Система смазки двигателя ЗИЛ 130

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 12:48, доклад

Краткое описание

Масло подается под давлением к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, опорам промежуточного валика привода прерывателя-распределителя системы зажигания и масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.

Из поддона картера масло через приемник 18 засасывается в двухсекционный шестеренчатый масляный насос 3, закрепленный снаружи с правой стороны картера. Насос приводится в действие от распределительного вала через промежуточный валик. Верхняя секция насоса подает масло в систему смазки двигателя, нижняя — в масляный радиатор.

Вложенные файлы: 1 файл

Система смазки двигателя ЗИЛ.docx

— 16.07 Кб (Скачать файл)

Система смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рисунке. 

Схема системы  охлаждения двигателя ЗИЛ-130 
 
 

Схема системы  охлаждения двигателя ЗИЛ-130:  

1 — радиатор;

2 — компрессор;

3 — водяной  насос; 

4 — термостат; 

5 — кран отопителя;

6 — подводящая  трубка;

7 — отводящая  трубка;

8 — радиатор  отопителя;

9 — датчик  указателя температуры воды в  системе охлаждения двигателя; 

10 — сливной  краник рубашки блока цилиндров  (в положении «Открыто»);

11 — сливной.  

Масло подается под давлением к коренным и  шатунным подшипникам коленчатого  вала, подшипникам распределительного вала, опорам промежуточного валика привода прерывателя-распределителя системы зажигания и масляного насоса и к толкателям. К втулкам коромысел предусмотрена пульсирующая подача масла. К остальным трущимся деталям двигателя масло подается самотеком и разбрызгиванием.  

 Из поддона  картера масло через приемник 18 засасывается в двухсекционный  шестеренчатый масляный насос  3, закрепленный снаружи с правой  стороны картера. Насос приводится  в действие от распределительного  вала через промежуточный валик.  Верхняя секция насоса подает  масло в систему смазки двигателя,  нижняя — в масляный радиатор.  

 Масло под  давлением поступает через канал  в задней перегородке блока  в корпус масляных фильтров, где  все оно проходит через пластинчато-щелевой  фильтр 5 грубой очистки, из которого  часть масла идет в центробежный  фильтр 6 тонкой очистки (центрифугу), откуда сливается в поддон  картера.  

Основной поток  масла из фильтра грубой очистки  поступает в распределительную  камеру 7, расположенную в задней перегородке блока, а из нее в  два продольных магистральных канала 10 и 17, из которых подается к коренным подшипникам коленчатого вала и  далее к подшипникам распределительного вала. По каналам в коленчатом валу масло поступает к шатунным подшипникам.  

В шатуне предусмотрено  специальное отверстие, через которое  в момент совпадения его с каналом  в шейке коленчатого вала выбрасывается  струя масла на стенку цилиндра. Масло, снимаемое со стенки цилиндра маслосъемным кольцом, отводится внутрь поршня и смазывает поршневой  палец, вращающийся в бобышках поршня и в верхней головке шатуна.  

 Из переднего  конца канала 17 масло подается  по трубке 11 в смазочные каналы 12 компрессора. При совпадении  отверстий в средней шейке  распределительного вала с отверстиями  в блоке цилиндров (один раз  при каждом обороте распределительного  вала) масло подается в каналы  каждой головки цилиндров. Из  канала через паз на опорной  поверхности стойки коромысел  и зазор между стенками отверстия  в стойке и болтом, проходящим  через нее, масло поступает  в полую ось коромысел, откуда  через отверстия в стенке оси  — к втулкам коромысел.  

 Из зазора  между осью коромысел через  канал 8 короткого плеча коромысла  масло подается к сферическим  опорам штанг, а также для  смазки клапанов и механизмов  их вращения, к которым масло  поступает самотеком. Распределительные  шестерни смазываются самотеком  по каналам из головки цилиндров.  

 Фильтры грубой  и тонкой очистки масла двигателя  ЗИЛ-130 размещены в общем корпусе. 

Схема работы масляных фильтров двигателя ЗИЛ-130 
 
 

Пластинчато-щелевой  фильтр грубой очистки улавливает механические примеси размером больше 0,1 мм.  

В крышке корпуса  установлена подвижная ось с  закрепленными на ней тонкими  стальными пластинками двух видов: фильтрующими круглыми и промежуточными в виде звездочек. При сборке между  фильтрующими пластинками за счет звездочек  создаются зазоры 0,07 — 0,10 мм, в которые  входят пластинки, установленные на неподвижной стойке. Масло, движущееся через фильтр, проходит между пластинками; при этом оно очищается от механических примесей с размерами частиц, превышающими величину зазоров.  

 Фильтр тонкой  очистки — центробежный с реактивным  приводом (центрифуга). Корпус центрифуги  вращается за счет реактивной  силы тангенциально (касательно) направленных струй масла, вытекающего  из него через два жиклера.  При давлении масла около 0,3 Мн/м2 (3 кгс/см2) корпус центрифуги вместе с находящимся в нем маслом вращается с частотой 5000 — 6000 об/мин.  

Под действием  инерции механические частицы, находящиеся  в масле, отбрасываются к стенке корпуса, где откладываются, образуя  плотный осадок. Из корпуса масляных фильтров очищенное масло сливается  в картер двигателя.  

 Масляный  радиатор, включенный параллельно  в систему смазки, установлен  впереди радиатора системы охлаждения  и служит для охлаждения масла.  Радиатор состоит из двух бачков, соединенных несколькими рядами  горизонтальных трубок, проходящих  через металлические ребра, которые  повышают жесткость и площадь  теплоотдачи радиатора.  

 Масляный  радиатор включают краном при  работе двигателя в тяжелых  условиях (высокая температура наружного  воздуха, плохая дорога или  большая скорость движения).  

 Ограничительный  клапан, установленный перед радиатором, перекрывает путь маслу в радиатор  при давлении в системе ниже 0,1 Мн/м2 (1 кгс/см2).  

 Масляный  насос при самых плохих условиях  эксплуатации обеспечивает необходимое  давление в системе. При непрогретом  масле давление может превысить  допустимое, поэтому в системе  смазки установлены редукционные  клапаны, ограничивающие давление.  

 Редукционный  клапан верхней секции масляного  насоса двигателя ЗИЛ-130 отрегулирован  на давление 0,3 Мн/м2 (3 кгс/см2), при превышении которого перепускает часть масла из нагнетательной полости масляного насоса во всасывающую, редукционный клапан нижней секции — на давление 0,12 Мн/м2 (1,2 кгс/см2).  

 Контролируют  работу системы смазки по показаниям  указателя давления, присоединенного  к корпусу масляных фильтров. Нормальное давление масла у прогретого двигателя ЗИЛ-130 при работе на средних оборотах составляет 0,25 — 0,30 Мн/м2 (2,5 — 3,0 кгс/см2).  

 У двигателей  ЗИЛ-130 выпуска последних лет система  смазки отличается от описанной  отсутствием фильтра грубой очистки  масла.  

Система смазки двигателя 3M3-53 показана на рисунке. Двухсекционный шестеренчатый масляный насос 8 прикреплен снаружи к верхней части картера  двигателя с левой стороны  и приводится в действие вместе с  валиком прерывателя-распределителя системы зажигания от распределительного вала двигателя. 

Схема системы  смазки двигателя ЗМЗ-53 
 
 

Схема системы  смазки двигателя ЗМЗ-53:  

1 — фильтр  центробежной очистки масла; 

2 — предохранительный  клапан;

3 — кран масляного  радиатора; 

4 — масляный  радиатор;

5 и 7 — редукционные  клапаны; 

6 — маслоприемник; 

8 — масляный  насос.  

Верхняя секция масляного насоса нагнетает масло  в горизонтальную масляную магистраль, расположенную продольно в верхней  части картера с правой стороны.  

 От нижней  секции насоса масло по каналам  в картере и наружному маслопроводу  поступает в единственный фильтр 1 центробежной очистки с реактивным  приводом (центрифугу), откуда сливается  в поддон картера, смазывая  при этом распределительные шестерни.  

 Из масляной  магистрали под давлением смазываются  коренные и шатунные подшипники  коленчатого вала, подшипники распределительного  вала и ось коромысел. Разбрызгиванием  смазываются зеркало цилиндров,  втулки верхних головок шатунов,  стержни клапанов, толкатели и  кулачки распределительного вала.  

Привод и шестерни прерывателя-распределителя смазываются  маслом, поступающим из полости, расположенной  между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров.  

 Редукционный  клапан 5 верхней секции насоса, установленный  в переднем конце магистрали, ограничивает давление в пределах 0,25 — 0,40 Мн/м2 (2,5 — 4,0 кгс/см2) при средней скорости автомобиля. При повышении давления клапан перепускает масло в картер.  

 Редукционный  клапан 7 нижней секции отрегулирован  на давление 0,35 — 0,40 Мн/м2 (3,5 — 4,0 кгс/см2); при повышении давления масло циркулирует внутри насоса.

Информация о работе Система смазки двигателя ЗИЛ 130