Формирование ассортимента товаров в розничном торговом предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 23:31, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;
- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;
- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;
- совершенствование управления товарным ассортиментом.

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.docx

— 87.44 Кб (Скачать файл)

                                    КУРСОВАЯ РАБОТА

тема: "Анализ формирования ассортимента товаров в розничных  торговых предприятиях"

Введение

Розничная торговля - одна из важнейших  сфер обеспечения населения. При  ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения  и покупательского спроса. Являясь  источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует  основы финансовой стабильности государства.

За период рыночных преобразований она претерпела коренные изменения. В розничной торговле, как ни в  одной другой отрасли хозяйственной  системы, сформировалась богатая конкурентная среда. Предпринимательская и инвестиционная активность в этой сфере самая  высокая.

Современный рынок товаров отличается относительно высокой насыщенностью, товарного дефицита фактически нет. Бюрократическая система распределения  товаров полностью заменена отношениями  свободной купли-продажи.

По мере того, как в развитых странах происходит сдвиг от среды  предложения к среде спроса, значение маркетинга возрастало. На протяжении всей своей истории мировая торговля характеризовалась недостаточным  предложением. Сегодня все изменилось. Экономика развитых стран характеризуется  избыточным предложением. Центральной  проблемой стало привлечение  покупателей, а не удовлетворение спроса.

Управление ассортиментом и  его планирование одно из самых главных  направлений деятельности маркетинга каждого предприятия. Даже хорошо продуманные  планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.

Актуальность выбранной темы не может вызывать сомнений, т. к. проблемы формирования ассортиментной политики связаны в основном с большим ассортиментом товаров на рынке, с растущими потребностями покупателей и возрастанием неценовой конкуренции. Многие руководители считают, что они достаточно глубоко знают тот рынок, на котором работают, а проблемы со сбытом относят к объективным факторам. Но на самом деле эти причины можно смело отнести к субъективным. В основном, серьезно и профессионально занимаются маркетингом только крупные торговые предприятия, что является большой ошибкой. Специфика проблемы на российском рынке заключается в том, что ситуация усложняется общей экономической нестабильностью, инфляцией, низким уровнем платежеспособного спроса, низким уровнем роста населения, несовершенством рыночных отношений.

При написании курсовой работы большую  помощь оказали теоретические источники  ведущих зарубежных и отечественных  авторов в области маркетинга. В качестве учебных пособий использовались издания, особое внимание которых уделено  маркетинговым направлениям в управлении фирмой, а также специализированная литература, в том числе по товароведению  продовольственных товаров. В периодической  печати изучались используемые в  торговле современные подходы и  принципы оптимизации ассортимента предприятия розничной торговли. Были рассмотрены журналы: «Маркетинг», «Маркетинг и маркетинговые исследования», «Маркетинг в России за рубежом», «Менеджмент  в России и за рубежом», «Практический  маркетинг», «Маркетолог», «Менеджмент: теория и практика», «Консультант директора».

В теоретической части уделяется  внимание определению понятий ассортимент, ассортиментная концепция. Для обеспечения  представления о том, какими основополагающими  характеристиками обладает ассортимент, были изучены учебные пособия  Ващекина Н.П. «Маркетинг», Акулича И.Л. «Маркетинг», Федько В.П. «Основы маркетинга, где представлены характеристики товарного ассортимента и степень их важности при формировании ассортиментной политики розничного предприятия.

В курсовой работе освящены вопросы  формирования ассортимента на розничном  торговом предприятии ООО «Торговй дом Михайлова +» (ООО «ТД Михайлова +».

Понятие ассортимент товара включает в себя совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку.

Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента - это  процесс подбора групп, видов  и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью  его полного удовлетворения.

С нашей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного  ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Процесс сбыта товаров характеризуется  наличием жесткой конкуренции. Прежде всего, это конкуренция в планировании ассортимента и разработке новых  образцов, следует также отметить конкуренцию цен, по которым товары предлагаются на рынке. Чтобы лучше  понять проблемы в процессе выбора ассортиментной политики торгового, следует  остановиться на основных факторах, определяющих формирование ассортимента торгового  предприятия.

Роль руководства должна заключаться  в том, чтобы умело сочетать финансы  предприятия с ассортиментной политикой, обеспечивающей рост прибыли. Тщательно  разработанная ассортиментная политика предприятия служит руководству  указателем, стратегическим направлением на которое должно ориентироваться  предприятие, что в свою очередь  позволяет сотрудникам предприятия  ориентировать свою работу с наибольшей отдачей. Правильный выбор ассортиментной политики предприятия служит своего рода гарантией, что выгодные возможности  не будут упущены.

Объектом исследования курсовой работы является торговое предприятие ООО «ТД Михайлова +».

Субъект исследования - ассортиментная политика торгового предприятия. Временные  рамки исследования объекта - 3 года (2007-2009 гг.).

Целью курсовой работы является разработка эффективной ассортиментной политики фирмы, основанная на комплексном анализе  его финансово-экономического состояния, на данных показателей ассортимента и изучение теоретических аспектов выбранной темы. Для достижения цели поставлены следующие задачи:

- изучение основных проблем и тенденций развития розничной торговли;

- изучение теоретических основ формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли;

- изучение содержания торгово-технологических процессов в магазине и выкладки товаров в торговом зале;

- совершенствование управления товарным ассортиментом.

1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента предприятий розничной торговли

1.1 Товарный ассортимент как  инструмент удовлетворения потребностей  покупателей

В экономике, построенной на принципах  конкурентной борьбы, покупатели имеют  возможность выбора между товарами различных компаний.

Потребители приобретают товары те из них, предложение которых, по мнению покупателей имеет наивысшую ценность. А ценность товара есть функция воспринимаемой ценности и цены предложения компании. Пока фирма не предложит конкурентоспособные цены и качество товаров, она не может рассчитывать на получение прибыли. Благополучие деятельности фирмы в существенной мере зависит от ее товарной политики.

Товарная политика определяет направление  курса действий товаропроизводителя  или торгового посредника на основе наличия у него четко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов), разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживания товаров. Отсутствие товарной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из-за воздействия случайных или преходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.

Хотя ассортиментная политика уникальна  для каждого предприятия, обычно она преследует долгосрочные стратегические цели и строится на принципах комплексного подхода.

Товарная политика фирмы разрабатывается  на основе учета целого ряда немаловажных факторов, к числу которых можно  отнести такие как: состояние  спроса и ожидания покупателей, технологические  возможности реализации, наличие  аналогов товара на предлагаемом рынке  сбыта и прочее [36 с. 174].

Товаром является любое средство, которое можно предложить на рынке (физические предметы, услуги, предприятия, виды деятельности, идеи) для приобретения или использования с целью  удовлетворения потребностей.

Товару присуще определенное качество совокупность свойств и характеристик, которые определяют его способность  удовлетворять требованиям в  соответствии с назначением этого  товара. Показатели качества

товара представляют собой конкретные характеристики продукции применительно  к определенным условиям ее производства, эксплуатации и потребления. С точки  зрения производителя, товар считается  качественным, если он соответствует  требованиям нормативно технической  документации

(ГОСТу, ОСТу, ТУ, сертификату соответствия). В маркетинге качество товара

определяется уровнем удовлетворения потребностей покупателей.

Товар выполняет несколько функций: потребительскую, символическую и эмоциональную. Потребительская функция выражается в полезности товара, которая может быть основной и дополнительной. Часто дополнительная потребность оказывает решающую роль в покупке товара. Символическая функция: товар - это символ, с помощью которого мы общаемся с другими людьми. Эмоциональная функция: при покупке товара включаются наши чувства: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Все три функции определяют ценность товара для потребителя [19 с. 148-149].

Каждый товар должен быть ориентирован на конкретного потребителя. Воплощение этого рыночного принципа опирается  на так называемую ассортиментную концепцию, разработка которой предшествует формированию ассортимента. Она представляет собой  направленное построение рациональной ассортиментной структуры товарного  предложения. За основу принимаются  потребительские требования конкретных субъектов рынка, обеспечение наиболее эффективного использования финансовых, материальных, технологических и  трудовых ресурсов.

Ассортиментная концепция выражается в виде системы обобщенных показателей, характеризующих возможности рационального  развития товарного ассортимента, уровень  и соотношение цен на конкретные товары [1 6 с. 181].

Одной из числа важнейших в деятельности фирмы является политика в области формирования товарного ассортимента. Формирование ассортимента сложный и длительный процесс, требующий глубокого анализа научно-технической информации в области развития товаров и услуг, конъюнктурно-рыночных изысканий и обобщений, предметного исследования совокупного потенциала предприятия и его составляющих. Подобные задачи должны решаться на уровне высшего звена управления, однако, подготовка необходимых для этого материалов является прерогативой низовых подразделений. Торговое предприятие должно, прежде всего, определить подробный перечень выпускаемой и продаваемой продукции по видам, типам, сортам, размерам и маркам, то есть ассортимент.

С экономической точки зрения Федько В.П. определяет ассортимент как, прежде всего, отражение межотраслевой и отраслевой пропорции в составе товарного предложения, которое характеризует результаты деятельности предприятий, реализующих товары или услуги, то есть это один из факторов, определяющих степень сбалансированности спроса и предложения [16 с. 176].

Товарный ассортимент имеет  огромное социально - экономическое  значение, поскольку от него зависят  полнота удовлетворения покупательского  спроса и качество обслуживания субъектов  рынка.

В реальной действительности практически  не существует розничных предприятий, которые предлагают рынку лишь один товар. Как правило, фирма продает  несколько товаров, а также может  оказывать некоторые услуги. Все  эти товары и услуги определяют товарную номенклатуру фирмы.

Товарная номенклатура - это совокупность всех производимых и предлагаемых фирмой для продажи товаров и услуг. Рассматривая такую совокупность, можно  выделить отдельные группы товаров, схожих по своим потребительским  характеристикам или призванных удовлетворять определенную потребность. Эти группы товаров называются ассортиментными  группами.

Вне зависимости от типа продукция  всегда имеет ассортимент, различающийся  по структуре. В структуре ассортимента выделяют:

- ассортиментную позицию (конкретная модель, марка);

- ассортиментную группу (набор взаимосвязанных товаров);

- товарный ассортимент (совокупность ассортиментных групп) [3 с. 231].

Каждая ассортиментная группа состоит  из отдельных ассортиментных позиций (марок, моделей, разновидностей). Например, ассортиментная группа «калькулятор»  может состоять из двух ассортиментных позиций: калькулятор «Citizen» и калькулятор «Metrix».

Вся совокупность ассортиментных групп  товаров, продаваемых фирмой, определяется как товарный ассортимент. По определению Ф. Котлера, товарный ассортимент это группа товаров, тесно связанных между собой либо в силу схожести их функционирования, либо в силу того, что их продают одним и тем же группам клиентов, или через одни и те же типы торговых заведений, или в рамках одного и того же диапазона цен [17 с. 272].

Федько В.П. отмечает, что ассортиментом является совокупность товаров, предназначенных:

- для определенной области применения (бытовая техника);

- для продажи в определенном ценовом интервале (престижные дорогие изделия);

- для реализации в конкретных магазинах, супермаркетах, бутиках и так далее;

- для определенной категории потребителей (детская одежда).

Путем дифференциации одного товара можно составить ассортиментную группу. Если компания реализует различные  виды товаров, то сумму их ассортиментных групп называют товарной номенклатурой.

Номенклатура товаров - это ассортиментная группа товаров и товарных единиц, реализуемых одним продавцом [16 с. 180].

Товарный ассортимент может  быть:

- замкнутым (товары одного производителя);

- насыщенным (аналогичные товары многих производителей);

- широким (несколько видов связанных между собой товаров: искусственная новогодняя елка, игрушки и тому подобное);

Информация о работе Формирование ассортимента товаров в розничном торговом предприятии