Формирование ассортимента в различных типах предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2013 в 23:17, курсовая работа

Краткое описание

Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка его качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками. Поэтому, будущим предпринимателям необходимы основные представления о товароведении различных групп товаров.
Рыночный успех отныне является главным критерием оценки деятельности отечественных предприятий, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политикой. Именно на основе изучения рынка и перспектив его развития предприятие получает исходную информацию для решения вопросов, связанных с формирование ассортимента, его управлением и совершенствованием.

Содержание

Введение………………………………………………………….……………..3

Глава 1. Теоретические основы формирования товарного ассортимента……….....4
1.1Ассортимент продукции ………………………………………………...……....4
1.2 Планирование ассортимента …………………………………………………....8
1.3 Формирование ассортимента в магазинах и порядок их размещения ……..10
1.4 Структура ассортимента ………………………………………………………16
1.5 Формы розничной продажи товаров ……………………………………...…..19
Глава 2. Анализ коммерческой деятельности ………………………………………23
2.1 Анализ коммерческой деятельности магазина «Визит» ……………...…….23
2.2. Расчет по структуре ассортимента товара ………………………………...…25
2.3 Показатели ассортимента ……………………………………………...………26
2.4 Показатели эффективности использования основных фондов организации
за два года…………………………………………………………...……………28

Заключение……………………………………………………………………...32

Список используемой литературы................34

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая организация .doc

— 266.00 Кб (Скачать файл)

    Продажа товаров на основе самообслуживания — один из самых удобных для покупателей методов продажи товаров. Самообслуживание позволяет ускорить операции по продаже товаров, увеличить пропускную способность магазинов, расширить объем реализации товаров. Этот метод предусматривает свободный доступ покупателей к выложенным в торговом зале товарам, возможность самостоятельно осматривать и отбирать их без помощи продавца, что позволяет более рационально распределить функции между работниками магазина. Оплата за отобранные товары осуществляется в контрольно-кассовом узле расчета магазина. При самообслуживании изменяется технологическая планировка торгового зала и других помещений магазина, организация материальной ответственности, товароснабжение, а также функции работников магазина. Этот метод применяется при продаже большинства продовольственных и непродовольственных товаров. Исключение составляют бытовые электроприборы и машины, холодильники, ковры и ковровые изделия, сервизы и хрусталь, велосипеды, мотоциклы, моторы, лодки, палатки, радио- и телевизионная аппаратура, радиодетали, ювелирные изделия, часы, сувениры и некоторые другие товары, так как при их выборе покупатели, как правило, нуждаются в помощи продавцов. Эти товары, а также товары, требующие нарезки, упаковки и т. д., продают в магазинах самообслуживания через прилавок индивидуального обслуживания.

Процесс продажи в  них состоит из следующих основных операций:

• встреча покупателя и предоставление ему необходимой  информации о реализуемых товарах, оказываемых услугах и т. д.;

• получение покупателем  инвентарной корзины или тележки  для отбора товаров;

• самостоятельный отбор  товаров покупателем и доставка их в контрольно-кассовый узел магазина;

• подсчет стоимости  отобранных товаров;

• оплата купленных товаров и получение чека,

• упаковка приобретенных  товаров и укладка их в сумку  покупателя;

• возврат инвентарной  корзины или тележки для отбора товаров на место их концентрации.

Торговый персонал должен обеспечивать строгое соблюдение установленных правил торговли. Так, не разрешается требовать от покупателей, входящих в торговый зал магазина самообслуживания, предъявления приобретенных ими в других магазинах товаров, ставить на них штампы или какие-либо отметки, а также обязывать оставлять личные вещи.

В фирменных магазинах  особое внимание должно уделяться организации  такого процесса обслуживания покупателей, при котором основную долю времени  покупатели затрачивают на осмотр товаров, их отбор и консультации, а затраты  времени ориентирование и поиск товаров в торговом зале, ожидание консультации и расчёта сводятся к минимуму. Работники магазина должны оказывать покупателю необходимую помощь: объяснять порядок продажи товаров (например, при самообслуживании, по образцам или при открытой выкладке) и расположения товарных групп в торговом зале, информировать о товарах, которые интересуют покупателя, о дополнительных услугах, предоставляемых магазином. Консультация должна быть полной, убедительной, а поведение работника магазина вежливым и предупредительным. Эффективность консультации во многом зависит от теоретической и практической подготовки продавца, знания им ассортимента товаров, умения рекомендовать изделие и без лишней потери времени обслуживать покупателя.

Одним из важнейших элементов  процесса продажи - расчёт с покупателями за отобранные товары. Основной задачей при этом является обеспечение высокой скорости расчётов и эффективности учёта и контроля за сохранностью товарно-материальных ценностей в торговом зале. Расчёт у кассы завершает процесс покупки, поэтому от его организации во многом зависит общее впечатление покупателя о фирменном магазине самообслуживания.

Заключительный этап процесса продажи товаров в фирменных  магазинах - их упаковка, которую должны выполнять продавцы. При этом желательно, чтобы магазины имели свою, фирменную упаковку (обёрточную бумагу, полиэтиленовые пакеты и др.).

 

ГЛАВА 2 Анализ коммерческой деятельности

 

2.1 АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАГАЗИНА

«Визит»

    Развитие любого  производства не представляется  возможным без реализации созданных им товаров. Реализация осуществляется в сфере обращения , одним из важнейших видов которых является торговля, охватывающая процесс движения товара от производителя до его конечного потребителя и представляющая собой определенный цикл операций хозяйственной деятельности торгового предприятия таких как::

- приобретение товаров;

- реализация товаров;

- хранение товаров,  инвентаризация, выявление товарных  потерь;

- переоценка товаров;

- формирование издержек  обращения;

- комиссионные товары.

Розничная торговля –  вид предпринимательской деятельности в сфере торговли осуществляющий процессы по приобретению, транспортировке, расфасовке, хранению и реализации товаров покупателям для личного  использования. Розничной торговлей  занимаются торговые предприятия, магазины: мини-маркеты, киоски, ларьки, супермаркеты, гипермаркеты, торговые центры и др.

Магазин «Визит», расположенный  по адресу  Ульяновская область  Чердаклинский район поселок  Мирный, переулок Фабричный, 3. Магазин  состоит из двух отделов: промтовары  и продуктовый отдел, который работает по системе  супермаркета с обслуживанием покупателя непосредственно продавцом.

Магазин «Визит» работает с 7.00 до 21.00 с двумя сменами продавцов, в каждой из которых работает по три человека. Каждая смена работает по заранее составленному графику.

 Общая площадь магазина  составляет   700 м2.  Из них 360 м2 приходится на продуктовый магазин. Торговый зал магазина состоит их трех отделов. В центре магазина находятся кондитерские товары, мороженное, чай, кофе справа от входа хлебо - булочные изделия, молочная продукция, консервы, макаронные изделия, фрукты, овощи, крупяные изделия,  полуфабрикаты (заморозка),также там находится специальный шкаф-витрина для выкладки сигарет, слева от входа алкогольная продукция (вино, водка, пиво, слабоалкогольные напитки), лимонад, сок,  колбасные изделия, рыба. В каждом из отделов работает расчетно-кассовый аппарат.

Товар в торговом зале выложен на соответствующих полках-витринах под каждым видом товара находится ценник с датой и подписью  продавца. В торговом зале под хранение и выкладку товаров предусмотрены 4 холодильных витрин, 7 морозильных прилавков для заморозки и выкладки мороженного, мясных и рыбных полуфабрикатов. Оборудование для продажи и рекламы сигарет и табака предоставляется поставщиками, где находятся 55 наименовании сигарет.

В торговом зале есть два  выхода, один ведет в другой отдел  где находится химия, канцелярские товары, парикмахерская, посуда, одежда, а другой выход ведет в коридор  где расположен  склад, комната гигиены, бухгалтерия.

Вывеска магазина – это  первое, что видит покупатель, поэтому  она не только информационная, но и  привлекательная с эстетической точки зрения.

Вывеска магазина содержит:

- наименование магазина;

- режим работы.

В магазине «Визит» имеется  вся необходимая информация о  товарах, которая доводится до сведения покупателя.  Часть информации, включая  цену на товар, содержится в ценниках на тот или иной вид товаров.

Таким образом, информация о товаре в магазине включает в себя следующую информацию:

- наименование товара;

- фирменное наименование  и происхождение изготовителя;

- обозначение стандартов, требованиям которым должен соответствовать  товар;

- сведения об основных  потребительских свойствах товара;

- правила и условия эффективного и безопасного использования товара;

- срок годность на  продовольственные товары;

- цена.

В соответствии с установленными правилами продаж продовольственных  товаров покупатель имеет право  потребовать всю необходимую  информацию о товарах. В магазине имеется следующая информация:

- сертификат соответствия  на товар;

- ассортиментный перечень;

- товарно-сопроводительные  документы на товар;

- удостоверение о  качестве;

- справка к товарно-транспортной  накладной.

Помимо вышеперечисленных документов, покупателям предоставляется лист отзывав и предложений для внесения ими своих предложений по организации продажи товаров или записи жалоб на работников  магазина.

В магазине «Визит» цены на товар устанавливаются самостоятельно, путем торговой надбавки на товар. Таким образом, цена товара складывается из цены поставщика и торговой надбавки. Структура ценников устанавливается продавцом самостоятельно, но они в обязательном порядке включают в себя следующую информацию:

- наименование товара;

 - наименование магазина;

- цена товара;

- подпись ответственного  лица.

 

 

2.2 Расчеты по структуре ассортимента товара.

 

Суть АВС - анализа  — это составление рейтинговых  списков по разным параметрам. В  рамках общего рейтингового списка выделяют З группы объектов — А, В и С, которые различаются по своей значимости и доле в структуре показателя.

Группа А — объекты, сумма долей которых накопительным  итогом составляет первые 50 % от общей  суммы параметров. Эти объекты  требуют тщательного планирования, постоянного (возможно, даже ежедневного) учета и контроля.

Группа В — следующие  за группой А объекты, сумма долей  которых накопительным итогом составляет от 50 до 80 % от общей суммы параметров. Эти объекты в меньшей степени  важны для предприятия и требуют  обычного контроля и налаженного учета (возможно, ежемесячного).

Группа С — оставшиеся объекты, сумма долей с накопительным  итогом которых составляет от 80 до 100 % от общей суммы параметров. Это  малоценные объекты, характеризующиеся  упрощенными методами планирования, учета и контроля.

 

Таблица – АВС анализа  структуры ассортимента товаров

 

Наименование отдела

Сумма реализации за 2008год,руб

Доля, %

Доля, нарастающим итогом, %

Группа

1. Вино - водочный

3 842 252

29,60

29,60

А

2. Соки, напитки, чай, 

     кофе

1 872 000

14,44

44,04

А

3. Заморозка

2 370 160

18,28

62,32

В

4. Молочный

309 365

2,40

64,72

В

5. Хлебобулочные 

    изделия

1 315 420

10,15

74,87

В

6. Фрукты и овощи

1 202 850

9,30

84,17

С

7. Кондитерские

896 880

6,92

91,09

С

8. Консервация

684 556

5,30

96,39

С

9. Сопутствующие 

     товары

363 987

2,80

99,91

С

10. Бакалейный

95 825

0,74

99,93

С

11. Касса

10 120

0,07

100

С

ИТОГО:

12 963 415

100

   

 

Чтобы рассчитать долю наименований отдела нужно сумму реализации разделить  на итог и умножить на 100%.

 

Вино-водочный=3 842 252/12 963 415*100% = 29,60

Соки, напитки, чай=1 872 000/12963415*100% = 14,44

Замарозка=2 370 160/12 963 415*100% = 18,28

Молочный=309 365/12 963 415*100%=2,40

Хлебобулочные изделия=1 315420/12 963 415*100 = 10,15

Фрукты, овощи= 1 202 850/12 963 415*100% = 9,30

Кондитерские=896 880/12 963 415 = 6,92

Консервация=684 556/12 963 415 = 5,30

Сопутствующие товары=363 987/12 963415 = 2,80

Бакалейный= 95 825/12 963 415 = 0,74

Касса=10 120/12 963 415 = 0,07

 

Чтобы рассчитать долю нарастающим  итогом нужно:

29,60+14,44=44,04

44,04+18,28=62,32

62,32+2,40=64,72

64,72+10,15=74,87

74,87+9,30=84,17

84,17+6,92=91,09

91,09+5,30=96,39

96,39+2,80=99,19

99,19+0,74=99,93

99,93+0,07=100

 

2.3 Показатели ассортимента.

    Ассортимент товаров – это совокупность видов и разновидностей товаров объединённых по одному или нескольким признакам.

Различают следующие  свойства и показатели ассортимента:

 

1) Ширина ассортимента — это количество видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп.

Это свойство характеризуется следующими показателями:

-действительная ширина (Шд) — это фактическое количество  товаров имеющихся в наличии;

-базовая ширина (Шб) —  это ширина, принятая за основу  для сравнения;

- коэффициент ширины (Кш) — это отношение действительного количества видов и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

 

Кш = Шд/Шб * 100%

 

Кш2007= 1 800/750*100%=240

 

Кш2008= 1 890/750*100%=252

2) Полнота ассортимента — это способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Показатели полноты  ассортимецта:

- действительный показатель  полноты (Пд) — характеризуется  фактическим количеством видов  и наименований товаров однородной  группы;

- базовый показатель  полноты (Пб) — характеризуется  регламентируемым или планируемым количеством товаров;

- коэффициент полноты  (Кп) — это отношение действительного  показателя к базовому. Чем ближе этот показатель к 100 %, тем полнее ассортимент торгового предприятия.

Кп=Пд/Пб * 100%

 

Кп2007=55/120*100%=45,83

 

Кп2008=67/120*100%=55,83

   3) Устойчивость ассортимента - это способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары, особенностью которых является наличие устойчивого спроса на них.

Показатели устойчивости:

Информация о работе Формирование ассортимента в различных типах предприятий