Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 18:11, курсовая работа

Краткое описание

Объектом и предметом исследования является – воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, методы и приёмы организации игровой деятельности старших дошкольников в целях формирования их волевых качеств.

Цель работы: исследование методов и приёмов организации подвижной игровой деятельности детей 5-6 лет в целях формирования у них воли.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ В ПОДВИЖНЫХ ИГРАХ С ПРАВИЛАМИ………………………….7

1.1 Специфика формирования волевых качеств, посредством проведения подвижных игр с правилами, у детей 5-6 лет …………………...……………….........7

1.2 Характеристика содержания подвижных игр с правилами и их влияние на формирование воли детей 5-6 лет……...…………………………………..……..11

1.3 Принципы использования подвижных игр с правилами для формирования волевых качеств детей 5-6 лет…………………………………………………….15

1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами…………………………………………………………...…17

ГЛАВА 2. ЭМПЕРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ВЛИЯНИЯ ПОДВИЖНЫХ ИГР С ПРАВИЛАМИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ВОЛИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ…………………………………………………………………………...…22

2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет…………………………………………………………22

2.2 Анализ результатов исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет………...……………………………………….30

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...…..….32

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………34

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...…..36

Вложенные файлы: 1 файл

Актуальность данной темы состоит в том.docx

— 97.97 Кб (Скачать файл)

     При распределении ролей важно  учитывать особенности детей.  Существует несколько способов  выбора водящего:

1) водящего назначает воспитатель и обязательно аргументирует свой выбор;

2) водящий  назначается с помощью считалки;

3) водящий  назначается с помощью жеребьёвки;

4) водящий  может выбрать замену себе  сам.

     Подвижной игрой с правилами  руководит сам воспитатель, наблюдая  со стороны. Делает замечания ребёнку, нарушающему правила, подсказывает действия растерявшемуся, подаёт сигналы, помогает сменить водящих, поощряет, регулирует физическую нагрузку.

     При подведении итогов воспитатель  отмечает тех, кто проявил ловкость, быстроту, соблюдал правила, К обсуждению игры привлекаются все дети, это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры.

Вывод. Для организации подвижных игр с правилами с детьми 5-6 лет с целью воспитания у них воли необходимо заранее подготовиться, продумать план действия, подобрать соответствующую игру, и строго придерживаться своей цели для достижения конечного результата. 

1.4 Условия, способствующие формированию воли детей 5-6 лет через подвижные игры с правилами 

     В своём научном труде Л.И.  Божович подчёркивал, что волевые качества личности не являются врождёнными. Они формируются под воздействием целенаправленного воспитания, на протяжении всей жизни. Волевые действия состоят в сознательном саморегулировании своего поведения в затруднительных условиях, когда необходимо прилагать усилия для преодоления трудностей и достижения поставленной цели. От умений преодолевать трудности зависит личностное развитие старшего дошкольника, а без волевых качеств и твёрдого характера нельзя добиться успехов. Возрастной особенностью старшего дошкольника является общая недостаточность воли.

     Один из основателей системы  физического воспитания дошкольников  Е.А. Аркин подчёркивал, что  «Игра даёт ребёнку ту полноту  жизни, которую он хочет, отсюда исходит, что именно игра должна быть рычагом дошкольного воспитания».

     Ребёнок большую часть своего  времени занят игрой, и если  педагог замечает нехватку тех  или иных качеств, то он должен  организовать такие игры для  детей, в результате которых можно было бы развить соответствующие качества.

Важную  роль в развитии личности, формировании морально-волевых качеств играют подвижные игры. Причём каждый вид  игровой деятельности вносит свой вклад в развитие волевой сферы ребёнка.

     Подвижные игры с правилами приводят к закреплению необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами закрепляют не только волевые качества, но и ведут к осмысливанию своих действий и поступков.

     Путём проведения определённых  подвижных игр с правилами  можно рассмотреть основные волевые качества личности и пути их формирования. В играх на развитие решительности определяется время между сигналом воспитателя к началу выполнения задания и непосредственно самим выполнением. Признаками выдержки являются: проявление терпения, способность к самообладанию при эмоциональном возбуждении, контроль над своим поведением.

Так как  во время выполнения основных видов  движений в подвижных играх с  правилами у детей старшего дошкольного  возраста формируются волевые качества: целеустремлённость, настойчивость, выдержка, смелость и др., то важным моментом при проведении данных игр является поддержание желания и умения детей преодолевать препятствия (обежать, перепрыгнуть, перелезть и т.д.), самостоятельно подбирая способ действия в зависимости от тех конкретных условий, которые сложились в данный момент.

     В жизни дошкольника подвижная игра с правилами занимает огромное место. Она играет важную роль  в эмоционально-волевом и психическом развитии ребёнка. Для того чтобы игра способствовала развитию волевых качеств, она должна соответствовать следующим параметрам:

а) она  должна содержать определённые правила, выполнение которых необходимо по условиям игры;

б) должна носить коллективный характер, где  партнёрами могут быть как сверстники, так и взрослые;

в) необходимо наличие условий для выстраивания играющими своей стратегии;

г) в  игре должна быть конечная цель – выиграть (либо соревновательная игра, либо игра-достижение).

     Проявление дошкольниками волевой активности во многом зависит от интереса к заданию, поскольку «надо» для детей дошкольного возраста – это ещё не мотив для их деятельности. От того, насколько воспитателю удалось сделать задание значимым для детей, зависит проявление ими упорства и настойчивости.

     Для старших дошкольников необходима  обозримость цели и разрешимость задачи, чтобы было видно, где конец задания.

     Открытость целей обеспечивает  возможность обозрения всего  пути к цели, что придаёт деятельности  детей 5-6 лет целенаправленный характер.

Задание должно быть оптимально сложным, так  как трудные задания могут  привести к снижению волевых усилий, либо вообще к отказу от действий, а  слишком лёгкие задания расслабляют  детей, в итоге они их делают без  энтузиазма, не прилагая никаких волевых усилий.

     Старшим дошкольникам необходимо предоставить наличие инструкции о способах выполнения задания. Дети должны представлять как, и в какой последовательности они должны выполнять задание, какими средствами пользоваться при его выполнении. В обратном случае выполнение задания будет происходить бездумно, и после нескольких неудачных попыток дети потеряют веру в свои силы.

     Организовать деятельность нужно  так, чтобы дошкольник видел  своё продвижение к цели, и сознавал значимость собственных усилий.

     Выполнение данных условий помогает  сформировать мотивационно-потребностную сферу, нравственно-волевые качества, навыки саморегуляции и самоконтроля, умения самостоятельно выполнять задания, оказывает положительное влияние на волевую и эмоциональную сферу ребёнка, повышает интерес к физической культуре, развивает потребность в физическом совершенствовании, повышает работоспособность старших дошкольников.

     В своих работах А.В. Суворцева считает, что основным условием развития волевого поведения в процессе воспитания воли является сообщение правил детям таким образом, чтоб они соображали разумность заключённых в них требований. Необходимым является поддержание сознательной дисциплины организованности детей, включённых в активную деятельность.

     Д.Б. Менджерицкая в своих работах направляет внимание на способности содержания подвижной игры для воспитания волевых черт характера, подчёркивала, что взятая на себя ребёнком роль побуждает к проявлению ответственности за её выполнение.

     Важным является воспитание волевых  качеств в коллективе. Действуя  вместе со сверстниками, ради достижения общей цели, ребёнок обучается ориентироваться на их нужды и желания, учится сдерживать себя, уступать, подчинять свои деяния интересам коллектива. В процессе коллективной подвижной игры с правилами дети старшего дошкольного возраста приобретают организованность.

     При проведении подвижных игр  с правилами со старшими дошкольниками  необходимо обогащать содержание  этих игр, учитывать игровые  интересы детей, углублять нравственно-моральные чувства (доброжелательность, взаимовыручка и уважение к старшим и их труду, патриотизм) - это способствует формированию благородных стремлений, стимулирует высокие общественные мотивы деятельности и является одним из главных условий развития воли.

     Развитие воли в старшем дошкольном  возрасте является важным условием  дальнейшего обучения ребёнка в школе. Для того чтобы успешно учиться, ребёнок 5-6 лет должен подчиняться определённым требованиям, сообразовывать свои действия с даваемым ему заданием. Никакое систематическое обучение невозможно, если ребёнок не владеет собой, если он действует только под влиянием непосредственных побуждений, не умея подчинить свои действия указаниям учителя, требованиям школьной программы. На развитие воли решающее влияние оказывает воспитание.

     Прежде чем ребёнок сам начнёт  ставить себе сознательные цели, ему указывает их воспитатель. Давая указания как нужно действовать и в каком направлении в тех или иных случаях, организуя коллективные подвижные игры с правилами воспитатель постепенно приучает ребёнка сознавать цели своих поступков в соответствии с требованиями взрослых и детского коллектива и осуществлять их в своей повседневной деятельности. Выполнение задания приучает ребёнка подчиняться в своих действиях сознательным целям и преодолевать трудности и препятствия на своём пути.

     Необходимо привлекать родителей  к участию, они могли бы поспособствовать развитию волевых качеств личности ребёнка. 

     Выводы по главе 

     Изучая литературу по данному вопросу «Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет» можно сказать, что подвижные игры с правилами играют большую роль в становлении личности старшего дошкольника, могут являться средством формирования положительных волевых качеств его характера. К основным волевым качествам относят: решительность, терпимость, выдержку, дисциплинированность, упорство, настойчивость, самостоятельность, инициативность, ответственность.

     Для старших дошкольников основная форма деятельности - подвижная игра с правилами. Посредством подвижной игры стимулируется активность ребёнка, ребёнок адаптируется в незнакомых ситуациях. Но есть необходимость учитывать личностный подход для вовлечения дошкольника в игровую деятельность.

     Формирование волевых качеств  детей – одно из условий  его развития в обучении. Так как формирование волевых качеств – процесс длительный и сложный, то необходимо взаимодействие педагогов и родителей.

     Физические упражнения и подвижные  игры с правилами развивают и укрепляют организм ребёнка, воспитывают характер, развивают волю, что в дальнейшем сказывается на поведении детей и достижении ими успеха в жизни.  
 
 
 
 
 

ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 
 

2.1 Методика исследования влияния подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет 

     Опытно-экспериментальная работа по влиянию подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет была проведена в ДУ № 4 г. Микашевичи со старшей группой дошкольников в возрасте 5-6 лет (группа № 5 «Фантазёры»). В данной группе 26 человек. Для проведения эксперимента дети были разделены на 2 подгруппы:

 –  13 детей составили экспериментальную  группу: Женя Л., Алина Ц., Сергей  Н., Полина Б., Ксения К., Анна К., Стас Д., Алина Д., Ренат Я., Юлия Ш., Егор Л., Саша Т., Варвара С.

- 13 детей  составили контрольную группу: Вика  Л., Влада М., Марат П., Ангелина З., Артём Л., Даша Т., Стас К., Каролина К., Вероника В., Дима Р., Лена Л., Лиза Ц., Слава Т.

     Экспериментальная работа включала  в себя 3 этапа: констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. На первом – констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика сформирования волевых качеств у детей. Подобранная подвижная игра с правилами должна была выявить не только волевые качества, но и чувство доброжелательности, согласованности движений, умение работать в коллективе. Диагностику сформирования волевых качеств проводили путём наблюдения за поведением детей в данной игре.

     Подвижная игра «Волк и овцы»

     Дети собирались на участке и при помощи считалки выбирался волк и пастух, остальные дети оставались в роли овец. На обоих концах участка, служивших местом для проведения игры, отмежевывались площадки, имевшие 3-4 мага в ширину и называемые загонами. Пространство, находящееся между загонами, носило название поля, причём на одной из его сторон отделили чертой небольшое пространство, служащее логовищем для волка. После этого овцы разместились на одном из загонов, а пастух становился в поле вблизи загона. Волк, устроившийся в логовище, предлагал пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старался схватить какую-нибудь из них и увлечь в своё логовище. Пастух при этом изо всех сил старался оградить овец, направляющихся в противоположный загон, от волка, но это не всегда ему удавалось, так как волк отличался ловкостью. Пойманная овца становилась помощницей волка. После этого волк снова обращался к пастуху со словами: «Гони стадо в поле», и при исполнении этого требования, вместе со своим помощником задерживал бегущих к противоположному загону овец. Мало-помалу число помощников волка постепенно увеличивалось, и он каждый раз вместе с ними продолжал выходить на охоту за овцами. Игра продолжалась до тех пор, пока волк не поймал всех овец. Для правильного ведения игры требовалось соблюдение известных правил, состоящих в том, что волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному загону. Волку не предоставляется право забираться в загон, - он может ловить овец лишь в поле, то есть просторе, отделяющем оба загона.

Информация о работе Влияние подвижных игр с правилами на формирование воли детей 5-6 лет