Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

Цель работы: исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7

1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7

1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11

1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15

1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22

2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22

2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность данной темы состоит в том.docx

— 97.97 Кб (Скачать файл)

     В контрольной части эксперимента  принимали участие дети экспериментальной и контрольной групп.

     Динамика проведённой работы  была выявлена в ходе наблюдения  за поведением детей в повседневной деятельности, а также в ходе наблюдения за ними в процессе проведения подвижной игры с правилами, которая проводилась на констатирующем этапе эксперимента, а именно «Волк и овцы».

     Критерии использовались те же, что и на констатирующем этапе  эксперимента. Результаты исследования поместили в таблицу 2.4 (экспериментальная группа) и таблицу 2.5 (контрольная группа) (см. Приложение Б)

За каждое сформированное волевое качество засчитывался 1 балл. Общие результаты выявления динамики уровня сформирования волевых качеств поместили в таблицу2.6 

Таблица2.6

Уровень сформирования волевых качеств Экспериментальная группа Контрольная группа
Высокий уровень 4 ребёнка (30 %) 2 ребёнка (15 %)
Средний уровень 8 детей (62 %) 10 детей (77 %)
Низкий  уровень 1 ребёнок (8 %) 1 ребёнок (8 %)
 

     Из таблицы видно, что в экспериментальной  группе произошло изменение показателей:  низкий уровень снизился с  23 % до 8 %, средний уровень остался без изменений, высокий уровень повысился с 15 % до 30 %. 

2.2 Анализ результатов  исследования влияния  подвижных игр  с правилами на формирование воли детей 5-6 лет 

     Используя в течение трёх месяцев в ДУ № 4 г. Микашевичи приведённую выше систему подвижных игр с правилами в целях формирования волевых качеств детей старшей группы (5-6 лет), и проведя педагогический эксперимент, состоящий из трёх этапов, необходимо было подтвердить или опровергнуть выдвинутую гипотезу о том, что воспитание волевых качеств у детей 5-6 лет более эффективно, если: постоянно проводить коллективные подвижные игры с правилами; учитывать личностный подход к каждому ребёнку; приобщать родителей к сотрудничеству в данном вопросе.

     На контрольном этапе эксперимента выявилось, что в экспериментальной группе произошло изменение показателей: низкий уровень снизился с 23  % до 8 % - динамика снижения составляет 15 %, средний уровень остался без изменений, высокий уровень повысился с 15 % до 30 % - динамика роста составляет 15 %; а именно - двое детей повысили уровень сформирования своих волевых качеств с низкого до среднего и двое детей повысили уровень сформирования своих волевых качеств со среднего до высокого. Помимо это, изучив таблицу 4, можно видеть, что у детей со средним уровнем сформирования волевых качеств тоже произошла динамика роста, так более развиты стали такие качества как самостоятельность и настойчивость, улучшились результаты формирования дисциплинированности и выдержки, а также дети стали больше проявлять инициативу.

     За это время в контрольной  группе лишь один ребёнок повысил  свой уровень со среднего до высокого, следовательно, показатель сформирования волевых качеств среднего уровня снизился (с 84 % до 77 %), а высокого уровня повысился (с 8 % до 15 %) на 7%.

      Изучив вышеприведённые таблицы, становится очевидным, что результаты диагностики на контрольном этапе в экспериментальной группе значительно отличаются от результатов контрольной группы.

     Изучив данные и проведя сравнительный анализ, можно сделать соответствующие выводы: разработанная система проведения подвижных игр с правилами является эффективной для формирования волевых качеств детей старшего дошкольного возраста. Её можно применять в дошкольных учреждениях с детьми 5-6 лет для улучшения показателей развития волевых проявлений. 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

1) Актуальность  проблем, связанных с волевым  воспитанием детей старшего дошкольного  возраста – бесспорна. Воспитание  нового человека, уровень развития волевых качеств которого соответствует современным требованиям - одна из важнейших задач нашего общества.

2) Главная  задача волевого воспитания –  сформировать у ребёнка волевые  качества: ответственность, дисциплинированность, выдержку, самостоятельность, инициативность, решительность, настойчивость, что обуславливает их дальнейшее применение в поведении дошкольников.

3) Формирование воли – целенаправленный процесс, способствующий осознанию и саморегуляции своего поведения в обществе, семье, в любых жизненных ситуациях.

4) Своеобразие  волевого воспитания детей старшего  дошкольного возраста состоит в том, что данный процесс вплетён в повседневную жизнь, его нельзя организовать как особую деятельность детей, нельзя выделить в особый акт и регламентировать подобно занятиям. Воспитать волю в детском саду – значит соответствующим образом организовать весь строй жизни в дошкольном учреждении.

5) Волевые  качества личности детей 5-6 лет  особенно эффективно формируются посредством подвижных игр с правилами. Подвижные игры с правилами – важнейшее средство всестороннего развития ребёнка, развития его характера. Играя, ребёнок не только познаёт мир, но и преображает его.

6) Данные, полученные на констатирующем этапе, свидетельствовали о том, что у многих детей такие волевые качества как дисциплинированность, ответственность, выдержка не были сформированы. Это указывало на необходимость проведения работы по формированию воли в данной возрастной группе. На формирующем этапе эксперимента посредством использования определённых подвижных игр с правилами формировались недостающие волевые качества у детей. Контрольный этап эксперимента показал, что в экспериментальной группе произошло изменение показателей в лучшую сторону: низкий уровень уменьшился на 15 %, средний уровень остался без изменений, высокий уровень увеличился на 15 %.

     Таким образом, правильно подобранные  подвижные игры с правилами  способствуют формированию волевых качеств у детей 5-6 лет.

     Для достижения ещё большего эффекта, к играм привлекались родители, им предоставлялась вся необходимая информация о развитии воли у детей, предлагалось играть в подвижные игры с правилами с детьми дома, особо уделяя внимание тем волевым качествам, которые наименее развиты у их ребёнка. Родителям были даны рекомендации своим поведением подавать детям пример, учить их культуре поведения, ответственности, дисциплинированности, давать детям возможность самостоятельно что-либо делать.

     Большое внимание было уделено  индивидуальным качествам каждого  ребёнка. Одному ребёнку не хватало настойчивости в преодолении трудностей и достижении своей цели, другому - ответственности за своё поведение и поступки, третьему – целеустремлённости. Всё это учитывалось в подборе подвижных игр с правилами. Каждому ребёнку предлагалась роль, которая развивала недостающие ему волевые качества.

     Таким образом, гипотеза, что для того, чтобы наиболее эффективно происходило формирование и развитие волевых качеств необходимо:

- активно   использовать предложенную систему  игр и игровых упражнений в  педагогическом процессе;

- использовать  подвижные игры с правилами,  учитывая личностные качества  дошкольника;

- взаимодействие  педагогов и родителей по программе  формирования волевых качеств  детей - подтвердилась. 
 
 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 

     1. Александрова Н.И., Т.И. Шульга Изучение волевых качеств школьников с помощью методики «нерешаемая задача»/ Н.И. Александрова, Т.И. Шульга// Вопросы психологии. – 1987. - № 6. – 130-132 с.

     2.Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А.В. Бодалева. – М.: Педагогика, 1980. т.1.- с. 230; т. 2- с.287/ Под ред. А.В. Бодалева.

     3. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: кн. Для учителя./Н.П. Аникеева.- М.: Просвещение, 1987. – 144 с.

     4. Богуславская З.М., Е.О. Смирнова  Развивающие игры для детей мл. дошк. возраста/ кн. для восп. д/с / Под ред. Л.А. Соколовой. – М.: «Просвещение» 1991. – 53-54, 59-60 с.

     5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: под ред. Д.И. Фельдштейна./ Л.И. Божович. – М.: Издательство «Институт практической психологии», - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.- 352 с.

     6.Виноградова Н.Ф. Как реализовать личностно-ориентированное образование в начальной школе?/ Н.Ф. Виноградова.// Начальная школа.- 2001.- № 9 – 10-13 с.

     7. Валлон А., Психическое развитие ребёнка./ А. Валлон.- М.: Просвещение, 1967.- 195 с.

     8. Вопросы психологии волевой активности личности и коллектива: Межвузовский сборник науч. трудов/ Отв. ред. В.Г. Хроменик. – Рязань: Рязанский государственный педагогический институт, 2002. – 122 с.

     9. Гельфан Е.М., С.А. Шмаков От игры к самовоспитанию./ Е.М. Гельфан, С.А. Шмаков. – М.: Педагогика, 1971. – 104 с.

     10. Геллер Е.М. Игры на переменах для школьников 4-6 классов. Кн. для учителя/ Е.М. Геллер. – М.: ФиС, 1985. – 288 с.

     11. Глязер С.В., Зимние игры и развлечения/ С.В. Глязер. – М.: ФиС, 1972. – 324 с.

     12. Жуков М.Н. Подвижные игры: учебн. для студ. пед. ВУЗов/ М.Н. Жуков- М.: «Академия», 2000. – 160 с.

  13. Калугин М.А. Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Популярное пособие для родителей и педагогов/ М.А. Калугин, Н.В. Новоторцева //Художники Г.В. Соколов, В.Н. Куров. - Ярославль: «Академия развития», 2000. – 224 с.

     14. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 книгах. Книга 2./Р.С. Немов. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995 с.496

    15. Панкеев И.А. Русские народные игры /И.А. Панкеев.–М.:Яуза,1998.–240с.

     16. Петров В.М. Весенние праздники игры и забавы для детей/ В.М. Петров, Г.И. Гришина, Л.Д. Короткова. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 144 с.

     17. Богуславская З.М., Е.О. Смирнова Развивающие игры для детей мл. дошк. возраста/ кн. для восп. д/с / Под ред. Л.А. Соколовой. – М.: «Просвещение» 1991. – 53-54, 59-60 с.

     18. Пичугин С.С. Народные игры в организации динамической паузы/ С.С. Пичугин// Начальная школа. -2005. № 8 – 71-75 с.

     19. Развитие личности ребёнка / Под ред. Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер, 2003 – 640 с.

     20. Развитие личности ребёнка./ Под ред. А.М. Фонарева. – М.: Прогресс, 1987. – 272 с.

     21. Сивакова Л.В. От игры к спорту – один шаг/ Л.В. Сивакова// Начальная школа. – 2007. - № 2. – 61-63 с.

     22. Спиваковская А.С. Игра – это серьёзно./А.С. Спиваковская. – М.: Педагогика, 1981. – 144 с.

     23. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребёнка – 2-е изд., испр. – М.: издательский центр «Академия», 2006.–368 с.

     24. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника./ в.а. Сухомлинский. – М.: Политиздат, 1946. – 590 с.

     25. Эльконин Д.Б. Психология игры. / Д.Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 1978. - 304 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ  А

Диагностика экспериментальной группы детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) на констатирующем этапе:  

Таблица 2.1

№ п/п Имя ребёнка Волевые качества
1 2 3 4 5 6 7
1. Женя Л. - + + + + - -
2. Алина Ц. - - - + - - +
3. Сергей Н. - + + - + + -
4. Полина Б. + + - + + - +
5. Ксения К. - - - - - + -
6. Анна К. - + - - - - -
7. Стас Д. + + + + - + +
8. Алина Д. + - + + - - -
9. Ренат Я. + + - + - - +
10. Юлия Ш. - + - + - + -
11 Егор Л. + + + + - + -
12. Саша Т. - + + - + - +
13. Варвара С. + - + + + + +

Информация о работе Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет