Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

КП Зарубежной Страны – это основная отрасль её национальной системы права (часть публичного права) представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие, признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

Квота определяется разными способами:

  1. Квота Хэйра – Q=x/y , Q – квота; x – число голосов поданных на все депутатские списки; y – число мандатов подлежащих распределению.

 В избирательном округе подлежит избранию 7 депутатов, баллотируется 5 партий.

За партии:тА-65: Б – 75; В – 95; Г – 110; Д-30.

Q=(65+75+95+110+30)/7 = 375/7=53,6.

А-65:53,6=1 (11,4)

 Б – 75:53,6=1(21/4)

В – 95:53,6=1(41,4)

 Г – 110:53,6= 2 (2,8)

 Д-30:53,6=0 (30)

Правило наибольшего остатка  -В+1 мандат и Д+1 голос.

Правило наибольшего числа голосов – Г и В

Правило наибольшее среднее

Формула Гогенбах-Бишоф  - Q=x/y+1

Формула Друпа Q=(x/y+1)+1

 

  1. Метод делителей – заключается в последовательном делении числа голосов полученных каждом списком кандидатов на определённую серию делителй, все получаемые, таким образом частные распологаются по убывающей и депутатские мандаты приходяться на наибольшие их них.

Несколько методов делителей:

  1. Метод Донта – предполагает деление на ряд последовательных целых чисел, начиная с 1.

На 1  на 2  на 3  на 4  на 5

А – 60  30  20  15  12

Б – 75  37,5  25  18,75  15

В – 95  47,5  31,7  23,75  19

 Г – 110  55  36,7  27,5  22

 Д – 30  15  10  7,5  6

Выбираем наибольшие делители.

  1. Метод Империаля – деление на ряд последовательных целых чисел начиная с 2.
  2. Метод Сэн-Лагюэ  - предполагает деление на нечётные числа – 1, 3, 5, 7,9.
    1. Модифицированный метод Сан-Лагюэ – на нечётные числа, и первый делитель 1,4 а потом 3, 5, 7, 9 …
  3. Датский метод – предпалагает что каждый последующий делитель больше предыдущего на 3 единицы – 1, 4, 7, 10, 13, 16, 19…..

Распределение мандатов внутри партийных списков.

Зависит от того жёсткий или гибкие список.

Если составленные партией список кандидатов никаких изменений вносить нельзя – это жёсткий список.

Гибкие применяются приференциальным голсованием – когда избиратель, голосуя за список своей партии может цифрами отметить тех, кого он хотел бы видеть избранными в первую очередь.

Способы искажения пропорциональных систем.:

  1. Панаширование  - это предоставление избирателю возможности самому составить список, подирая кандидатов из других партийных списков – Дания, Люксембург.
  2. Приём соединения партийных списков
  3. Заградительный барьер – это установленный в законе минимальный процент голосов избирателей, которые необходимо получить партии для участия в распределении депутатских мандатов.

Заградительный барьер в ЗС составляет – 1% в Израиле, 1,5 в Мексике, 2% в Дании, 4 в Болгарии, 5 в Словакии, 7 в РФ, 8 в Лихтенштейне.

Конституция Португалии запрещает установление заградительного барьера.

Смешанная избирательная система сочетает в себе элементы как мажоритарной, так и пропорциональной сиситемы – может быть симметричной (ФРГ), асимметричная (Италия)

Тема: «Референдум в зарубежных странах»

Референдум – это институт прямой демократии. Он появился в Швейцарии в 15 веке. Референдум – это голосование избирателей, по средствам которого, принимается решение государственного или самоуправленческого характера, имеющее общегосударственное или местное значение.

Наряду с референдумом, применяется термин плебисцит. Плебисцит рассматривается:

  1. Как разновидность референдума, по вопросам о принадлежности государственной территории, по международным проблемам, вопросам, относящимся к личности президента – Эквадор.
  2. Это самостоятельная форма голосования граждан – Коста-Рика.
  3. Под плебисцитом понимаются все виды голосования – Редко в ФРГ.

В международно-правовой литературе под плебисцитом понимают голосование в отношении территориальных изменений – отделение части территории от государства, уступка территории, приобретение независимости, изменение статуса АТЕ или автономии.

От референдума следует отличать всенародный опрос.

Отличия референдума от народного опроса:

  1. Референдум всегда связан с голосованием – народный опрос, как в формах голосования и иных формах (анкетирование).
  2. Референдум проводиться государственным органом  - народный опрос, как государственным органом, СМИ, общественной организацией.
  3. Народный опрос  - это форма изучения общественного мнения, референдум – как форма выявления мнения избирателей по определённому вопросу, так и форма принятия решения.
  4. Результаты народного опроса – рекомендательный характер, референдума – как рекомендательный, так и решающий характер.

ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА ТОЧНОЕ НАЗВАНИЕ ГЛАВ И РАЗДЕЛОВ КОНСТИТУЦИИ!!!

Возможность проведение референдума предусмотрена Конституциями Греции, Ирландии, Италии, Албании, Молдовы, Люксембург- с 2003,

Конституции отдельных государств используют выражение – всенародное голосование – Австрия, Латвия.

Классификация референдумов в ЗС:

  1. По территории проведения:
    1. Общенациональные – Швейцария, Испания, Франция
    2. Местные – Польша

В отдельных государствах США референдумы могут проводиться только на местном уровне, в Латвии Эстония – местные референдумы запрещены .

  1. По предмету :
    1. Конституционные – предполагает вынесение на одобрение избирателей проектов конституций или поправок к ней – Исландия, Франция, Испания

В одних станах предусматривается обязательно поправки к конституции – Швейцария, Д2ания, Ирландия.

В других странах может вводиться факультативный порядок проведения референдума – РФ

Могут и обе разновидности – в зависимости от обстоятельств – Австрия.

    1. Законодательные – проводиться в отношении  проектов или действующих законов – Албания, ФРГ, Греция, Франция, Дания, Италия. Он может быть:
      1. Утверждающий – утверждают текст закона - Франция
      2. Отменяющий (оброготивный)  – на нём решается вопрос о полной или частичной отмене закона – Италия Швейцария.
    2. Международно-правовые – предусмотрены конституциями Италия, Швейцария. В Швейцарии в обязательном порядке на референдум выносятся решения о присоединении к организациям коллективной безопасности и над национальным сообществам – ст. 140 ч. 1. По инициативе 50.000 избирателей или 8 кантонов, голосование проводиться в отношение международно-правовых договоров, которые являются бессрочными и нерасторжимыми, предусматривают вступление в международные организации – ст. 141.
    3. Административно – правовой – вопросы, касающиеся изменению административно-территориального деления, границ субъектов федераций, изменение статуса АТЕ  -Филиппины,  Франция.

Последнее 10-летие прослеживается тенденция вынесения на голосование избирателей значимых вопросов социального, религиозного или этического характера  -развод, добровольное прерывание беременности, отказ от воинской службы по мотивам религиодного или этического характера, употребление алкогольных напитков.

  1. По степени необходимости:
    1. Обязательные – проводятся по обязательному требованию законодательства - Швейцария
    2. Факультативные – проводятся по инициативе соответствующих субъектов.
  2. По обязывающей силе своих итогов :
    1. Решающие – обязательны юридические последствия
    2. Консультативные – таких последствий не

Субъекты инициативы проведения общенациональных референдумов:

  1. Глава государства (Казахстан)
  2. Парламент (Польша)
  3. Депутатский корпус, определённое число парламентариев (Венгрия, Чехия, Словакия)
  4. Правительство (Франция)
  5. Граждане (народная инициатива) (Швейцария, Франция с 2008 г. при поддержке не менее 1/10 части Парламента)

 

Формула референдума - формулировка вопросов, выносимых на референдум.

Бывает 2-х видов: 1- это предложение одного варианта решения (да/нет выбрать)

        2 - народный  выбор (предлагается 2 и более вариантов  решения)

Как правило на общенациональные референдумы не выносятся вопросы амнистии, финансово-бюджетного характера, об упразднении какого-нибудь налога, вопросы кадрового характера (чтобы нанрод дал согласия на назначение генпрокурора, премьер-министра), вопросы, ответ на которые известны заранее (те же о налогах, об увеличении льгот)

Параграф 46 К Дании - вопросы предоставления гражданства....

Референдумы в Испании не проводятся в период действия ЧП или военного положения и в течение 90 дней после их отмены, а также в течение 90 дней до и 90 дней после, а также в течение 90 дней до и 90 дней после проведения на той же территории выборов или референдума.

В Словакии, Албании повторный референдум по тому же самому вопросу может быть проведён не ранее, чем через 3 года, в Эстонии - не ранее, чем через год

 

Референдум в РБел: через год по тому же вопросу, если не пропд, через 3 года, если провели, для сбора подписей - 6 месяцев?

 

Подсчёт голосов на референдуме осуществляется на основе положительных голосов (Франция, РФ); на основе подсчёта отрицательных голосов (Исландия - против - 33,3 процента - то вопрос не утверждён)

 

 

Тема. Глава государства в ЗС 

(1) Понятие и место ГГ в системе гос органов

(2) Правовой статус монарха  в ЗС

(3) Правовой статус П в ЗС

 

(1)

ГГ - верховный представитель государства внутри и вне страны, символ единсвта и преемственности государственной власти, гарант безопасности и суверенитета государства, прав и свобод личности.

Формы ГГ:

-1- Единоличный (монарх, П)

-2- Коллегиальный (Гос. Совет на Кубе)

-3- предложено В.Е, Чиркиным - смешанная форма (высшее должностное  лицо + коллегиальный орган) (КНР - Председатель  и ПКСНР)

 

Юридические формы ГГ:

  • единоличный монарх (Б.А, Страшун), унаследовавший свою должность (Великобритания, Испания, Япония)
  • единоличный монарх, назначенный своей семьёй правящей династии (Саудовская Аравия)
  • единоличный монарх федеративного государства, избранный на установленный срок монархами субъектов федерации из своей среды (Малайзия, ОАЭ)
  • единоличный П, избранный народом, Прл или представительной коллегией на определённый срок (США, ФРГ, РФ, Бразилия, Индия, Италия)
  • коллегиальный орган, избранный Прл на определённый срок (Гос. Совет на Кубе)
  • глава Прв, осуществляющий также функции ГГ (в землях Германии)
  • представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона (Канада, Австралия, Новая Зеландия)
  • единоличный или коллегиальный ГГ, узурпировавший власть в государстве, как правило, без установления срока (Филиппины в конце 80-х г.
  • племенной вождь

 

Реальная роль ГГ в механизме публичной власти является неодинаковой в различных государствах и определяется формой правления. В абсолютных монархиях он является единоличным правителем, ему принадлежит вся полнота гос власти; в дуалистических монархиях и президентских республиках, ГГ одновременно выполняет функции главы исполнительной власти; в смешанных республиках он занимает ключевое место в системе гос органов; в парламентарных странах ГГ в обычных политических условиях выступает слабой политической фигурой, играя резервную роль гаранта политической стабильности и демократизма.

 

(2)

 

К основным элементам правового статуса монарха относят:

    1. наследственный порядок замещения поста ГГ. Существует несколько систем престолонаследования: 
      -солическая система - наследование престола только мужчинами (Япония) 
      -австрийская - нет в наше время, женщины наследуют престол при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин 
      - скандинавская - самамя демократическая - женщины и мужчины наследуют престол на равных основаниях и на основе принципа первого родства (Швеция, Дания с 2005 г., Великобритания с 2013г., Нидерланды) 
      - мусульманская (клановая) - престол наследует не определённое лицо, а правящая семья ( Саудовская Аравия, Оман, Кувейт) 
      - племенная система - ГГ избирает племенной совет из числа сыновей покойного монарха(Свазиленд-племенным советом во главе с матерью - в каком-то году избрали 1 из 150 сыновей покойного монарха)
    2. Монарх пользуется титулом: Великий герцог - Люксембруг, Княз - Монако, Султан - Оман, Бруней.
    3. Монарх обладает государственными регалиями - символами верховной власти (мантия, корона, скипетр)
    4. Монарх имет право на цивильный лист: цивильный лист - денежное средство, ежегодно выделяемое из бюджета государства Парламентом на содержание монарха и его двора (монако - 15 миллионов долларов США в год - самое значительное, а в Лихтенштейне - ничего не получает, он отказался от цивильного листа); платят налоги монархи Велликобритании, Испании, герцог Люксембруга, хотя и обладают привилегией не платить
    5. Монархи имеют коронное имущество: - это имущество, которым они могут пользоваться, но не могут распоряжаться
    6. Монархи имеют право на абдикацию: - это официальной отречение монарха от престола.

Информация о работе Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина