Формирование ассортимента торговых предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 15:56, контрольная работа

Краткое описание

Но на самом деле эти причины можно смело отнести к субъективным. В основном, серьезно и профессионально занимаются маркетингом только крупные торговые предприятия, что является большой ошибкой. Специфика проблемы на российском рынке заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста населения, несовершенством рыночных отношений.

Вложенные файлы: 1 файл

зыб реферат.docx

— 64.36 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО  ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САНКТ – ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА  И ЭКОНОМИКИ.

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа на тему:

 

«Формирование ассортимента торговых предприятий»

 

 

 

 

 

Выполнила:

Мартиросян Ани, 
гр.3511.1, 5курс.

Проверил:

________________

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013г.

Содержание

Введение

Розничная торговля – одна из важнейших  сфер обеспечения населения. При  ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения  и покупательского спроса. Являясь  источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует  основы финансовой стабильности государства. Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет.

Проблемы формирования ассортиментной политики связаны в основном с  большим ассортиментом товаров  на рынке, с растущими потребностями  покупателей и возрастанием неценовой  конкуренции. Многие руководители считают, что они достаточно глубоко знают  тот рынок, на котором работают, а  проблемы со сбытом относят к объективным  факторам. Но на самом деле эти причины  можно смело отнести к субъективным. В основном, серьезно и профессионально занимаются маркетингом только крупные торговые предприятия, что является большой ошибкой. Специфика проблемы на российском рынке заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста населения, несовершенством рыночных отношений.

Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента –  это процесс подбора групп, видов  и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью  его полного удовлетворения.

Внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых  образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше  понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового, следует  остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового  предприятия.

Товарный ассортимент  как инструмент удовлетворения потребностей покупателей

В экономике, построенной на принципах  конкурентной борьбы, покупатели имеют  возможность выбора между товарами различных компаний.

Потребители приобретают товары, предложение которых, по мнению покупателей, имеет наивысшую ценность. А ценность товара есть функция воспринимаемой ценности и цены предложения компании. Пока фирма не предложит конкурентоспособные цены и качество товаров, она не может рассчитывать на получение прибыли. Благополучие деятельности фирмы в существенной мере зависит от ее товарной политики.

Товарная политика фирмы разрабатывается  на основе учета целого ряда немаловажных факторов, к числу которых можно  отнести такие как: состояние  спроса и ожидания покупателей, технологические  возможности реализации, наличие  аналогов товара на предлагаемом рынке  сбыта и прочее Товаром является любое средство, которое можно  предложить на рынке (физические предметы, услуги, предприятия, виды деятельности, идеи) для приобретения или использования  с целью удовлетворения потребностей.

Товару присуще определенное качество совокупность свойств и характеристик, которые определяют его способность  удовлетворять требованиям в  соответствии с назначением этого  товара. Показатели качества товара представляют собой конкретные характеристики продукции применительно к определенным условиям ее производства, эксплуатации и потребления. С точки зрения производителя, товар считается качественным, если он соответствует требованиям нормативно технической документации (ГОСТу, ОСТу, ТУ, сертификату соответствия). В маркетинге качество товара определяется уровнем удовлетворения потребностей покупателей.

Товар выполняет несколько функций: потребительскую, символическую и эмоциональную. Потребительская функция выражается в полезности товара, которая может быть основной и дополнительной. Часто дополнительная потребность оказывает решающую роль в покупке товара. Символическая функция: товар – это символ, с помощью которого мы общаемся с другими людьми. Эмоциональная функция: при покупке товара включаются наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Все три функции определяют ценность товара для потребителя.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы обобщенных показателей, характеризующих возможности рационального  развития товарного ассортимента, уровень  и соотношение цен на конкретные товары Одной из числа важнейших в деятельности фирмы является политика в области формирования товарного ассортимента. Формирование ассортимента сложный и длительный процесс, требующий глубокого анализа научно-технической информации в области развития товаров и услуг, конъюнктурно-рыночных изысканий и обобщений, предметного исследования совокупного потенциала предприятия и его составляющих.

С экономической точки зрения ассортимент, прежде всего, отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности предприятий, реализующих товары или услуги, то есть это один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения

Товарный ассортимент имеет  огромное социально – экономическое  значение, поскольку от него зависят  полнота удовлетворения покупательского  спроса и качество обслуживания субъектов  рынка.

В реальной действительности практически  не существует розничных предприятий, которые предлагают рынку лишь один товар. Как правило, фирма продает  несколько товаров, а также может  оказывать некоторые услуги. Все  эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы.

Товарная номенклатура – это  совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и  услуг. Рассматривая такую совокупность, можно выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским  характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными  группами.

Вне зависимости от типа продукция  всегда имеет ассортимент, различающийся  по структуре. В структуре ассортимента выделяют:

– ассортиментную позицию (конкретная модель, марка);

– ассортиментную группу (набор взаимосвязанных товаров);

– товарный ассортимент (совокупность ассортиментных групп) Каждая ассортиментная группа состоит из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). Например, ассортиментная группа «калькулятор» может состоять из двух ассортиментных позиций: калькулятор «Citizen» и калькулятор «Metrix».

Путем дифференциации одного товара можно составить ассортиментную группу. Если компания реализует различные  виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой.

Номенклатура товаров – это  ассортиментная группа товаров и  товарных единиц, реализуемых одним продавцом Товарный ассортимент может быть:

– замкнутым (товары одного производителя);

– насыщенным (аналогичные товары многих производителей);

– широким (несколько видов связанных между собой товаров: искусственная новогодняя елка, игрушки и тому подобное);

– смешанным (разнообразные, не связанные между собой товары) В целом, сущность планирования и формирования товарного ассортимента заключается в том, чтобы товаропроизводитель своевременно предлагал определенную совокупность товаров, которые бы, соответствуя в целом профилю его деятельности, наиболее полно удовлетворяли требованиям определенных категорий покупателей.

В качестве основных характеристик  товарного ассортимента выделяют:

• глубину и широту ассортимента;

• принцип формирования ассортимента;

• структуру;

• поведение товара на рынке.

Глубина и широта ассортимента важны  для формирования и распределения  степени риска. Широкий ассортимент  основан на количестве предлагаемых ассортиментных групп; глубокий ассортимент  – на количестве позиций в каждой ассортиментной группе. Сбалансированный ассортимент базируется на соотношении  между предлагаемыми ассортиментными  группами с точки зрения конечного  использования, каналов распределения, групп потребителей и диапазона  цен.

 

Принцип формирования товарного  ассортимента может быть следующим:

– функциональным (офисная мебель, продовольственные товары, молочные товары);

– потребительским (детские товары, военные товары);

– сбытовым (товары, продающиеся в универмаге, универсаме, на мелкооптовом рынке);

– ценовым (дешевые товары, товары класса «люкс»)

Первостепенной целью формирования ассортимента является наиболее полное удовлетворение покупательского спроса, который в свою очередь является важным элементом рыночного механизма. В спросе концентрируются общественные отношения по проблемам производства, товародвижения, реализации продуктов  общественного труда. Спрос определяет емкость рынка, ту часть товарного  предложения, которая должна быть реализована  в обмен на платежные средства субъектов рынка.

Формирование ассортимента может осуществляться:

– созданием параметрического ряда (product line) (горизонтальная стратегия);

– диверсификацией реализации и разработкой товарной номенклатуры (product mix) (конгломерантная стратегия);

– дифференциацией товара, предназначая каждый новый вариант для конкретного рыночного сегмента, (концентрическая стратегия)

Чтобы обеспечить эффективную предпринимательскую  деятельность, фирма должна постоянно  развивать товарный ассортимент.

Задача высшего руководства  фирмы и состоит в том, чтобы  с учетом всех этих факторов обеспечить наиболее полное соответствие товарного  ассортимента запросам потребителей. Такое соответствие достигается  благодаря управлению товарным ассортиментом, главной целью которого является его оптимизация. Очень важна возрастная структура товарного ассортимента между старыми и новыми товарами должно быть гармоничное равновесие. Если ассортимент устарел, он будет находить все меньше покупателей. Если он слишком нов, то потребуется длительное время для достижения достаточного спроса, и издержки по производству и продаже товаров будут перекрывать прибыль

В процессе оптимизации управленческие воздействие направляется на главные  характеристики ассортимента: широту, насыщенность, глубину, гармоничность.

Широта ассортимента – это сумма  составляющих ее ассортиментных групп. Если фирма продает ювелирные  изделия, косметические товары и  хозяйственные принадлежности, то широта равна трем. Фирма может развивать  ассортимент за счет реализации товаров  новых товарных групп.

Насыщенность ассортимента – это  общее количество всех продаваемых  товаров. Фирма может развивать  ассортимент за счет увеличения общего числа всех ассортиментных позиций.

Глубина ассортимента характеризует  степень дифференциации каждого  изделия или каждой разновидности  товара, поскольку дифференциации могут  подвергаться такие пищевые товары, как молоко, а также некоторые  сырьевые товары, например железные руды. Фирма может увеличить количество ассортиментных позиций в одних  ассортиментных группах и уменьшить  их в других.

Гармоничность характеризует степень  однородности ассортимента по отношению  к предпочтениям конечного потребителя, торгового посредника, характеру  производственного процесса и другое. Так, широкая номенклатура потребительских товаров может быть гармонизирована по каналам сбыта, а ассортимент печатной продукции – по конечному потребителю. Фирма может добиться большей или меньшей гармоничности между товарами различных ассортиментных групп

Оптимизация ассортимента – это  непрерывный процесс реализации товарной политики, а ассортимент  не может быть оптимизирован один раз на весь период присутствия фирмы  на рынке. Фирма может гибко реагировать  на переход товара от одной стадии жизненного цикла к другой. На первой стадии внедрения на рынок предлагают обычно наиболее популярные модели, пользующиеся повышенным спросом у покупателей. На стадии роста расширяют ассортимент  и параметрический ряд выпускаемых  изделий, и к стадии зрелости вводят на рынок полный набор изделий  всего параметрического ряда. В стадии спада на рынке оставляют только одну-две наиболее ходовые модели из всего ряда, которые обеспечивают запасными частями снимаемые  с производства изделия.

Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора изделий, разных по стадиям жизненного цикла товара, одновременно находящихся  на рынке. Оптимизация номенклатуры изделий, одновременно продающихся  на рынке, но различающихся по степени  новизны, позволяет гарантировать  фирме относительно стабильные условия  или некий баланс обеспечения  объемов реализации, покрытия расходов и уровня прибылей.

Информация о работе Формирование ассортимента торговых предприятий