Формирование ассортимента товаров в розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
- совершенствование управления товарным ассортиментом.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 87.44 Кб (Скачать файл)

Мы считаем, что для повышения  социального уровня торгового обслуживания торгово-оперативные работники магазинов  должны уделять особое внимание устойчивости ассортимента. С одной стороны, этот показатель существенно влияет на показатель уровня обслуживания, а с другой - свидетельствует о ритмичности  поставок. Устойчивость ассортимента - главный ориентир для покупателя.

Для характеристики эффективности  коммерческой деятельности розничного предприятия, на наш взгляд, наиболее важным показателем является степень  обновления товарного ассортимента, то есть его пополнения новыми продуктами и изделиями. Этот показатель может  быть определен как коэффициент  обновления. Он представляется важным для работы с непродовольственными товарами.

Расчеты устойчивости ассортимента позволяют  судить об отсутствии перебоев в продаже  отдельных товаров. Анализ стабильности реализации товара с колеблющимся, неравномерным качеством покупок  в течение дня, поможет не только проанализировать эффективность организации  товароснабжения, но и определить рациональность ассортиментной структуры и эффективность ассортиментной политики розничного предприятия.

Анализ широты и устойчивости ассортимента необходимо проводить на базе оперативных  данных о состоянии текущих запасов, выделяя товары с замедленной товарооборачиваемостью.

2. Анализ ассортиментной политики на торговом предприятии ООО «ТД Михайлов +»

2.1 Организационно-экономическая характеристика торгового предприятия

Анализируемое торговое предприятие  ООО «ТД Михайлов+расположено по адресу город Железногорск, Красноярского края, Проспект Ленинградский, 35.

Это один из крупных магазинов самообслуживания с широким ассортиментом преимущественно  продовольственных товаров (удельный вес непродовольственных товаров  составляет около 20%). Магазин представляет собой отдельно стоящее двухэтажное  здание. На первом этаже располагается  торговый зал с продовольственными товарами. Второй этаж занимают торговые павильоны частных предпринимателей. Средний размер торговой площади  магазина около 150 квадратных метров.

Магазин расположен в довольно удачном  месте. Рядом достаточно много жилых  домов, большинство жильцов которых  преимущественно и являются покупателями продукции магазина.

Товарный профиль магазина - это  продовольственные товары. Специализация  супермаркета организована по товарному  признаку, т.е. предусматривается ограничение  деятельности магазина торговлей отдельными видами или группами товаров при  одновременном расширении внутригруппового ассортимента. Исходя из товарной специализации, супермаркет можно отнести к  группе смешанных магазинов, ведущих  торговлю как продовольственными, так  и непродовольственными товарами.

Товарный профиль (тип) и специализация  супермаркета определены его Уставом.

В этом магазине используются две  формы торгового обслуживания: традиционное, т.е. через прилавок и самообслуживание. Самообслуживание дает возможность  покупателям самостоятельно выбирать необходимые продукты и не стоять в очереди или зависеть от продавца.

Торговый зал магазина достаточно просторный. Около 50-55% торговой площади  супермаркета составляет площадь для  покупателей. Эта площадь обеспечивает свободное движение покупателей  между стеллажами, а также позволяет  применять тележки для укладки  товаров. В магазине стабильно поддерживается чистота и порядок. Продукты постоянно  докладываются, то есть покупателю не приходится ждать, когда продукт вынесут со склада.

В качестве оснащения магазина используется современная торговая мебель и торгово-техническое  оборудование. Вследствие того, что  супермаркет реализует большой  ассортимент скоропортящихся товаров, он оснащен высокоэффективным холодильным  оборудованием с централизованным хладоснабжением - оно более экономично. Включенные в его систему холодильные  прилавки, прилавки-витрины требуют  для хладоснабжения меньших затрат электроэнергии, не создают шума в  зале, не выделяют при эксплуатации тепла, проще в обслуживании.

Также в оснащении супермаркета имеется современное электронное  контрольно-кассовое оборудование. В  магазине 4 расчетных узла, что позволяет  быстро обслуживать покупателей, особенно в «час-пик». Осуществляется обслуживание по пластиковым картам «Золотая корона», «Сбербанк России», «МДМ-БАНК» и  т.д.

При планировке торгового зала был  использован комбинированный вид  планировки:

- линейный, т.е. горки, прилавки, пристенное оборудование расположены вдоль стен и в центре зала, создавая при этом непрерывную линию;

- островной, т.е. торговое оборудование размещено в конце зала в виде островка прямоугольной формы. Используется при обслуживании покупателей через прилавок.

Среди способов выкладки товара в  супермаркете можно выделить несколько  видов:

- горизонтальная;

- вертикальная;

- навалом (на полках, в корзинах, открытых холодильных прилавках).

Сопутствующие товары выложены навалом  у расчетных узлов. Все товары расположены на видном месте и  легкодоступны для покупателей. Хорошо видны из любой точки торгового  зала и красиво оформлены специальные  указатели определенных товарных групп, которые позволяют покупателям  свободно и быстро ориентироваться  в магазине.

Каждый из продавцов-консультантов  может дать всю необходимую информацию о продукте, если у покупателя появляется в этом необходимость.

В продаже имеются продукты как  доступные по цене, то есть для широкого потребителя, так и продукты для  гурманов, имеющие высокую цену. То есть ассортимент магазина учитывает  различные доходы различных слоев  населения.

Разнообразие ассортимента продукции  обеспечивается тем, что супермаркет  поддерживает деловые отношения  с местными, иногородними поставщиками и частными предпринимателями.

В супермаркете также можно приобрести популярные на сегодняшний день свежеприготовленные  салаты, выпечку, рыбные кулинарные изделия, вареные овощи, приготовленные поварами этого магазина. Для удобства покупателей  местные повара комплектуют различные  наборы из мяса (например, мясо для шашлыка, азу, гуляш).

В целом, супермаркет можно охарактеризовать как обычный продуктовый магазин  со стандартным ассортиментом.

2.2 Анализ потребительских предпочтений покупателей супермаркета

Для анализа покупателей супермаркета было проведено маркетинговое исследование в городе Железногорск, объектом которого послужили покупатели данного супермаркета. В качестве предмета исследования были выбраны потребности покупателей. Методом сбора информации стал опрос, при помощи анкеты. Перед составлением анкеты был проведен пилотажный опрос, в ходе которого было опрошено 30 покупателей.

Им был задан следующий открытый вопрос: «Какие показатели (свойства) продукта определяют Ваш выбор того или  иного товара?». Полученная информация о показателях продукта была обработана и вошла в один из вопросов анкеты. Опрос проводился в устной форме, а регистратор сам заполнял бланк  со слов респондента, то есть анкетный опрос осуществлялся экспедиционным способом.

Критерием отбора служила покупка  определенного вида продукции (кисло-молочные продукты, рыба, мясо, мясные изделия, хлебобулочные и кондитерские изделия), то есть покупка должна свидетельствовать о том, что покупатель хорошо знаком с ассортиментом супермаркета и неслучайно зашел в магазин.

Генеральная совокупность - это прежде всего реальные и потенциальные покупатели супермаркета. Была осуществлена неслучайная выборка. Применялся локализованный вид выборки, то есть в месте скопления респондентов - это супермаркет ООО «ТД Михайлов+». Размер выборки 100 человек. Время проведения опроса. с 16:00 до 19:00 часов ежедневно, потому что именно в этот промежуток времени супермаркет посещают постоянные покупатели. Опрос проводился в течение 10 дней, в день опрашивалось по 10 посетителей. В ходе маркетингового исследования был составлен социально-демографический портрет покупателя супермаркета и также была проведена оценка частоты покупок конкретных товарных групп. Полученные данные отражают структуру только покупателей супермаркета.

Для выявления информации о том, сколько составляют расходы  на продукты питания в семье, респондентам предлагался следующий вопрос: «Какую долю в бюджете Вашей семьи  составляют расходы на продукты питания?»  и предложены варианты ответов.

Анализ показал, что половина опрошенных респондентов (51%) ежемесячно тратят на продукты питания практически  весь семейный бюджет. Следовательно, можно сделать вывод о том, что покупатели хотели бы приобретать  качественный товар, расходуя на продукты почти все заработанные деньги. В  первую очередь руководству супермаркета необходимо учитывать этот факт при  формировании ассортимента продуктов  и при установлении цен на них.

В целях изучения структуры уровня доходов покупателей был задан вопрос относительно уровня доходов в семье. Большую долю покупателей супермаркета составляют люди с доходами от 7000 до 15000 руб. (43%) и от 10000 до 20000 руб. (31%), то есть со средним материальным достатком.

Чтобы выявить, где респонденты  предпочитают приобретать продукты питания, им был предложен следующий  вопрос: «Где Вы обычно покупаете продукты питания?». Выяснилось, что 65% опрошенных покупают продукты, главным образом, в продовольственных магазинах / супермаркетах, 30% - на рынке / микрорынке, 5% - в остановочных павильонах.

Таким образом, можно проследить следующую тенденцию: покупатели в  отношении качества продуктов и  широты ассортимента в большей степени  доверяют магазинам и супермаркетам, чем рынку и мелким ларькам. Поэтому  следует учитывать данные обстоятельства при формировании ассортимента супермаркета в целом, чтобы покупатель был  доволен, а его потребности были удовлетворены в полной мере.

В ходе исследования выяснилось, что в структуре покупателей  супермаркета по полу, по доходам и  по расходам на продукты питания можно  выделить основной сегмент - это женщины  со средним уровнем доходов, основные расходы которых приходятся на продовольственные  товары.

Для анализа частоты потребления  продуктов по конкретным товарным группам  в процессе анкетирования посетителям  задавался вопрос: «Как часто Вы приобретаете ниже перечисленные продукты?». Были получены следующие данные:

Частота потребления продуктов

Товарные группы

Ежедневно

Несколько раз в неделю

Несколько раз в месяц

Не приобретаем

Кисломолочные продукты (молоко, сметана, кефир, творог) 96%; 3%; 1%;_

Бакалея (мука, крупа, - 12%; 88%; - макаронные изд., сахар, яйца)

Хлебобулочные изделия 97%; 3%; -; -;

Мясо (говядина, свинина, птица) 1%; 20%; 75%; 4%;

Колбасные изделия 2%; 38%; 50%; 10%;

Рыба и морепродукты - 10%; 82%; 8%;

Масло сливочное - 14%; 70%; 16%;

Масло растительное - 2%; 95%; 3%;

Кондитерские изделия 32%; 55%; 9%; 4%;

Овощи 48%; 40%; 12%; -;

Фрукты 22%; 63%; 14%; 1%;

Кофе 4%; 26%; 67%; 3%;

Чай 4%; 30%; 66%; -;

Полуфабрикаты, консервы - 7%; 33%; 60%;

Безалкогольные напитки (минеральная вода, соки, газированные напитки) 8%; 48%; 32%; 12%;

Алкогольная продукция 1%; 3%; 70%; 26%.

Обобщая данные опроса, можно  выделить следующие моменты:

1) практически ежедневно  потребляются такие продукты  первой необходимости, как хлебобулочные  изделия (97%), кисломолочные продукты (96%), а также часто приобретаются  овощи (48%) и кондитерские изделия  (32%), что свидетельствует о том,  что данные ассортиментные группы  пользуются повышенным спросом  у покупателей. Чтобы потребитель  был постоянен и удовлетворен  выбором продукции, руководству  супермаркета необходимо следить  за тем, чтобы эти товарные  группы всегда были в наличии,  в необходимом количестве и  хорошего качества.

2) несколько раз в неделю  приобретаются: кондитерские изделия  (55%), фрукты (63%), безалкогольные напитки  (48%), овощи (40%), колбасные изделия  (38%). Значительная частота приобретения  данных продуктов питания требует  их постоянного наличия в продаже  в достаточном количестве.

3) достаточно редко, несколько  раз в месяц, респонденты потребляют  пищевые жиры (масло растительное 70%, масло сливочное 95%), бакалейные  товары (88%), рыба и морепродукты (82%), мясо (75%), алкогольная продукция  (70%), кофе (67%), чай (66%). Это объясняется  тем, что перечисленные продукты  в процессе потребления расходуются  постепенно. В целях оптимизации  ассортимента, каждая товарная группа  должна быть насыщенной и глубокой, чтобы покупатель имел широкий  выбор и мог приобретать появившиеся  новинки. Редко приобретаемые  товарные группы должны быть  в наличии в разумных пределах, чтобы не было больших издержек, связанных с хранением и реализацией, которые в свою очередь скажутся на ценах этих продуктов.

Для выявления предпочтений покупателей в отношении производителя  продукта респондентам был предложен  следующий вопрос: «Продукцию каких производителей Вы предпочитаете приобретать?» и предлагался список

товаров. Предпочтения потребителей относительно производителя продукта (Продукты отечественные и импортные):

Кисломолочные продукты 92%; 8%;

Мясо 96%; 4%;

Колбасные изделия 69%; 35%;

Рыбные товары (консервы, пресервы) 35%; 65%;

Кондитерские товары 42%; 58%;

Мука 82%; 18%;

Крупа 98%; 2%;

Сыры 72%; 28%;

Фрукты 34%; 69%;

Соки 49%; 51%;

Детское питание 62%; 38%;

Чай 38%; 62%;

Кофе 29%; 71%;

Газированные напитки 42%; 58%;

Алкогольные напитки 48%; 52%;

Анализируя данные опроса, можно сделать вывод, что предпочтения покупателей относительно импортных  и отечественных изделий практически  одинаковы. Потребители наиболее склонны  доверять таким отечественным товарам, как крупа (98%), мясо (96%), кисломолочные  продукты (92%), мука (82%), сыры (72%), колбасные  изделия (69%), детское питание (62%).

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в розничном торговом предприятии