Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

КП Зарубежной Страны – это основная отрасль её национальной системы права (часть публичного права) представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие, признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

Среди стран, признающих двойное гражданство - Португалия, Швеция, Молдова, Ирак, Израиль, Испания, РФ, ФРГ с 2000 г.

 

(2)

Существует 2 основных способа приобретения гражданства :

    1. филиация (по рождению)
    2. натурализация (принятие в гражданство)

 

Филиация имеет 2  основания: право крови (РФ, Франция) и право почвы (Мексика, США) осуществляется автоматически на основное действующего закона.

Натурализация - обычно осуществляется по заявлению. Возможна при соблюдении определённых условий (гражданских цензов):

  1. ценз оседлости (5 лет - Марокко, Люксембург, Франция, РФ, Швеция; 7 лет - Великобритания; 8 лет - ФРГ (а до 2000 г. - 15 лет); 10 лет - Норвегия, Испания, Черногория; 12 лет - Швейцария; 15 лет - Кувейт, Бутан )
  2. владение государственным языком (Люксембург, Латвия, Эстония)
  3. необходимо быть психически здоровым (Гвинея) и не иметь некоторых заболеваний (туберкулёз, СПИД)
  4. наличие жилища (ФРГ), средств существования (Франция)
  5. уважать, соблюдать К. (Украина, РФ)
  6. необходимо иметь "хороший характер" (нет судимости) (Великобритания)
  7. в мусульманских странах исповедовать ислам (Кувейт)

 

Менее распространённые способы приобретения гражданства:

  1. признание гражданства - все жители территории, если они от этого не отказываются, становятся гражданами вновь образованного государства
  2. оптация - выбор гражданства той или иной страны в связи с переходом части территории от одного государства к другому или провозглашение части территории прежнего государства новым независимым государством
  3. трансферт - граждан не спрашивают их волю, без прав выбора им присваивается гражданство того или иного государства
  4. регистрация - как способ приобретения гражданства, возможно:
        1. Лицо имеет этническую либо лингвистическую связь с государством. – закон о черногорском гражданстве 2008 года.
        2. При вступлении в брак – Черногория.
        3. При усыновлении ребёнка – США.
        4. За особые заслуги перед государством – Черногория  - если человек представляет государственный, хозяйственный, научный культурный интерес.
        5. Если лицо служит в вооружённых силах государства – Израиль.

 

  1. Восстановление  - для бывших граждан данного государства – страны СНГ. – Бразилия.

В отдельных государствах для приобретения гражданства необходимо принести присягу нации государства – Армения, Нидерланды, подписать текст декларации гражданина  - Грузия. Сроки 1, 2 года.

Прекращение гражданства:

        1. Выход – действие, осуществляемое по воле лица, который подаёт заявление об этом в уполномоченный орган, за исключением Кубы.
        2. Утрата  - это одностороннее действие совершаемое государством независимо от воли лица.

Утрата возможна за поступление лица на военную службу военного государства, за то, что если лицо в течение 5 лет, в Казахстане, не стало на консульский учёт, за совершения преступления против государства.

        1. Лишение – гражданства могут быть лишены, как правило, натурализованные граждане – Ирак, в случае государственной измены как в Бахрейне, либо приобретение гражданства иностранного государства – Бутан.

На сегодняшний день наблюдается тенденция к ограничению права государства лишать гражданства.

Тема 5: «Формы правления в зарубежных странах».

        1. Понятие и виды форм правления в ЗС.
        2. Монархия  - понятие и виды.
        3. Республика – понятие и разновидности.
        4. Нетипичные (гибридные) формы правления в ЗС.

 

  1. Понятие и виды форм правления в ЗС.

Форма государства понимается в узком смысле – 2 элемента – форма правления и форма государственного устройства. (Франция). В широком  - тоже самое + государственный режим, т.е. порядок деятельности органов государственной власти основанной на правовых нормах и применении различных способов и методов их реализации (РФ).

Форма государства – это обусловленная его содержанием единство взаимосвязи структурной и территориальной организации государственной власти, методов её осуществления и способов обратных связей органов государства с населением страны.

Конституции ЗС редко определяют в своих текстах форму государства (Конституция Турции 1992), в большинстве случаев зарубежные конституции содержат синтезированные формулировки включающие один или 2 названных элемента, например, ст. 1 К-ции Йемена 1991 года – Йеменская республика – это независимое суверенное унитарное и неделимое государство, территориальная целостность которого является нерушимой. Ст. 5 Конституции Саудовской Аравии – система правления монархия.

Форма правления является центальным элементам понятия формы государства.

В широком смысле (В.Е,Чиркин)  - это способ управления государством, включающий структуру и взаимоотношения органов государства, а также формы х прямых и обратных связей с населением.

С узких позиций форма правления  (Маклаков) – это система формирования и взаимоотношений главы государства высших органов законодательной и исполнительной власти.

Классификация различных форм правления зависит от способа замещения поста главы государства – монархии и республикик.

Монархия – Бахрейн, Бутан, Камбожда, Тайланд..

  1. Понятие и виды монархии.

Признаки монархии:

              1. Бессрочность власти монарха.
              2. Занятие трона по праву родства.
              3. Не ответственность монарха.
              4. Представительство государства не по поручению а по собственному праву

Тенденции эволюции монархической формы правления:

        1. Упразднение монархии.
        2. Проведение референдумов по вопросам восстановления монархии – Албания 1997
        3. Создаются монархические движения – Болгария, Румыния, Россия.

Виды монархии:

  1. Абсолютная – полновластие монарха, во всех областях, выборных органов нет, разделение властей отсутствует. – Саудовская Аравия, Аман – не юридически, а фактически абсолютная монархия.

Государственный режим – абсолютизма, при котором государственная власть находиться в одних руках не только юридчески, но и фактически.

Абдикация – это официальное отречение монарха от пристола

Совет Аш-Шура – это совещательный орган при монархе.

  1. Конституцинная монархия – это форма правления, при которой власть монарха реально ограничивается конституцией.
  • Дуалистическая – переходная форма от абсолютной к парламентарной:
  • Правительства формируется монархом и несёт ответственность, институт парламентской ответственности правительства фактически отсуствует.
  • Монарх имеет неограчиненную возможность роспуска парлмента
  • Монарх, как правило, обладает правилом абсолютного вето – Иордания.
  • Монарх имеет право издаать акты имеющие силу закона – Иордания

Государственный режим – ограниченный дуализм.

  • Парламентарная монархия – Испания, Морокко, Англия.
    • Правительство формируется парламентом инесёт перед ним ответсвенность
    • Монарх не обладает правом абсолютного вето, либо не приобретает его.
    • Акты монарха конрассигнуются – скрепляются подписью премьер-министра или соответствующего министра

Государственный режим – парламентаризма или министериализма.

  1. Республика – понятие и виды.

Республика – это форма правления, где глава государства является выборным лицом, занимает свою должность определённый срок, несёт ответственность за совершённые действия, осуществляет представительство по поручению парламента и избирателей.

Разновидности республики:

              1. Президентская
              2. Парламентарная
              3. Смешанная.

Президентская.

Признаки:

        1. Жесткое разделение властей, при которой власти не зависят друг от друга.
        2. Президент является главой государства и исполнительной власти.
        3. Президент избирается не парламентским способом
        4. Правительства формируется не парламентским способом – президентом.
        5. Правительство несёт ответственность перед президентом.
        6. Президент не имеет право роспуска парламента
        7. Акты президента не нуждаются в контрассигнации.

Венесуэла, Аргентина, Боливия, Чили.

Узбикистан, Азербайджан.

 

+/-

+ - президентская республика  способствует большей устойчивости  исполнительной власти перед  законодательством

- - в рамках президентской  республики возникает опасность  противостояния между законодательной  и исполнительной властью.

Государственный режим – дуализм (сильный президент и сильный парламент).

Парламентарная республика.

Признаки:

        1. Президент глава государства, но не возглавляет исполнительную власть.
        2. Президент избирается парламентом (Греция), с участием парламента (ФРГ), иногда путём прямых выборов – Чехия, Турция
        3. Правительство формируется парламентов при формальном назначении президента  - Германия.
        4. Правительство несёт ответственность перед парламентом.
        5. Акты президента контрассигнуются премьер-министром или соответствующим министром.

Венгрия, Финляндия, Болгария, Италия, Словения, Словакия, Македония.

Достоинства и недостатки.

Достоинства – она уменьшает возможность возникновения противостояния, между исполнительной и законодательно ветвью власти.

Недостатки – основной  - при парламентарное республики нестабильность правительства.

Государственный режим – парламентаризм или министериализм (система кабинета.)

Смешанная республика – в 50-е года 20 века, первая смешанная республика - Франция.

Признаки:

        1. Президент является главой государства и обладает особым статусом арбитра.
        2. Юридически не является главой исполнительной власти, но фактически обладает полномочиями в сфере исполнительной власти.
        3. Президент избирается непарламентским способом
        4. Президент самостоятельно формирует правительство, иногда назначает премьер министра с согласия парламента.
        5. Двойная ответственность правительства
        6. Ограничиваются законодательные полномочия парламента
        7. Президент имеет право роспуска парламента.
        8. Институт контрасигнатуры имеет ограниченный характер

Достоинства – прочность правительства

Недостаток – увеличение полномочий президента влечёт за собой уменьшение роли парламента

Государственный режим – парламентаризм или президенционализм

Польша, Армения, Португалия, Франция.

  1. Л

Это такие формы республик которые сочетают в себе монархии и республики.

Типы:

        1. Монархии с республиканскими элементами – это выборные монархии – Малайзия

В Малайзии верховный глава федерации избирается советом правителей сроком на 5 лет, но может в любое время отказаться от должности по собственному заявлению или может быть отстранён от должности советом правительсва.

 В совет правителей  входит 9 из 13 глав субъектов федерации  Малайзии  - ( глав, которые являются монархами.

        1. Республики с монархическими элементами – это республики с пожизненным президентом  -  впервые в Югославии – конституция 1963 ст. 220.

Информация о работе Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина