техники и технологий, средств индивидуальной 
и кол- 
лективной защиты; участие государства 
в финансиро- 
вании мероприятий по охране труда; защита 
интере- 
сов работников, пострадавших от трудового 
увечья, 
членов их семей и т. д.). 
3. Организационные принципы 
охраны труда 
(подготовка специалистов в области 
охраны труда, ин-  
формирование работников о состоянии 
условий и ох- 
раны труда на производстве). 
Статья 37 Конституции РФ, ст. 21 ТК РФ и 
ст. 4 За- 
кона об охране труда закрепляют право 
каждого ра- 
ботника на охрану труда. Оно включает 
в себя право 
на:1) безопасное рабочее место; 
2) возмещение вреда здоровью 
в связи с трудовой 
деятельностью; 
3) бесплатное обеспечение средствами 
коллектив-  
ной и индивидуальной защиты; 
4) обучение безопасным методам 
и приемам труда 
за счет работодателя; 
5) бесплатную переподготовку за 
счет работода- 
теля; 
6) обращение с жалобой в соответствующие 
органы  
власти и профсоюзы о неудовлетворительных 
услови- 
ях охраны труда и др. 
Статья 9 Закона об охране труда и ст. 
220 ТК РФ за- 
крепляют гарантии права работника на 
охрану труда, 
условия труда, которые должны соответствовать 
тре- 
бованиям охраны труда, и т. д. 
Статья 14 указанного Закона и ст. 212 ТК 
РФ уста- 
навливают обязанности работодателя 
по обеспече- 
нию безопасных условий и охраны труда. 
Работодатель обязан обеспечить: безопасность 
ра- 
ботников-при. эксплуатации зданий, сооружений, 
обо- 
рудования; применение средств индивидуальной 
и 
коллективной защиты работников; проведение 
атте- 
стации рабочих мест по условиям труда, 
режиму труда 
и отдыха работников и т. д. 
гории тяжелых 
Вопрос 27. 
Индивидуальные трудовые споры: 
понятие, порядок рассмотрения в Комиссии 
по трудовым спорам 
Индивидуальные трудовые споры (ИТС) 
- это 
неурегулированные разногласия между 
работодате- 
лем и работником по вопросам применения 
законов и 
иных нормативных актов, содержащих нормы 
трудо- 
вого права, коллективного договора, 
соглашения, 
трудового договора (в том числе об установлении 
или изменении индивидуальных условий 
труда), о ко- 
торых заявлено в орган по рассмотрению 
индивиду- 
альных трудовых споров (ст. 381 ТК). ИТС 
рассмат- 
риваются комиссиями по трудовым спорам 
(КТС) и 
судами. 
КТС является органом трудового коллектива. 
Она 
создается во всех учреждениях, организациях 
по ини- 
циативе работников и (или) работодателя 
на паритет- 
ных началах из представителей сторон. 
Представите- 
ли работников избираются общим собранием 
(конфе- 
ренцией) трудового коллектива тайным 
или открытым 
голосованием (по усмотрению собрания 
или конфе- 
ренции). Представители работодателя 
назначаются в 
комиссию руководителем организации. 
Из состава ко- 
миссии избирается председатель КТС 
и ее секретарь 
(для введения делопроизводства, 
хранения дел  
и т. д.). 
Трудовой спор подлежит рассмотрению 
в КТС, если 
работник самостоятельно или с участием 
его предста-__ 
вителя не урегулировал разногласия 
при непосредст- 
венных переговорах с работодателем. 
Срок обраще- 
ния в КТС - три месяца со дня, когда работник 
узнал 
или должен был узнать о нарушении своего 
права. 
Если срок пропущен по уважительной причине, 
КТС 
может его восстановить. 
Заявление работника подлежит обязательной 
ре- 
гистрации в журнале поступления заявлений. 
ИТС 
рассматривается в течение 10 календарных 
дней в 
присутствии работника-заявителя или 
заочно - по 
письменному заявлению работника. Решение 
КТС 
принимает тайным голосованием большинством 
го- 
лосов. 
В решении указываются: наименование 
органи- 
зации, Ф.И.О., профессия, специальность, 
долж- 
ность заявителя, дата обращения в КТС 
и дата рас- 
смотрения спора, существо спора, фамилии 
при- 
сутствующих членов КТС, результаты голосования 
и 
мотивированное со ссылкой на норму права 
реше- 
ние. 
Решение КТС имеет мотивировочную и резолютив- 
ную части. Протокол заседания КТС должен 
быть под- 
писан председателем или его заместителем 
и заверен 
печатью КТС. 
Решение КТС может быть обжаловано работником 
или администрацией в 10-дневный срок 
со дня вруче- 
ния им копии решения. 
Вопрос 28 
Государственный контроль 
и надзор 
за соблюдением трудового 
законодательства 
Государственный контроль и надзор за 
соблюдени- 
ем трудового законодательства и охраны 
труда во 
всех организациях на территории РФ осуществляет 
Федеральная инспекция труда (ФИТ) и подведомст- 
венные ей государственные инспекции 
труда на мес- 
тах (согласно положению ≪О Федеральной 
инспекции 
труда≫, утв. постановлением Правительства 
РФ от 
28 января 2000 г.). 
Система органов ФИТ является единой 
и централи- 
зованной. Руководство деятельностью 
ФИТ осуществ- 
ляет Главный государственный инспектор 
труда РФ, 
назначаемый на должность и освобождаемый 
от 
должности Правительством РФ. В свою 
очередь, он 
назначает и освобождает от должности 
руководителей 
государственных инспекций труда в субъектах 
РФ - 
главных государственных инспекторов. 
Государственные инспекторы труда наделены 
кру- 
гом прав и полномочий. Они анализируют 
обстоятель- 
ства и причины выявленных нарушений 
трудового за- 
конодательства, правил охраны труда, 
принимают 
меры по их устранению и восстановлению 
нарушен- 
ных трудовых прав граждан; обобщают 
данные о со- 
стоянии и причинах производственного 
травматизма, 
разрабатывают меры по их профилактике, 
принимают 
участие в расследовании несчастных 
случаев на про- 
изводстве; рассматривают и согласовывают 
проекты__ 
отраслевых и межотраслевых правил по 
охране труда 
и т. д. (ст. 356 ТК). 
Государственный контроль за соблюдением 
правил 
по безопасному ведению работ в отдельных 
отраслях 
и на некоторых объектах промышленности 
наряду с 
ФИТ осуществляют федеральные надзоры. 
Они дей- 
ствуют на основе ТК РФ и положений о 
них, утвер- 
жденных Правительством РФ. 
1. Государственный надзор за 
безопасным ведением 
работ в промышленности осуществляет 
Федеральный 
горный и промышленный надзор РФ (Госгорпромтехнад- 
зор). Он следит за соблюдением норм по 
охране труда в 
организациях угольной, горнорудной, 
горно-химической, 
нефтедобывающей, металлургической промышленно- 
сти, при ведении взрывных работ в промышленности. 
2. Государственный энергетический 
надзор РФ (Гос-  
энергонадзор) осуществляет надзор за 
проведением 
мероприятий, обеспечивающих безопасное 
обслужи- 
вание электрических и теплоизолирующих 
установок 
(СТ.367ТК). 
3. Государственный санитарно-эпидемиологический  
надзор РФ (Госсанэпидемнадзор) осуществляет 
над- 
зор за соблюдением организациями санитарно-гигие- 
нических и санитарно-противоэпидемиологических  
норм и правил (ст. 368 ТК). 
4. Государственный надзор за 
ядерной и радиацион- 
ной безопасностью РФ (Госатомнадзор) 
следит за со- 
блюдением правил ядерной и радиационной 
безопас- 
ности (ст. 369 ТК). 
ВопросЗЭ 
Порядок расследования несчастных 
случаев 
на производстве (ч. 1) 
Расследование и учет несчастных случаев 
на произ- 
водстве возлагается на работодателя. 
Согласно ст. 227 ТК расследуются и подлежат 
учету 
в качестве несчастных случаев на производстве: 
трав- 
ма; острое отравление; тепловой удар; 
ожог; обморо- 
жение; поражение током; телесные повреждения 
и т. д., повлекшие за собой необходимость 
перевода 
работника на другую работу, временную 
или стойкую 
утрату им трудоспособности или смерть 
работника, 
если эти случаи произошли в определенное 
время: в 
течение рабочего времени на территории 
организации 
или вне ее; при следовании к месту работы 
или с ра- 
боты на транспорте, предоставленном 
работодателем 
(его представителем); при следовании 
к месту служеб- 
ной командировки и обратно; при работе 
вахтовым ме- 
тодом во время междусменного отдыха; 
при привлече- 
нии работника к участию в ликвидации 
последствий 
катастрофы, аварии и др. 
К лицам, в отношении которых производится 
рассле- 
дование и учет несчастных случаев на 
производстве, 
относятся: работники, выполняющие работу 
по трудо- 
вому договору; студенты и учащиеся, проходящие 
производственную практику в организациях; 
лица, осу- 
жденные к лишению свободы и привлеченные 
к труду 
администрацией организации; деятельности 
организа- 
ции или индивидуального предпринимателя.__ 
Статьи 228-230 ТК подробно излагают правила 
рас- 
следования и учета несчастных случаев 
на производ- 
стве. 
Статья 228 ТК устанавливает порядок действий 
ра- 
ботодателя при несчастных случаях. 
Статья 229 - правила их расследования. 
Для рас- 
следования несчастных случаев работодатель 
созда- 
ет комиссию (не менее трех человек). В 
нее входят: 
специалист по охране труда или лицо, 
назначенное 
ответственным за организацию работы 
по охране тру- 
да приказом (распоряжением) работодателя; 
предста-