и моральные силы человека.

Воля, с точки зрения возрастной психологии проявляется как уверенность ребенка в своих силах, как решимость совершить тот поступок, который сам субъект деятельности считает целесообразным и необходимым в конкретной ситуации.

“Свобода воли означает способность принимать решения со знанием дела”.

Необходимость сильной воли возрастает при наличии трудных ситуаций “трудного мира” и сложного, противоречивого внутреннего мира в самом человеке.

Выполняя различные виды деятельности, преодолевая при этом внешние и внутренние препятствия, ребенок постепенно вырабатывает в себе такие волевые качества как: целеустремленность, решительность, самостоятельность, инициативность, настойчивость, выдержку, дисциплинированность, мужество.

Однако необходимо отметить, что могут возникать ситуации, когда воля и волевые качества могут у ребенка не сформироваться. Такая ситуация складывается при наличии определенных условий, таких как неблагоприятные условия жизни и воспитания в детстве:

Информация о работе Влияние подвижной игры с правилами на формирование воли детей 5-6 лет