Система смазки двигателя А-41 Трактора ДТ-75

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:02, лекция

Краткое описание

Система смазки предназначена для беспрерывной подачи масла в процессе работы двигателя ко всем трущимся поверхностям деталей. Система смазки комбинированная. К подшипникам коленчатого и распределительного валов к промежуточной шестерни распределительного механизма, шестерни привода топливного насоса, к коромыслам клапанов масло подается под давлением. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

Масляный фильтр служит для  очистки масла от продуктов износа и нагара. Очистка масла происходит с помощью фильтрующего элемента, который заменяется вместе с заменой  масла.

 

Для охлаждения моторного  масла используется масляный радиатор. Охлаждение масла в радиаторе  осуществляется потоком жидкости из системы охлаждения.

 

Система смазкиДавление масла  в системе контролируется специальным  датчиком, установленным в масляной магистрали. Электрический сигнал от датчика поступает к контрольной  лампе на приборной панели. На автомобилях  также может устанавливаться  указатель давления масла.

 

Датчик давления масла  может быть включен в систему  управления двигателем, которая при  опасном снижении давления масла  отключает двигатель.

 

На современных двигателях устанавливается датчик контроля уровня масла и соответствующая ему  сигнальная лампа на панели приборов. Наряду с этим, может устанавливаться  датчик температуры масла.

 

Для поддержания постоянного  рабочего давления в системе устанавливается  один или несколько редукционных (перепускных) клапанов. Клапаны устанавливаются  непосредственно в элементах  системы: масляном насосе, масляном фильтре.

 

Принцип действия системы  смазки

 

В современных двигателях применяется комбинированная система  смазки, в которой часть деталей  смазывается под давлением, а  другая часть – разбрызгиванием  или самотеком.

 

Смазка двигателя осуществляется циклически. При работе двигателя  масляный насос закачивает масло  в систему. Под давлением масло  подается в масляный фильтр, где  очищается от механических примесей. Затем по каналам масло поступает  к коренным и шатунным шейкам (подшипникам) коленчатого вала, опорам распределительного вала, верхней опоре шатуна для  смазки поршневого пальца.

 

На рабочую поверхность  цилиндра масло подается через отверстия  в нижней опоре шатуна или с  помощью специальных форсунок.

 

Остальные части двигателя  смазываются разбрызгиванием. Масло, которое вытекает через зазоры в  соединениях, разбрызгивается движущимися  частями кривошипно-шатунного и  газораспределительного механизмов. При  этом образуется масляный туман, который  оседает на другие детали двигателя  и смазывает их.

 

Под действием сил тяжести  масло стекает в поддон и цикл смазки повторяется.

 

На некоторых спортивных автомобилях применяется система  смазки с сухим картером. В данной конструкции масло храниться  в специальном масляном баке, куда закачивается из картера двигателя  насосом. Картер двигателя всегда остается без масла – «сухой картер». Применение данной конструкции обеспечивает стабильную работу системы смазки во всех режимах, независимо от положения маслозаборника и уровня масла в картере.

 

 

 

 

Уход за системой смазки

При наступлении холодов  сливают из картеров двигателя и  агрегатов шасси трактора масло  летних сортов и заливают в них  зимнее масло.

 

При работе трактора с полной нагрузкой и закрытой шторкой  радиатора, когда температура масла  в системе смазки двигателя снизится ниже 75° С, отключают масляный радиатор. Однако независимо от температуры окружающего воздуха и времени года, если при тяжелых условиях работы трактора температура масла в системе смазки при полностью открытой шторке поднимется выше 97100° С (контрольная лампа, находящаяся на щитке контрольных приборов, при этом загорится), включают в работу масляный радиатор и требуемый температурный режим двигателя поддерживают при помощи шторки.

 

Если трактор зимой  останавливают на длительное время, то сразу же после его остановки  нужно слить масло из картера  двигателя в чистую посуду.

 

Чтобы уменьшить износ  трущихся поверхностей деталей двигателя, его рекомендуется перед запуском предварительно прогревать, заливая  в систему охлаждения горячую  воду, а в систему смазки горячее  масло. Дизельное масло перед  заливкой в картер подогревают в  водомаслогрейках до температуры 7080° С. Запрещается подогревать масло в картерах при помощи открытого огня, так как оно будет перегреваться и терять смазывающие свойства. При отсутствии зимнего сорта масла допускается заливать в картер двигателя, топливный насос и его регулятор летнее дизельное масло Дс-11 с добавкой в него 15% дизельного топлива. Для понижения вязкости дизельного масла, заливаемого в корпус редуктора пускового двигателя, рекомендуется добавить в него 20% (по объему) дизельного топлива.

 

 

Уход за системой смазки

Уход за системой смазки двигателя  заключается в систематическом  наблюдении за температурой и давлением  масла, регулярной проверке количества масла в картере и поддержании  необходимого уровня в нем, промывке масляного фильтра и своевременной  замене масла.

 

Температура масла должна поддерживаться в пределах 8095° С. При окружающей температуре воздуха выше +5° С следует работать с включенным масляным радиатором. Температура масла в определенных пределах может поддерживаться при помощи шторки радиатора, управляемой из кабины трактора. При низкой температуре окружающего воздуха радиатор необходимо отключить. Для этого следует повернуть переключатель радиатора в масляном фильтре в положение, соответствующее зимней эксплуатации.

 

Давление масла в системе  смазки при нормальной температуре  масла и номинальных оборотах двигателя должно быть 2,5 4,5 кГ/см2, на минимальных оборотах холостого  хода не ниже 0,8 кГ/см2. Если давление масла  ниже нормальной величины, двигатель  необходимо остановить и устранить  причины, вызывающие пониженное давление масла.

 

Проверять уровень масла  в картере двигателя нужно  ежесменно на неработающем двигателе  перед началом работы или спустя 20 мин после его остановки. В  картере масло должно находиться на уровне верхней метки измерительного стержня. Если масло будет залито выше верхнего уровня, это приведет к его повышенному угару, нагарообразованию  и закоксовыванию поршневых колец. При недостаточном же количестве масла в картере ухудшаются смазка и охлаждение трущихся поверхностей, что может привести к повышенному  износу деталей и аварии двигателя.

 

Во  время работы двигателя смазочные  свойства масла ухудшаются, масло  окисляется под действием высоких  температур и загрязняется оталлическими  включениями, нагаром и пылью. Масло  в картере двигателя меняют через 240 ч работы двигателя при техническом  уходе № 2. Сливать масло из картера  следует сразу же после остановки  двигателя, пока оно еще горячее  и механические примеси, находящиеся  в нем во взвешенном состоянии, могут  быть удалены вместе с грязным  маслом. Если масло сильно загрязнено, следует снять поддон картера  и промыть его в дизельном  топливе. Поддон промывают обычно при  техническом уходе № 3. Масляный фильтр очищают и промывают через  каждые 120 ч работы двигателя, а при  тяжелых условиях работы и при  высокой окружающей температуре  через каждые 60 ч. Для промывки фильтра  необходимо снять колпак; отвернуть  гайку крепления верхнего упора  ротора; снять ротор; отъединить крышку ротора. Детали фильтра промывают  дизельным топливом. Отложения во внутренней полости крышки ротора очищают деревянным скребком. Промывать крышку ротора не рекомендуется. При сборке ротора уплотнительное резиновое кольцо смазывают солидолом, гайку затягивают с усилием, соответствующим моменту 24 кГм. Риски на остове ротора и его крышке должны совпадать.

 

 

 

Смазка трактора

Для смазки узлов и механизмов трактора в зависимости от времени  года применяют следующие сорта  масел:

 

1. Дизельное масло: летом  М10В по ТУ 38-1-140-68 или ДП-11 ИХП-1-Й  серии по МРТУ 38-1-257-67, зимой ДС-8 (М8В) по ГОСТ 858163. При отсутствии  указанных масел допускается  применение дизельного масла:  летом ДС-11 (М10Б) по ГОСТ 858163 или  ДП-11 по МРТУ 38-1-234-66 с присадкой  6% БФК, зимой ДС-8 (М8Б) по ГОСТ 858163.

 

Дизельное масло используют для смазки двигателя, топливного насоса, его регулятора, редуктора пускового  двигателя, увеличителя крутящего  момента, втулок кронштейна управления двигателем, а также для заправки бака гидравлической системы и составления  смеси пускового топлива.

 

При работе двигателя на топливе, содержащем серы более 0,6%, заменять масло  в картере двигателя следует  через каждые 120 ч работы трактора.

 

Допускается применение дизельного масла по ГОСТ 858163 для смазки узлов  и механизмов силовой передачи и  ходовой системы.

 

2. Автотракторное масло  по ГОСТ 186263: летом АК.-15, зимой  АКп-10 или зимой и летом трансмиссионное  тракторное масло с присад-

 

кой ЭФО по ВТУ 38-1-189-68 или  очищенное по МРТУ 38-1-264-68 используется для смазки коробки передач и  главной конической передачи заднего  моста, конечных передач, редуктора  вала отбора мощности и подшипников  ходовой системы.

 

Допускается применение дизельного масла по ГОСТ 858163 для смазки узлов  и механизмов, перечисленных в  настоящем пункте.

 

3. Универсальная среднеплавкая  смазка УСс (солидол синтетический)  по ГОСТ 436664 или УС-2 (солидол жировой)  по ГОСТ 103351. Используется для  смазки всех сопряжений, смазываемых  через масленки, и для набивки  полостей вилок карданной передачи, передних подшипников главной  муфты сцепления и увеличителя  крутящего момента перед их  сборкой.

 

4. Консистентная смазка  № 158 по МРТУ 12Н № 139-64 или  смазка ЦИАТИМ-221 по ГОСТ 943360 или  смазка ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 626759 для  смазки подшипников генератора.

 

Чтобы избежать загрязнения  масел, при их хранении и заправке надо соблюдать следующие требования:

 

1) заправочный инвентарь  должен храниться в ящике с  плотно закрывающейся крышкой;  для каждого сорта масла следует  иметь отдельную посуду;

 

2) горловины бочек, в  которых хранится масло, должны  быть плотно закрыты пробками  или крышками;

 

3) перед заправкой очистить  пробки и крышки от пыли  и грязи, пробки заправочных  и контрольных отверстий разрешается  класть только на чистое место;

 

4) масло следует переливать  из бочки в заправочный инвентарь  при помощи насоса.

 

 

Проверка и регулировка  системы смазки двигателя

 

 ВЛИЯНИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО  СОСТОЯНИЯ И РЕЖИМОВ РАБОТЫ  СИСТЕМЫ СМАЗКИ НА ДОЛГОВЕЧНОСТЬ  ДВИГАТЕЛЯ

 

В систему смазки тракторных двигателей входят масляный насос с  маслозаборником, фильтры, масляный радиатор, манометр и термометр.

 

От состояния и режимов  работы агрегатов системы смазки в значительной мере зависит надежность и долговечность двигателя. Рассмотрим влияние каждого узла в отдельности на условия работы механизмов двигателя.

 

По мере изнашивания шестерен и корпуса масляного насоса снижается его производительность. В то же время с повышением межремонтной наработки увеличиваются зазоры в подшипниках коленчатого вала. По этим причинам снижается давление масла в магистрали, что влечет за собой увеличение интенсивности изнашивания трущихся сопряжений. Производительность насоса может снизиться также в случае засорения сетки маслозаборника. У большинства двигателей состояние сетки маслозаборника рекомендуется проверять после наработки до текущего ремонта (в случае продления срока службы двигателя). Однако в зависимости от условий эксплуатации и качества нефтепродуктов необходимость очистки сетки может наступить и раньше — при техническом обслуживании № 3.

 

Если в полостях шатунных шеек имеется большое количество отложений, то последние могут попадать на трущиеся поверхности, особенно при запуске двигателя и при малой частоте вращения коленчатого вала, когда центробежные силы малы. Состояние центробежных очистителей контролируют одновременно с проверкой сетки маслозаборника. В случае большого количества отложений их удаляют специальным скребком.

 

С увеличением срока службы клапанов системы смазки происходит изнашивание уплотняющих поверхностей и деформация пружин. При износе и разрегулировке предохранительного и сливного клапанов снижается давление масла в магистрали, что влечет за собой повышение интенсивности изнашивания двигателя, особенно кривошипно — шатунного механизма. Вследствие неисправности этих клапанов, например заедания, может также повыситься давление (в этом случае клапан не пропускает достаточное количество масла).

 

К одним из основных показателей  работы агрегатов системы смазки относятся температура и вязкость картерного масла. При высокой вязкости масла, вызванной его переохлаждением  или несоответствием техническим  условиям, повышается давление. Следовательно, ухудшается фильтрация масла, что обусловлено дополнительной подачей загрязненного (нефильтрованного) масла через перепускной клапан.

 

При запуске и прогреве холодного двигателя вследствие высокой вязкости масла и увеличенного сопротивления фильтрующих элементов все загрязненное масло поступает в магистраль через перепускной клапан, который в этом случае открыт длительное время, до тех пор, пока масло разогреется. Кратковременное действие перепускного клапана наблюдается при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Особенно часто этот клапан открывается у нового двигателя, когда поток масла через главную магистраль мал вследствие незначительных зазоров в подшипниках коленчатого вала. В этом случае даже не очень резкое изменение частоты вращения коленвала приводит к резкому нарастанию давления перед фильтром. Перепускной клапан открывается также при чрезмерном загрязнении фильтрующих элементов. Все это в конечном счете вызывает усиленное изнашивание трущихся сопряжений и в первую очередь преждевременный выход из строя деталей кривошипно-шатунного механизма.

 

При повышенной вязкости масла  либо не работает реактивная центрифуга, либо значительно снижается частота  вращения ротора, что обусловлено  трудностью прокачки масла через  калиброванное отверстие фильтра и сопла форсунок ротора. При использовании полнопоточной центрифуги загрязненное масло будет проходить в магистраль через перепускной клапан, минуя центробежный очиститель. В случае несвоевременного удаления скопившихся механических примесей и загрязнений сопел центрифуга не работает. На качество очистки масла центрифугой существенное влияние оказывает давление масла, поступающего к фильтру. С понижением давления центробежная сила струи масла уменьшается, в связи с чем частота вращения ротора резко снижается.

Информация о работе Система смазки двигателя А-41 Трактора ДТ-75