Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 22:58, курсовая работа

Краткое описание

КП Зарубежной Страны – это основная отрасль её национальной системы права (часть публичного права) представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие, признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Вложенные файлы: 1 файл

КПЗС.docx

— 124.69 Кб (Скачать файл)

Конституционное право зарубежных стран – Масловская Татьяна Станиславовна - лектор

Литература:

  1. Василевич Г.А., Кондратович Н.М., Приходько Л.А., - КПЗС – Минск, 2006 г.
  2. Чиркин В.Е. – КПЗС – Москва, 2008 г.
  3. КПЗС – под редакцией Б.А. Страшуна том 1,2 – общая часть – Москва – 2001 год, Том 3 – особенная часть, страны Европы – Москва, 2002, Том 4 – особенная часть – страны Америки и Азии – Москва, 2003.
  4. Чудаков М.Ф. – Конституционное (государственное) ПЗС – Минск, 2001 и др.
  5. Кондратович Н.М.  – КПЗС – Минск – 2013 год.

НПА:

  1. Конституции стран, которые будем изучать. Garant.ru
  2. Конституции зарубежных стран – под редакцией В.В. Маклакова  - 2008, Москва
  3. Конституции государств Европы в 3 томах – под ред. Л.А. Окунькова – Москва, 2001
  4. Конституции Государств Америки в 3 томах – под ред. Проф. Т. Я. Хабриева - Москва , 2006
  5. Конституции государств Азии - под ред. Проф. Т. Я. Хабриева – Москва, 2011
  6. Конституции стран СНГ и Балтии – Москва 1999 год и другие издания. – под ред. Андреевой

Тема 1: «Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина»

  1. Понятие КП как отрасли права.
  2. Система КП в зарубежных странах
  3. Источники КП в ЗС.
  4. КП как наука и учебная дисциплина
    1. Понятие КП как отрасли права.

Французский профессор Жан-Поль Жакке определяет КП след образом: «КП своим предметом имеет юридическое обрамление политических отношений, основное содержание которых составляет власть».

КП Зарубежной Страны – это основная отрасль её национальной системы права (часть публичного права) представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основы правового положения личности, основные принципы организации и деятельности системы государственных органов, избирательную систему и другие, признаваемые важнейшими в данном государстве правовые институты.

Для конституционного права присущ императивный метод.

КПО – это ОО, участники, которых юридически взаимосвязаны правами и обязанностями, установленными нормами КП.

Важнейшим элементам КПО являются субъекты.

Субъектами КПО в ЗС выступают:

  1. Народ (нация).
  2. Государство
  3. Субъекты федерации
  4. Автономное образование
  5. Граждане, группы граждан, иностранные граждане, апатриды или ЛБГ, лиц с множественным гражданством.
  6. Общественные объединения, их союзы и ассоциации, политические партии их союзы, избирательные блоки.
  7. Государственные органы (глава государства, конституционный суд, парламент, правительство, счётные палаты, контрольные палаты, органы для борьбы с коррупцией).
  8. ДЛ – омбуцман (уполномоченные по правам человека, премьер-министр, спикер парламента).
  9. Избиратели
  10. Депутаты их объединения.
  11. Церковь – в отдельных странах с государственной религией – Греция, конституция 1975 года.
  12. СМИ – конституция республики польши
  13. Трудовые коллективы (социальные страны).
  14. АТЕ, органы местного самоуправления.

Классификация КПО по субъектному составу:

  1. Отношения, возникающие между государством и народом – общенациональный референдум
  2. Отношения между государством в целом и входящими в его состав частями, государственно подобными образованиями – федеративные отношения.
  3. Отношения между гос-вом в целом и входящими в него автономными единицами – отношения автономии.
  4. Отношения между государством и гражданами. По средствам реализации конституционных прав и свобод.
  5. Отношения между государственными органами.
  6. Отношения между государственными органами и ПП, другими общественными объединениями.
  7. Отношения между государственными органами и депутатами. – обращение депутатов в гос.органы.
  8. Отношения между депутатами и избирателями.
  9. Отношения между государством и СМИ.
  10. Отношения между церковью и государством.

 

    1. Система КП в ЗС.

Система КП – представляет собой сложную совокупность взаимодействующих элементов, характеризующую его внутреннее строение.

К элементам системы КП – принципы, нормы и институты.

Принципы КП – это основополагающие начала, на основе которых осуществляется регулирование ОО.

Общие принципы – формулируются в начальных разделах К-ции, например в К-ции Болгарии 1991 года 1 глава называется основные начала; в К-ции Италии 1947 года 1 часть называется основные принципы.

К общим принципам: принцип народного суверенитета ч.2 ст. 1 К-ции Греции 1975 года; принцип народного представительства – в преамбуле К-ции Японии 1946 года; принцип разделения властей ст. 20 основного закона ФРГ; принцип равноправия ст.1 К-ции  королевства Нидерландов 1983; принцип хорошего управления ст. 1 К-ции Морока 2011 года; принцип субсидиарности – разделение ответственности и полномочий.

В социалистических странах следующие общие принципы – принцип руководящей роли марксиско-ленинской партии Кция СССр 1978, социалистический интернационализма, от каждого по способности, каждому по труду – к-ция 1976

Специальные принципы – принцип не ответственности президента, ст.4 Люксембурга 1868.

Нормы КП обладают определённой спецификой – связанные  с их содержанием, с их структурой , с источниками их закрепления, с их характером. Нормы – девизы (девиз Республика Конго – Справедливость, Мир, Труд – ст. 2005 год; республика Чан – единство! Работа! Прогресс! Королевства Морокко – Бог Родина Король), нормы дефиниции, нормы цели и нормы задачи.

Институты КП – представляют собой определённую совокупность норм, регулирующих сходные, однородные и взаимосвязанные ОО.

В юридической литературе выделяют несколько классификаций институтов Кп:

  1. По содержанию:
  • Институт главы государства
  • Правового статуса личности
  • Гражданства
  • Институт законодательной власти
  • Институт исполнительной власти
  • Избирательное право
  • Судебных основ
  • Институт референдума
  • Институт конституционного контроля (надзора)
  • Институт конституционного строя
  • Институт Местного управления
  1. В зависимости от того могут ли институты КП быть разделены на более мелкие:
  • Простые – гражданства
  • Сложные – институт прав и свобод личности

Крупные институты КП чаще именуются под отрасли КП числу под отраслей:

  • Парламентское право
  • Избирательное право

 

    1. Источники КП.

Под источниками КП понимают формы закрепления норм КП.

Классификация источников КП:

  1. По форме:
  • Писанные
  • Неписанные
  1. По уровню закрепления:
  • Международные
  • Национальные
  1. По содержанию:
  • формальные – источники в юридическом смысле слова
  • материальные – условия жизни общества
  1. В зависимости от частоты использования
  • Традиционные – часто используются
  • Нетрадиционные – не часто (религиозные источники, конституционные обычаи)

Источники КПЗС:

Первая группа источников – НПА. К их числу относиться:

  1. Законы:
  1. Конституция;
  1. Конституционные законы:
  • Законы, которые вносят изменения и (или) дополнения в конституцию – поправки Конституции США (27 поправок, последняя 1992);
  • Законы, которые составляют некодифицированную Конституцию – Швеция ( 4 основных закона, которые имею конституционную силу), Израиль(12);
  • Законы, принимаемые до принятия конституции – конституционные закон Франции от 3 июня 1958 года – всеобщее голосование, разделение властей и др.

Особенности принятия конституционных законов:

  1. Ограниченные круг субъектов права законодательной инициативы – президент и 150.000 граждан имеющие право законодательной инициативы – ст.97
  2. Принятие конституционного закона, квалифицированным большинством голосов.
  3. В федеративных государствах требуется ратификация конституционного закона субъектами федерации.

 

  1. Органические законы – это законы, которые принимаются по прямому предписанию конституции и уточняют условия применения конституционных норм в определённых областях. – Франция, Испании, Румыния.

Особенности их принятия :

  1. Ограничен круг субъектов права законодательной инициативы
  2. Как правило, они подлежат обязательному, предварительному конституционному контролю (Франция – ст. 46 конституции).

 

  1. Ординарные (простые, текущие) – они регулируют отдельные вопросы государственной или общественной жизни. Ординарные законы принимаются парламентом, в обычной законодательной форме, простым большинством- -50% + 1 от всего числа – они могут быть приняты на референдуме (референдарные законы). К-ции Франции – 160 отсылок.
  2. Чрезвычайные законы – это законы принимаемы парламентом,  как правило, в порядке той же процедуры, что и обычные законы, но обладающие большей юридической силой, чем иные законы, включая конституцию. (нарушающие конституцию законы).  – несколько стран Азии (Шри-Ланка, Малайзия).

 

  1. Акты Главы государства и исполнительной власти.
  1. Акты главы государства и исполнительной власти, имеющие силу закона.
  • Акты принимаемые по прямому предписанию конституции – Италия, Индия, Морокко.
  • Акты, принимаемые в порядке делегирования парламентом  законодательных полномочий – президенту (Казахстан, Финляндия), правительству (Испания, Греция, Румыния, Португалия), отдельному министру (ФРГ, Португалия).

Акты имеющие силу закона называются: законы-декреты (на кубе). В Испании правительство принимает законодательные декреты, ордонансы – Франция, в США – исполнительные приказы.

  1. Акты главы государства и исполнительной власти, имеющие подзаконный характер.

Декреты, постановления, указы, инструкции.

  1. Регламенты палат парламента – они содержат нормы, определяющие внутреннюю структуру парламента, порядок его деятельности, законодательный процесс.
  2. НПА органов конституционного контроля – это решения по вопросам о конституционности законов, о толковании конституции, о компетенции государственных органов (Казахстана).
  3. Акты местного самоуправления – это местные уставы, статуты и иные акты, регулирующие основы местного самоуправления (Италия, Испания).
  4. Совместные постановления правительства и центрального комитета коммунистической партии Китая, признаются источниками КП, стоящими выше закона.

Информация о работе Конституционное право в зарубежных странах, как отрасль национального права, наука и учебная дисциплина