Система смазки двигателя А-41 Трактора ДТ-75

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 21:02, лекция

Краткое описание

Система смазки предназначена для беспрерывной подачи масла в процессе работы двигателя ко всем трущимся поверхностям деталей. Система смазки комбинированная. К подшипникам коленчатого и распределительного валов к промежуточной шестерни распределительного механизма, шестерни привода топливного насоса, к коромыслам клапанов масло подается под давлением. Остальные детали смазываются разбрызгиванием.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 1.23 Мб (Скачать файл)

 

В центральном отверстии  оси 18 ротора расположена маслоотводящая трубка 22, нижний конец которой вставлен в дроссель 23, запрессованный в корпус фильтра. Ротор центрифуги закрыт колпаком 19, закрепленным на оси 18 гайкой 16. Колпак уплотнен в соединении с корпусом паронитовой прокладкой 20, а гайка  колпака медной прокладкой 15. В верхней  части колпака имеется смотровое  окно 17, через которое контролируют вращение ротора. В корпусе фильтра  установлены: переключатель / масляного  радиатора; перепускной клапан, состоящий  из шарика 28, пружины 27 и пробки 26; штуцеры 2 и 25 для подсоединения датчика  манометра и сигнализатора температуры  масла; маслозащитный козырек 4, устраняющий  торможение ротора потоком масла, выходящего из форсунок.

 

К фланцу переключателя шпильками 24 крепится трубопровод, отводящий  масло к радиатору. К нижнему  фланцу корпуса фильтра присоединен  трубопровод, подводящий масло от радиатора. Подключают или отключают масляный радиатор путем поворота переключателя  на 180° в гнезде корпуса фильтра до совмещения букв Л или 3 со стрелкой на корпусе фильтра. При работе двигателя масло, нагнетаемое насосом, подается через каналы корпуса фильтра в зазор между осью 18 и трубкой 22 и затем через радиальные отверстия в оси и остове поступает в полость ротора. В нем поток масла разветвляется. Часть масла идет на гидравлический привод ротора и стекает в картер. Основная часть масла по верхнему ряду радиальных отверстий в остове ротора и его оси поступает в трубку 22 и по ней в главную магистраль двигателя.

 

При вытекании масла из полости ротора через форсунки возникают  реактивные силы, вращающие его с  большой скоростью. При работе двигателя  на номинальных оборотах ротор развивает  более 5000 об/мин. Находящееся в нем  масло приводится во вращательное движение и под действием центробежных сил механические частицы, содержащиеся в масле, отбрасываются к стенкам  ротора. Сливной клапан (рис. 17) установлен на блок-картере с левой стороны. Ои состоит из корпуса 1, клапана 2, пружины 3, регулировочного винта 4 и гайки 5. При регулировке давления в  масляной магистрали двигателя снимают  гайку и вращают регулировочный винт. При его вывертывании давление в магистрали уменьшается, а при  ввертывании увеличивается.

 

 

 

 

 

 

 

Масляный насос

Масляный насос НШ-46 шестеренчатого типа служит для создания рабочего давления в гидросистеме. Он установлен с правой стороны двигателя на корпусе привода насоса, который  прикреплен к картеру распределительных  шестерен.

 

Корпус 16 (рис. 84) насоса представляет собой полую отливку из алюминиевого сплава с двумя внутренними расточками под шестерни. Один торец корпуса  глухой, а другой закрыт крышкой 14. На наружной поверхности корпуса сверху и снизу имеются две обработанные площадки с отверстиями, соединяющими их с внутренними полостями корпуса. На верхней площадке установлена  угловая муфта 4, в торец которой  ввернут штуцер /. К штуцеру присоединяют нагнетательный маслопровод, соединяющий  насос с распределителем. На нижней площадке установлен заборный патрубок 21. В него ввернут штуцер 20 с гладким  цилиндрическим концом, на который  надевают дюритовый шланг, соединяющий  штуцер с заборным маслопроводом  и с масляным баком. На обоих торцах угловой муфты и заборного  патрубка имеются кольцевые канавки, в которые установлены резиновые  уплотнительные кольца 2 и 3, исключающие  подтекание масла.

 

В расточках корпуса на бронзовых втулках 17 установлены  ведомая 19 и ведущая 18 шестерни. Для  уменьшения величины зазора между торцами  шестерен и втулок их разбивают по размерам на 9 групп и устанавливают  в насос детали только одной группы. Смешивание групп не допускается, так  как это приведет к большой  утечке рабочей жидкости и снижению производительности насоса.

 

Для предотвращения провертывания  на втулках 17 имеются продольные лыски, которыми они плотно, без зазора, прилегают одна к другой. Торцы  втулок, расположенные со стороны  крышки, находятся под воздействием высокого давления в кольцевой полости 13, которая соединена с нагнетательной полостью насоса. Таким образом, создается  осевой поджим втулок и шестерен к  глухой стенке корпуса, в результате чего обеспечивается при работе насоса плотное прилегание трущихся торцов деталей и устранение зазоров, которые  могли бы появиться по мере износа торцов.

 

Торцы втулок и шестерен со стороны глухой стенки корпуса во избежание противодействия поджиму  соединены через осевое отверстие  в ведомой шестерне с полостью низкого давления.

 

Течь масла из рабочих  полостей насоса через неплотности  прилегания крышки и втулок предотвращается  резиновой пластиной 15, зажатой крышкой  в торцевой канавке корпуса по всему профилю его расточки. Для  изоляции полости высокого давления 13 от всасываю-

 

 

 

 

 

 

Уход за масляным насосом

Нормальная работа насоса зависит главным образом от чистоты  масла в гидросистеме и надежности уплотнений. Загрязненное масло содержит в себе абразивные частицы, которые, попадая на трущиеся поверхности  шестерен и втулок, вызывают быстрый  износ деталей, появление зазоров  в сопряжениях, снижение производительности насоса и выход его из строя. Наличие  абразива в масле может привести также к преждевременному износу каркасного сальника 12 и в связи  с этим к перетеканию масла  из насоса в картер двигателя. Поэтому  необходимо заливать в бак гидросистемы только отфильтрованное масло и  своевременно промывать фильтры  масляного бака. Ненадежность уплотнений в местах присоединения деталей  к корпусу насоса приводит к появлению  течи масла. Кроме того, из-за нарушения  уплотнений заборного патрубка 21 и  штуцера 20, а также выхода из строя  сальника 12 происходит подсос воздуха  в гидравлическую систему, сопровождающийся интенсивным пенообразованием в  масляном баке и выбросом из него пены и масла через сапун. Обнаружив  неисправность уплотнения, прежде всего  проверяют затяжку соответствующих  резьбовых соединений насоса. Если после подтяжки резьбы течь или пенообразование  продолжается, следует разобрать  соединение, тщательно проверить  исправность уплотнительных элементов  и неисправные заменить. После  этого правильно, не допуская перекручивания или задиров, установить уплотнительные резиновые детали, затянуть болты  и, запустив двигатель, убедиться в  нормальной работе масляного насоса и всей гидросистемы.

 

 

Масляный насос шестеренчатый, установлен в нижнем картере двигателя, крепится к блоккартеру. Правильность установки насоса обеспечивается двумя установочными штифтами. Насос приводится во вращение от коленчатого вала через пару шестерен с передаточным отношением 1,2. Боковой зазор между зубьями шестерен должен быть в пределах 0,050,6 мм.

 

Корпус 6 (рис. 15) и крышка 2 масляного насоса отлиты из чугуна. Внутри корпуса расположены ведущая 4 и ведомая 15 шестерни. Ведущая шестерня напрессована на валик 5, на переднем конце  которого установлена на шпонке шестерня 3 привода масляного насоса, закрепленная гайкой. Валик ведущей шестерни вращается  во втулках, запрессованных соосно в  корпусе и крышке насоса. Соосность  отверстий втулок обеспечивается установкой крышки на корпус по двум установочным штифтам. Ведомая шестерня вращается  на пальце 16, запрессованном в корпус насоса. В отверстие ведомой шестерни запрессована бронзовая втулка. Шестерня привода масляного насоса вращается  в штампованном лотке /, предотвращающем  чрезмерное разбрызгивание масла в  поддоне блок-картера. В корпус насоса со стороны нагнетания ввернут корпус 12 предохранительного клапана 13, крепящий одновременно угольник нагнетательного  трубопровода 8. Предохранительный  клапан поршневой. Сжатие его пружины  регулируют резьбовой втулкой //, фиксируемой  стопорным кольцом.

 

Насос засасывает масло через  маслоприем-ник 9, имеющий сетчатый фильтр 10. Заборная трубка крепится к  корпусу насоса при помощи нажимной втулки 14 и к крышке третьего коренного  подшипника.

 

Производительность масляного  насоса 60 л/мин при номинальных  оборотах двигателя, противодавлении 66,5 кГ/см2 и вязкости масла 2124 ест, нагретого  до температуры 7080° С

 

 

Масляный бак

Масляный бак в гидравлической системе трактора является резервуаром, в который заливают масло и  где происходит его очистка и  охлаждение. Емкость бака предусмотрена  такой, чтобы при работе трактора в наиболее неблагоприятных условиях температура масла не поднималась  выше 65°С.

 

Установлен масляный бак  под полом кабины между левым  лонжероном рамы и корпусом коробки  передач и заднего моста. Снизу  он прикреплен болтами к двум скобам 16 (рис. 89), приваренным к внутренней стенке лонжерона, а сверху планкой 12, один конец которой лежит на бобышке корпуса увеличителя  крутящего момента, другой на площадке горловины бака.

 

Бак состоит из корпуса 15, заливного фильтра 23, сливного фильтра  и сапуна 7. Корпус бака отштампован  из двух половин, сваренных по контуру. Сверху к нему приварены горловина 13 заливного фильтра и горловина 5 сливного фильтра, снизу банка для  магнитной пробки 17 сливного отверстия  и заборный патрубок /. К этому  патрубку при помощи дюритового шланга крепят маслопровод, соединяющий бак  с насосом.

 

Заливной фильтр состоит  из штампованного листового каркаса  с большим количеством отверстий  и приваренной сверху латунной сетки. В нижнюю часть каркаса вварено  донышко. После установки в горловину  фильтр закрывают пробкой 14, в которой  закреплен масломерный стержень. На нем имеются две метки для  контроля уровня масла.

 

При нормальном количестве масла  уровень должен находиться между  верхней и нижней метками. При  этом объем масла, залитого в бак, будет составлять около 19 л. Общий  объем масла, заливаемого в гидравлическую систему (учитывая емкость заднего  цилиндра и маслопроводов) равен 25.

 

В корпусе 3 сливного фильтра  на трубке 8 с продольными окнами установлены сетчатые фильтрующие  элементы 20 (всего 21 элемент). Нижний конец  трубки свободно входит во втулку, вваренную  в дно корпуса. Между крайним  элементом и торцом втулки установлено  войлочное уплотнительное кольцо 21. В верхний конец трубки 8 вварена  втулка с наружной резьбой, на которой  смонтирован клапан, состоящий из корпуса, шарика, пружины и штампованного  стакана //, служащего опорой пружины. Между верхним фильтрующим элементом  и корпусом клапана установлена  отражательная шайба 19. Набор фильтрующих  элементов поджат сверху через корпус клапана и отражатель 9 крышкой 6 фильтра. Для нормальной работы фильтрующие  элементы необходимо устанавливать  с натягом 3 5 мм.

 

 

 

Фильтр работает следующим образом. Масло от распределителя поступает в патрубок 4, соединенный  со сливным маслопроводом. Через  отверстия в отражателе 9 и фильтрующие  элементы оно направляется в трубку 8, а затем через трубку 22, вваренную  во втулку корпуса фильтра, сливается  в полость бака. Содержащаяся в  масле грязь и другие инородные  частицы задерживаются на сетке  фильтрующих элементов и удаляются  при их промывке. Чтобы лучше очистить масло от пузырьков воздуха и  грязи и улучшить его охлаждение, увеличивают путь циркуляции поступающего в бак масла. Для этого сливную  трубку 22 при установке фильтра  в бак направляют в сторону, противоположную  заборному патрубку /. Неправильную установку трубки 22 предотвращает  ограничитель 2, приваренный к одной  из половин корпуса бака. При заливке  в бак загрязненного масла  и несоблюдении сроков промывки фильтра  сетка фильтрующих элементов  забивается грязью, что затрудняет проход масла. В корпусе фильтра  повышается давление, под действием  которого шариковый клапан 10 отжимается, и неочищенное масло через  отверстие в стакане // и трубку 8 поступает в бак, минуя фильтр. Между крышкой фильтра и горловиной для герметичности поставлено резиновое  кольцо 18. Сапун 7 поддерживает в баке атмосферное давление. Он состоит  из корпуса с конической резьбой, проволочной набивки, заложенной внутрь корпуса, и шайбы, удерживающей набивку  от выпадания. Корпус выполнен в виде пробки с квадратной головкой, имеющей  отверстия, которые через набивку  и отверстие в шайбе соединяют  полость бака с окружающей средой. Пробка 17 сливного отверстия ввернута в бонку корпуса. На внутреннем торце  пробки закреплена магнитная скобка для улавливания металлических  частиц, попадающих в масло.

 

 

 

Уход за масляным баком

 

Заправлять  масляный бак необходимо только отстоенным или профильтрованным чистым дизельным  маслом, марки которого указаны в  разделе смазки двигателя. Нельзя допускать  применение масла других марок или  смешивание различных сортов масла, так как это может привести к выпаданию присадок масла и  быстрому засорению фильтрующих  элементов смолистыми частицами, которые  не поддаются промывке и выводят  фильтр из строя. Количество масла в  баке должно строго контролироваться. Следует иметь в виду, что при  заливке масла выше верхней метки  оно может выбрасываться через  сапун. При заливке масла ниже нижней метки ухудшаются его охлаждение и очистка, а это приводит к  увеличению температуры масла и  выходу из строя насоса и распределителя. Кроме того, при низком уровне масло  вспенивается, в результате чего воздух попадает в агрегаты гидравлической системы и нарушает их работу и  работу всей системы.

 

Поэтому надо контролировать уровень масла в  баке и, если необходимо, доливать масло  до нормального уровня. После 960 ч  работы гидравлической навесной системы  масло из бака сливают, промывают  полость бака и фильтры, заливают в бак свежее масло. Во время промывки очищают магнитную пробку от грязи  и металлических частиц.

 

Фильтрующие элементы промывают через 240 ч работы гидравлической навесной системы. Неисправные  элементы заменяют новыми. Доступ к  горловине бака через люк в  полу кабины. Чтобы вынуть фильтр, необходимо отвернуть болты крышки и сдвинуть ее в сторону, не отъединяя от маслопровода. При установке фильтра в бак следует набирать полный соответствующий набор фильтрующих элементов для обеспечения плотного поджатия элементов друг к другу и исключения пропуска масла между ними.

 

 

Система смазки (другое наименование смазочная система) предназначена  для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции система смазки обеспечивает:

 

охлаждение деталей двигателя;

удаление продуктов нагара и износа;

защиту деталей двигателя  от коррозии.

Система смазки двигателя  имеет следующее устройство:

 

поддон картера двигателя  с маслозаборником;

масляный насос;

масляный фильтр;

масляный радиатор;

датчик давления масла;

редукционный клапан;

масляная магистраль и  каналы.

Схема системы смазки

Схема системы смазки

 

Поддон картера двигателя  предназначен для хранения масла. Уровень  масла в поддоне контролируется с помощью щупа, а также с  помощью датчика уровня и температуры  масла.

 

Масляный насос предназначен для закачивания масла в систему. Масляный насос может приводиться  в действие от коленчатого вала двигателя, распределительного вала или дополнительного  приводного вала. Наибольшее применение на двигателях нашли масляные насосы шестеренного типа.

Информация о работе Система смазки двигателя А-41 Трактора ДТ-75